Конспект урока по развитию речи на тему: «Изложение текста по опорным словам «Храбрый утенок» (по Б. Житкову)»
методическая разработка по русскому языку (2, 3 класс)

Конспект урока

по развитию речи

на тему: «Изложение текста по опорным словам «Храбрый утенок» (по Б. Житкову)»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx253.59 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Русский язык

Развитие речи

Класс

2

Тема урока

Изложение текста по опорным словам «Храбрый утенок» (по Б.Житкову)

Дидактическая цель

Создать условия для формирования умения писать изложение по опорным словам.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные

Метапредметные

Предметные

Л1. Положительная мотивация к процессу обучения на уровне понимания смысла обучения

Л2.Принимать и ценить базовые ценности (храбрость, смелость)

МПознавательные

МП1.Давать устный развернутый ответ

МП2. Составлять и записывать тексты по плану.

МП3. Выявлять последовательность событий в тексте

МРегулятивные

МР1.Уметь выделять учебную задачу

МКоммуникативные

МК1.Уметь работать в парах выслушивать задание, распределять обязанности.

МК2. Уметь высказывать свое отношение к прочитанному.

П1. Уметь определять главную мысль произведения и отражать ее в заголовке.

П2. Формировать умение делить текст на части и выделять их при записи.

П3. Формировать умение использовать слова для связи предложений и частей текста

Решаемые учебные проблемы  (учебная задача)

-Из каких частей состоит текст?

Основные понятия изучаемые на уроке

Изложение, главная мысль, опорные слова, заголовок, вводная, основная, заключительная часть текста.

Образовательные технологии, используемые на уроке

(в т.ч. рефлексивные технологии)

Диалоговая и рефлексивная технологии

Вид используемых на уроке средств ИКТ

ТСО, презентация, раздаточный материал для учащихся, наглядный материал в виде карточек.

Образовательные ресурсы:

Для  учителя

  1. Литература

  1. Интернет-ресурсы

Для ученика

Г.С. Щеголева «Моя письменная речь» учебная тетрадь 2 класс.

Г.С. Щеголева Система обучения связной письменной речи» Пособие для учителей начальных классов и студентов факультета начального образования

Г.С. Щеголева «Моя письменная речь» учебная тетрадь 2 класс.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

I.Орг. момент

Здравствуйте ребята, меня сегодня у нас урок развития речи.

Проверим нашу готовность к уроку. На столах у вас находятся тетради по развитию речи, пенал, дневник.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

II.Актуализация знаний

-Один известный русский писатель Борис Житков просит нас о помощи. Злая колдунья решила уничтожить текст произведения. Из текста исчезли предложения, уцелели лишь отдельные слова.

Он просит нас помочь ему восстановить текст, ведь он не помнит его наизусть.

Сделать мы это сможем с помощью изложения.

-Поможем писателю?

-Ребята, а вы помните, что такое изложение?

-Абсолютно верно.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ ТЕКСТА ПО ОПОРНЫМ СЛОВАМ

-У каждого на столах есть карточки с уцелевшими словами. Прочитайте их внимательно про себя.

-Догадались ли вы, о чем рассказ?

-Как мы смогли догадаться, о чем он?

-Как называются такие слова в тексте, по которым можно догадаться о его содержании?

-Попробуем устно восстановить рассказ, достройте его.

Мы составили текст (Появляется исходный текст на экране, у каждого учащегося на столе)

Утром хозяйка ставила утятам корм. Но утята боялись есть. Их пугала злая стрекоза.

Однажды во двор пришел утенок Алеша. Вдруг зажужжала стрекоза. Алеша схватил ее за крыло. Насилу она вырвалась.

С тех пор злодейка не прилетала в сад.

-Прочитайте текст самостоятельно.

-Кто вам нравится в рассказе? Почему?

-Почему утята боялись есть?

-Кто их спас? Каким образом?

-Как автор относится к стрекозе? Почему вы так решили? Согласны ли вы с отношением автора?

-Каким был утенок Алеша?

-О чем хотел сказать нам автор?

Что мы определили?

-А как мы можем озаглавить текст, чтобы отразить отношение автора?

-Да.

