Разработка урока литературного чтения по теме: Александр Иванович Куприн «Слон» (урок № 3) для обучающихся 3 класса с ТНР на предмет развития читательских умений
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Кривоногова Екатерина Юрьевна

Аннотация

В исследовании PISA «читательская грамотность трактуется, как способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»

Для того чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у учащихся  должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

Современные ученики пользуются не только приобретенным жизненным опытом, не только  знаниями, которые они усвоили  в процессе обучения, но и характером деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию.

Вместе с тем в этом возрасте основной является коммуникативная сфера развития личности ребенка. Ему жизненно необходимо позитивное общение со стороны окружающих. В связи с этим становится актуальным коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий такую организацию учебного процесса, в которой на первый план выдвигается деятельностное общение учащихся с учителем и между собой, учебное сотрудничество всех участников урока.

В данном конспекте представлен материал с приемами работы направленными на развитие читательских умений с применением элементов коммуникативно-деятельностного  подхода.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krivonogova_e.yu_._konspekt_slon_kuprin.docx84.48 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока литературного чтения по теме:    Александр Иванович Куприн «Слон»  (урок № 3)

для обучающихся 3 класса с ТНР  на предмет развития читательских умений.

Общие сведения.

1.Предмет, класс – Урок литературного чтения, 3 класс.

2.Тип урока: урок обобщения и закрепления пройденного.

3.Планируемые образовательные результаты:

Предметные:  знать содержание текста, составлять картинный план, пересказывать текст кратко, выборочно.

II.Речевая деятельность:

Беседовать  по содержанию текста. Составлять вопросы  к тексту. Уметь читать по ролям, пересказывать  по плану.

Метапредметные

Читательские умения: находить в тексте необходимую информацию для ответа на вопросы, для выполнения задания.

Познавательные: планировать работу по теме, находить информацию  из учебника.  

Регулятивные: развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, уметь избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций.

 Коммуникативные: участвовать в работе пары, читать фрагменты текста в группе, договариваться друг с другом, выражать свою позицию.

Личностные: воспитывать художественно-эстетический  вкус, эстетические  потребности, ценности и чувства  на основе опыта слушания произведений художественной литературы; выражать  личное отношение  к прочитанному произведению.

4.Коррекционно - развивающие задачи:  пополнять  словарный запас учащихся, путем объяснения  пословиц. Развивать  память, проводя  блиц-опрос по содержанию текста.  

5.

Предметное содержание для усвоения

Рече-языковой материал

Терминология

Блиц-опрос

Звуко-слоговой 

Чистоговорка

Фактология 

-

Лексико- грамматический

Договаривание вопросов «Корзина вопросов»

Предметные умения

Знать содержание текста, пересказывать текст кратко, выборочно.

Межпредметные умения

Взаимосвязь с уроками окружающего мира, окружающего мира «Животные жарких стран»

Текстовый

Соотнесение иллюстраций с записями к ним.

Восстановление текста с пропущенными словами.

Контрольные формы

Сравнение отредактированного текста с текстом учебника.

Коммуникативные ситуации 

Участвовать в работе пары, договариваться друг с другом, выражать свою позицию.

Ход урока

1.Орг. момент

2.Речевая разминка

3.Ориентировочно целевой

Предтекстовая деятельность

Работа со стишком -

о чем пойдёт речь?

Постановка цели урока

Актуализация знаний

1. Движения со стихами «Раз, два - выше голова …»

2. Речевая разминка (чтение вслух с заданием: громко вслух;  тихо, чтобы не разбудить слона)

Спит спокойно старый слон,

стоя спать умеет он.

Спил в углу его слониха,

двое маленьких слонят

спать давно-давно хотят.

- Почему начали урок с этого стишка?

- Рассказ прочитали. Предположите, что будем делать сегодня? Для чего?

Цели: Знать содержание произведения.

               Уметь  составлять  план текста.

               Пересказывать по плану.

Проверка Д.З.

Послушаем, как дети подготовились читать отрывки произведения по ролям.

Чтение по ролям -  Томми в гостях у Нади:

1 отрывок - Мама и дочка с. 30-31.

2 отрывок - Надя и хозяин слона с. 32.

Итог – Оцените чтение, кого из ребят похвалите за хорошее чтение.

4.Задания группам:

1)Проводим блиц – опрос по содержанию текста:

Как звали главную героиню рассказа «Слон»?

Что было с Надей?

Что прописал доктор девочке?

Что попросила девочка у папы и мамы?

Где папа нашёл слона?

Как звали слона?

Когда привели слона к Наде?

Чем угощали слона?

С кем Надя познакомила слона?

Что ели за обедом слон и девочка?

Во что играли Томми и Надя?

Что попросила у мамы Надя, когда выздоровела?

Текстовая деятельность

Поиск и извлечение информации 

Активизация  понимания

 текста

Преобразование текста

 


Трансформация текста в картинный план - диафильм

Трансформация текста в картинный план – краткий пересказ

Восстановление пропущенных слов в фрагмент текста - описание слона

Работа по содержанию текста в группах.

