Технологическая карта урока литературного чтения Г.Б. Остер "Вредные советы". 3 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Тип урока: открытие «нового» знания

Цель урока: ознакомление учащихся с произведением Г.Б. Остер «Вредные советы»; формирование умения анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроение.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить с содержанием рассказа Г.Б. Остер «Вредные советы»; знать такие качества, как вежливость, воспитанность;
  2. Научить определять тему и идею произведения, совершенствовать навык чтения; анализировать рассказ Г.Б. Остер «Вредные советы»;

Развивающие:

1.    Развивать устную речь через умения грамотно, четко и точно выражать свои мысли;

2.    Развивать умение анализировать прочитанное.

Воспитательные:

1.    Воспитывать добрые чувства и уважительное отношение;

Воспитывать интерес к чтению через творческую работу. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Дата: 04.05.2022

Школа: МКОУ «Потаповская ООШ»

Класс: 3

Время: 10:40-11:20

Урок: 4

Кабинет: 2

Студент: Кистанова Анна Николаевна

Группа: 42

Учитель: Кольцова Наталья Сергеевна

Тема урока: Г.Б. Остер «Вредные советы»

Тип урока: открытие «нового» знания

Цель урока: ознакомление учащихся с произведением Г.Б. Остер «Вредные советы»; формирование умения анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроение.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить с содержанием рассказа Г.Б. Остер «Вредные советы»; знать такие качества, как вежливость, воспитанность;
  2. Научить определять тему и идею произведения, совершенствовать навык чтения; анализировать рассказ Г.Б. Остер «Вредные советы»;

Развивающие:

  1. Развивать устную речь через умения грамотно, четко и точно выражать свои мысли;
  2. Развивать умение анализировать прочитанное.

Воспитательные:

  1. Воспитывать добрые чувства и уважительное отношение;
  2. Воспитывать интерес к чтению через творческую работу.

Оборудование: УМК «Школа России»; учебник: 3 класс. 2 ч. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., раздаточный материал,  презентация.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Психологический настрой;

Фронтальная работа;

Чтение стихотворения, пословица

Создает эмоциональный настрой.

– Проверим готовность к уроку.

– Урок литературного чтения – урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!».

– Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь.

Организует чтение текста:

Привет, сосед!

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил

Приветствуют учителя, настраиваются на работу на уроке.

Л: развивать доброжелательность, доверие и внимательность к окружающим

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Эвристический метод; Фронтальный метод

Словесный метод: беседа; Индивидуальная  работа

Практический метод: диктант

- Сейчас мы будем проверять домашнее задание -  придумать вопросы к произведению Ю.И. Ермолаева «Воспитатели».
Повернитесь к своему соседу по парте и задайте ему свои вопросы.

- Как вы думаете, почему писатель дал такое название рассказу? 

- Почему хорошие начинания мальчиков не имели успеха? 

Читают по ролям.

- Автор смеется, иронизирует над этими мальчиками.

- Потому что они слишком рьяно взялись за дело и в каждом ребенке видели обидчика другого; они пытались воспитывать, учить детей, не разобравшись в причине.

П: выделение известной информации и структурирование знаний

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный метод: беседа, разъяснение;

Фронтальный метод

- Послушайте  информацию и скажите, как это можно назвать.

(учитель  читает рекомендации для школьников о школьной форме)

- Как можно назвать то, что я вам  прочитала?   

- Назовите антоним слову «полезные».
- А теперь сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

– Определите цели урока, опорные слова на слайде.
Узнаем …
Познакомимся …

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

- Правила поведения в школе.

Полезные советы и рекомендации для учащихся

- Вредные

- «Вредные советы»

- Узнаем о жизни писателя Г. Б. Остера

Познакомиться с его  произведением «Вредные советы».

П: самостоятельное формулирование  темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работе

Л: самоопределение;

Р: целеполагание;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

"Открытие" детьми нового знания
 (10 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный

Проводит работу с биографией писателя и его произведениями.

