Т. Пономарёва "Лето в чайнике". Основная мысль текста. ПНШ. 3 класс.
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Андреева Алена Геннадьевна

Урок разработан по системе ПНШ. Автор учебника Н. Чуракова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_0412.docx27.67 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Провела: Андреева Алена Геннадьевна

Дата проведения: 04.12.2020 г.

Тема: Татьяна Пономарева «Лето в чайнике»

Цель урока:

- знакомство с рассказом Т. Пономарёвой «Лето в чайнике»

Задачи урока:

• постараться, чтобы дети вычитали из текста рассказа «Лето в чайнике» все подробности, которые свидетельствуют о том, что божья коровка попала к хорошим людям;

  • • обсудить название рассказа «Лето в чайнике» и выяснить, что текст назван в соответствии с его основным переживанием: ведь для всех героев божья коровка, заснувшая на зиму в чайнике, – это чудо кусочек лета среди зимы, которым они восхищаются.
  • С помощью системы вопросов побудить детей перечитывать, просматривать и пересказывать тексты рассказов по разным основаниям (для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента, с целью определить основную мысль текста и др.).
  • Развивать устную речь школьников в связи с необходимостью пересказа событий рассказа.
  • Работать над пониманием смысла названия рассказа.
  • Учить работать с картиной.

Оборудование: учебник, конверты с сушеной травой,  полоски белой бумаги,  музыкальное произведение, чайник.

ХОД УРОКА:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент

Познавательные УУД

Развиваем умения:          

1- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Личностные: эстетические чувства, прежде всего доброжелательность

  1. Введение в тему. Эмоциональный настрой

- Вот пришли зимние холода. Мороз, снег, вьюга. Мы начинаем кутаться в теплые одежды, ищем защиты от холодного ветра. В морозные дни очень часто вспоминаешь именно об этом.  Загляните в конверты, которые лежат у вас на столах.

- Подумайте, о чем мне хочется вам напомнить?

(в конверте лежит сухая травка)

- Ребята, как вы думаете, какое произведение из учебника поможет нам вспомнить лето?

- В названии этого произведения только слово «лето» «теплое»?

- Какие ещё произведения Татьяны Пономаревой мы читали?

- В каком разделе нашего учебника находится это произведение?

- На какой главный вопрос мы должны ответить в конце урока?

- Кто всегда помогает нам в достижении хорошего результата на уроках?

- Верно. С нашими помощниками начинаем работу с текстом.

- О лете, солнце и тепле.

- Рассказ Татьяны Пономаревой «Лето в чайнике».

- Нет, чайник может угостить нас горячим чаем, который нас согреет.

- Это рассказы «Автобус», «В шкафу», «Прогноз погоды».

- Учимся любить.

- Что значит любить?

- Маша и Миша Ивановы.

Регулятивные: определяют и формулируют цель и задачи деятельности на урок вместе с учителем;

Коммуникативные:

договариваются о распределение функций и ролей в совместной деятельности, оказывают в сотрудничестве взаимопомощь,



  1. Первичное ознакомление с текстом

(Чтение учителем)

- Перечислите мне членов семьи.

- Надо же! В этой семье не только ТАКАЯ бабушка, но и ТАКОЙ дедушка! – сказала Маша, когда закончили читать рассказ. Ты понимаешь, что Маша имеет в виду?

Прочитаем  произведение еще раз.

- Подтверди Машин вывод словами из текста.

- У дедушки из рассказа Т. Пономаревой такой же характер, как и у чудесной бабушки (он наблюдательный, внимательный к окружающему, добрый).

- Дедушка решает поставить чайник с божьей коровкой на полку: «Не будем тревожить», то есть он относится к маленькому насекомому как к равному себе.

Предметные: знакомятся с произведением Т. Пономарёвой «Лето в чайнике».

