Урок развития речи. 3класс. Тема: Изложение текста «В берлоге» на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Репина Надежда Михайловна

Урок развития речи. 3класс.

Тема: Изложение текста «В берлоге» на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану.

Цели:

  • Формировать умение воспроизводить текст в логической последовательности.
  • Точно употреблять слова в устной и письменной речи.
  • Развивать речь и орфографическую зоркость уч-ся.
  • Обучать детей правильно озаглавливать части текста.
  • Формировать умение анализировать текст.
  • Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.
  • Прививать любовь к окружающей природе.

 

                             Ход урока.

         1. Орг.момент.

                Начинается урок,

                Он пойдёт ребятам впрок.

                Постарайтесь всё понять –

                Будем грамотно писать.

 

         2.Мотивация урока.

- Ребята эпиграфом к нашему уроку я решила взять высказывание древнегреческого учёного.

- Прочитайте, что он сказал?

 «Человек должен говорить и писать искусно, умело, успешно».

- Как вы понимаете высказывания учёного?

ВЫВОД: любому человеку приятно слушать красивую речь.

- Кто хотел бы красиво говорить и умело писать?

- Как вы думаете, какие уроки помогут нам постичь умение красиво говорить и умело писать?  (уроки развития речи)

 

    3.Сообщение темы урока.

  • – Сегодня у нас урок развития речи и начнём мы его с отгадывания загадки.

                      Кто в лесу огромней всех?

                      Кто богатый носит мех?

                      Кто малину с веток рвёт?

                      Кто душистый любит мёд?

                                    (Медведь)

 

- Что вы знаете о медведе?

 

- Давайте прочитаем, как даётся объяснение этого слова в толковом словаре С.И.Ожегова.

- Почему его так назвали?

( слово медведь образовалось в общеславянском языке и означало «едящий мёд, мёдоед»      мед-у-ед---медведь)

 

- В каких сказках встречается это животное?

-Каким медведь показан в сказках?

(неуклюжий, косолапый, глуповатый)

- А на самом деле такой медведь, как вы считаете?

(На самом деле медведь умный, ловкий, очень сильный, быстрый и хитрый зверь)

 

- Ребята, ваши товарищи подготовили интересные сведения об этом животном. Давайте их послушаем.

  • Сообщение о медведе.

1уч. – Медведь – представитель крупных млекопитающих, обитающих в лесах нашей страны. Длина его тела до 3метров, масса до 700кг. Шерсть окрашена в чёрный или бурый цвета. Всеяден. Отдаёт предпочтение растительной пище, рыбе, насекомым. Живёт до 45 лет.

2уч. – Медведь впадает зимой в спячку. В берлоге ложится головой к входу. Зимой на подошвах лап нарастает новая кожа, её медведь облизывает языком, тем самым согревая от холода, причмокивая губами. Вот и кажется, что сосёт лапу. Если медведя разбудить, то он выходит злой, голодный и может быть опасным. Такого медведя называют шатуном.

 

  • -Сегодня на уроке развития речи мы будем писать изложение текста.

 

- Как вы думаете, о ком мы будем писать изложение?

-Какие цели поставим перед собой на уроке?

(будем учиться последовательно передавать текст, точно употреблять слова в речи, правильно озаглавливать части текста, писать грамотно, без ошибок)

 

- Прочитайте, как называется текст. (В берлоге)

- Что такое «берлога»?

- Давайте прочитаем какое толкование этого слова даёт С.И. Ожегов.

 

- Сейчас мы перейдём к работе с текстом, а  в конце урока я хочу услышать от вас ответ на вопрос, что нового для себя вы узнали из текста о жизни этого удивительного зверя – медведя.

 

           4.Работа с текстом.

- Положите перед собой карточки с текстом.

- Я читаю текст, а вы внимательно слушайте, а затем ответьте на вопрос:

     - О чём текст? (о подготовке медведя к зимней спячке)

 

  • Беседа по содержанию.

 

- Прочитайте текст самостоятельно, а затем мы побеседуем.

 

- Найдите в тексте ответ на вопрос: «Чем занимался медведь осенью?»

- Как называется медвежье жильё? (берлога)

- Найдите в тексте ответ на вопрос: «Как медведь готовил берлогу?»

- Найдите в тексте ответ на вопрос: « Когда он залегает в берлогу и когда засыпает?»

- Когда ему лучше спится?

 

  • Составление плана.

- Я предлагаю вам составить план.

     - Зачем мы будем составлять план? (поможет написать текст)

 

-Сколько частей выделил автор в тексте?

- Прочитайте 1 часть.( читает ученик)

- О чём главном рассказывает автор в этой части?

- Озаглавьте её.         Медведь нагуливает жир.

- Прочитайте 2 часть и озаглавьте.     Подготовка берлоги.

