Занятие-проект "Сказы П.П.Бажова"
методическая разработка по чтению (4 класс)

 Соловьева Анна Вячеславовна

Заключительное занятие по краткосрочному проекту со знакомством и творчеством П.П. Бажова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie-proekt_skazy_bazhova.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Заключительное занятие по проекту

Тема: «Сказы П.П. Бажова»

4 класс

Выполнила: воспитатель ГПД

Соловьева Анна Вячеславовна

Актуальность проекта. Среди просторов нашей необъятной родины есть края, где мы живём, наш родной дом. Но есть ещё одни край, край Урала. Чудесна красота Урала, лесные горы, изумрудные озёра, быстрые реки. Но не только этим прекрасна эта земля. Урал сказочно богат и на весь мир славится и своими камнями и самоцветами (малахитом, самоцветы, яшмой, мрамором); полезными ископаемыми (углём, рудой, золотом). Ещё на этой земле жили и живут замечательные люди – настоящие мастера своего дела! Ведь именно об этом и писал знаменитый писатель Пётр Петрович Бажов. Знакомя детей с творчеством Бажова, мы рассказываем им о красоте этого края, в котором они живут, знакомим с его прошлым, с обрядами и обычаями людей, их бытом.

Проблема: В настоящее время наши дети мало путешествуют по нашей стране, мало знают её историю, и поэтому с удовольствием знакомятся с произведениями П.П.Бажова «Огневушка-Поскакушка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце», «Золотой волос», «Про Великого Полоза», «Медной горы Хозяйка», «Каменный цветок», и т.д.

Информационная карта проекта:

Организация: Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа №207 с углублённым изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга.

Адрес: Невский проспект, д. 100-Ш, д.108-Б.

Автор: Соловьева Анна Вячеславовна

Тип проекта: Среднесрочный, творческий, информационно-исследовательский.

Участники проекта:  дети 4 –го класса

           Цель проекта: - формирование личности дошкольника на основе исторического, культурного, духовно- нравственного потенциала уральского региона через сказы П.П.Бажова.

         Задачи: - дать первоначальное представление детям о многонациональной культуре Урала через знакомство со сказами П.П.Бажова.

- формировать простейшие навыки и умения работы с художественным словом и речевым общением  по сказам П.П.Бажова.

- воспитывать чувства патриотизма, любви к своему родному краю.

Эпиграф на доске:

«Работа - штука долговековая.

Человек умрёт, а дело его останется».

  1. Работа с выставкой книг.

- Какова тема выставки?

- Назовите произведения П.П.Бажова.

  • Конкурс  «Кто последний».

Выигрывает тот, кто последний назовет произведение П.П.Бажова

- В чём особенность жанра произведений П.П.Бажова? (сказы)

- Что значит «сказ»? (повествование, ведущееся от лица рассказчика)

- От чьего лица ведётся повествование в сказах П.П.Бажова?

Ответить на этот вопрос может тот, кто знает биографию П.П.Бажова (несколько подготовленных учеников рассказывают биографию П.П.Бажова).

- Вернёмся к вопросу «От чьего лица ведётся повествование в сказах П.П.Бажова?» (от лица староуральского горнорабочего, деда Слышки. От него в детстве П.П.Бажов узнал много легенд и рассказов.)

  1. Парад героев сказов.

(показ иллюстрации из книги «Природа России»)

  1. – Кто из героев сказки П.П.Бажова мог работать в такой пещере?

(Данила из сказа «Каменный цветок»)

- Как Данила попал к Прокопьичу?

- Почему не прижился в Барском доме?

- За какие качества, черты характера полюбился старому мастеру?

(Ещё ничем – ничего, а старому мастеру указал)

  1.  Отрывок по ролям.

(горный мастер)

- Из какого произведения?

- Что ответил Данила Хозяйке Медной горы?

- Почему Данила вернулся к людям?

  1. «Хрустальная веточка»

- Что за ягоды? Из какого произведения?

- Кто главный герой? Какой он?

- Почему Хозяйка Медной горы помогла Мите?

  1. Показ творческих работ, рисунки. (к сказу «Медной горы хозяйка»)

- В каких сказах мы встретили эту героиню?

- Как она относится к людям? (кого одаривает, кого наказывает)

- Кого изобразил П.П.Бажов в лице хозяйки Медной горы? (уральскую природу – хранительницу недр)

- Богата и неповторима Уральская природа. Но богатства Урала не даются в руки стяжателям, людям недобрым. Природа одаривает только трудолюбивого.

