Мастер-класс "Смысловое чтение.Приемы работы"
методическая разработка

Ирина Ананьевна Шигина

В данной работе приводятся приемы работы над смысловым чтением на примере работы с притчами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер - класс «Смысловое чтения. Приёмы работы с текстом»

В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом.

Целью мастер-класса является: обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом притчи.

        -Вспомните, как Вы читаете газеты. С чего начинаете? (с просмотра)

Итак, первый тип: просмотровое чтение - это общее знакомство с любым текстом.

-Просмотрите тексты. Что увидели?

Будем работать с притчами. Что это такое? Сначала своими словами. затем прочитайте определение из словаря.

-Хорошо, тогда познакомимсяс приёмом «Ассоциативный куст».Я даю ключевое слово. В нашем случае это название первой притчи «Книга»назовите все возможные ассоциации с этим словом.

(Книга, мудрость, помощник, библиотека, читатель, литература, фолиант)

А сейчас послушайте притчу «Книга»и скажите, чем можно дополнить наш ряд ассоциаций.

Притча «Книга»

Ученик спросил старца:

-Зачем ты каждый день читаешь книгу? Ведь ты уже читал её?

Спросил и старец:

-А зачем ты сегодня ел? Ведь ты же ел вчера?

-Для того, чтобы жить. Без пищи я умру, - пожал плечами ученик.

- Вот и я каждый день читаю, чтобы духовно не умереть, - ответил старец.

Ещё одна ассоциация со словом книга - духовная пища.

Этот приём позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

Следующий тип чтения -  ознакомительное чтение.Текст читается полностью.На уроках можно использовать чтение цепочкой, по частям или приём «Читай самому себе».Мы читали по цепочке.

        - Предлагаю вам прочитать притчу «Ведро с яблоками» по цепочке.

Притча «Ведро с яблоками»

Купил человек себе новый дом –большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с мусором. Человек взял ведро, мусор вывалил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу.

Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я разозлил его!» Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал: «Кто чем богат, тот тем и делится!»

-В каких словах заключена главная мысль притчи?

 В чем скрытый смысл притчи?

        Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление.

Прием: Ромашка Блума

Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.

Работа может быть индивидуальной, парной или групповой. Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации

hello_html_162c622d.jpg

Классификация вопросов Б.Блума:

  • Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга? 
  • Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то... 
  • Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.
  • Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив? 
  • Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к ... ? Что лучше? Правильно ли поступил ...? 
  • Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых
  • Практические вопросы. Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой.

Как бы я поступил на месте героя?

        -А сейчас внимательно прочитайте следующую притчу «Два волка».

(Участники мастер-класса читают текст притчи на слайде).

Притча «Два волка»

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину.

- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

        Внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старик едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

        При знакомстве с данной притчей использован прием    «Ключевые слова». Это наиболее важные слова в тексте.

- Назовите ключевые слова в притче «Два волка» (добро и зло).

Прием «Читаем и спрашиваем»

- Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, какое предложение главное? Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.)

-Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.

В своей работе пользуемся и другими приемами:

- приём «Рюкзак – помощник» (помогает активизировать имеющиеся знания перед чтением и рефлексировать, отдавать себе отчет в том, что же помогло понять текст);

- приём «Закладки – подсказки» (помогает научиться читать активно, контролировать себя и качество своего чтения);

- приём «Чтение с остановками» (способствует развитию внимания);

-приём «Восстанови текст» (развивает логическое мышление);

-приём «Пирамидная история» (формирует умение создавать сюжетный текст на основе прочитанного произведения)

        Итак, использование этих и других приёмов помогает нам:

-научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

-находить в тексте требуемую информацию;

-выделять не только главную, но и второстепенную информацию;

-читать внимательно и вдумчиво.

Начинается работа с 1 класса, а при подготовке к ВПР, учащиеся легко находят ключевые слова в текстах, составляют план текста,задают вопросы по содержанию,  кроме того выделяют главную мысль, извлекают информацию из текста для осознанного построения речевого высказывания.

