Учебно-методический комплект по развитию речи на тему "Тема и основная мысль текста" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx19.31 КБ
Файл razvitie_rechi.pptx216.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Тема и основная мысль текста

Цели: Формирование понятий тема и основная мысль текста.

Планируемые результаты:

 Предметные: Учить учащихся слушать и понимать текст. Закрепить понятие основных признаков текста. Отрабатывать умения: понимать тему и главную мысль чужого текста; анализировать и подбирать заголовок к тексту. Расширение, уточнение и активизация словарного запаса детей. Развитие речи.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося, проявляют мотивы к учебной деятельности.


Тип урока: Постановка и решение учебной задачи

Оборудование: Проектор, доска, учебник, рабочая тетрадь

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Викторовна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка

Здороваются.

Р: организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

Актуализация знаний.

Словес.: ответы на вопросы

обобщающий, практический.

Что такое текст? (Текст состоит из предложений. Предложения в тексте связаны по смыслу.)
Что мы можем определить у текста? (тему, основную мысль)
(Тема – это то, о чём или о ком говорится в тексе. Основная мысль – самое важное, главное, о чём говорит нам текст. Заголовок – заглавие, название. Начало, основная часть, концовка – структура текста. Красная строка. )
- Какой признак должен быть обязательно в тексте? /Тема. Основная мысль/

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют устные задание.

Л: осознают свои возможности в учении.
П:извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; дополняют и расширяют имеющиеся знания.

Мотивация.

Постановка учебной задачи

-Прочитайте запись. Это текст?

«В лесу каждый готовится к зиме по-своему».( Нет, это не текст, а предложение.)

Как эту мысль превратить в текст? ( Нужно добавить еще предложения.)

Любые ли предложения можно добавить? ( Нет, предложения должны быть о том же, о чём говорится в первом.)

Давайте расскажем, как же готовятся к зиме животные в лесу.
Какая тема будет у текста? Какая основная мысль?

-Как вы думаете , какая тема нашего урока? (Тема и основная мысль текста)
А , что еще хочет донести до нас автор в своем тексте. Мы этого пока не знаем, сегодня предстоит это узнать.

-Какие цели мы поставим перед собой? (продолжать выявлять тему и основную мысль текста, определять, что хочет донести до нас автор)

Отвечают на вопросы. Слушают и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
Р: определяют тему и цели урока.

Изучение нового материала

Словес.: ответы на вопросы
Практич.: Работа с по учебнику.
Работа в РТ

Практический: слушание и чтение Т

-стр 37 № 26
-Прочитайте отрывок из сказки.
-Как называется сказка?
О чем говорится в этом отрывке?

Какое настроение было у Медвежонка?

 Из какого предложения это видно?

 Какое оно по интонации?

 В этом предложении выражается основная мысль или главное переживание текста?

Кто так воспринимает зимнее утро: автор , Медвежонок или снежинки?

Восприятие(переживание)  в тексте может быть передано либо автора, либо кого-то из героев.
Прочитайте плакатик Мыши на странице 38.
Откройте рабочие тетради на стр71№86
Прочитайте текст.
Запишите тему этого текста.

 Подчеркните предложение которое раскрывает главное переживание.  В котором говорится о переживании красоты весенней природы.

Чье это переживание автора или Ежика?

Как можно назвать этот текст ?

Придумайте название, которое выражало бы главное переживание. Запишите его.

Для чего может быть написан текст?

стр 38 №27
Прочитайте задание. В тексте  нам встретится слово оползень . Кто знает , что обозначает это слово. Прочитаем в словаре. Прочитайте текст.

Какая цель у автора – рассказать нам о повадках поползня или поделиться забавной историей?

Из какого предложения понятно, как слава и его мама отнеслись в проделкам птички?

Можно ли сказать, что это предложения выражает главное переживание текста?

Прочитайте какие названия для этого текста придумали Маша и Миша. Какое название соответствует главному переживанию текста?

РТ Стр 72 №87
Прочитайте текст. В каком предложении выражено главное переживание автора?

Чье название больше подходит Маши или Миши?

-стр 40 №28
(Читаю стихотворение)
Это стихотворение о людях или собаке?

Прочитайте строки, которые подтверждают, что это стихотворение о собаках.

 Ради чего поэтесса рассказывает о собаках?

Прочитайте строки ,которые подтверждают , что автор хочет чтобы мы узнали о разных характерах собак .  

А какие собаки никогда не бывают?

В каких строчках об этом говорится?

А кто же может быть предателем или ябедой?

 Стихотворение написано только ради того чтобы обратить внимание читателей на разные характеры собак?

Так каким же переживанием делится с нами поэтесса?

РТ стр75№88
Прочитайте стихотворение.
Из кого состоит маленькая компания , о которой идет речь?

Напишите их.

Подчеркните одной  чертой строчки, которые помогли тебе догадаться.

В чем заключается секрет этой компании?

Подчеркните двумя чертами, строчки, в которых об этом говорится.

Читают.Высказывают свое мнение. Анализируют прочитанное.
Выполняют задание в рабочей тетради

Объяснять используемые в тексте выражения.

Понимать и объяснять смысл рассказа

Выразительно читать.

Определять смысл названия произведения.

Л:устанавливают связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом.

К: умеют с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникациями.

Л: осознают свои возможности в учении
П:проявляют познавательную инициативу , умеют ориентироваться в учебнике, наблюдают и делают самостоятельные выводы.

Р: самостоятельно организуют своё рабочее место; определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
К: участвуют в диалоге , слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения; оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных ситуаций

Итоги урока.

Рефлексия

-Подведем итог урока. Вспомним какие цели мы ставили и достигли ли их.
Что такое текст? Тема текста ? Главная мысль текста ? Что может передовать текст?
-Закончите фразы
Сегодня я узнал…Было интересно…Было трудно…Я выполнял задания…Я понял, что…Теперь я могу…Я почувствовал, что..Я приобрел…Я научился… У меня получилось …Я смог… Я попробую…
Меня удивило…

Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Л:понимают значение изученного материала.
Р:выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; оценивают результаты работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык

Слайд 2

текст ? ? ? ? ? ? ?

Слайд 3

В лесу каждый готовится к зиме по-своему.

Слайд 4

ТЕМА Тема и основная мысль текста -продолжать выявлять тему и основную мысль текста -определять , что хочет донести до нас автор Цели:

Слайд 6

ТЕМА Тема и основная мысль текста -продолжать выявлять тему и основную мысль текста -определять , что хочет донести до нас автор Цели:

Слайд 7

Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания … Я понял, что… Теперь я могу… Я приобрел… Я научился… У меня получилось … Я смог…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи учащихся – одна из основных задач начального образования”

Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности.    Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имее...

"РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ, ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"

Каждому известно, что общение начинается с первых минут жизни человека и составляет и составляет неотъемлемую характеристику его существования в мире....