Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: «Слова разных частей речи. Составление текста по рисунку и опорным словам».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Чупрова Кристина Евгеньевна

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: «Слова разных частей речи. Составление текста по рисунку и опорным словам».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_uroka.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Пояснительная записка

Ф.И.О.  Чупрова Кристина Евгеньевна
Предмет:  русский язык
Класс:  1

Тема: «Слова разных частей речи. Составление текста по рисунку и опорным словам»

Цель освоения учебного содержания: закрепить умения определять, к какой части речи относится слово, и научиться использовать полученные навыки для составления текста.

Задачи

- образовательные:

1. повторить единицы языка (звук, слово, предложение),

2. вспомнить принципы фонетического анализа,

3.продолжить формирование навыков распознавания частей речи (слова – предметы, слова – признаки предметов, слова – действия),

4. научить  составлять текст с опорой на наглядность;

- развивающие:

1.формировать умение логически рассуждать, четко излагать свои мысли,

2. формировать основные навыки учебной деятельности (работа с книгой, работа с карточками, оформление записей в тетради),

3.развивать учебно-интеллектуальные умения: внимательно воспринимать информацию, запоминать, логически осмысливать материал, решать проблемные познавательные задачи.

- воспитательные:

1.воспитать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в паре,

2. содействовать физическому воспитанию учащихся (заботиться о

профилактике их утомляемости на уроке),

3.сформировать интерес к предмету.

Планируемые результаты

- личностные-  принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение оценить себя.

- метапредметные:         

Познавательные –работа у доски, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа с карточками  в парах, работа с учебником.

Коммуникативные –формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение.

Регулятивные - овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять, уметь адекватно оценивать себя.

Предметные – совершенствование навыка определения частей речи (слова – предметы, слова – признаки предметов, слова – действия предметов), формирование умения составлять текст с опорой на ключевые слова и серию сюжетных картинок.

Межпредметные связи: русский язык – окружающий мир

Организация пространства: учебный кабинет

Технология изучения указанной темы: игровая, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающая, разноуровневое обучение.

Тип урока: урок закрепления

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Технологии

Действия

используемый материал (слайды, стр. учебника и т.п.)

Задания для учащихся

Форма работы и контроля[1] 

Формируемые УУД[2] 

1

Самоопределение к деятельности – 10 мин.

игровая

Актуализация знаний

1.Проверка готовности детей к уроку.

 2.Разгадка имени нашего «гостя»

 

Игрушечный котик, доска, мел.

- Назовите парный по звонкости/глухости к звуку «Г».

 - Назовите букву, которая встречается дважды в словарном слове «ворона».

 - Скажите, какой парный по твердости/мягкости есть у звука [Т]?

 -  

Дети: Котик!

(учитель достает игрушку из коробки)

Ф.

К, Р., Пр.

игровая

Мотивирование. Целеполагание.

  1. Дети угадывают слова.
  2. Составляют предложение из этих слов.
  3. Задают вопросы к каждому слову.
  4. Вспоминают, как называются слова каждой группы.
  5. Приходят к выводу, что не всем легко дается распределение слов на  группы.
  6. Решают посвятить этот урок отработке навыка определения частей речи (слов разных групп).

Бумажки со словами

 - Котик нам очень хочет что-то сказать, но, к сожалению, разговаривать он не умеет. В ящике с котиком было 3 записки, я сейчас вызову 3 учеников, которые без слов попытаются объяснить, какие слова в них написаны. А ваша задача – разгадать эти слова.

 - Разгадайте, что написано в записках котика.

Дети показывают и разгадывают слова «Плавать, маленький, рыбки».

 - Теперь давайте составим из этих слов предложение.

Получается: «Плавают маленькие рыбки».

 - Давайте зададим вопрос к каждому слову в этом предложении.

Дети: Что делают? Какие? Кто?

 - Вопросы одинаковы?

 - Кто помнит, как называются слова, которые отвечают на вопросы «Кто? Что?», а слова, которые отвечают на вопросы: «Какой? Какая? Какие?», вопросы : «Что делать ?Что сделать?»

