Обучающее изложение текста по опорным словам «Ворона Кара». Конспект урока по русскому языку. 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Конспект

                               урока по русскому языку.

                                                2 класс

ТЕМА: Обучающее изложение текста по опорным словам «Ворона Кара».

ЦЕЛЬ: Формирование речевых умений в процессе обучения изложению.

ЗАДАЧИ:1. Формирование умение детей определять тему, идею текста.

                 2. Формирование умения точно употреблять слова в соответствии со          смыслом текста.

                 3.Формирование умения письменно оформлять текст.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки со словами.

                                            Ход урока: 

 

1.Подготовка к восприятию текста.

(Беседа/рассказ учителя о том, что дрессируют не только животных – зверей, но и птиц).

- Ребята, что вы знаете о дрессированных животных?

(Это животные, которых дрессируют люди. Они их чему-нибудь учат.)

- Кого люди дрессируют?

(медведей, тигров, собак, кошек, мышей, лошадей и др.)

- А вы слышали о дрессированных птицах?

(Да, голуби).

- А сегодня на уроке мы с вами познакомимся с дрессированной вороной.

 

2. Ознакомление с текстом. Постановка учебной задачи.

 

На доске:

                                     Ворона Кара.

           Была у нас ворона Кара. Она клювом листала книгу. Ворона считала на счетах. Кара ловко снимала кольца со столбика.

           Вот какая умная ворона! 

(чтение учителем, дети следят за чтением)

 - Сегодня мы будем учиться писать изложение текста «Ворона Кара».

- Какое изложение мы считаем хорошим, удачным?

(Изложение считается удачным, если в нем передано почти все содержание. Если раскрыта основная мысль.)

- Вот давайте и постараемся написать сегодня удачные изложения. Для этого с текстом надо хорошо поработать.

3.Анализ текста.

          А) Структурный анализ.

- О ком этот текст? (о вороне)

-  Как зовут эту ворону? (Кара)

- Что автор описывает в тексте? (что делает ворона)

- Описываются действия вороны – это ТЕМА текста.

- Понравилась ли вам ворона? За что?

(Да. Ворона была, как человек. Много делала. Очень умница была.)

- Какова же главная мысль текста?  (очень умная ворона, выученная, дрессированная)

- Из каких частей состоит текст? (начало, средняя часть, концовка)

- Прочитайте 1 предложение.

                               Была у нас ворона Кара.

- Чем будет являться это предложение?  (начало)

- Что мы узнали из этой части?  (о ком пойдет речь, где жила ворона)

- Зачем эта часть нужна?  (она готовит нас к тому, о чем пойдет дальше речь)

- Какие слова-помощники помогут нам точнее передать эту часть?

(на доске карточки)

                       У НАС                             ВОРОНА КАРА

- Прочитайте среднюю часть. Что мы узнали из нее? (самое главное, здесь описываются действия вороны)

- Найдите важные слова, которые помогут нам описать действия вороны. Что ворона делала?

(на доске карточки)

       ЛИСТАЛА                       СЧИТАЛА                  ЛОВКО СНИМАЛА

- Прочитайте окончание.

                             ВОТ КАКАЯ УМНАЯ ВОРОНА!

- Зачем она нужна в тексте?  (текст завершен, автор сказал все, что хотел)

- Найдите самое важное слово.

(на доске карточка)

                                          УМНАЯ

           Б) Языковой анализ.

- Вспомните, какова главная мысль текста?  (очень умная ворона)

- Понаблюдаем, как автору удалось раскрыть эту мысль в своем описании. Прочитайте  заглавие текста.   (Ворона Кара)

1-ое предложение

- Как оно начинается?  (была)

- Так обычно начинает автор описание, как бы подчеркивая, что будет описывать действия вороны. Мы читаем «у нас» и что сразу понимаем?  (ворона жила у людей, которые ее учили, воспитывали)

2-ое предложение

- Каким словом это предложение связано с первым?  (она – это та же ворона)

- Что делала ворона?  (листала)

- Как вы понимаете это слово? Почему именно его взял автор в этом случае?  (листала – бездумно, быстро, не задерживаясь, а значит , и не читая)

- Как можно сказать по-другому?  (переворачивала, перевертывала)

- Но это долго, а листала – короче, да это и быстрее.

