Конспект урока по литературному чтению на тему "А.И. Куприн "Барбос и Жулька". 4 класс, УМК "Школ России"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Бондарь Александра Евгеньевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_11_04.docx31.79 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:                                                                                                                        ФИО учителя:

Школа:                                                                                                                ФИО студента: Бондарь Александра

Класс:        4                                                                                                                  ФИО методиста: Галлиулина Н.К.

Кабинет:

Технологическая карта урока литературного чтения

Тема: А.И. Куприн "Барбос и Жулька".

Цели деятельности учителя: знакомство с произведением А.И. Куприн "Барбос и Жулька"; формирование умений: анализировать художественный текст; соотносить текст и иллюстрацию к нему; осознанно и выразительно читать.

Планируемые результаты

Предметные:

знать особенности и структуру произведения А.И. Куприна "Барбос и Жулька".

уметь                                                                                                                                                                                                                           - ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев; формулировать простые выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами; объяснять значение слова с опорой на контекст произведения и с помощью разных источников информации.

Личностные: ориентироваться  в нравственном содержании и смысле поступков – своих и других людей; высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;  понимать  причины  успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: УМК «Школа России», учебник Литературное чтение:  4 кл.: Учебник:  В 2 ч./ Н.А.Чуракова.-М.: Академкнига\ Учебник, 2011.-Ч.2.; портрет А.И. Куприна, иллюстрация В. Серова, презентация

Этап урока

Методы и приемы

Хронометр.

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1-2 мин

Парная  форма работы

Повернитесь лицом друг к другу, положите ладони в ладони друг другу и улыбнитесь, пожелайте хорошей дружной работы на весь урок.

Фронтальная форма работы

-Я хочу начать урок с  изречения Д.Дидро-французкого писателя, философа:

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»

-Как понимаете высказывание?

-На уроке литературного чтения мы будем читать и учиться мыслить.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Если люди не будут читать, то они перестанут мыслить, рассуждать, размышлять. Чтение книг расширяет кругозор.

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II.Актуализация знаний и мотивация

         

Наглядный: рассматривание иллюстрации

Практический:

метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации

4-5мин

Фронтальная форма работы

-Посмотрите на экран. Вам знаком портрет этого человека? 

-Это Куприн Александр Иванович

- Что вы знаете о нем?

- Куприн Александр Иванович  родился 26/08/1870 в Пензе.

- Может быть кто-то уже читал его произведения, такие как: «Слон», «Белый пудель» и другие?

- Вы когда-нибудь пытались найти оправдание своим поступкам перед родителями?

-А вы знаете выражение «Оно само так сделалось». Обычно так дети говорят родителям, когда что-то сломают или потеряют.

- А вы знаете, откуда пошло такое оправдание?

-Нам предстоит разобраться в этом и в том, как стоит поступать в таких ситуациях.

Обнаруживают и формулируют учебную проблему. Высказывают предположения, отвечают на вопросы.

П: осмысление читаемого  текста

П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных)

III. Постановка учебной задачи

Практич.: заполнение таблицы

Словес.: подводящий диалог

4-5м

Повторение изученного

Фронтальная форма работы

- -Посмотрите на слайд, кто это?

-Что вы знаете о таком животном, как собака?

- А это кто?

-Что можно сказать о собаке, которая не имеет породы? Дворняжке?

- Кто догадался, как называется произведение, которую мы будем сегодня изучать?

- Кто ее написал? .

- Это и есть тема нашего урока.

А какие задачи мы поставим перед собой?

– Посмотрите, могут ли две абсолютно разных собаки (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.

- Это очень преданное животное

- Они особенно добрые

Тема: А.И. Куприн "Барбос и Жулька".

Познакомиться с произведением А. Куприна «Барбос и Жулька»

П: подведение под понятие

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Практич: слушание и чтение Т

Первичное знакомство с текстом.

Фронтальная форма работы

Учитель выразительно читает рассказ.

-Оправдались ли наши предположения?

- Что нам нужно сделать чтоб достичь цели?

Слушают образец чтения

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

V. Первичное закрепление

Практич: чтение Т, сам.работа с словами.

        Словарная работа.

Индивидуальная и фронтальная формы работы

-Прочитайте произведение, подумайте, какие слова вам непонятны.

- Объясните значение слова «сталактит».

Сталактит – имеющий форму сосульки спускающийся с потолка пещеры известковый нарост, образованный просачивающимися каплями.

Фестон – один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок.

Ищут необходимую информацию.

 

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

Практич:  чтение и анализ Т

Литературоведческий анализ: толкование термина

Чтение и первичный анализ.

Фронтальная форма работы

Прочитайте рассказ очень внимательно и приготовьтесь ответить на вопросы.

- Зачем Жульку отнесли в сарай?

- Как Барбос прощался со своим другом?

- Как все узнали о смерти Жульки?

Анализируют язык произведения

Читают выборочно

-

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

Физминутка

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Частично-поисковый: выборочное чтение, характеристика героев, выразительное чтение,

 само- и взаимоанализ чтения;

Практический: выборочное чтение, чтение в парах с анализом, поиск авторских оценок;

Словесный: обобщение по наблюдениям по тексту, выразительное чтение с взаимооценкой;

7-8мин

Повторное чтение и углубленный анализ.