Кто-то может ответить, кто-то  - нет.

 - Согласны ли вы с тем, что пока не все ребята еще могут легко понять, где слово – предмет, где слово – признак предмета, а где слово – действие предмета?

 - Что же нам делать?

 - Правильно, мы будем тренироваться делить слова на три группы, то есть будем закреплять наши знания и формировать умения.

Ф.

Р., Пр.,К.

2

Учебно-познавательная деятельность – 20 мин

Обучение в сотрудничестве

Здоровьесберегающая

Предъявление нового материала и закрепление

  1. Установка правил работы в паре.
  2. Предъявление задания на карточках.
  3. Самопроверка с объяснением

Раздаточный материал

 - Теперь вы будете работать в парах. Давайте вспомним основные правила работы с напарником.

1. Говорим шёпотом.

2. Работают оба участника.

3. Когда один говорит, второй слушает.

4. Выражаем несогласие вежливо.

5. Поднимаем руки «мостиком», когда справились с заданием.

 - Перед вами листы с аквариумами, в которых «плавают» слова – рыбки. Закрасьте рыбок, в которых написаны слова-предметы, красным карандашом, слова-признаки – жёлтым, слова - действия – зелёным. У вас на это 7 минут.

 - Теперь давайте проверим, удалось ли вам справиться с этим заданием. Назовите мне все слова – предметы. Обоснуйте свой выбор, то есть задайте к слову вопрос.

 Пары отвечают по поднятой руке, те, у кого сделано верно, обводят рыбку–слово в кружок.

То же самое с прилагательными и глаголами.

П., Ф.

К., Пр., Р.

Физминутка

 -А теперь давайте сделаем зарядку для рыбок.

  Рыбки плавали, ныряли,

И плескались на воде.

То сойдутся, разойдутся,

То зароются в песке.

(После физминутки)

 - А скажите, пожалуйста, каких рыб вы знаете? Вспомните из уроков окружающего мира, на какие две группы делятся рыбы? Назовите морских рыб. Назовите речных рыб. Эти рыбы могут жить дома в аквариуме? А какие могут?

П.

Разноуровневое обучение

  1. Работа с учебником.
  2. Определение понятия текст.
  3. Запись названия.

Учебник по русскому языку для 1 класса УМК «Школа России» с.20,

Тетрадь.

 - Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 20 и найдите задание 4.

 - Посмотрите на картинки. Найдите в ваших «аквариумах» слова, которые подходят к этим картинкам. Поставьте около них «+». На это задание у вас 2 минуты. Помните о правилах работы в паре.

Через 2 минуты по парам называют слова.

 - Мы сегодня повторили и закрепили знания о словах разных частей речи, а сейчас мы попробуем с вами составить текст из этих слов.

 - Что такое текст?

 Дети: Это предложения, связанные между собой по смыслу.

   - А еще текст можно озаглавить. Посмотрите еще раз на картинки и на слова внизу страницы 40. Как можно озаглавить наш будущий текст?

Дети говорят варианты.

 - Мне кажется, что очень хороший вариант для названия нашего текста - «Ну и котик – коток!»

 - Откройте, пожалуйста, тетради, запишите сегодняшнюю дату и название текста: «Ну и котик- коток». Если хотите, вы можете записать свое название. Более простой вариант будет  «Котик», а более сложный придумайте сами, только помните, что заголовок не должен быть слишком длинным.

И., Ф.

П.

Пр., Р., К.

3

Интеллектуально-преобразовательная деятельность-10 - 12 мин.

Разноуровневое обучение

  1. Выясняют, что такое сочинение.
  2. Сочиняют и рассказывают историю по картинкам.
  3. Записывают первое предложение.

Мы будем учиться с вами писать сочинение. От какого слова произошло это слово? Правильно, сочинять. Сочинять мы с вами уже умеем, но сегодня нам надо научиться быть еще и писателями.

 - Попробуйте про себя составить небольшой рассказ по картинкам, использую слова внизу страницы. На это у вас 1 минута. Когда я хлопну, время закончится.

Хлопок.