Личностные: формируют ценностное отношение к природному миру

Регулятивные

формулируют и удерживают учебную задачу

Познавательные: осуществляют смысловое чтение

  1. Работа над содержанием текста

- Костя Погодин, друг Маши и Миши, нашел в рассказе «переломный» момент. Как вы понимаете «переломный» момент?

- Попробуйте найти в тексте эту «переломную» строчку.

- Почему именно это строчка «переломная»?

- Подтверди, что божья коровка попала к хорошим людям.

- Предположи, кто такие «мы»?

- Как они объясняют, почему божья коровка решали перезимовать в чайнике?

- А у вас есть свои версии?

- Речь идет о тех моментах, с которых события могли бы развиваться иначе, если бы героями этих рассказов были обычные люди, а не замечательная бабушка и ее родственники.

- «На дне сидела божья коровка».

- После этой строчки возможно любое развитие событий. Если люди жестокие, они не пожалеют божью коровку – выбросят её и заварят в чайнике чай.

- «Всю зиму простоял он (чайник) там. Возле него мы и говорить стали тише...». Каждому из членов семьи дано увидеть даже в маленьком живом существе нечто значительное, целый мир, к которому они относятся с уважением.

- Внуки, внучки, а может быть, и мама с папой, или дядя и тетя.

- Перечитывают строки с предположениями о том, как и почему божья коровка попала в заварочный чайник.

(чтение по ролям)

- Высказывают свое мнение по этому поводу. (Из этих высказываний будет видно, кто из детей мыслит логически, реалистично, а кто способен фантазировать.)

Регулятивные: прогнозируют

Познавательные: находят и выделяют необходимую информацию в учебнике, словаре.

  1. Работа над заголовком текста

- Для обычной жизни удивительная история. По-другому быть не могло, ведь название текста фантастическое.  Какие два мира объединил автор в названии текста?

- Два слова из разных «миров» автор соединил предлогом «В». Попробуем создать другие оригинальные заголовки, используя прием автора.

- Работа в парах.

На желтых листочках – слова «природного мира», точнее названия времен года.

 На зеленых листочках записаны слова «искусственного мира». Для связи используем предлог «В».            Создаем фантастические названия рассказов, и предлагаем идею рассказа, о чем он будет рассказывать. У вас будет несколько вариантов, выберите и расскажите классу самый  интересный.  

- Молодцы! Оригинальные идеи для полета фантазии.

- Природный мир и искусственный мир.

осень в книге – про гербарий

зима в трубе – о красоте зимних звуков, калейдоскоп

весна в лодке – о спасенных животных от половодья

Предметные: выявляют художественные особенности данного произведения на основе анализа.

Регулятивные:

Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль;

 

Коммуникативные строят понятные высказывания, формулируют собственное мнение,

  1. Работа над  главной мыслью текста

- А почему этот рассказ помещен в главу «Учимся любить», а не в главу «Учимся наблюдать», например?

- Любить природу – значит сочувствовать всему живому и заботиться даже о самом маленьком ее создании, быть внимательным к окружающему.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других

Личностные: формируют ценностное отношение к природному миру.

  1. Поход в «Музейный дом»

- Тот, кто умеет видеть и наблюдать природу, не может не любить ее, для него она навсегда останется частью его самого. Люди стремятся передать эти чувства с помощью слов, звуков и красок.  

Предлагаю совершить поход в «Музейный дом».

- Найдите репродукцию картины. Постараемся увидеть красоту лунной ночи.

- Небо ясное и облачное? Есть ли кусочки чистого неба, без облаков? В какие цвета окрашивает луна облака?

- Какова поверхность реки по сравнению с поверхностью неба?

- Закройте изображение реки узкой полоской бумаги и посмотри на пейзаж. Как он преобразился?

- Теперь закройте, а потом откройте изображение луны. Как меняется освещение?

- Найдите домики на берегу Днепра. Есть ли ощущение, что там все погрузилось в сон?

- Удивительная картина. Мы смогли увидеть эту красоту.

Какое чувство помогло художнику создать уникальную картину?

