Урок литературного чтения на основе межпредметных связей с русским языком
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Сафаргалиева Екатерина Сергеевна

Материалы к уроку литературного чтения в  классе по А.П. Чехову "Белолобый" 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сегодня на уроке мне хотелось бы...

Слайд 2

Читать – исследовать, читать – чувствовать, читать – жить.

Слайд 3

А.П. Чехов «Белолобый»

Слайд 4

А.П. Чехов – великий художник слова

Слайд 5

Голодная волчиха встала, чтобы идти на охоту. Её волчата, все трое, крепко спали, сбившись в кучу, и грели друг друга. Она облизала их и пошла . « Зачем он бежит за мной? - думала волчиха с досадой. – Должно быть, он хочет, чтобы я его съела». А утром он позвал к себе Белолобого, больно оттрепал его за уши и потом, наказывая его хворостиной, всё приговаривал: - Ходи в дверь! Ходи в дверь! Ходи в дверь!

Слайд 6

1. Выбираем спикера. 2. Говорим вежливо и спокойно. 3. Называем собеседника по имени. 4. Уважаем мнение собеседника. 5. Говорим по очереди, не прерывая друг друга. 6. Чётко высказываем свое мнение. 7. Соблюдаем порядок на парте. Правила работы в группах

Слайд 7

Паспорт писателя Фамилия Чехов Имя Антон Отчество Павлович Дата рождения 29 января 1860 года Место рождения г. Таганрог Образование Греческая школа-гимназия; Университет Москвы, медицинский факультет Чем знаменит Писал рассказы, повести, пьесы, которые ставят в театрах по всему миру Где и когда закончилась жизнь писателя 15 июля 1904 года в Германии

Слайд 8

Исторические факты Чехов детским писателем себя никогда не считал . Для детей А.П. Чехов создал только два произведения: «Каштанка» и «Белолобый», назвав их «сказками». Рассказ «Белолобый» был напечатан в журнале «Детское чтение» в 1895 году. Брат Чехова вспоминал, что у Антона Павловича были черные дворовые собаки. Среди них - «среднего роста пёс – Белолобый», которого Чехов увековечил в одноимённом произведении. У Чехова было две любимых собаки породы такса, которым он дал необычные имена – Бром Исаевич и Хина Марковна. Во дворе школы поселка Ольховатка Воронежской области установлен памятник Антону Павловичу Чехову.

Слайд 10

В сказке есть зачин, а в рассказе … Самый напряженный момент рассказа … Заключительная часть рассказа называется … ЗАВЯЗКА КУЛЬМИНАЦИЯ РАЗВЯЗКА

Слайд 11

Литературный приём – «очеловечивание» животного

Слайд 13

1. Нашёл дорогу домой. 2. Помешал волчице утащить ягнёнка, разбудив лаем Арапку.

Слайд 14

А. П. Чехов

Слайд 15

Что стар, что мал.

Слайд 16

А. П. Чехов

Слайд 17

Домашнее задание 1. Напиши, каким мог быть следующий день из жизни героев? Сочини своё продолжение рассказа . 2. Напиши письмо тому персонажу рассказа, который тебе наиболее близок . 3. Напиши , в каком месте нашего города ты бы хотел установить памятник А.П. Чехову и почему?



Предварительный просмотр:

Педагогический хакатон «PedHack: инновационные образовательные решения»

Команда Shaper88vrn

Урок литературного чтения на основе межпредметных связей с русским языком

Пояснительная записка

Данный урок с включением заданий онлайн-платформы Учи.ру может быть использован для различных типов учебных ситуаций и для обучающихся с различными вариантами технического оснащения. Урок может быть проведен как в рамках классно-урочной системы, так и в форме дистанционного обучения.

Технологическая карта

Предметная область: филология

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Форма урока: урок-исследование

Класс: 3

Тема урока: «А.П. Чехов «Белолобый»

Цель: уметь работать с литературным текстом, видеть авторское и выражать своё отношение к прочитанному;

Задачи урока:

1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

  • этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;
  • потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке, правилами работы в паре, группе;
  • формирование способности к самостоятельной познавательной деятельности;
  • формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • развитие критического мышления.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные:
Обучающиеся научатся:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • выделять из темы урока известные знания и умения;
  • планировать своё высказывание;
  • фиксировать на уроке  удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой, объективно относиться к своим успехам/неудачам.

Познавательные:

Обучающиеся научатся:

  • находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из иллюстраций, учебных пособий;
  • понимать таблицы, передавая  её содержание в словесной форме;
  • проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • использовать мыслительные операции сравнения, сопоставления, анализа и синтеза.

Коммуникативные:

Обучающиеся научатся:

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • интегрироваться в группу сверстников;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы, распределять функции в группе  при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм).

