Урок развития речи. Тема: «Текст, тема, основная мысль, опорные слова».
план-конспект урока по русскому языку на тему

«Текст, тема, основная мысль, опорные слова»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok2.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по развитию речи учителя начальных классов

Кондаковой Л.А.  МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Пушкино»

Урок развития речи.

Тема: «Текст, тема, основная мысль, опорные слова».

Цель: развитие связной речи, творческого мышления, эмоционального мира ребенка.

Планируемые результаты: коммуникативные; умение работать в группе; регулятивные -строить текст ; познавательные- новые понятия; личностные- положительная мотивация;

1.Организационный момент ,сообщение темы и целей уроков;

                    Ребята ,чтобы узнать тему урока ,вам нужно в этом буквенном прямоугольнике найти потерявшиеся слова. Читать можно только по горизонтали.

                                 Г У АТ ЕКСТУАУАУАБВ

                      ЮСЯТЕМАПРШЩСЕТ

                      Основнаяяямысль

                      Опорныеимислова

-Кто нашел  и назовет слова?

Тема урока: « Текст ,тема ,основная мысль, опорные слова.»

2.Лингвистический этап:

1.Речевая разминка.

-Прочитайте отрывок из стихотворения (на доске)

                 Добрый доктор Айболит ,

                   Он под деревом сидит.

                    Приходи к нему лечиться

                    И корова ,и волчица,

                   И жучок, и паучок,

                   И медведица.

                                      К.Чуковский

Дети читают стихотворение текст 3 раза, ускоряя темп . Выбирают нужный темп и объясняют выбор.

- Что записано на доске?

-Как она называется?

-Кто автор? Можно ли назвать это стихотворение текстом?

-Что такое текст?

--На какую тему это стихотворение?

-Что такое тема ?

Найдите орфограммы в словах и подчеркните.

2.О понятиях «тема текста»,»название текста», «главная мысль текста»

Послушайте стихотворение, по ходу чтения добавляйте к нему нужные слова. Попытайтесь отгадать название этого стихотворения.

Я хотел устроить бал.

И я гостей к себе               ( позвал)

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый ……(пирог)

Пирог .ножи и вилки тут-

Но что-то гости                 (( не идут)

Я ждал ,пока хватало сил,

Потом кусочек             (откусил).

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту          (  съел)

Когда же гости подошли ,

То даже крошек не                       ( нашли)

                                  (Д.Хармс)

-Назовите слова ,которые вы добавляли. Кто может перечислить все слова?

-Ребята ,на какую тему данное стихотворение

-как бы вы озаглавили стихотворение

Автор назвал это стихотворение «Очень, очень вкусный пирог. Почему автор дал именно такое название стихотворению Для чего нужен заголовок ,что вообще означает это слово ( название текста)

-Ребята ,а что именно говорится в стихотворении о пироге

-Это и есть главная мысль стихотворения что такое главная мысль ( главная мысль-это то .что говорится в тексте о предмете)

3.Знакомство с понятием « опорные слова»

Прочитайте слова.

  1. Коза. Козлята волк .кузнец ,съел.
  2. Муха, денежка базар, самовар .паук , комар.
  3. –О чем  вам говорят эти слова (Слова первой строчки из сказки «Волк и семеро козлят», а слова второй строчки из сказки «Муха-Цокотуха»

-Какие слова вам помогли определить сказку (Опорные слова)

-Что такое опорные слова (Опорные слова -это слова ,по которым можно определить тему текста))

-Как еще называются опорные слова ( Ключевые , главные)

4.Игра «»Добавь слова»

Прочитайте опорные слова, добавьте другие

1)Старик, старуха, испекла…(колобок)

2) Теремок, мышка, лягушка….(теремок)

-Как вы угадали сказки? (помогли опорные слова)

-В чем нам помогают опорные слова ?

(по ним можно легко узнать сказку)

5.Типы текстов (повторение)

-Ребята ,где можно увидеть дрессированных обезьян?

(в цирке)

-Каких дрессированных зверей зверей можно еще увидеть в цирке?

(собачек ,слонов ,тигров ,лошадей)

Представьте ,что на следующий день после представления вы пришли в школу, ребята стали расспрашивать вас о цирке.

1.А ты видел львов и тигров? Какие они?

2.Прыгали львы через горящие кольца?

3.что они еще делали?

         А кто-то из ребят задумался: «Почему львы послушно выполняют приказы дрессировщика ?» Казалось , вопросы никогда не кончатся .И вы описывали ,львов, рассказывали ,что происходило на арене ,и даже пробовали объяснить ,почему львы

слушаются дрессировщика.

-Каждый раз у вас получались разные тексты .Какие типы текстов вы знаете? (Текст-описание, текст-повествование, текст –рассуждение)

При составлении текста - повествование используйте опорные слова.

Однажды…Как –то раз…Когда-то…Вдруг….И вот… Вот и все….