- Темно-синее ночное небо почти полностью скрыто светящимися изнутри облаками, которые освещены изумрудным, зеленовато-золотистым светом луны. Благодаря лунному свету большая часть поверхности реки выглядит золотисто-зеленой, а в центре – почти белой. Поверхность реки кажется ровной, гладкой и блестящей, напоминающей металл. А поверхность неба благодаря облакам кажется мягкой, она как будто покрыта легкой дымкой, в ней ощущается глубина.

- Пейзаж почти погрузился в темноту. Исчезнет самый яркий контраст в картине  – контраст реки, освещенной лунным светом, и темного берега. Пейзаж перестанет быть таким пронзительно красивым, он станет более спокойным и умиротворенным.

- Главный источник света в картине – река, которая светится только отраженным светом луны. На глазах меняется освещение всего пейзажа: с «появлением» луны пейзаж становится как будто торжественней.

- Пронзительность яркого ночного освещения реки и неба подчеркивается спокойствием и тишиной, разлитыми на берегу.

- Это любовь.

Коммуникативные: договариваются о распределение функций и ролей в совместной деятельности, оказывают в сотрудничестве взаимопомощь,

Личностные: эстетические чувства

  1. Рефлексия.

- Что значит любить?  

- Человек любит сердцем. Были  у вас моменты на уроке, когда сердце замирало? От чего?

- Предлагаю послушать симфонию «Лунный свет» Клода Дебюсси.

- Уметь видеть и наблюдать красоту, заботиться о природе, уважать.

Регулятивные:

формулируют и удерживают учебную задачу

Личностные: формируют ценностное отношение к природному миру

  1. Подведение итогов. Домашнее задание.

- Маленькая божья коровка, уснувшая в чайнике, открыла нам удивительный мир любви. Про неё есть замечательная считалочка-талисман, которая является древним символом счастья и удачи.

Божья коровка,

Полети на небо,

Принеси мне хлеба.

Чёрного и белого,

Только не горелого.

Представим, что мы на летнем лугу. Тепло. Солнышко. Божья коровка  сидит у нас на ладошке. Произнесем хором шепотом считалочку, и отпустим божью коровку на волю.

(в конце дуем на ладошку)

- Спасибо за урок. Всем счастья и удачи. Урок окончен.

- вместе проговариваем считалку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Текст. Основная мысль текста" 2-4 класс

Презентация по русскому языку по теме" Текст. Основная мысль текста" используется на учебном занятии по любой программе. К уроку подобран интересный занимательный материал, предусмотрены разнообразные...

Презентация по теме "Текст. Основная мысль текста" 2-4 класс

Презентация по русскому языку по теме" Текст. Основная мысль текста" используется на учебном занятии по любой программе. К уроку подобран интересный занимательный материал, предусмотрены разнообразные...

Конспект урока риторики по теме: "Тема и заголовок текста. Основная мысль текста."

В материале представлен подробный конспект урока по данной теме. Подобрана разнообразная речевая разминка. В презентации представлены произносительно-интонационные упражнения, чистоговорки. В конспект...

Урок русского языка в 3 классе. Тема урока: Текст. Основная мысль текста.

Тема урока: Текст. Основная мысль текста. Цель урока: наблюдать за текстами, определять основную мысль текста...

Работа с текстом. Основная мысль текста. Умение выражать собственное мнение о прочитанном.

Формирование умения выражать собственное мнение о прочитанном, важный элемент содержания обучения. В работе представлены различные приёмы работы с текстом. При выполнении заданий активизируются и разв...

Технологическая карта урока по русскому языку "Заголовок, тема, основная мысль текста; их взаимосвязь. Изложение повествовательного текста на основе зрительного восприятия" (УМК "Ритм", 4 класс)

Цель урока: создание условий для развития у обучающихся умения определять тему и основную мысль повествовательного текста, его композицию.Задачи урока:Дидактические:1. Учить обучающихся верно определя...