— Давайте же вспомним какие его произведения вы уже читали. Сейчас на слайде будут появляться картинки, а вы по ним должны будите назвать название произведения. Кто понял поднимите большой палец вверх?

( на слайде картинки «Котёнок по имени Гав», «38 попугаев», «Бабушка удава», «Зарядка для хвоста», «Ненаглядное пособие по математике»)

— У Григория Остера много различных интересных книг. А сейчас вы узнаете немного и о жизни писателя.

Приём «Вопросная таблица».

Кто?

Когда?

Событие.

На партах лежат листы с краткой биографией писателя. Дети должны, используя этот дополнительный материал, заполнить столбцы таблицы.

— Ребята, у вас на партах лежат листы бумаги, на которых вы можете увидеть краткую биографию писателя.

— Возьмите в руки карандаш и отметьте те моменты, которые вам показались наиболее интересными (их должно быть не менее трёх).

2 – 3 ученика зачитывают то, что отметили.

— Ниже вы видите таблицу, которая состоит из 5 столбиков. В самом верху написаны вопросы. Ваша задача – заполнить столбцы таблицы, используя тот материал, который вы отметили.

Дети начинают заполнять таблицу вместе с учителем, затем продолжают самостоятельно.

 

Работают с биографией писателя.

Заполняют таблицу.

П: поиск и выделение  признаков предметов в общей работе;

П: структурирование знания;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

К: инициативность в общем поиске нового знания;

Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов

Григорий Бенционович Остер (р. 1947 году)

Григорий Остер – детский писатель. Он родился в 27 ноября 1947 года в Одессе.

В 1970 году приезжает в Москву и поступает в институт.

Во время учёбы писал пьесы для кукольных театров.

В 1975 году вышла первая детская книжка.

В 1990 году публикует знаменитые детские книги: «Бабушка удава», «Вредные советы». Пишет сценарии для мультсериалов «Зарядка для хвоста», «38 попугаев» и другие.

В последние годы появились книжки новой серии: «Задачник. Ненаглядное пособие по математике», «Физика. Ненаглядное пособие. Задачник».

С 2008 вместе с певицей Натальей Ионовой ведёт программу «Детские шалости» на телеканале СТС.

Проверка заполненной таблицы. 2-3 ученика зачитывают то, что получилось.

-Познакомились с интересными фактами из жизни писателя, теперь приступим к знакомству с его произведениями.

Динамическая пауза

- Давайте немного отдохнём вместе с Крошем.

Выполняют физминутку

Р: контроль своих действий

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный

- Открыли стр.183. Читаем первый совет самостоятельно и готовимся читать вслух.  

- Объясните смысл этого совета.

- Прочитайте второй вредный совет.

-  Понравился он вам?

- Почему  нет,  ведь  автор  верно  говорит:  «настоящий  друг  не  любит  огорчать  своих

друзей»?  

- Наблюдали ли вы такие случаи в жизни? Расскажите.

- Прочитайте третий вредный совет. Как вы поняли его?

- Почему автор дает такие советы?

- Какой полезный совет скрывается в этом вредном?

- Современная молодёжь не уступает место пожилым людям.

Нет

Самостоятельная работа
(10 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический

Переделайте второй совет в добрый.

Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал, 
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Пусть он видит, лёжа в луже,
Ты ничуть не огорчён,-
Настоящий друг не любит
Огорчать своих друзей.

- Время вышло, проверяем.

- Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал, 
Протяни, ты, руку другу,
Помоги скорее встать.
Друг запомнит, твою помощь,
И поможет сотню раз!
Настоящий друг поможет!
Если, ты, ему поможешь......

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  творческого выполнения задания;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего  темпа выполнения задания

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Частично-поисковый метод; Работа в парах;

Фронтальный метод

- Ребята, а теперь вы будете работать в группах. Каждая группа получила по одному вредному совету. Ваша задача выразительно прочитать, объяснить смысл, подобрать полезный совет.
Но для начала давайте вспомним правила работы в группе.  

