Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)
материал
Работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений работы нашей школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_s_odarennymi_detmi_v_nachalnoy_shkole.docx | 23.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы с одаренными детьми в начальной школе.
Из опыта работы
учителя начальных классов МАОУ "СОШ" с. Летка Кислициной А. В.
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. Одним из направлений реализации национальной образовательной инициативы является система поддержки талантливых детей. В Федеральном государственном образовательном стандарте акцентируется работа с одарёнными детьми в школе. В стандарте прописан социальный заказ общества, ориентированный на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей (включая детей, чья одаренность на настоящий момент, может быть, еще не проявилась), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений работы и нашей школы. Поэтому целью моей работы как учителя, классного руководителя является создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Для реализации поставленной цели были определены задачи:
- Выявление одаренных детей и создание системы работы с ними;
- Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности, исследовательских навыков, творчества на уроках;
- Организация разнообразной внеурочной деятельности.
Одарѐнных детей определяю путѐм беседы и опроса родителей, диагностики (А.И.Савенков), тестирования, наблюдения и сравнения учебных результатов и достижений, анализа внешкольной деятельности детей и еѐ результативности.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
К группе одарѐнных детей отношу учащихся, которые имеют более высокие по сравнению с другими интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления.
Работа с одаренными детьми на уроках включает:
- Дифференцированный и индивидуальный подход;
- Использование современных образовательных технологий:
- Технология проблемного обучения;
- Технология дифференцированного обучения;
- Здоровьесберегающие технологии;
- Информационно – коммуникационные технологии;
- Личностно – ориентированная технология обучения;
- Игровые технологии;
- Проектные технологии;
- Работа в режиме «консультант» (способные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе);
- Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения самостоятельных работ по разным предметам;
- Предложение учащимся индивидуальных домашних заданий творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива).
Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развивает мыслительные способности.
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями развития одарённых учащихся обладают дополнительные занятия и кружки, подготовка школьников к проводимым конкурсам разного уровня, привлечение к участию в выставках и научных проектах.
- Для учащихся проводила кружковые занятия "Мир информатики" (направлены на развитие логического и алгоритмического мышления, системных подходов к решению задач), "Учусь создавать проект" (направлены на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям).
- Ребята активно участвовали во всероссийских предметных олимпиадах по математике, русскому языку, окружающему миру, в интеллектуальных конкурсах "КИТ", "Кенгуру", "Русский медвежонок", "Гелиантус", "Мириады открытий" и др.
- Помимо интеллектуального направления в своей работе использую и творческое направление, реализуя его через внеклассные мероприятия: конкурсы чтецов, конкурсы сочинений, выставки рисунков и поделок. Лучшие работы отправляем на конкурсы различных уровней. Безусловно, это способствует созданию ситуации успеха, раскрытию творческих способностей.
- Одна из форм работы с одарёнными детьми — проектно-исследовательская деятельность, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению новых знаний.
Мои ребята принимали участие:
- В школьных конкурсах проектов такие как, например, «Математический человечек», «Наш класс в числах»; «Снежная сказка - 2016» и др.
- В конференции «Первый шаг в науку»;
- В республиканском Фестивале детских исследовательских работ «Хочу все знать!»;
- Заняли 3 место в районном конкурсе проектов с работой "Семь чудес с. Летка";
- Одержали победу в республиканском конкурсе проектов «Малая академия наук»;
- Отмечены Дипломом за II место в сетевом проекте «Земля дружественных», посвященном Году экологии и Году особо охраняемых природных территорий.
- Работа Круду Виктории "Выведение цыплят в домашних условиях с использованием инкубатора" отправлена на республиканскую учебно - исследовательскую конференцию «Я – исследователь, я открываю мир».
Класс является победителем конкурса "Класс года". Учащиеся Мороков Кирилл, Кетов Геннадий, Турков Геннадий участники конкурса "Ученик года".
Большая работа проводится с родителями. Это тематические родительские собрания, круглые столы, индивидуальные встречи, спортивные мероприятия, концерты, праздники, запись детей на кружки и секции. Родители сами не раз становились участниками различных проектов. В школьном и сельском конкурсе «Битва хоров», "Танцы", в спортивных соревнованиях «Мама, папа и я», в интеллектуальных играх «Моя читающая семья» родители - активные участники.
Результаты участия в учебной деятельности и творческой работе помещаются в портфолио (личный и классный), который способствует повышению самооценки учащихся, максимальному раскрытию способностей, развитию мотивации дальнейшего творческого и интеллектуального роста.
Также в нашей школе, ДЮСШ, ДК существует широкий выбор занятий по внеурочной деятельности, кружков и секций для удовлетворения самых разнообразных талантов и склонностей учащихся. Эти занятия дают свои результаты. Класс занимает призовые места в спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, классные мероприятия проходят ярко, увлекательно, насыщенно.
Ежегодно в начале и в конце года провожу диагностику школьной мотивации и познавательной активности учащихся. Около половины учащихся (48%) имеют высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. 30% ребят показывают хорошую школьную мотивацию. 22% детей имеют положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. К четвертому классу нет учащихся с низкой школьной мотивацией. Таким образом, можно сделать вывод, что детям в школе комфортно, им интересен в целом учебно-воспитательный процесс. Мы – учителя, стараемся способствовать развитию познавательного интереса учащихся и удерживать высокий уровень школьной мотивации.
В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, тесного сотрудничества с учителями, психологом и обязательно с родителями.
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский
Используемая литература:
1. http://works.doklad.ru/view/lL_bX9WCL3k.html
2. http://pedsovet.su/publ/164-1-0-3993
3. Петрова И. И. Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 19. – С. 306–308. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56307.htm.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар: Система работы с одаренными детьми МБОУ СОШ № 15.
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 15 на 2008 – 2013 гг. представляет собой долгосрочный нормативно – управленческий документ, характ...
Система работы с одаренными детьми
Описание системы работы с одаренными детьми...
Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...
Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"
Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...
Работа с одаренными детьми. Из опыта работы
Из опыта работыРабота с одарёнными детьми. Большое внимание в своей работе я уделяю одаренным детям и детям, проявляющим повышенный интерес к изучаемым предметам. Свою работу с одаренными детьми...
«Одаренный ребенок. Формы и методы работы с одаренными детьми. Презентация опыта»
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Б...