Технологическая карта урока русского языка 4 класс на тему: "Изложение научно-познавательного текста по коллективно составленному плану".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Нусхаева Лариса Ахтаровна

Представлена технологическая карта урока русского языка. Используется научно-познавательный текст, тема урока связана с уроком окружающего мира "Богатства недр". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_4_klass.doc78 КБ

Предварительный просмотр:


Технологическая карта урока
по русскому языку

4 класс

                                                                                                                                                             Выполнила: учитель начальных

классов  Нусхаева Лариса Ахтаровна
                                                                                                                                                                                                 

Магнитогорск, 2018

Тема: «Подробное изложение научно – познавательного текста по коллективно составленному плану»
Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по написанию изложения по коллективно  составленному плану.

Задачи  предметные –

- способствовать формированию у учащихся умения отбирать материал на тему, подчинять своё высказывание основной мысли, умение озаглавить текст, отражая в заголовке тему или основную мысль;

-содействовать формированию связности и последовательности изложения, умения при восприятии текста разделить его на структурные части в зависимости от вида текста,  умения устанавливать в тексте связи между предложениями;

-способствовать формированию у учащихся умения использовать изобразительно-выразительные средства в своих высказываниях, умения правильно употреблять грамматические формы слов, синонимы.

-формированию личностных УУД- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Метапредметные – способствовать формированию универсальных учебных действий (УУД):

регулятивных – принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

познавательных – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; воспринимать смысл предъявляемого текста;

коммуникативных –  выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формировать собственное мнение и позицию.

Оборудование: рабочая тетрадь, записи на доске (словарная работа, текст изложения)

Этапы урока
Методы и приёмы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный
Словес.: слово учителя

1 мин

- Здравствуйте, ребята. - Сейчас тихо-тихо сядет на свои места первый ряд, а теперь я послушаю, какой ряд сядет тише, второй или третий. Сегодня мы будем писать изложение .

Приветствовать учителя.

Регулятивные- обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Мотивационный
Словесн.: слово учителя

2 мин

- Что такое изложение? (Письменный пересказ текста.)
- О чем мы будем писать сегодня изложение, узнаете, отгадав загадку:                         В находке геолога много железа,
И тем она людям, конечно, полезна.
Среди ископаемых ценной всегда
Считалась добытая в шахте…
(Руда)
-
О чем  будем писать изложение? (О руде  .)
- Какую цель мы поставим перед собой? (Написать подробное изложение по прочитанному тексту.)

Размышлять над целью урока и учебной деятельностью.

Регулятивные - постановка учебной задачи; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия.

Постановка учебной задачи и её решение

Словесн.: слово учителя; озаглавливание текста; толкование значения слов; анализ текста; озаглавливание частей текста.

Практич.: пересказ частей текста; выполнение физкультминутки.

17 мин

 Чтение текста учителем.(текст на доске )
- О чем этот рассказ? (О руде –боксите ,добываемом на севере Урала.)
- Докажите, что это текст.
 (Предложения в тексте связаны по смыслу.)
- Чего не хватает?
(Заголовка.)
- Что отражает заголовок текста?
(Главную мысль текста.)
- Как бы вы озаглавили рассказ?
 (Руда. Боксит.) 
- В тексте вы заметили слово «Боксит ». В энциклопедическом словаре  русского языка  значение слова  
Боксит :горная порода ,содержащая глинозем ,алюминиевая руда
- О чем мы будем писать изложение? (Об алюминиевой руде, ценном минерале.) 
- Определите тип текста. Докажите.
 (Научно- познавательный . В тексте  много нового, интересного, познавательного, узнаем о добыче бокситов, о свойстве алюминия ,его применении ,разведке геологами месторождения )
-
Пробегитесь глазками по тексту. 
- Сколько частей в рассказе? (5 частей.)    
- Как вы это определили?
(5 абзацев.)
- Что это обозначает?
(5 красных строк.)
- Прочитайте первую часть. Сколько в ней предложений?
(5 предложений.)
- Посмотрите на первое и четвертое предложения . Что сказано о цвете вершины холма к вечеру?
(Круглая вершина холма к вечеру становится алой, красной)Как прозвали холм  жители окрестных ,соседних селений?
- Как можно озаглавить первую часть? (Холм Красная Шапочка)
-
Прочитайте вторую часть. Сколько в ней предложений? (4 предложения.)Люди какой профессии приехали к холму? Прочитайте.
- Посмотрите на предпоследнее предложение в этой части. Что вы можете о нем сказать (Дает объяснение найденным каменным шарам ,руде, содержащей алюминий
.)
- Как можно озаглавить вторую часть?
(Шары вишневого цвета.)
- Прочитайте третью часть. Найдите и прочитайте, где используют алюминий?  .