-Изложение-это письменный пересказ текста.

Читают опорные слова.

- Об утенке Алеше, который спас утят.

-У нас были основные слова текста, по которым легко догадаться, о чем рассказ.

-Опорные слова.

Рассказывают текст по опорным словам.

Читают текст.

-Утенок Алеша, потому что он решил спаси утят от стрекозы.

-Их пугала злая стрекоза.

-Утенок Алеша. Он схватил стрекозу.

-Отрицательно. Он называет ее злодейкой, потому что она пугала утят.

Ответы учащихс

-Храбрым, смелым.

-Что нужно быть смелым, храбрым, как утенок Алеша.

-Главную мысль

-Храбрый утенок.

Л1.

МП1.

МП1.

МП2.

МП3.

Л2.

МП1.

МК2.

П1.

III.Целеполагание

- Как вы думаете, можем мы уже сейчас начать писать изложение? Почему?

- Верно, если мы попытаемся сразу передать весть текст, мы рискуем что-то упустить.

- Как мы можем поступить?

- Действительно, мы можем разделить текст на части.

- Как вы думаете, какую задачу мы будем решать на уроке.

-Нет. Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

-Из каких частей состоит текст.

Л1.

МР1.

IV.Изучение нового материала

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА

-Сколько частей мы можем выделить в тексте?

-Как вы это узнали?

-О чем говорится в первой части? Эта часть называется вводной. Она вводит читателя в текст.

-В какой части описано главное событие? Прочитайте.

-Эта часть называется основной.

-Прочитайте последнюю часть. Зачем нужна эта часть? -Она называется заключительной.

-Наши опорные слова тоже можно разделить на 3 части: вводную, основную и заключительную.

-Разделите линиями опорные слова для вводной, основной и заключительной частей в парах, слева подпишите название части.

-А как мы это будем показывать при записи?

АНАЛИЗ ЯЗЫКОВЫХ И СИНТАКСИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕКСТА

-Кто является героями рассказа?

-В каких предложениях эти слова повторяются? Заменяются?

-Подчеркните слова, которые заменяют слово стрекоза.

-Как автор называет стрекозу?

-Как вы понимаете выражение «насилу она вырвалась»?

-Слова, которые мы выделили, связывают предложения в тексте. Найдем другие слова, которые помогают нам связать предложения между собой.

  - Какое слово связывает 2 и 3 предложение. Обведите его.

-Какое слово помогает перейти от вводной к основной части? Обведите его.

-Какое слово связывает 4 и 5 предложения? Обведите его.

-Какие слова связывают основную и заключительную части? Как вы их понимаете?

-В нашей табличке с опорными словами есть пустая колонка слова-связки. Как вы думаете. Зачем они нам нужны и стоит ли их выписывать?

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ ТЕКСТА

На столах у вас есть карточки, в которых записаны слова с пропущенными буквами. Найдите слова в тексте и вставьте буквы, поставьте ударение.

Х_зяйка, стр_к_за, _днажды, за_у__ала, на_силу, зл_дейка, пр_л_тала.

Проверьте с эталоном на доске.

ПЕРЕЧИТЫВАНИЕ ТЕКСТА

-Что мы сделаем перед тем, как записать текст изложения?

ЗАПИСЬ ТЕКСТА ИЗЛОЖЕНИЯ

-С чего мы начнем его писать в тетрадь? Как мы его записываем? (Заголовок указан на доске)

-Сколько предложений в 1 части?

-Прочитайте опорные слова для первого предложения. Составьте предложение.

-Что нужно сделать перед записью, чтобы не допустить ошибок?

-Напишите первое предложение.

-Что нужно чтобы составить 2 переложение?

-Проверьте, соединяется ли оно с 1 предложением  

Записывайте предложение.

-Как будете писать 3 предложение? Будет ли оно связываться с 2?

-2 и 3 часть записываем самостоятельно.

-О чем мы не должны забывать при написании основной и заключительной части?

ПРОВЕРКА НАПИСАНИЯ

-Что нужно сделать после того, как мы написали изложение?

-Представьте, то этот текст вы видите впервые. Перечитайте его

-Сколько частей в тексте вы написали?

-Все ли предложения связаны между собой?