3. Учебные задачи, направленные на достижение  предметных результатов обучения:

Обучающиеся научатся:

  • полноценно воспринимать художественный текст, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • анализировать   текст с выделением отличительных признаков героев;
  • видеть авторское и выражать своё отношение к прочитанному;
  • анализировать и обобщать, активизировать «вдумчивое чтение»

Основные понятия темы:   структура рассказа; комическое; драматическое

Технологии: дистанционное, электронное обучение, системно-деятельностный подход с элементами ТРКМ,  учебно-исследовательская деятельность.

Оборудование: мультимедийный проектор,  экран, ноутбук, принтер.

Этап урока/

цель

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Использование заданий онлайн-платформы Учи.ру

Формируемые УУД

Организационный этап.

Цель: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Приветствует  класс, выявляет ожидаемые результаты.

(СЛАЙД 1)

-Что  вы хотите получить от сегодняшнего урока  литературного чтения?  Начните свой ответ  с фразы: «Сегодня на уроке мне хотелось бы….»

(СЛАЙД 2)

Будем учиться читать-исследовать, читать- чувствовать, читать-жить.

Мы станем исследователями  СЛОВА.

Приветствуют учителя,  готовятся к работе, получают позитивный настрой

Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия.

Личностные:

самоопределяются.

Целеполагание.

Цель:

построение гипотезы и планов её проверки.

(СЛАЙД 3)

-С творчеством какого русского писателя, драматурга вы начали знакомиться на прошлом уроке?  

А теперь – внимание!

(Звучит вой волка, учитель читает стихотворение)

В густом лесу, среди берез,

Как будто чувствуя вину,

Не проливая лишних слез,

Волчиха воет на луну…

(СЛАЙД 4)

- Как вы думаете, почему мы начинаем урок с такого стихотворения?

Ставит цель через показ конечных результатов, выводит гипотезу, на основе цитаты

«А.П. Чехов-великий художник слова».

- Что такое цитата? Это словарное слово. Внимание на экран!

Будем создавать памятник, выполняя различные задания.

Принимают учебную задачу.

Работают над словарным словом Цитата

 

Предмет «Русский язык», раздел «Связная речь», карточка «Текст и его признаки. Повторение»,

часть «Учим словарные слова»

Регулятивные:

прогнозируют предстоящую работу.

Коммуникативные:

высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Актуализация знаний и  мотивация к учебной деятельности.

Цель:

подготовить мышление учащихся  и организовать осознание ими внутренних потребностей к  учебно-исследовательской деятельности

Предлагает учебную задачу, для решения которой необходима коллективно-распределённая деятельность.

- Вам предстоит  разделиться на группы. Таким  образом, мы проверим домашнее задание. Сначала вспомним, каким признаками обладает текст.

- У каждого из вас на столе лежит листочек, на котором дан отрывок из рассказа. Те, у кого отрывок из начала рассказа, собираются у 1-го ряда,  у кого отрывок из середины – у 2-го ряда, и  у кого отрывок из окончания рассказа - у 3 ряда.

Давайте проверим, правильно ли вы разделились на группы!  Внимание на экран!  

(СЛАЙД 5)

«БИОГРАФЫ», «ИСТОРИКИ» и «ХУДОЖНИКИ-ИЛЛЮСТРАТОРЫ».        

Повторить правила работы в группе.

(СЛАЙД 6 )

Каждая группа получает свое задание.

Биографы  создают паспорт писателя, историки выбирают интересные факты из жизни писателя, а художники-иллюстраторы восстанавливают цепочку событий  в рассказе «Белолобый».

Выберите спикера группы.

На выполнение заданий у группы есть 5 минут.  По сигналу вы заканчиваете работу и выходите презентовать свои работы.  

Высказывает предложения по оптимизации работы группы (распределение ролей, структурирование времени)

(СЛАЙД 7 ) ПАСПОРТ  ПРОВЕРКА

(СЛАЙД 8) ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ  ПРОВЕРКА

- Мы уже заложили  постамент памятника.

(СЛАЙД 9)

Выявляет уровень знаний, создаёт ситуацию, при которой повторяются ранее усвоенные действия.

Самооценка  работа в группах отметьте на оценочных листах + или -  ?

Распределяются по группам для выполнения заданий.

Отвечают на поставленные вопросы, презентуют работы.

Прогностическая оценка обучающихся своих возможностей.

Предмет «Русский язык», раздел «Связная речь», карточка «Текст и его признаки. Повторение»,

часть «Вспоминаем, что такое текст»

Регулятивные:

излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения.

Познавательные:

строят рассуждения, делают выводы.

Личностные:

осознают свои трудности и стремятся к их преодолению.