- Прочитайте 3 часть и озаглавьте.     Медвежий сон.

                 План записывается на доске.

 

Физминутка.    Раз – подняться, потянуться.

                            Два – согнуться, разогнуться.

                            Три – в ладоши три хлопка: раз,два,три.

                             Головою три кивка: раз, два, три.

                             На четыре руки шире.

                             Пять – руками помахать.

                             Шесть – за парту тихо сесть.

        

 

  5.Лексико-орфографическая и словарно-грамматическая подготовка.

- Ребята, теперь я предлагаю вам поработать с трудными словами, которые встретились в этом тексте.

- С какой целью мы будем выполнять эту работу?

 

  • Обратите внимание на слова, написанные на доске.

          растений

         жир нагуливает

          нашёл

          хвоей

          ранней

          медвежий

          сухим мохом

- Какое опасное место в слове «растений»? (непроверяемая безударная гласная в корне)

- Что означают слова: «Жир нагуливает»?(ел много, наедалс, запасы жира помогают медведю перезимовать)

- Назовите опасное место в слове «нашёл».

- Что означает слово «хвоя»? (видоизменённые листочки – иголки у хвойных деревьев). Какая орфограмма в этом слове?

- Объясните написание слова «ранней».

-Что означает слово «медвежий»? (принадлежащий медведю)

 Что такое «мох»?  (растение, которое обычно растёт в сырых местах на земле, на деревьях, на камнях) Какая орфограмма в этом слове?

 

 

  • В тексте встречаются слова на другие изученные нами орфограммы.

- Эти слова выписаны на индивидуальную карточку. Работая в парах, вставьте пропущенные буквы в слова и докажите, почему именно эту букву вы вставили. Как можем доказать? (подберём проверочное слово)

          Ос…нь                                сла..кие

          бр…дил                              мя..кой

          х...л..днее                            вхо..

          л..сной                                 моро..

          выст..лил

          нат..скает

          зал..гает

          с..льнее

 

  • О ком говорится в тексте? (о медведе)
  • Какими словами можно заменить слово «медведь»?  (он, зверь)

 

                      6.Подготовка к записи текста.

- Прочитаем ещё раз текст.

-Перескажите в парах.

- Перескажите вслух.

- Как на письме надо определять границы предложений?

 

                    7. Написание текста.

Слабые ученики пишут изложение с использованием карточки-помощницы.

                   Карточка-помощница.

1ч. –Где бродил медведь? (по лесу)

     - Что он ел? (сладкие корни, ягоды, жир нагуливал)

2ч. – Что он нашёл в лесной глуши? ( большую ель и вырыл яму)

      - Чем зверь застелил яму? ( мягкой душистой хвоей, сухим мохом)

      - Чем медведь закрыл вход? (натаскал веток)

      - Что у него получилось? (берлога-медвежье жильё)

3ч. – Когда медведь залегает в берлогу? (ранней зимой)

     - Как у него в берлоге? ( тепло, уютно)

     - Когда ему крепче спится? ( чем сильнее мороз)

 

                 8.Самопроверка.

             Памятка.

1). Читай медленно по одному предложению.

      (Вникай в смысл каждого слова)

2). Проверь, правильно ли определены границы предложения?

     (Начало предложения пиши с заглавной буквы, в конце ставь точку)

3). Найди слова, написание которых надо проверять.

      (подбери проверочное слово)

4) Найди слова, которые записаны на доске.

     ( сравни написание слов)

 

              9.Сам-ное чтение 2-3 работ вслух и обсуждение.

                  Памятка.

1). Верно ли передано содержание текста?

2). Соблюдалась ли последовательность?

3). Не было ли повторов?

4). Твоё отношение к услышанному?

 

             10.Итог.

- Что нового вы узнали из текста о медведе?

 

-Бурый медведь занесён в Красную книгу как вид, находящийся под угрозой исчезновения.

- Как вы думаете, почему количество медведей уменьшается? (вырубка лесов, распашка полей, неумеренная охота привели к тому, что охрана некоторых видов бурых медведей в нашей стране стала необходимой)

 

 

- Чему учились на уроке?

- Получился ли у нас текст?

- Что помогло нам в этом?

 

    

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи. 3класс.

Тема: Изложение текста «В берлоге» на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану.

Цели:

  • Формировать умение воспроизводить текст в логической последовательности.
  • Точно употреблять слова в устной и письменной речи.
  • Развивать речь и орфографическую зоркость уч-ся.
  • Обучать детей правильно озаглавливать части текста.
  • Формировать умение анализировать текст.
  • Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.
  • Прививать любовь к окружающей природе.

                             Ход урока.

         1. Орг.момент.

                Начинается урок,

                Он пойдёт ребятам впрок.

                Постарайтесь всё понять –

                Будем грамотно писать.

         2.Мотивация урока.

