Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Изложение повествовательного текста “Первая вахта” по коллективно составленному плану"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Гумина Юлия Валерьевна

Урок развития речи по теме "Изложение повествовательного текста “Первая вахта” по коллективно составленному плану"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта по предмету  “Русский язык”

Класс: 4.

Тип урока: урок развития речи.

Тема: Развитие речи. Изложение повествовательного текста “Первая вахта” по коллективно составленному плану.

Основные понятия: Правописание словарных слов. Развитие речи. Текст. Рассказ.

Целевой блок:

Цель:

учить определять тему текста, составлять план текста, определять главную мысль каждой части, передавать содержание текста с опорой на вопросы плана; развивать речь.

Задачи:

 Образовательные: формировать умение определять тему и главную мысль текста;  умение составлять план текста; умение записывать текст изложения с опорой на план.

Развивающая: развивать речь и орфографическую зоркость, умение правильно озаглавливать части текста, творческое воображение, логическое мышление.

Воспитательная: воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи.

Формировать УУД:

п. - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

р. — составление плана и последовательности действий; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию;

л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Планируемые результаты: 

Личностные:развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы; принимать и осваивать социальную роль обучающихся; понимать ответственность за свои поступки.

 Предметные: определять тему, тип, главную мысль текста, озаглавливать текст; передавать содержание текста с опорой на вопросы.

Организация пространства:

фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Ресурсы:

Презентация, Учебник «Русский язык» 4 класс 1 часть В. П. Канакина,

В. Г. Горецкий, иллюстрации.

Организационно-деятельностный  блок:

I.Орг.момент

- Здравствуйте, ребята.

- Сейчас тихо-тихо сядет на свои места первый ряд, а теперь я послушаю, какой ряд сядет тише, второй или третий.

II.Актуализация опорных  знаний.Сообщение темы урока.

- Кто назовет тему нашего урока? (На доске слово «Изложение».)

- Что такое изложение? (Письменный пересказ текста.)

- Тема - «Первая вахта» .

- Какую цель мы поставим перед собой? (Написать изложение по прочитанному тексту.)

- Чтение текста.

III.Постановка учебной задачи и её решение.

3.1. Чтение текста учителем.

3.2.Анализ текста.

3.3.Составление плана

Физкультминутка

3.4.Словарная работа.

  1. Знакомство с текстом, беседа по содержанию

Упр. 8 (с. 10). (Чтение текста учащимися.)

—  Где проводил каникулы Саша?

—  Кто такой Василий Васильевич?

—  Что значит «определил в нахимовское училище»?

Нахимовское военно-морское училище находится в Санкт-Петербурге. Оно создано для воспитания и обучения сыновей воинов, погибших на Великой Отечественной войне. Там мальчиков готовят к учёбе в военных вузах.

—  За что матросы любили мальчика?

—  Какую награду придумали матросы Саше?

—  Как вы понимаете значение слова вахта?

Вахта — основной вид дежурства на судах. Стоящий на вахте офицер назывался вахтенным начальником, он отвечал за порядок и безопасность корабля и не имел права сходить с верхней палубы, а во время движения корабля — с мостика.

—  Как вы думаете, что чувствовал мальчик, когда стоял на первой вахте?

—  Почему такая награда выпадает не каждому?

- Что отражает заголовок текста? (Главную мысль текста)

—  На сколько частей разделили текст?

—  О чём говорится в каждой части?

—  Определите главную мысль каждой части, озаглавьте их.

- О чем этот рассказ?

- Докажите, что это текст.

- Определите тип текста. Докажите. (Повествовательный. В тексте мы много слов-действий – глаголов.)

- Пробегитесь глазками по тексту. 

- Сколько частей в рассказе? (5 частей.)    

- Как вы это определили? (5  абзац.)

- Сколько абзацев будет у вас в тетрадях? (5  абзац, 5 красная строка.)