Правила работы группы:

1.Слушай товарища.

2.Не перебивай, говори по очереди.

3.Договоритесь – кто и  что делает.

4.Заметил ошибку – исправь вежливо.

Задания:

1)В-1 : Наклей подписи под иллюстрации, сложи иллюстрации по порядку – для слабо читающих (Приложение)

Болезнь Нади.  

Я ничего не хочу!

Хочу слона.  

Отпустите слона ко мне домой.

Слон идёт в гости.

Надя и слон.  

Передайте Томми, я уже совсем здорова!

Проверка –группа показывает по порядку иллюстрации и зачитывает подписи под ними.

В-2 : Сложи картинки по порядку, подготовься рассказать кратко рассказ от лица девочки Нади – для сильных учеников

Взаимодействие в группе «Рассказ по кругу» - участники по очереди по иллюстрациям пересказывают текст – каждый участник по одной иллюстрации.

Проверка – оцените работу членов группы – кому удалось хорошо пересказать фрагмент текста по иллюстрации, кому было трудно, нужна была помощь, подсказка ребят.

2)Проверим, как внимательно вы читаете – задание на листочках:

Вставить пропущенные слова в текст  (с. 31 отрывок) – работают обе группы.

Вставь пропущенные слова

Слон оказывается гораздо больше, чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке. Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. _____________  на нем грубая, в тяжелых складках. _____________ толстые, как столбы. Длинный __________ с чем-то вроде помела на конце. ___________ в больших шишках. ________ большие, как лопухи, и висят вниз. ___________ совсем крошечные, но умные и добрые. _________   обрезаны. _____________ — точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними подвижной, гибкий палец. Если бы слон вытянул хобот во всю длину, то наверно достал бы им до окна.

Слова для справок:

Хобот,  кожа,  глаза,   уши,    ноги,   клыки,   голова,  хвост,  

Проверка с. 31 – зачитываем текст из учебника.

Послетекстовая деятельность

Понимание текста на уровне смысла

Работа с вопросами

Развитие памяти, расширение словаря – договаривание вопросов.

 

Поиск информации на основе личные знаний

Работа с пословицами: 

Понимание содержания текста.

Послетекстовая работа

6.«Корзинка вопросов» дети из групп  по очереди тянут вопросы,  договаривают  их  и отвечают на них в группах)

- К какому жанру …              относится новое произведение? Докажите. (Слайд)

- Кто является главными …        действующими героями? (ответы детей)

- Что повлияло на выздоровление …                    девочки?

- Зачем писатель Куприн придумал …                  такую историю “Слон”?

В тексте описаны реальные события или вымысел? (что может быть, чего не может быть?)

- Что хотел сказать автор этим произведением, чему оно учит нас?

- Какая из пословиц подходит к рассказу? Объясните почему?

Не  нужен  клад – когда  в  семье  лад.

Семья   вместе  –  душа  на  месте.

Рефлексия

Подведение итога работы с текстом, возвращение к целям урока

Оценка работы учащихся на уроке друг друга.

6.Рефлексия  - Мы достигли  с вами целей урока?

Оцените свою работу на уроке по следующим критериям и закончите фразу:

  • Читал
  • Отвечал на вопросы, рассказывал
  • Работал  в  группе

 « Я доволен своей работой, потому что…»

«Я немного затруднялся, мне было трудно…»

«Мне нужно тренироваться …»

Домашнее задание

19.Д.з. пересказ по плану от лица Нади (картинный на продленке, план – дома)

Оценивание работы на уроке

Оцениваю детей, хвалю за хорошую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме :И.А.Крылов "Слон и Моська".Особенности структуры басни.3 класс.УМК "Перспектива".

Данный урок литературного чтения-второй по изучению проиэведений великого русского баснописца И.А.Крылова. Дан в рамках Методической недели начальной школы....

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: И.А.Крылов "Слон и Моська". 3 класс (конспект + презентация)

Конспект урока и призентация по литературному чтению на тему: И.А.Крылов "Слон и Моська". 3 класс...

Технологическая карта по литературному чтению на тему: А.И.Куприн " Слон" 3 класс. Школа России

Ознакомить с биографией и творчеством А.И. Куприна, его произведением " Слон". Способствовать формированию читательской компетенции, умений прогнозировать содержание читаемого текста. способ...

Презентация к уроку литературного чтения по теме " Александр Сергеевич Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке".

Презентация к уроку литературного чтения по теме " Александр Сергеевич Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"....

Технологическая карта урока литературное чтение по теме «Б. Житков «Как слон спас хозяина от тигра». Подробный пересказ»

Тема урока: Как слон спас хозяина от тигра». Подробный пересказЦель урока: Формирование читательской компетенции в процессе изучения Учим воссоздавать содержание исходного текста, не исключ...