-Теперь нам необходимо проверить правильное написание слов. Для этого прочтите ваши предложения с конца. Не забудьте проверить написание сложных слов.

(Если учащийся заметил ошибку, необходимо объяснить, как ее нужно исправить)

-3

-По количеству абзацев.

-Об утятах, которые боялись есть, потому что их пугала стрекоза.

-Во второй. Утенок Алеша проявил смелость и решил прогнать стрекозу.

- Эта часть заканчивает текст. В ней говорится,  что стрекоза больше не прилетала к утятам.

-С помощью абзацев

-утята, утенок Алеша, стрекоза.

Утром хозяйка ставила утятам корм. Но утята боялись есть. Их пугала злая стрекоза.

Однажды во двор пришел утенок Алеша. Вдруг зажужжала стрекоза. Алеша схватил ее за крыло. Насилу она вырвалась.

С тех пор злодейка не прилетала в сад.

-Злодейкой

-Еле-еле вырвалась.

-Их

-Однажды

-Вдруг

-С тех пор.

-После того, как утенок Алеша проучил стрекозу, она не прилетала к утятам.

-С помощью этих слов мы сможем связать предложения и части текста между собой.

Но, их,

Однажды, вдруг

С тех пор

Хозяйка, стрекоза, однажды, зажужжала, насилу, злодейка, прилетала.

-Перечитаем его.

Перечитывают текст.

-С заголовка.

-Посередине строки с заглавной буквы, в конце ставим точку.

-3

 Составляют предложение.

-Прочитать по слогам.

Записывают первое предложение.

-Прочитать опорные слова и связки, устно составить его, перед этим прочитав слова по слогам.

Записывают предложение.

(По аналогии)

-Они записываются с нового абзаца.

Записывают части самостоятельно.

-Проверить работу.

Перечитывают текст

-3.

-Да/нет.

МП1.

П2.

МК1.

П2.

МП1.

МП3.

П3.

П3.

МП1.

МП2.

МП3.

П2.

П3.

VI.Итог урока. Рефлексия.

-Итак, наш урок подходит к концу. Скажите, какую задачу мы решали на уроке.

-Скажите, из каких частей состоит текст.

-Что из себя представляет вводная, основная и заключительная части?

Возьмите в руки ручки или карандаши 3-х цветов (синий, красный и зеленый)

Те, кто считает, что он активно работал на уроке, у него все получилось, показывают зеленый карандаш

Те, кто хорошо работал, хорошо, но совершал некоторые ошибки, покажут синий карандаш

(В чем заключались ваши ошибки?

Учитель может дать некоторые рекомендации)

А те, кто имеет какие-то затруднения возьмут в руки красный.

(Ситуационная беседа)

-Наш урок закончен, до свидания.

-Из каких частей состоит текст.

-Вводная, основная, заключительная.

Ответы учащихся.

МП1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи на тему "Типы текстов. Текст-описание"

Конспект занятия по речевому развитию для 2 класса....

Конспект по развитию речи на тему: «Подробное изложение по рассказу В. Чаплиной "Лесная кормушка"»

Конспект по развитию речи на тему: «Подробное изложение по рассказу В. Чаплиной "Лесная кормушка"»...

Урок развития речи. 3класс. Тема: Изложение текста «В берлоге» на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану.

Урок развития речи. 3класс.Тема: Изложение текста «В берлоге» на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану.Цели:Формировать умение воспроизводить текст в логической ...

Конспект урока развития речи по теме "Изложение повествовательного текста «Три веточки мимозы» В. Железников". (УМК Школа России), 4 класс.

Цели: формирование умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами.Планируемые результаты: Предметные:Знать: структуру текста, изученные ...

Разработка урока "Изложение текста по опорным словам"

Изложение текста по опорным словам (Б. Житков «Храбрый утёнок»)Планируемые результаты:             1.Учащиеся научатся определят...

Технологическая карта урока развития речи 2 класс. Изложение текста по вопросам "Первая охота"

Технологическая карта урока развития речи во 2 класса. Описание построения урока при обучению детей написанию изложения по составленным вопросам во 2 классе. За основу взят текст Виталя Бианки "П...