- Как озаглавим?
(Металл повседневной жизни.)
- Прочитайте четвертую часть. Сколько в ней предложений? (3 предложения.)
-Какое сложное слово  во втором предложении?
(Самолетостроение.)Какие два слова «слились» в нем?
- Как можно озаглавить четвертую часть?
(Алюминий в самолете.) 
- Прочитайте пятую часть. Сколько в ней предложений? (2 предложения.)
- Как можно озаглавить пятую часть?
(Город Североуральск.)

- При написании изложения будет много трудных слов. На доске записаны слова, в которые нужно вставить пропущенные орфограммы, зеленым мелом выделены «новые»слова (З
емляника.,особенность,геологи,становитсяоседнее селение ,однажды,металл. алюминий, боксит , самолетостроение, рудник, город Североуральск)
- Это ваши слова-помощники. Обращайтесь к ним, когда будете писать изложение.

- Теперь вернемся к нашему тексту. Прочитайте 1 часть. Перескажите.
(заголовок)
- Прочитайте 2 часть. Перескажите. Прочитайте 3 часть. Перескажите.
 (заголовок)
- Прочитайте 4 часть. Перескажите. Прочитайте 5 часть. Перескажите.
 (заголовок)
- Ребята, сколько красных строк в тексте? (5 красных строк. 5  абзацев в тексте.).
- Прочитайте весь текст еще раз.

- Ребята, давайте немного отдохнём перед написанием изложения.

Слушать текст.


Озаглавливать прослушанный текст.
Толковать значения слов.


Устно анализировать прослушанный текст.




Озаглавливать части текста.





Озаглавливать части текста.




Пересказывать части текста.


Выполнять физ. минутку.

Познавательные – слушаю текст.

Коммуникативные –  участвуют в учебном диалоге.

Познавательные – строить речевые высказывания в устной форме.



Коммуникативные –  участвуют в учебном диалоге.

Коммуникативные – оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.




Личностные-
установка на ЗОЖ.

Решение частных задач
Практич.: написание изложения
Словес.: чт-е изложения

16 мин

-  Откройте свои тетради и запишите число прописью.

Первое декабря
Изложение
Боксит

-  Ещё раз прочитайте текст и постарайтесь его запомнить. Записываем изложение. Не забывайте, что в изложении будет 5 красных строк. Будьте внимательны при написании изложения.

- Ребята, кто хочет прочесть своё изложение всему классу?

Писать изложение по плану




Читать написанное изложение

Регулятивные  –  действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.
Познавательные –адекватно воспринимают оценку

Итог урока
Словесн.:
обобщение

3 мин

-Что вы писали ?
- Какого типа был текст? Как вы это определили?
- Что вызвало трудности?

Подводить итог урока.

Регулятивный – осуществлять итоговый контроль.

Рефлексия

1 мин

- Если вы довольны своей работой на уроке, на полях простым карандашом поставьте восклицательный знак, если остались вопросы, что-то непонятно – вопросительный знак.

Оценивать свою работу.

Регулятивные
анализировать собственную работу.

 

Боксит

    Есть на севере Урала невысокий холм. На нем растут густые сосны и сочная земляника. Но есть у него одна особенность. К вечеру его круглая вершина становится алой. Жители соседних селений называют этот холм Красной Шапочкой.

    Однажды сюда приехали геологи. Они обследовали холм и нашли каменные шары вишневого цвета. Это была руда, которая содержит металл алюминий. Она называется боксит.

     Теперь алюминий стал металлом повседневной жизни. Алюминиевые кастрюли есть на каждой кухне. В фольгу из алюминия завертывают конфеты, чай.

     Этот металл очень легкий и прочный, он не ржавеет. Поэтому его используют в самолетостроении. Большая часть самолета состоит из алюминия.

     На Урале, где нашли боксит, построили большой рудник. Рядом вырос город Североуральск.(по Б. Дижур). (110 слов).

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе (УМК «Гармония») Тема: «Изложение повествовательного текста с элементами рассуждения»

Урок развития речи в 4 классе в ходе которого формируется умение писать изложение повествовательного текста с элементами рассуждения....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Изложение повествовательного текста “Первая вахта” по коллективно составленному плану"

Урок развития речи по теме "Изложение повествовательного текста “Первая вахта” по коллективно составленному плану"...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Роль имен прилагательных в тексте-описании» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с текстом-описания и его отличительными признаками; формирование умения употреблять имена прилагательные в речи; формир...

Технологическая карта урока русского языка "Выборочное подробное изложение повествовательного текста, по опорным словам, и самостоятельно составленному плану." (3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Выборочное подробное изложение повествовательного текста, по опорным словам, и самостоятельно составленному плану.Цели деятельности учителя: способствование развитию...

Технологическая карта урока Русского языка "Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова. Составление текста из деформированных предложений" (3 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений у обучающихся о правописании слов  безударных  гласных в корне;Задачи урока:Ди...