Анализ образов и подготовка к выразительному чтению.

Фронтальная и парная формы работы.

  • Назовите главных героев рассказа.
  • Что вы можете сказать о них?
  • -Какой по характеру Барбос? Выберите нужные слова.
  • -Какая по характеру Жулька? Выберите нужные слова.
  • Давайте прочитаем текст по частям и выберем соответствующую интонацию для точной передачи эмоций героев, оцените чтение своего соседа.
  • Кто выразительно прочитает вслух?
  • Проанализируй свое чтение.

Прочитайте первый эпизод:

- Кто выразительно прочитает вслух?

- Одинаковая ли ваша интонация речи в начале и в конце рассказа? А что меняется?

- Как вы должны читать начало?

- Как меняется ее интонация в конце рассказа? Почему?

- А в начале мы будем читать с одинаковой интонацией или с разной? Докажите?

  • Проанализируй свое чтение.

Литературоведческая пропедевтика.

Фронтальная и индивидуальная формы работы.

  • А как вы сами определите смысл этого рассказа? О чем он?

- Что хотел передать нам автор?

Анализируют поведение и речь героев.

Мама и Миша

-Добрый, спокойный, хитрый, ласковый,

-Спокойная, хитрая, добрая.

Выразительно читают в парах, стараясь передавать характеры, проводят самоанализ.

Выразительно читают в парах, проводят самоанализ.

Выразительно читают текст.

 Задорно, весело

- Грустная, печальная, Жулька умерла

 Выбирают из текста материал, раскрывающий авторскую позицию: выбор героев, описание действий, поведения.

Выразительно читают, проводят взаимооценку.

Воспроизводят, осмысляют мысль текста.

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

К: взаимодействие с партнером

П: осмысленное чтение худож. текста

К: контроль действий партнера

П: поиск и выделение необходимой информации

Р: планирование своих действий в соответ. с задачей

П: осознанное построение речевого высказывания

VII. Включение в систему знаний, повторение

Частично-поисковый: чтение и анализ соотнесение смысла

Сопоставление эпизода  и иллюстрации к эпизоду, сравнение словесного и живописного изображения;

Формулирование обобщения.

4-6мин

Фронтальная формы работы

- скажите, в чем залог настоящей дружбы?

Работа с иллюстрацией (синтез).

Групповая форма работы.

План наблюдения над иллюстрацией:

- Рассмотрите иллюстрации к рассказу.

Какой момент рассказа изобразил художник на второй иллюстрации? Перечитайте его.

- Какой момент рассказа изобразил художник на первой иллюстрации?

- скажите. Для чего иллюстратор поместил данное изображение к рассказу?

 

Анализируют текст соотносят смысл с моралью рассказа.

Рассматривают иллюстрацию, соотносят ее содержание с эпизодом из доказывают примерами из текста. Описывают героев, передавая особенности состояния в данный момент.

Анализируют иллюстрацию

П: построение рассуждения;

осуществление синтеза;

К: планирование учебного сотрудничества;

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

П: построение речевого высказывания;

Р: оценка результатов;

.

VIII. Рефлексия деятельности

Практический: заполнение признаков басни в таблице;

Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений.

2-4мин

А. Предметная

  • Вернемся к вопросам об особенностях произведения.
  • О чем это произведение?
  • Какая главная мысль?

Б. Деятельностная

-Что нового вы узнали?

-Что запомнили?

- Что смогли сделать?

В.Эмоциональная

-Что понравилось на уроке?

-Что понравилось в своей работе на уроке/ в себе?

Воспроизводят сведения об особенностях произведения.

  •  Формулируют собственное понимание смысла в данном рассказе.

Пытаются соотнести мораль, смысл с собственным практическим опытом (бывает ли такое в жизни?)

Проводят самоанализ деятельности

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

П: построение рассуждения

Р: осуществление итогового контроля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению.Тема: "Устное творчество русского народа" 2 класс.УМК "Школа России"

На данном уроке  проводится обобщение знаний о жанрах русского народного творчества: “загадки”, “пословицы”, “скороговорки”, “небылицы”, “считалки”, “потешки”, “сказки”, “былины”...

Конспект урока по литературному чтению на тему: Н.Носов «На горке» (УМК Школа России) 2 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему:  Н.Носов «На горке» (УМК Школа России) 2 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему: Н.Носов «Живая шляпа» (УМК "Школа России") 2 класс

Конспект урока по литературному чтению  на тему: Н.Носов «Живая шляпа» (УМК "Школа России") 2 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему "В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»"Школа России 4 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему "В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»"Школа России 4 класс...

Конспект урока по литературному чтению «В.П. Астафьев .Стрижонок Скрип» ( 4 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по литературному чтению на тему: "В.П. Астафьев. Стрижонок Скрип". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Школа России...

Конспект урока по литературному чтению В. Драгунский «Тайное становится явным» 2 класс, Школа России

Цели деятельности учителя: знакомство с произведением В.Драгунского «Тайное становится явным»; формирование умений правильно определять смысл произведения, выделять главную мысль.Планируем...