Пример повествования.

                                   Тень на дороге.

Стоял яркий солнечный день .Мы с братом шли через поле .Вдруг на дорогу упала тень.

Я взглянул вверх. Над нами бесшумно летела крупная птица. Это был коршун Он высмотрел добычу. В одно мгновение хищник схватил ее и вмиг взмыл в небо.

            Это случай мы запомнили надолго.

При составлении текста – описания используйте опорные слова.

Как будто ,словно, похоже на..

Пример описания

                           Тетерев

         Очень красивый этот лесной петух: хвост косицами, сам весь – черный , а брови красные-красные .Ноги короткие, все в перышках ,будто в валенках, чтобы и мой не замерзли.

             При составлении текста- рассуждение используйте опорные слова.

Потому что, потому, так как ведь ,значит, следовательно , итак.

Пример рассуждения:

                              Почему стриж не взлетел?

             Прошла сильная гроза с дождем и ветром. Я заметил на дороге стрижа. Он лежал на земле. Его сбила буря. Я поднял птицу и осмотрел. Оказалось ,что у нее все цело. А лежал стриж на дорожке потому, что не мог стоять. Ножки у него коротенькие и слабенькие. Стриж даже не подпрыгнет на  них ,как воробей .Поэтому взлететь с ровного места он не может.

             Я подкинул стрижа вверх .Он черной стрелой взвился в небо.

6.Веселая минутка . Потешка.

Слушайте потешку, показывайте движения ,танцуйте.

                    Топ-топ! Топотушки !                  

                     Пляшет зайка на опушке,

                     Пляшет ежик на пеньке,

                    Пляшет чижик на сучке,

                    Пляшет песик на крылечке,

                    Пляшет котик на крылечке,

                    Пляшет мышка возле норке,  

                    Пляшет козочка на горке,

                    Пляшет утка на реке,

                    Черепаха – на песке.

                     Топ-топ! Топотушки!

                     Пляшут лапки,

                     Пляшут ушки,

                    Пляшут рожки и хвосты!

                     Что стоишь?

                    Пляши и ты !

3.Литературоведческий этап.

3.1. Повторение о сущности понятий «текст», «тема текста»,»опорные слова», «заголовок», «абзац», « главная мысль».

               Вспомните, что такое текст, тема текста,опорные слова,заголовок,абзац,главная мысль.

3.2. Составление текста.

             Нужно составить текст (тип текста по выбору).А для того чтобы его составить, нужно вспомнить ,из каких частей состоит текст. Поможет нам в этом волшебный цветок.

 Детские работы.

                    Рассуждение.

             Мне купили новых солдатиков, потому что у меня все игрушки сломались. Я внимательно рассмотрел все игрушки дома., выяснилось ,что у меня нет ни одной хорошей игрушки. Я люблю играть в военные игры, поэтому мне купили солдатиков.

                                                                                                                 Илья  И.

                                   

                                 Описание.

             Мне купили сапоги. Они очень удобные и красивые. Они очень теплые и не скользят. В них хорошо бегать.

                                                                                                         Валя Е.

                              Описание.

            Мне купили куклу. Она красивая .У нее большие синие глаза, шелковистые белые кудрявые волосы. Моя кукла изящна, у нее подвижные руки и ноги. Одета кукла в роскошное бальное платье розового цвета

                                                                                                                        Полина Т.

7.Итог урока:

                       Что узнали нового на уроке?

                           

                       Что получилось и над чем следует еще поработать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи Тема: Текст описание. 3 класс

Урок развития речи сопровождается презентацией . На данном уроке учащиеся учатся выявлять структуру текста- описания, определять последовательность составления текста....

Презентация к уроку развития речи "Части текста. Составление рассказа по иллюстрации и опорным словам".

Презентация предназначена для работы на уроках развития речи. Тема: Части текста. Составление рассказа по иллюстрации и опорным словам. УМК "Школа России" В.П. Канакина Русский язык 2 класс...

Конспект урока по развитию речи на тему: «Изложение текста по опорным словам «Храбрый утенок» (по Б. Житкову)»

Конспект урокапо развитию речина тему: «Изложение текста по опорным словам «Храбрый утенок» (по Б. Житкову)»...

«Развитие речи. Изложение текста по вопросам и опорным словам «Коля заболел».

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Развитие речи. Изложение текста по вопросам и опорным словам «Коля заболел»....

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: «Слова разных частей речи. Составление текста по рисунку и опорным словам».

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: «Слова разных частей речи. Составление текста по рисунку и опорным словам»....

Технологическая карта урока по русскому языку "Заголовок, тема, основная мысль текста; их взаимосвязь. Изложение повествовательного текста на основе зрительного восприятия" (УМК "Ритм", 4 класс)

Цель урока: создание условий для развития у обучающихся умения определять тему и основную мысль повествовательного текста, его композицию.Задачи урока:Дидактические:1. Учить обучающихся верно определя...