Составление плана:

1. «Каникулы на корабле»;  («Нахимовец Саша на каникулах».)

2. «Служба маленького моряка».

3. «Награда за службу».

4. «На вахте»

5. «Важное дело»;(« Такое счастье не каждому выпадает»).

Как подготовиться к изложению

(Учебник стр.145)

Лексическая работа.

 вахта - основной вид дежурства на судах, обеспечивающий безопасность плавания и поддержание боеготовности

Крейсер – крупный быстроходный военный корабль.

Сирота – ребёнок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя.

Усыновил - принять в семью (ребёнка) на правах родного сына, дочери.

Нахимовское училище - учебное заведение в России с военно-морской направленностью обучения и воспитания.

Сигнальщик  - тот, кто подает и принимает какие-либо сигналы

Души не чаять – сильно, безгранично любить кого-то

- При написании изложения будет много трудных слов. На доске записаны слова, в которые нужно вставить пропущенные орфограммы.

—  Спишите, вставьте пропущенные буквы.

проводил                             командовал

большой                              м..тросы

наградить                            с.гналыцики

разрешили                           н..химовское

вып..дает                             к..рабль

пом..гал                               крейс.р

- Теперь вернемся к нашему тексту. Прочитайте весь текст еще раз.

- Ребята, давайте немного отдохнём перед написанием изложения.

IV.Пересказ текста.

Ребята,для того, чтобы хорошо написать изложение, нам с вами нужно устно пресказать текст. Кто желает быть первым? (пересказ текста детьми выборочно, по желанию).

V.Самостоятельное написание текста.

5.1.Самопроверка.

-  Ещё раз прочитайте текст и постарайтесь его запомнить. Закройте учебники. Записываем изложение. Не забывайте, что в изложении будет 1 красная строка, так как будет 1 абзац. Будьте внимательны при написании изложения

(Учитель говорит задания):

-Читай медленно, по одному предложению.Вникай в смысл каждого слова.

-Найдите слова, написание которых нужно проверить. Подберите проверочные слова.

-Найдите слова,которые записаны на доске.Сравните написание слов.

VI.Итог урока.Рефлексия.

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

- Какого типа был текст? Как вы это определили?

- Что вызвало трудности?

- Какие орфограммы мы сегодня повторили?

- Если вы сегодня на уроке все поняли, поднимите зеленый карандаш. Если вы не все поняли -  жёлтый. Если вы ничего не поняли, то красный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка, 2 класс по теме "Повторение. Проверяемая безударная гласная в корне слов."

В технологической карте  предложены планируемые результаты (УУД, предметные), показана деятельность педагога и обучающихся, что дает возможность работать, используя системно-деятельностный подход...

Технологическая карта урока русского языка, 2 класс, по теме "Повторение. Правописание проверяемой безударной гласной в корне слов".

В технологической карте даны планируемые результаты (УУД и предметные), предствлена деятельность обучающихся и педагога на уроке, формы и методы работы, что позволяет применять системно-деятельностный...

Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме: " Текст и предложение" (в соответствии с ФГОС)

На данном уроке учащиеся научатся распознавать текст, отдельные предложения; выделять предложения из текста; оформлять предложения на письме....

Технологическая карта урока русского языка 4 класс на тему: "Изложение научно-познавательного текста по коллективно составленному плану".

Представлена технологическая карта урока русского языка. Используется научно-познавательный текст, тема урока связана с уроком окружающего мира "Богатства недр"....

Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Изложение повествовательного текста по опорным словам и составленному плану"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема:Изложение повествовательного текстапо опорным словам и составленному плануЦели деятельности учителя:формирование умения передавать содержание текста по составленно...

Технологическая карта урока Русский язык 2 класс (УМК Школа России) "Повторение: текст повествование, описание, рассуждение"

Технологическая карта урока Русский язык 2 класс (УМК Школа России) "Повторение: текст повествование, описание, рассуждение"...