- Чем листала ворона книгу?  (клювом)

3-ее предложение

-  Какие очень похожие по произношению слова употребляет автор? (СЧИТАЛА НА СЧЕТАХ)  Эти слова близкие по смыслу и нужно употребить их именно в таком сочетании.

4-ое предложение

- Какое слово подчеркивает главную мысль текста? (ЛОВКО)

- Читая это слово, что мы понимаем?  (какая умная ворона)

-  Что она снимала?  (КОЛЬЦА)  Откуда?  (СО СТОЛБИКА)

- Почему со столбика, а не со столба?  (столбик маленький, так вороне легче)

5-ое предложение

- Какое это предложение по интонации?  (восклицательное)

- Какое чувство выражает этим предложением автор?  (чувство восхищения, восторга)

- А какие еще слова в этом предложение помогают автору передать это чувство?  (вот какая)

- Давайте попробуем сказать предложение без этих слов?  (умная ворона)

- В каком варианте сильнее передаются чувства автора?  (Вот какая умная ворона.) Да, мы как будто слышим, как автор восхищен вороной. Ворона не просто умная, а очень, очень умная: вот какая.

- Как автор по-разному называет ворону?  (ворона, ворона Кара, она, Кара)

              В) Орфографическая подготовка.

- Какие правила написания предложения вы знаете? (первое слово в предложении пишу с большой буквы, в конце предложения ставлю точку, каждое слово пишу отдельно)

- Какая кличка у птицы? (Кара)  С какой буквы будем писать? (клички животных пишутся с большой буквы)

- Что такое  У, НА, СО?  (это маленькие слова, которые пишутся отдельно - предлоги)

 - Что знаете про слово ВОРОНА? (это слово из словаря, его надо запомнить)

- Обратите внимание на слова, которые есть на доске, как они написаны. Прочитайте их по слогам хором.

На карточках:                                                           На доске:

у  нас

ворона Кара

листала (проверяем лист)                                     клювом

считала                                                                       на счетах

ловко снимала (проверяем снимет)                  со столбика

умная

4. Запись текста.

5. Проверка.

- Как будете проверять? (Прочитаю каждое предложение. Прочитаю каждое слово по слогам, чтобы проверить, правильно ли написал.)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx16.27 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Конспект

                               урока по русскому языку.

                                                2 класс

ТЕМА: Обучающее изложение текста по опорным словам «Ворона Кара».

ЦЕЛЬ: Формирование речевых умений в процессе обучения изложению.

ЗАДАЧИ:1. Формирование умение детей определять тему, идею текста.

                 2. Формирование умения точно употреблять слова в соответствии со          смыслом текста.

                 3.Формирование умения письменно оформлять текст.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки со словами.

                                            Ход урока:  

1.Подготовка к восприятию текста.

(Беседа/рассказ учителя о том, что дрессируют не только животных – зверей, но и птиц).

- Ребята, что вы знаете о дрессированных животных?

(Это животные, которых дрессируют люди. Они их чему-нибудь учат.)

- Кого люди дрессируют?

(медведей, тигров, собак, кошек, мышей, лошадей и др.)

- А вы слышали о дрессированных птицах?

(Да, голуби).

- А сегодня на уроке мы с вами познакомимся с дрессированной вороной.

2. Ознакомление с текстом. Постановка учебной задачи.

На доске:

                                     Ворона Кара.

           Была у нас ворона Кара. Она клювом листала книгу. Ворона считала на счетах. Кара ловко снимала кольца со столбика.

           Вот какая умная ворона!  

(чтение учителем, дети следят за чтением)

 - Сегодня мы будем учиться писать изложение текста «Ворона Кара».

- Какое изложение мы считаем хорошим, удачным?

(Изложение считается удачным, если в нем передано почти все содержание. Если раскрыта основная мысль.)

- Вот давайте и постараемся написать сегодня удачные изложения. Для этого с текстом надо хорошо поработать.

3.Анализ текста.

          А) Структурный анализ.

- О ком этот текст? (о вороне)

-  Как зовут эту ворону? (Кара)

- Что автор описывает в тексте? (что делает ворона)

- Описываются действия вороны – это ТЕМА текста.

- Понравилась ли вам ворона? За что?

(Да. Ворона была, как человек. Много делала. Очень умница была.)

