Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)
материал

 Кислицина Анна Васильевна

Работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений работы   нашей школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_s_odarennymi_detmi_v_nachalnoy_shkole.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы с одаренными детьми в начальной школе.

Из опыта работы

учителя начальных классов МАОУ "СОШ" с. Летка Кислициной А. В.

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. Одним из направлений реализации национальной образовательной инициативы является система поддержки талантливых детей. В Федеральном государственном образовательном стандарте акцентируется работа с одарёнными детьми в школе. В стандарте прописан социальный заказ общества, ориентированный на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей (включая детей, чья одаренность на настоящий момент, может быть, еще не проявилась), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений работы и  нашей школы. Поэтому целью моей работы как учителя, классного руководителя является создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Для реализации поставленной цели  были определены задачи:

  • Выявление  одаренных детей и создание системы работы с ними;
  • Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности, исследовательских навыков, творчества на уроках;
  • Организация разнообразной внеурочной деятельности.

Одарѐнных детей определяю путѐм беседы и опроса родителей, диагностики (А.И.Савенков), тестирования, наблюдения и сравнения учебных результатов и достижений, анализа внешкольной деятельности детей и еѐ результативности.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

К группе одарѐнных детей отношу учащихся, которые имеют более высокие по сравнению с другими интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления.

Работа с одаренными детьми на уроках включает:

  • Дифференцированный и индивидуальный подход;
  • Использование современных образовательных технологий:
  • Технология проблемного обучения;
  • Технология дифференцированного обучения;
  • Здоровьесберегающие  технологии;
  • Информационно – коммуникационные технологии;
  • Личностно – ориентированная технология обучения;
  • Игровые технологии;
  • Проектные технологии;
  • Работа в режиме «консультант» (способные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе);
  • Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения самостоятельных работ по разным предметам;
  • Предложение учащимся индивидуальных домашних заданий творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива).

Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развивает  мыслительные способности.

Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями развития одарённых учащихся обладают дополнительные занятия и кружки, подготовка школьников к проводимым  конкурсам разного уровня,  привлечение к участию в  выставках и научных проектах.

  • Для учащихся проводила кружковые занятия  "Мир информатики" (направлены на развитие  логического и алгоритмического мышления, системных подходов к решению задач), "Учусь создавать проект" (направлены на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям). 
  • Ребята  активно участвовали  во всероссийских  предметных олимпиадах по математике, русскому языку, окружающему миру, в интеллектуальных конкурсах "КИТ", "Кенгуру", "Русский медвежонок", "Гелиантус", "Мириады открытий" и др.
  • Помимо интеллектуального направления в своей работе использую и творческое направление, реализуя его через внеклассные мероприятия: конкурсы чтецов, конкурсы сочинений,  выставки рисунков и поделок. Лучшие работы отправляем на конкурсы различных уровней. Безусловно, это способствует созданию ситуации успеха, раскрытию творческих способностей.
  • Одна из форм работы с одарёнными детьми — проектно-исследовательская деятельность, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению новых знаний.

Мои ребята принимали участие:

  • В школьных конкурсах проектов  такие как, например, «Математический человечек», «Наш класс в числах»; «Снежная сказка - 2016» и др.
  • В  конференции «Первый шаг в науку»;
  • В республиканском Фестивале детских исследовательских работ «Хочу все знать!»;
  • Заняли 3 место в районном конкурсе проектов   с работой "Семь чудес с. Летка";
  • Одержали победу в республиканском конкурсе проектов  «Малая академия наук»;
  • Отмечены Дипломом за II место в сетевом проекте «Земля дружественных», посвященном Году экологии и Году особо охраняемых природных территорий.
  • Работа Круду Виктории "Выведение цыплят в  домашних условиях с использованием инкубатора" отправлена на республиканскую  учебно - исследовательскую конференцию «Я – исследователь, я открываю мир».

Класс является победителем конкурса "Класс года". Учащиеся  Мороков Кирилл, Кетов Геннадий, Турков Геннадий участники  конкурса "Ученик года".

Большая работа проводится с родителями. Это тематические родительские собрания, круглые столы, индивидуальные встречи, спортивные мероприятия, концерты, праздники, запись детей на кружки и секции. Родители сами не раз становились участниками различных проектов. В школьном и сельском конкурсе «Битва хоров», "Танцы", в спортивных соревнованиях «Мама, папа и я», в интеллектуальных играх «Моя читающая семья» родители - активные участники.

Результаты участия в учебной деятельности и творческой  работе   помещаются в портфолио (личный и классный), который  способствует повышению   самооценки учащихся, максимальному раскрытию способностей, развитию мотивации дальнейшего творческого и интеллектуального  роста.

Также в нашей школе, ДЮСШ, ДК существует широкий выбор  занятий по внеурочной деятельности, кружков  и секций для удовлетворения самых разнообразных талантов и склонностей учащихся.  Эти занятия дают свои результаты.  Класс занимает  призовые места в спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, классные мероприятия проходят ярко, увлекательно, насыщенно.

Ежегодно в начале и в конце года провожу диагностику школьной мотивации и познавательной активности учащихся. Около половины учащихся (48%) имеют высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. 30% ребят показывают хорошую школьную мотивацию. 22% детей имеют положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. К четвертому классу нет  учащихся с низкой школьной мотивацией. Таким образом, можно сделать вывод, что детям в школе комфортно, им интересен в целом учебно-воспитательный процесс. Мы – учителя, стараемся способствовать развитию познавательного интереса учащихся и удерживать высокий уровень школьной мотивации.

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, тесного сотрудничества с учителями, психологом и обязательно с родителями.

 «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. 

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».

В.А. Сухомлинский

Используемая литература:

1.  http://works.doklad.ru/view/lL_bX9WCL3k.html

2. http://pedsovet.su/publ/164-1-0-3993

3. Петрова И. И. Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 19. – С. 306–308. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56307.htm.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар: Система работы с одаренными детьми МБОУ СОШ № 15.

Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 15 на 2008 – 2013 гг. представляет собой долгосрочный нормативно – управленческий документ, характ...

Система работы с одаренными детьми

Описание системы работы с одаренными детьми...

Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...

Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"

Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...

Работа с одаренными детьми. Из опыта работы

Из опыта работыРабота с одарёнными детьми.  Большое внимание в своей работе я уделяю одаренным детям и детям, проявляющим повышенный интерес к изучаемым предметам. Свою работу с одаренными детьми...

«Одаренный ребенок. Формы и методы работы с одаренными детьми. Презентация опыта»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Б...