1.Главным делом жизни вашей
Может стать любой пустяк.
Надо только твердо верить,
Что важнее дела нет.
И тогда не помешает
Вам ни холод, ни жара,
Задыхаясь от восторга,
Заниматься чепухой.

2. Если в кухне тараканы
Маршируют по столу,
И устраивают мыши
На полу учебный бой,
Значит, вам пора на время
Прекратить борьбу за мир,
И все силы ваши бросить
На борьбу за чистоту.

3. Бей друзей без передышки
Каждый день по полчаса,
И твоя мускулатура
Станет крепче кирпича.
А могучими руками,
Ты, когда придут враги,
Сможешь в трудную минуту
Защитить своих друзей.

- А теперь проверяем и составляем сборник полезных советов.

- Здорово, молодцы!

-  Какова настоящая цель  автора,  чего  он  хотел  добиться?  

Учащиеся готовятся выразительно их

читать, объясняют смысл совета, подбирают полезный совет.

Дети готовятся выразительно их

читать, объясняют смысл совета, подбирают полезный совет.

- Обычно  дети  не  любят

слушать  советы.  А  эти  очень  интересные.  Читаешь  их  и  понимаешь,  как  нельзя

поступать.

П: обобщение и структурирование знаний в речи

П: поиск и выделение необходимой информации.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный метод: беседа

1. Организует беседу, связывая результаты урока с целями.

2. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

- Давайте подведем итоги урока.

- Ребята, не зря ли вы сегодня потратили время на чтение произведения? Объясните свою точку зрения.

- Чему  вы  сегодня  научились?  

- Возникали  ли  у  вас  трудности  при  выполнении заданий?

- Что вам удалось больше всего?

- Какова настоящая цель автора, чего он хотел добиться?

- Я очень рада, что мы сегодня очень продуктивно поработали. Всем спасибо за урок. Урок окончен. Оцените свою работу на уроке с помощью веера-светофора: отлично – зеленый свет, хорошо – жёлтый, удовлетворительно – красный.

- Оцените свое отношение к уроку.
Домашнее задание: придумать свой совет, сочинить четверостишье

Отвечают на вопросы.

-Обычно  дети  не  любят

слушать  советы.  А  эти  очень  интересные.  Читаешь  их  и  понимаешь,  как  нельзя

поступать.

К:включаться в диалог, в коллективное обсуждение;

Л:способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

П:рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов

деятельности;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения «Песенка Винни-пуха» 2 класс, УМК "Школа России"

Предмет: литературное чтениеТема урока: «Песенка Винни-пуха»Цели урока: познакомить учащихся с «Песенками Винни-Пуха» Б. Заходера; учить читать стихотворения с помощью различных интонаций и темпа чтен...

Технологическая карта урока литературного чтения Ю. И. Ермолаев «Проговорился» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над рассказом Ю.И. Ермолаев «Проговорился»: определять главную мысль произведения, выразительно читать на основе со...

Технологическая карта урока литературного чтения "В. Драгунский «Друг детства»" (УМК Школа России, 3 класс )

Тема урока «В.Ю. Драгунский «Друг детства»» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произвед...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Стихи Успенского».(УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведениями Э. Успенского;  «Если был бы я девчонкой» «...

Технологическая карта урока литературного чтения «И. Бунин «Матери» 2 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения И. Бунина «Матери», понимания текста и специфики его литературной формы.Тип урока: &la...

Технологическая карта урока литературного чтения «Английская народная песня «Храбрецы»» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Английская народная песня «Храбрецы»».Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над литер...

Технологическая карта урока литературного чтения«М.Зощенко Великие Путешественники» (УМК Школа России , 3 класс)

Тема урока М.Зощенко «Великие путешественники» Тип урока:  урок рефлексииЦель урока: закрепление знаний о произведении М.Зощенко «Великие путешественники»; совершенст...