 - Теперь вы станете рассказчиками. Мы так и будем работать в парах. Сейчас дети первого варианта (перечисляет) будут рассказывать своему соседу историю, которая у вас получилась. Говорить надо тихо, но так, чтобы сосед вас хорошо слышал. А я буду ходить по классу и слушать вас. На это у вас 3 минуты.

Начали.

Хлопок.

 - А теперь поменяйтесь ролями.

 - Пока вы рассказывали, я все время ходила и слушала вас. По-моему, из вас получились отличные рассказчики! А теперь пришло время посмотреть, какие вы писатели.

 - Давайте вместе составим и запишем первое предложение нашего текста.

Дети: В аквариуме рыбки.

Учитель: А какие рыбки в аквариуме? Какие слова – признаки предмета мы можем использовать, чтобы описать именно наших рыбок?

Дети: маленькие, красивые.

Учитель: теперь у вас есть два пути (ведь это ваше сочинение). Первый путь: записать предложение, которое мы с вами уже придумали: «В аквариуме плавают рыбки». Второй пусть – написать более сложное предложение: «В аквариуме плавают красивые маленькие рыбки». Какой пусть легче?

 Дети: первый.

Учитель: А какое предложение передаст читателям больше информации?

Дети: второе.

Учитель: Выберите тот вариант, который больше подходит вам.

(Если останется время, можно записать весь текст, если нет – только первое предложение).

И., П.

К. Л., Пр.

4

Рефлексивная деятельность – 3 мин.

Самоанализ и самооценка деятельности

  1. Выясняют, достигли ли цели урока.
  2. Рефлексия
  3. Мотивация дописать работу
  4. Самооценка

Давайте вспомним, какая цель была у сегодняшнего урока? Какой навык мы хотели с вами усовершенствовать?

 - Правильно, мы хотели потренироваться находит слова – признаки, слова- предметы и слова- действия.

Удалось ли это нам? Кто может привести примеры слов на каждую группу?

  Достигли ли мы цели урока? Только давайте отвечать честно. Поднимите руки, кому еще сложно понять, к какой группе относится то или иное слово?

 - Спасибо, что были честными. Действительно, это сложная тема, но, скажу вам по секрету, если мы будем много тренироваться, мы очень скоро будем делать это с легкостью.

 - А понравилось ли вам быть писателями? А кто бы хотел дописать дома рассказ про котика? Я буду очень рада, если вы доделаете его к следующему уроку и прочитаете свой рассказ в классе.

А теперь оцените свои успехи на нашей «Лесенке успеха». Прикрепите прищепку со своим именем на тот уровень, на котором вы сейчас находитесь.

Ф., И.

Р., Л.,Пр.

 


[1] Формы работы: Ф - фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

[2] УУД : Л - личностные,  метапредметные: П-познавательные , К- коммуникативные , Р –регулятивные, ПР-  предметные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка, 2 класс по теме "Повторение. Проверяемая безударная гласная в корне слов."

В технологической карте  предложены планируемые результаты (УУД, предметные), показана деятельность педагога и обучающихся, что дает возможность работать, используя системно-деятельностный подход...

Технологическая карта урока русского языка, 2 класс, по теме "Повторение. Правописание проверяемой безударной гласной в корне слов".

В технологической карте даны планируемые результаты (УУД и предметные), предствлена деятельность обучающихся и педагога на уроке, формы и методы работы, что позволяет применять системно-деятельностный...

Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме "Алфавит"

В данной работе практически решаются задачи ознакомления детей с темой "Алфавит", работа проходит в группах и фронтально....

Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме: " Текст и предложение" (в соответствии с ФГОС)

На данном уроке учащиеся научатся распознавать текст, отдельные предложения; выделять предложения из текста; оформлять предложения на письме....

Технологическая карта урока русского языка 4 класс на тему: "Изложение научно-познавательного текста по коллективно составленному плану".

Представлена технологическая карта урока русского языка. Используется научно-познавательный текст, тема урока связана с уроком окружающего мира "Богатства недр"....

Технологическая карта урока русского языка 1 класс на тему : "Слова помощники"

Технологическая карта урока русского языка 1 класс на тему : "Слова помощники"...