Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."
материал на тему

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                  Доклад

                                             на педагогическом совете

Учитель: Архипенкова Н.А.

Тема: « Из опыта работы с трудными детьми. Роль внеклассной работы в работе с  трудными детьми».

             Своё выступление я хотела бы начать словами:

Кто-то когда-то должен ответить,

 Высветив правду, истину вскрыв,                                                          

 Что же такое трудные дети?                                                    

Вечный вопрос и больной как нарыв.                                          

 Вот он сидит перед нами, глядите,                                              

Сжался пружиной, отчаялся он,                                                    

 Словно стена без дверей и без окон.                                        

 Вот они, главные истины эти:                                                

 Поздно заметили…Поздно учли…                                            

Нет! Не рождаются трудные дети!                                        

Просто им вовремя не помогли.

               Понятие “трудный ребенок ” – очень широкое. К этой категории обычно относят детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, для которых оказываются бесполезными мудрые наставления по воспитанию, с которыми трудно найти общий язык, в том числе и родителям. В силу разных причин они стали не такими, как их сверстники.

          В какой же период жизни формируется ребенок с признаками “трудного”. Почему-то считается, что трудные дети появляются в школе, некоторые думают- в детском саду. Многие считают, что это просто детские шалости.

           Поведенческое отклонение детей формируется именно в детском возрасте. Так как этот период в жизни ребенка считается важнейшим. Еще А. С. Макаренко говорил о том, что “личность ребенка формируется к 5 годам, а после 5 лет ребенка уже трудно перевоспитывать».

        “Многолетняя практика воспитательной работы, исследование умственного труда и духовной жизни детей – все это приводит к убеждению, что причины, в силу которых ребенок становится трудным, неуспевающим, отстающим, в большинстве случаев кроются в воспитании, в условиях, окружающих ребенка в годы раннего детства.

      И если ребенок стал трудным, если все то, что посильно другим людям, ему не посильно, значит, в детстве он не получил для своего развития того, что должен получить. «Трудным ребенок становится именно в этом возрасте – от года до семи–восьми лет”, – утверждал В. А. Сухомлинский.

      Любой ребенок для полноценного развития нуждается во внимании взрослых.

        Многообразие предпосылок трудновоспитуемости, объединенных часто в комплекс причин, позволяет классифицировать это социально-педагогическое явление следующим образом:

I. По типу запущенности:

педагогически запущенные (неуспевающие и недисциплинированные):
а) с пассивной жизненной позицией (-Я – безволие, равнодушие, недоверие);
б) с неадекватной реакцией (Я эго – эгоисты, упрямцы);
в) с антиобщественным поведением (Я агр – жестокие, аморальные);

г)социально запущенные (дезорганизаторы – пассивные и активные);

д)правонарушители (бродяжничество, воровство, хулиганство);

е)отклоняющиеся от нормы по здоровью (психические и соматические заболевания).

II. По области психических нарушений:

с нарушением в сфере общения;

с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией;

с односторонним умственным развитием;

с неправильным развитием волевой сферы.

III. По позиции:

неудовлетворенные своим положением в детском коллективе;

неудовлетворенные своим положением в семье;

с преобладанием связей с дезорганизаторами;

с надломленной психикой;

с избытком энергии, не нашедшей применения.

«Трудные» дети бывают разного возраста, поэтому воспитателю необходимы знания возрастной педагогики, чтобы правильно спланировать свою работу.

«Трудный»: младший школьный возраст.

В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда – неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.

            Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе .Обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.

      На данном этапе ребенка следует научить преодолевать трудности, знать «что такое хорошо и что такое плохо». Создавая «ситуацию успеха», вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу), обучать правильно относиться к неудачам, уметь исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять «синдром неудачника».

    Справиться с этой проблемой возможно, используя индивидуальный подход и индивидуальные приемы к каждому такому ребенку.

