Смысловое чтение: приемы и методы формирования.
статья по чтению

Савчук Елена Анатольевна

В статье рассматриваются некоторые приемы и методы работы над формированием смыслового чтения у учащихся начальой школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smyslovoe_chtenie.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

С 1 сентября 2022 года вступают в силу обновлённые ФГОС начального общего и основного общего образования. Эксперты актуализировали требования к результатам обучения — теперь они полностью отвечают современным реалиям.   ФГОС   начального   и   основного    общего    образования    включают в  межпредметные  результаты  освоения  образовательной  программы  в качестве обязательного компонента: « овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах».Чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер  что определяет важность данного процесса в обучении.

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

В процессе обучения смысловому чтению у младших школьников формируются умения:

понимать текст, анализировать; сравнивать; видоизменять; создавать текст.

Зная  и  понимая  это, учитель  должен создать благоприятные условия для овладения  школьниками  приёмами  понимания текстов различных стилей и жанров, приёмами совершенствования  техники  чтения, умело использовать на уроке различные типы и виды чтения.

     К  основным   типам   чтения  относятся:  коммуникативное   чтение  вслух  и про себя, учебное и самостоятельное.

Выделяют следующие виды чтения:  просмотровое;  ознакомительное; изучающее;

рефлексивное.

Просмотровое чтение — вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта. Ознакомительное чтение — вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация. Изучающее чтение — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.  Рефлексивное чтение — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.

 Как   видно  из  классификации  типов  и  видов  чтения, смысловое  чтение нельзя     рассматривать   как   отдельный    вид    чтения.  Смысловое   чтение характеризует уровень чтения. Оно  нацелено на постижение  читателем цен-ностно-смыслового содержания текста, на вычитывание  того  смысла  текста, который задан целью чтения. Чтение не должно быть бесцельным.

Методы и приемы обучения смысловому чтению.

Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы:

  • Развитие умения анализировать задание.
  • Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.
  • Ответы на поставленные вопросы (как письменные, так и устные)
  • Определение последовательности событий в прочитанном тексте.
  • Формулирование простых выводов после прочтения текста.
  • Преобразование прочитанного текста в таблицу.
  • Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.
  • Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.
  • Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.
  • Нахождение нужной информации в различных информационных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.

Этапы формированию умений и навыков смыслового чтения.

Работу по формированию умений и навыков смыслового чтения необходимо проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу. Какие основные этапы нельзя пропускать?

  • Работа с незнакомыми словами (объяснение незнакомых слов).

Учитель обязательно должен определить, понятен ли детям смысл отдельных слов. Ему необходимо уточнить это во время прочтения, чтобы у учеников сформировался навык самостоятельного выделения незнакомых слов, значение которых необходимо расшифровать.

  • Работа с ключевыми словами.

В любом написанном материале непременно присутствуют ключевые слова, без которых теряется смысл произведения. Учитель должен помочь школьникам найти их и объяснить необходимость применения и смысл, который они несут. Серьезно страдает понимание текста от невнимания к ключевым, наиболее важным в тексте словам. Иногда от одного слова зависит смысл всего текста, и без «зацепки» за это слово нельзя понять правильно текст.

  • Работа со словами-образами.

Получить удовольствие от чтения художественного текста невозможно без чуткого отношения к словам-образам или художественным средствам, найденным автором произведения. Знакомство со словами-образами, в которых скрываются секреты красоты текста, начинается с понятия о сравнении. Сравнение позволяет сделать образ, возникающий у читателя, более ярким, полным, объемным, но с начинающим читателем нет необходимости обсуждать литературоведческие понятия, так как не это является главным в понимании, основное внимание нужно уделить обогащению образного ряда с помощью использованных автором художественных средств.

  • Работа с многозначными словами.
  • Работа с фразеологизмами.

Первостепенная   задача  учителя   начальных   классов:   каждый ученик   начальной   школы   должен    овладеть    прочным   и   полноценным навыком чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов и методов формирования учебной мотивации, создания благоприятного психологического климата при организации работы на уроках в 1 классах.

В работе говорится о трудностях, с которыми встречаются ученики 1-х классов в период адаптации, раскрываются приемы и методы работы учителя по созданию психологического климата и формированию  уч...

Приемы и методы формирования самооценки учащихся

Приемы и методы выработки самооценки учащихся...

«Приемы и методы формирования связной речи в классе со сложной структурой дефекта». Выступление на педагогическом совете.

В статье затрагивается проблема особенностей познавательной сферы и речи у детей со сложной структурой дефекта. Раскрываются некоторые приёмы и методы формирования связной речи детей со сложной структ...

Приемы и методы формирования навыков решения задач на движение у школьников с интеллектуальным недоразвитием.

Эффективность и качество обучения математике определяется не только прочностью усвоенных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, но и всесторонним развитием учащихся, их логическим мышле...

Мастер-класс "Смысловое чтение.Приемы работы"

В данной работе приводятся приемы работы над смысловым чтением на примере работы с притчами....

Мастер – класс «Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и  литературного чтения у младших школьников.Задачи:раскрыть содержание ма...

«Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

laquo;Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»...