Коммуникативные:

вступают в сотрудничество с одноклассниками, оказывают взаимопомощь.

Применение основных знаний и умений.

Цель:

формировать способности к самостоятельной познавательной деятельности.

Динамическая пауза.

- К какому виду литературных произведений относится произведение Чехова «Белолобый»? (рассказ) По каким признакам вы это определили?

Рассказ – небольшое по объему произведение. В основу рассказа положено одно важное событие. Читатель ничего не знает о прошлом и будущем героев. В рассказе один главный герой или два, а остальные - действующие лица.

 Какова цель написания рассказа: передать некоторую мысль, а не рассказать о каком - либо событии или герое.

 – Давайте повторим, что такое композиция текста, т.е. элементы сюжета. Для этого закончите фразы:

СЛАЙД 10

1. В сказке есть зачин, а в рассказе, повести… (завязка) щелч

2. Самый напряжённый момент рассказа…(кульминация) щелч

3. Заключительная часть рассказа…(развязка)

-От чьего имени ведется повествование? (ответы детей) Повествование безличное, потому что рассказчик описывает происходящие события как бы со стороны.  Мы не знаем, кто он.

- Кто является главным героем рассказа? Волчиха

(СЛАЙД 11 ) Ученик рассказывает этимологию слова.

 Волк - общеславянское слово, имеет тот же корень, что и волоку, волочить («тащу», «тащить»). Волк буквально - «таскающий» (домашний скот).

-Какой была главная забота волчихи? (Прокормить своих детей и не попасться человеку.)

- А как она могла это делать? (только таская)

-Какие трудности были в ее жизни? (Возраст, плохое здоровье, утрата чутья, невозможность охотиться на крупную дичь, страх за волчат, постоянное чувство голода)

Проводит анализ текста. Предоставляет возможность обучающимся  самостоятельно исправить ошибки при их возникновении.

Контролирует  время при парной работе.

-Докажите словами текста, что автор понимает заботы волчихи, ее трудности, хорошо знает повадки и особенности поведения.

-Как автор относится к героине? (Сочувствует ей, сопереживает)

-Как он пишет о волчихе? (Как о человеке, наделяет ее человеческими эмоциями и переживаниями)

Так автор передаёт драматические моменты в жизни животного.

-Найдите и прочитайте глаголы, подтверждающие, что автор пишет о волчихе, как о человеке. (Думала, вспоминала, помнила, соображала)

-Что вы поняли, взглянув на мир глазами волчихи? Легко ли живётся животным?

 (У животных жизнь не легче, чем у людей, у них в жизни тоже есть проблемы. Животные, как люди, могут переживать, мнить, наблюдать.)

Спросить несколько учеников.

- А. П. Чехов сумел мастерски, владея словом, проникнуть в чувства и мысли волчихи.   Это и есть драматическое.

(СЛАЙД 11щелчок )

Работа с оценочными листами.

(СЛАЙД 12)

- Продолжаем работать,  читать-исследовать, читать-чувствовать, читать-жить.

Как вы думаете, а есть ли герой в этом рассказе, который вызывает улыбку? (Белолобый)

- Зачитайте отрывок, в котором рассказывается о том, как щенок попал к волчихе?

СЛАЙД 13

- Как выглядел Белолобый? Прочитайте.

- Волчиха схватила щенка и несѐт его в логово. Что она испытала, когда положила свою ношу на снег? (отвращение)

- Посмотрим отрывок из мультфильма «Белолобый».  Как волчата играют со щенком.

ВИДЕО

- Как ведѐт себя волчиха? Почему она разрешила играть своим детям со щенком?

- Кто наблюдает за игрой малышей?

- Кто в рассказе считает, что Белолобый глупый? Почему?

- Чье поведение напоминает поведение Белолобого? (поведение ребёнка: оно непонятно взрослым (волчихе), но каким-то странным образом оказывается разумным.)

Работа в парах. Свои ответы запишите на листах.

Повернитесь лицом друг к другу, так вы сможете работать в паре.

- Докажите, что щенок не глупый, а просто маленький. Перечислите его умные поступки. Свои ответы запишите на листах. На это задание я отвожу 2 мин. (нашѐл дорогу домой, когда волчица во второй раз наведалась в хлев, щенок помешал ей утащить ягнят, разбудив своим лаем мать Арапку)

Ученики дополняют ответы друг друга. (СЛАЙД 13  ЩЕЛЧ проверка)

-Вы справились с  очередным заданием, и мы присваиваем имя памятнику.

Слайд на постаменте стоит памятник, прикрепляем табличку  

(СЛАЙД 14  ЩЕЛЧ)

 Самооценка работа в парах  оцените

Мы   ещё раз почувствовали, как автор мастерски владеет словом!