        Читать - это ещё ничего не значит,

что читать и как понимать прочитанное –

вот в чём главное дело.

К.Д. Ушинский

Слова К. Ушинского как никогда актуальны в наши дни, в период, когда необходимо сформировать метапредметные умения учеников. Чтение является основным умением, необходимым для дальнейшего успешного обучения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер - класс С мысловое чтения. Приёмы работы с текстом.

Слайд 2

Цель: обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом притчи.

Слайд 3

Типы чтения текстов Просмотровое чтение предполагает нахождение конкретной информации – единицы информации и (или) конкретного факта .

Слайд 5

Притча «Книга» Ученик спросил старца: -Зачем ты каждый день читаешь книгу? Ведь ты уже читал её? Спросил и старец: -А зачем ты сегодня ел? Ведь ты же ел вчера? -Для того, чтобы жить. Без пищи я умру, - пожал плечами ученик. - Вот и я каждый день читаю, чтобы духовно не умереть, - ответил старец.

Слайд 6

Приём «Ассоциативный куст» Книга Мудрость Помощник Библиотека Читатель Литература Духовная пища

Слайд 7

Типы чтения текстов Ознакомительное чтение направлено на извлечение ключевой информации или выделение главного компонента содержания текста.

Слайд 8

Притча «Ведро с яблоками» Купил человек себе новый дом –большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит. Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с мусором. Человек взял ведро, мусор вывалил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я разозлил его!» Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал: «Кто чем богат, тот тем и делится!» -В каких словах заключена главная мысль притчи? - В чем скрытый смысл притчи?

Слайд 9

Типы чтения текстов Изучающее чтение ориентировано на извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста в целом или отдельных его компонентов.

Слайд 10

Ромашка Блума

Слайд 11

Притча «Два волка» Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину. - В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает? Старик едва заметно улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь . -Ключевые слова?

Слайд 12

Притча «Ведро с яблоками» Купил человек себе новый дом – большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит. Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с мусором. Человек взял ведро, мусор вывалил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед , услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я разозлил его!» Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал: «Кто чем богат, тот тем и делится!»

Слайд 13

Притча «Два волка » Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину. - В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Внук , тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает? Старик едва заметно улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь .

Слайд 14

Приём «Ключевые слова» Добро Зло

Слайд 15

В процессе работы формируем умения: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; находить в тексте требуемую информацию; выделять не только главную, но и второстепенную информацию; читать внимательно и вдумчиво.

Слайд 16

Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело. К.Д . Ушинский



Предварительный просмотр:

Притча- небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной форме.. Притча часто используется с целью прямого наставления.

Притча «Книга»

Ученик спросил старца:

-Зачем ты каждый день читаешь книгу? Ведь ты уже читал её?

Спросил и старец:

-А зачем ты сегодня ел? Ведь ты же ел вчера?

-Для того, чтобы жить. Без пищи я умру, - пожал плечами ученик.

- Вот и я каждый день читаю, чтобы духовно не умереть, - ответил старец.

        Притча «Ведро с яблоками»

Купил человек себе новый дом –большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с мусором. Человек взял ведро, мусор вывалил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу.

Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я разозлил его!» Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал: «Кто чем богат, тот тем и делится!»

Прием «Ромашка Блума»

Классификация вопросов:

  • Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга? 
  • Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то... 
  • Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив? 
  • Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к ... ? Что лучше? Правильно ли поступил ...? 
  • Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых
  • Практические вопросы. Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи между теорией и практикой.

                 Как бы я поступил на месте героя?

        Притча «Два волка»

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину.

- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

        Внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старик едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Обучение чтению. Приемы работы по обучению учащихся делению слов на слоги

Система работы по обучению учащихся делению слов на слоги...

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Смысловое чтение: приемы и методы формирования.

В статье рассматриваются некоторые приемы и методы работы над формированием смыслового чтения у учащихся начальой школы....