- Какова же главная мысль текста?  (очень умная ворона, выученная, дрессированная)

- Из каких частей состоит текст? (начало, средняя часть, концовка)

- Прочитайте 1 предложение.

                               Была у нас ворона Кара.

- Чем будет являться это предложение?  (начало)

- Что мы узнали из этой части?  (о ком пойдет речь, где жила ворона)

- Зачем эта часть нужна?  (она готовит нас к тому, о чем пойдет дальше речь)

- Какие слова-помощники помогут нам точнее передать эту часть?

(на доске карточки)

                       У НАС                             ВОРОНА КАРА

- Прочитайте среднюю часть. Что мы узнали из нее? (самое главное, здесь описываются действия вороны)

- Найдите важные слова, которые помогут нам описать действия вороны. Что ворона делала?

(на доске карточки)

       ЛИСТАЛА                       СЧИТАЛА                  ЛОВКО СНИМАЛА

- Прочитайте окончание.

                             ВОТ КАКАЯ УМНАЯ ВОРОНА!

- Зачем она нужна в тексте?  (текст завершен, автор сказал все, что хотел)

- Найдите самое важное слово.

(на доске карточка)

                                          УМНАЯ

           Б) Языковой анализ.

- Вспомните, какова главная мысль текста?  (очень умная ворона)

- Понаблюдаем, как автору удалось раскрыть эту мысль в своем описании. Прочитайте  заглавие текста.   (Ворона Кара)

1-ое предложение

- Как оно начинается?  (была)

- Так обычно начинает автор описание, как бы подчеркивая, что будет описывать действия вороны. Мы читаем «у нас» и что сразу понимаем?  (ворона жила у людей, которые ее учили, воспитывали)

2-ое предложение

- Каким словом это предложение связано с первым?  (она – это та же ворона)

- Что делала ворона?  (листала)

- Как вы понимаете это слово? Почему именно его взял автор в этом случае?  (листала – бездумно, быстро, не задерживаясь, а значит , и не читая)

- Как можно сказать по-другому?  (переворачивала, перевертывала)

- Но это долго, а листала – короче, да это и быстрее.

- Чем листала ворона книгу?  (клювом)

3-ее предложение

-  Какие очень похожие по произношению слова употребляет автор? (СЧИТАЛА НА СЧЕТАХ)  Эти слова близкие по смыслу и нужно употребить их именно в таком сочетании.

4-ое предложение

- Какое слово подчеркивает главную мысль текста? (ЛОВКО)

- Читая это слово, что мы понимаем?  (какая умная ворона)

-  Что она снимала?  (КОЛЬЦА)  Откуда?  (СО СТОЛБИКА)

- Почему со столбика, а не со столба?  (столбик маленький, так вороне легче)

5-ое предложение

- Какое это предложение по интонации?  (восклицательное)

- Какое чувство выражает этим предложением автор?  (чувство восхищения, восторга)

- А какие еще слова в этом предложение помогают автору передать это чувство?  (вот какая)

- Давайте попробуем сказать предложение без этих слов?  (умная ворона)

- В каком варианте сильнее передаются чувства автора?  (Вот какая умная ворона.) Да, мы как будто слышим, как автор восхищен вороной. Ворона не просто умная, а очень, очень умная: вот какая.

- Как автор по-разному называет ворону?  (ворона, ворона Кара, она, Кара)

              В) Орфографическая подготовка.

- Какие правила написания предложения вы знаете? (первое слово в предложении пишу с большой буквы, в конце предложения ставлю точку, каждое слово пишу отдельно)

- Какая кличка у птицы? (Кара)  С какой буквы будем писать? (клички животных пишутся с большой буквы)

- Что такое  У, НА, СО?  (это маленькие слова, которые пишутся отдельно - предлоги)

 - Что знаете про слово ВОРОНА? (это слово из словаря, его надо запомнить)

- Обратите внимание на слова, которые есть на доске, как они написаны. Прочитайте их по слогам хором.

На карточках:                                                           На доске:

у  нас

ворона Кара

листала (проверяем лист)                                     клювом

считала                                                                       на счетах

ловко снимала (проверяем снимет)                  со столбика

умная

4. Запись текста.

5. Проверка.

- Как будете проверять? (Прочитаю каждое предложение. Прочитаю каждое слово по слогам, чтобы проверить, правильно ли написал.)