  1. Игра: «Загадки - слова».

- П.П.Бажова называют художником слова. В его сказах много поговорок и крылатых выражений, а так же много слов, о которых говорят: «бьёт не в бровь, а в глаз».

- Вы приготовили загадки слова. Посмотрим, кто из вас чаще обращался к толковому словарю.

- Название, какого произведения считают «крылатым выражением»?

- Кому их героев П.П.Бажова принадлежат слова:

«На всякое дерево влезу и за верхушку подержусь»?

- Как вы их понимаете?

- Что вышло на самом деле?

- Найди и прочитай основную мысль сказа.

  1. «Синюшкин колодец».

- А этот герой, из какого сказа? (читает ученик)

- Какой наказ давала бабка Илье?

- Почему Синюшка одарила Илью своими богатствами?

  1. Некоторые герои сказов П.П.Бажова побывали в нашем городе.

- Кто? Из какого сказа? (показать Малахитовый зал)

- Почему захотела побывать Танюшка в Царском дворце?

Вывод: Какие человеческие качества объединяют героев сказов П.П.Бажова? (трудолюбивые, простые, но цену себе знают, смелые, в дружбе с природой, неустанно стремятся познать законы высокого мастерства).

  1.  Герои – дети.

Видео – загадка. (отрывок из диафильма «Огневушка - поскакушка»)

  1. Почему Огневушка – поскакушка решила помочь Федюньке?
  2. Показать творческие работы (сказ «Голубая змейка»).

- Как зовут героев? (Лейко Шапочка и Ланко Путанко)

- Почему голубой змейке не удалось их поссорить?

  1. В каких ещё произведениях П.П.Бажова герои – ваши сверстники?

(«Серебряное копытце»)

- Как звали главных героев? (Кокованя, Дарёнка, Мурёнка)

- Для чего хотелось Дарёнке повидать Серебряное копытце?

Вывод: Что объединяет этих героев? (Пытливые, задумываются над тайнами природы, настойчивые, ими владеет радость познания чудес природы).

  1. Итог занятия.

Посмотрите, сколько творческих работ вы приготовили к нашему занятию.

- Почему вам захотелось их сделать?

- Творчество П.П.Бажова вдохновило многих талантливых художников. Художник Батурина выбрала тему для своих картин в стиле палехской росписи.

(прослушивание аудиозаписи балета Глиера, стихотворение Д.Бедного)

Павла Петровича давно нет в живых. Умер он в 1950 г. В городе Екатеренбурге на Урале стоит памятник П.П.Бажову. На его цоколе слова:

«Работа - штука долговековая.

Человек умрёт, а дело его останется».

- Как эти слова соотнести с творчеством самого  П.П.Бажова? (писателя уже нет, а его произведения живут и радуют людей).

  1. Рефлексия.

На столе смайлики трёх цветов. Выберете один смайлик, который будет характеризовать ваше настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект комплексного занятия по творчеству П. Бажова и дополнительный материал к нему

По данному материалу проводилось внеклассное мероприятие по творчеству П. Бажова в рамках конкурса "Классныый - самый классный". при написании сцценария было переработано море материала. мероприятие п...

Презентация "Жизнь и творчество П.П.Бажова"

Презентация может использоваться на уроках чтения по творчеству П.П.Бажова. ...

Презентация по творчеству П.П.Бажова и к сказу "Серебряное копытце"

Данный материал можно использовать к любому уроку по произведениям П.П. Бажова...

Сказы П.Бажова

Презентация содержит краткую биографию Бажова и викторину по его произведениям...

Урок литературы в 4 классе по теме: Серебрянное копытце Бажова

На этом уроке использованы разнообразные методы работы, а так же инсценировка одного эпизода ( встречи главного героя с девочкой Даренкой). Глубокий анализ текста, РАБОТА С КАРТОЧКАМИ, ТЕСТАМИ...

Музей. «Московский уголок сказов П.П.Бажова»

Через творчество П.П. Бажова будить интерес и любовь к родному краю, пополнить знания детей о достопримечательностях района Ростокино. Раскрыть учащимся мир сказов уральского писателя. Познакомить дет...

Концепция развития литературного музея "Сказы Павла Петровича Бажова"

Основными целями создания литературного мзея в нашем общеобразовательном учреждении являются приобщения детей к литературе как искусс...