- Ребята эпиграфом к нашему уроку я решила взять высказывание древнегреческого учёного.

- Прочитайте, что он сказал?

 «Человек должен говорить и писать искусно, умело, успешно».

- Как вы понимаете высказывания учёного?

ВЫВОД: любому человеку приятно слушать красивую речь.

- Кто хотел бы красиво говорить и умело писать?

- Как вы думаете, какие уроки помогут нам постичь умение красиво говорить и умело писать?  (уроки развития речи)

    3.Сообщение темы урока.

  • – Сегодня у нас урок развития речи и начнём мы его с отгадывания загадки.

                      Кто в лесу огромней всех?

                      Кто богатый носит мех?

                      Кто малину с веток рвёт?

                      Кто душистый любит мёд?

                                    (Медведь)

- Что вы знаете о медведе?

- Давайте прочитаем, как даётся объяснение этого слова в толковом словаре С.И.Ожегова.

- Почему его так назвали?

( слово медведь образовалось в общеславянском языке и означало «едящий мёд, мёдоед»      мед-у-ед---медведь)

- В каких сказках встречается это животное?

-Каким медведь показан в сказках?

(неуклюжий, косолапый, глуповатый)

- А на самом деле такой медведь, как вы считаете?

(На самом деле медведь умный, ловкий, очень сильный, быстрый и хитрый зверь)

- Ребята, ваши товарищи подготовили интересные сведения об этом животном. Давайте их послушаем.

  • Сообщение о медведе.

1уч. – Медведь – представитель крупных млекопитающих, обитающих в лесах нашей страны. Длина его тела до 3метров, масса до 700кг. Шерсть окрашена в чёрный или бурый цвета. Всеяден. Отдаёт предпочтение растительной пище, рыбе, насекомым. Живёт до 45 лет.

2уч. – Медведь впадает зимой в спячку. В берлоге ложится головой к входу. Зимой на подошвах лап нарастает новая кожа, её медведь облизывает языком, тем самым согревая от холода, причмокивая губами. Вот и кажется, что сосёт лапу. Если медведя разбудить, то он выходит злой, голодный и может быть опасным. Такого медведя называют шатуном.

  • -Сегодня на уроке развития речи мы будем писать изложение текста.

- Как вы думаете, о ком мы будем писать изложение?

-Какие цели поставим перед собой на уроке?

(будем учиться последовательно передавать текст, точно употреблять слова в речи, правильно озаглавливать части текста, писать грамотно, без ошибок)

 

- Прочитайте, как называется текст. (В берлоге)

- Что такое «берлога»?

- Давайте прочитаем какое толкование этого слова даёт С.И. Ожегов.

- Сейчас мы перейдём к работе с текстом, а  в конце урока я хочу услышать от вас ответ на вопрос, что нового для себя вы узнали из текста о жизни этого удивительного зверя – медведя.

           4.Работа с текстом.

- Положите перед собой карточки с текстом.

- Я читаю текст, а вы внимательно слушайте, а затем ответьте на вопрос:

     - О чём текст? (о подготовке медведя к зимней спячке)

  • Беседа по содержанию.

- Прочитайте текст самостоятельно, а затем мы побеседуем.

- Найдите в тексте ответ на вопрос: «Чем занимался медведь осенью?»

- Как называется медвежье жильё? (берлога)

- Найдите в тексте ответ на вопрос: «Как медведь готовил берлогу?»

- Найдите в тексте ответ на вопрос: « Когда он залегает в берлогу и когда засыпает?»

- Когда ему лучше спится?

  • Составление плана.

- Я предлагаю вам составить план.

     - Зачем мы будем составлять план? (поможет написать текст)

-Сколько частей выделил автор в тексте?

- Прочитайте 1 часть.( читает ученик)

- О чём главном рассказывает автор в этой части?

- Озаглавьте её.         Медведь нагуливает жир.

- Прочитайте 2 часть и озаглавьте.     Подготовка берлоги.

- Прочитайте 3 часть и озаглавьте.     Медвежий сон.

                 План записывается на доске.

Физминутка.    Раз – подняться, потянуться.

                            Два – согнуться, разогнуться.

                            Три – в ладоши три хлопка: раз,два,три.

                             Головою три кивка: раз, два, три.

                             На четыре руки шире.

                             Пять – руками помахать.

                             Шесть – за парту тихо сесть.

         

  5.Лексико-орфографическая и словарно-грамматическая подготовка.

- Ребята, теперь я предлагаю вам поработать с трудными словами, которые встретились в этом тексте.

- С какой целью мы будем выполнять эту работу?

  • Обратите внимание на слова, написанные на доске.