- Кто ещё нам кажется смешным и немного странным в рассказе?

- Перечислите поступки Игната, которые заставили вас улыбнуться.

- Почему Игнат себя так вел?

- Что вам подсказало, что Игнат одинок, ведь автор не говорит нам об этом прямо?

- А не это ли мастерство слова? В этом и заключается комическое этого рассказа.

(СЛАЙД 15)

- Сравните Белолобого и Игната, чем они интересны? (мысль о старости и молодости. «Что стар, что мал», ) (СЛАЙД 15 щелчок)

Проясняют, конкретизируют.  Включаются в работу по запросу группы. Осмысление продвижения в направлении поставленной цели и задач. Деятельность по самооцениванию.

Предмет «Русский язык», раздел «Части речи», карточка «Настоящее, прошедшее и будущее время глагола»,

часть «Определяем время глагола»

Регулятивные:

выделять из темы урока известные знания и умения;

Личностные:

формировать способности к самостоятельной познавательной деятельности; развивать критическое мышление.

Познавательные:

строят рассуждения, делают выводы

Коммуникативные:

включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы.

Включение в систему знаний

Цель:

Продолжить формирование способности к самостоятельной познавательной деятельности.

Выражает своё отношение к ситуации взаимодействия на уроке;

уважительно выслушивает дополнения, предложения, идеи обучающихся;

подбадривает неактивных обучающихся, привлекает их к работе составления синквейна;

поощряет обучающихся к объяснению понятий своими словами.

- Пока не расплескались ваши чувства, напишите синквейн о наиболее близком для вас персонаже на листе с оборотной стороны.

-Внимание на экран! (СЛАЙД 16)

-Вы справились с  очередным заданием, и появляется место, где можно установить памятник.

Продолжают  анализировать и находить ответы на вопросы,

используют мыслительные операции сравнения, сопоставления, анализа и синтеза.

Деятельность по самооцениванию.

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Познавательные:

находить необходимую информацию, использовать её для решения учебно-познавательных задач.

Коммуникативные:

Выражать свои мысли, чувства в словесной форме.

Личностные:

Осознавать эстетическую и художественную ценность языка в произведении.

Рефлексия деятельности

(итог урока)

Цель:

организовать рефлексию собственной учебной деятельности

Домашнее задание.

Выявить у обучающихся причины ошибок, которые допущены в работе.

-Посчитайте количество +/- / ?  на оценочных листах.  У кого + больше, поставьте   отметку «5».

Ознакомление с домашним заданием. (СЛАЙД 17)

Домашнее задание по выбору:

  1. Читатель ничего не знает о прошлом и будущем героев. Мы увидели только два дня из жизни героев. А каким мог быть следующий день? Сочинить своё продолжение рассказа.
  2. Напиши письмо тому персонажу из рассказа, который тебе наиболее близок.
  3. Напиши, в каком месте нашего города ты бы хотел установить памятник Чехову и почему?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Определяют для себя наиболее близкий вид домашнего задания.

Регулятивные:

формировать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Личностные:

фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам/неуспехам, осуществлять самостоятельный выбор домашнего задания.

Коммуникативные:

включаться в диалог с учителем и сверстниками; признавать свои ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению по теме: К.Д. Бальмонт "Русский язык" (УМК "Начальная школа XXI века")

Урок по литературному чтению в 4 классе по УМК "Начальная школа 21 века".Тема урока: К.Д. Бальмонт "Русский язык"Задачи:Обучающие:- продолжить работу над произведениями К.Д.Бальмонта;- учить различать...

Урок литературного чтения на основе технологии развития критического мышления по теме: «Рассказ В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным»

Урок литературного чтения по программе Марии Павловны Воюшиной, разработан на основе  технологии развития критического мышления по теме: «Рассказ Виктора Юзефовича Драгунского «Тайное стано...

Межпредметные связи курса «Русский языка» и их роль в развитии речи.

Обобщение опыта преподавания русского языка как неродного...

Дифференцированный подход на уроках литературного чтения как основа личностно-ориентированного обучения в начальной школе

Итоговый практико-значимый проект: "Дифференцированный подход на уроках литературного чтения как основа личностно-ориентированного обучения в начальной школе". Курсовая подготовка в МКОУ ДПО МЦ г.о. К...

Методические рекомендации по теме "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода"

В данных методических рекомендациях представлен опыт работы  по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода.Методические ...

Уроки литературного чтения как основа духовно-нравственного воспитания младшего школьника.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.В стан...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 2 класса на уроке литературного чтения на основе произведений устного народного творчества

Формирование коммуникативных УУД в курсе литературного чтения приводят к развитию основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Тем самым введение комплекса...