Различают следующие приемы:

  • Просьба о помощи – для того чтобы расположить к себе ребенка и установить доверительный контакт, нужно обращаться к нему за советом, рассказывая о своих проблемах;
  • Добрый поступок – в процессе работы с подростком ему предлагается оказать помощь нуждающимся. Важно при этом оценить положительно этот поступок, не возводя его в ранг «героического поведения».
  • Мой идеал – в процессе беседы выясняются идеалы воспитанника, и делается попытка оценить идеал, выявив его положительные нравственные качества.
  • Распределение ролей – четкое распределение функций и ролей воспитанников в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые требуются для выполнения определенного задания
  • Обмен ролями – учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые получили при выполнении заданий.

Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, личный пример учителя, изменение обстановки и т.п.

Приемов может быть бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы. Разным ученикам необходимы разные приемы воспитания.

     В моем классе 29 человек , из них 20 мальчиков и 9 девочек. Есть дети разных национальностей. Поэтому своей первоначальной задачей в 1 классе я ставила добиться взаимопонимания между мною и учениками, между самими учениками, между учителем и родителями. Сделать это было нелегко.

     В классе выделились дети , требующие к себе повышенного внимания.

     Они не подчинялись правилам поведения, вступали в конфликты со сверстниками. Одним словом, «трудные дети». Необходимо было разобраться в причине такого поведения.

     Конечно же , причина была в семье. Детям не хватало тепла и ласки дома. Им все время говорили, что они плохие, ничего исправить уже нельзя. Что должен чувствовать ребенок, когда слышит такое от мамы?

У  таких детей заниженная самооценка. Они не уверены в себе. И раз мама говорит, что «я плохой, я и буду таким».

       Поэтому моей задачей стало создать в классе такие условия, которые позволили бы детям в первую очередь успокоиться внутренне, поверить в свои силы и захотеть исправиться, чтобы порадовать маму. Заботливое, доброжелательное отношение обладает большой силой; оно растапливает лед отчуждения и недоверия. У ребенка, как правило, пробуждается ответное чувство, желание доставить радость, не причинять больше неприятностей.

       Хорошим помощником в этом является организация внеклассной работы. Внеклассная работа помогает отвлечь ребенка от его привычного поведения, помогает раскрыть творческие способности детей, скрытые очень глубоко.

        Нужно было создать такую ситуацию, где ученик смог бы проявить себя наилучшим образом. Если ученик хорошо поет, привлечь его в концерте художественной самодеятельности, если увлекается рисованием, использовать его художественные способности для участия в каких - либо конкурсах и т.д.

         Понятно, что в подготовке мероприятия классный руководитель  

опирается  на ответственных учеников, которые не подведут.

Но я попросила помочь «трудных» детей. Они подготовились очень хорошо. И это была их первая победа. На протяжении 4 лет я видела, как

«трудные» дети становились более спокойными, с ними можно найти общий язык, если говорить , как со взрослыми. У них стало меньше замечаний по поведению. Ребята научились контролировать свое поведение. А самое главное- они поверили в себя и в свои силы.

         Доказательством этому  служит участие детей не только во всех школьных мероприятиях, но и в городских конкурсах, где они занимают призовые места.  

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одарёнными детьми. Из опыта работы.

Работа с одарёнными детьи. Из опыта работы....

"Советы по организации работы с гиперактивными детьми" ( из опыта работы)

В последнее время часто в классах стали появляться гиперактивные дети. Ко мне в первый класс таких деток пришло пятеро. Пришлось изучать много литературы, консультироваться со специалистами кафедры ТО...

Психолого-педагогический семинар « Социально-педагогические технологии работы с «Трудными» детьми»

ППсирхолого-педагогический семинар« Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми»сПсихолого-педагогический семинарииии« Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми...

Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)

Работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений работы   нашей школы....

Работа с одаренными детьми. Из опыта работы

Из опыта работыРабота с одарёнными детьми.  Большое внимание в своей работе я уделяю одаренным детям и детям, проявляющим повышенный интерес к изучаемым предметам. Свою работу с одаренными детьми...