          растений

         жир нагуливает

          нашёл

          хвоей

          ранней

          медвежий

          сухим мохом

- Какое опасное место в слове «растений»? (непроверяемая безударная гласная в корне)

- Что означают слова: «Жир нагуливает»?(ел много, наедалс, запасы жира помогают медведю перезимовать)

- Назовите опасное место в слове «нашёл».

- Что означает слово «хвоя»? (видоизменённые листочки – иголки у хвойных деревьев). Какая орфограмма в этом слове?

- Объясните написание слова «ранней».

-Что означает слово «медвежий»? (принадлежащий медведю)

 Что такое «мох»?  (растение, которое обычно растёт в сырых местах на земле, на деревьях, на камнях) Какая орфограмма в этом слове?

  • В тексте встречаются слова на другие изученные нами орфограммы.

- Эти слова выписаны на индивидуальную карточку. Работая в парах, вставьте пропущенные буквы в слова и докажите, почему именно эту букву вы вставили. Как можем доказать? (подберём проверочное слово)

          Ос…нь                                сла..кие

          бр…дил                              мя..кой

          х...л..днее                            вхо..

          л..сной                                 моро..

          выст..лил

          нат..скает

          зал..гает

          с..льнее

  • О ком говорится в тексте? (о медведе)
  • Какими словами можно заменить слово «медведь»?  (он, зверь)

                      6.Подготовка к записи текста.

- Прочитаем ещё раз текст.

-Перескажите в парах.

- Перескажите вслух.

- Как на письме надо определять границы предложений?

                    7. Написание текста.

Слабые ученики пишут изложение с использованием карточки-помощницы.

                   Карточка-помощница.

1ч. –Где бродил медведь? (по лесу)

     - Что он ел? (сладкие корни, ягоды, жир нагуливал)

2ч. – Что он нашёл в лесной глуши? ( большую ель и вырыл яму)

      - Чем зверь застелил яму? ( мягкой душистой хвоей, сухим мохом)

      - Чем медведь закрыл вход? (натаскал веток)

      - Что у него получилось? (берлога-медвежье жильё)

3ч. – Когда медведь залегает в берлогу? (ранней зимой)

     - Как у него в берлоге? ( тепло, уютно)

     - Когда ему крепче спится? ( чем сильнее мороз)

                 8.Самопроверка.

             Памятка.

1). Читай медленно по одному предложению.

      (Вникай в смысл каждого слова)

2). Проверь, правильно ли определены границы предложения?

     (Начало предложения пиши с заглавной буквы, в конце ставь точку)

3). Найди слова, написание которых надо проверять.

      (подбери проверочное слово)

4) Найди слова, которые записаны на доске.

     ( сравни написание слов)

              9.Сам-ное чтение 2-3 работ вслух и обсуждение.

                  Памятка.

1). Верно ли передано содержание текста?

2). Соблюдалась ли последовательность?

3). Не было ли повторов?

4). Твоё отношение к услышанному?

             10.Итог.

- Что нового вы узнали из текста о медведе?

-Бурый медведь занесён в Красную книгу как вид, находящийся под угрозой исчезновения.

- Как вы думаете, почему количество медведей уменьшается? (вырубка лесов, распашка полей, неумеренная охота привели к тому, что охрана некоторых видов бурых медведей в нашей стране стала необходимой)

- Чему учились на уроке?

- Получился ли у нас текст?

- Что помогло нам в этом?

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи 3 класс "Изложение на слух воспринятого текста по коллективно составленному плану «Яшина варежка»"

Цели:·        Формировать умение воспроизводить текст в определенной последовательности;·        Учить анализировать текст, точно ...

Урок развития речи на тему "Типы текстов. Текст-описание"

Конспект занятия по речевому развитию для 2 класса....

Презентация для уроков развития речи на тему "Типы текстов"

Данный материал для начальной школы.Поможет на уроках развития речи, когда нужно вспомнить типы текстов, проанализировать художественные тексты....

Конспект урока по развитию речи на тему: «Изложение текста по опорным словам «Храбрый утенок» (по Б. Житкову)»

Конспект урокапо развитию речина тему: «Изложение текста по опорным словам «Храбрый утенок» (по Б. Житкову)»...

Конспект урока развития речи по теме "Изложение повествовательного текста «Три веточки мимозы» В. Железников". (УМК Школа России), 4 класс.

Цели: формирование умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами.Планируемые результаты: Предметные:Знать: структуру текста, изученные ...

Конспект урока русского языка 3 класс "Сочинение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по коллективно-составленному плану «Красота русской зимы»"

Конспект урока русского языка  3 класс "Сочинение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по коллективно-составленному плану «Красота русской зимы&raq...

Технологическая карта урока развития речи 2 класс. Изложение текста по вопросам "Первая охота"

Технологическая карта урока развития речи во 2 класса. Описание построения урока при обучению детей написанию изложения по составленным вопросам во 2 классе. За основу взят текст Виталя Бианки "П...