Главные вкладки

    Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме "Алфавит"
    методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

    В данной работе практически решаются задачи ознакомления детей с темой "Алфавит", работа проходит в группах и фронтально.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tehnol_karta_alfavit.doc87 КБ
    Office presentation icon prezentatsiya_k_otkrytomu_uroku.ppt1.18 МБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Ф.И.О. учителя: Волкова Наталья Анатольевна

    Класс:1б

    Дата: 14.04.2015г.

    Предмет: русский язык

    № урока по расписанию: 1

    Тема раздела: Звуки и буквы. Алфавит

    Тема урока: Алфавит

    Тип урока: урок «открытия» нового знания.

    Цель: познакомить с русским алфавитом и объяснить его значение,

    формировать умения  располагать слова в алфавитном порядке, развивать речь учащихся.

    Задачи:

    Образовательные: закрепить знание порядка расположения букв в алфавите;

    познакомить детей с историей русского алфавита;

    формировать у учащихся практические навыки в использовании алфавита;

    формировать навыки сознательного и плавного чтения.

    Развивающие: развивать грамматически правильную речь детей, точность, полноту, эмоциональность, последовательность и содержательность в ответах.

    Воспитательные: воспитывать умение слушать других, чувство взаимопомощи при работе в парах, в группах.

    Планируемый результат

    Предметные:

    Научатся правильно называть буквы в алфавитном порядке,

       научатся применять знание алфавита при выполнении практических   заданий.

    Метапредметные:

    Регулятивные:

        Определять цель деятельности с помощью учителя.

    Познавательные:  

         Делать выводы о результате совместной   работы класса и учителя.

    Коммуникативные:

         Слушать и понимать речь других.

         Договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности  с одноклассниками.

    Личностные:

       Понимать причины успеха в учебной деятельности.

    Термины и понятия

    Алфавит, алфавитный порядок, звуки, буквы

    Межпредметные связи

    Литературное чтение

    Ресурсы

    компьютер, электронная доска, презентация, электронное приложение, учебники русского языка, конверты с заданиями для групп.

    Формы работы

    Фронтальная, групповая, индивидуальная.


    Технология обучения

    Дидактическая структура урока, его цель

    Деятельность

    учителя

    Деятельность

    учеников

    Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

    Планируемые результаты

    Предметные

    УУД

    1.Самоопределение к учебной деятельности.

    Чтобы хорошо учиться,

    Надо очень много знать.

    Каждый день копилку знаний

    Непременно пополнять!

    1)Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

    Формирование УУД:

    (Р) волевая саморегуляция

    2. Введение в тему урока

    Чем мы пополним копилку знаний вы узнаете, когда отгадаете загадку.

    Отгадывают загадку.

    Алфавит.

    Буквы-значки, как бойцы на парад

    В строгом порядке построились в ряд.

    Каждый в условленном месте стоит

    И называется все …

    3. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

    У вас на столах лежат карточки с картинками.

    По первой букве названий предметов, изображенных на картинках, составить слова и написать их в тетрадь.  Разделить слова на слоги, поставить ударение. Рядом построить звуковую модель слова, его «звуковой домик».

    Проверка: по одному ученику от каждого варианта у доски.

    - Поднимите  руки у кого нет ошибок?

    -Сколько букв мы изучили? (33)

    -На какие группы делятся буквы русского языка? (гласные и согласные)

    - Cколько букв гласных звуков? (10)

    - Сколько букв согласных звуков?  (21)

    -Какие буквы не обозначают звуков? (ь, ъ)

    -Дети, если мы с вами изучили уже все буквы, то что же мы будем дальше делать на уроках русского языка?

    1) Выполняют задания по карточкам: записывают слово, делят на слоги, ставят ударение, составляют звуковую схему слова

    2) Обосновывают выбор правильного ответа.

    3) Производят самоконтроль

    4) Отвечают на вопросы учителя.

    У детей на столах карточки с ребусами.

    (П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

    Формирование УУД:

    (Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

    (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

    4. Формулирование темы урока, составление плана работы.

    Сформулируйте тему урока.

    А что об алфавите мы должны узнать?

    Работать сегодня будем по следующему плану.

    Составление плана работы.

    • узнать, что обозначает слово алфавит;
    • для чего он нужен, где его применяют;
    • тренироваться в расстановке слов по алфавиту.

    1) Формулируют тему урока. 2)Составляют план работы.

    (П): самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

    Учатся составлять план работы.

    УУД:

    (Р): целеполагание; планирование;

    5. Открытие нового знания

    Итак, действуем по нашему плану.

    Что такое алфавит? (буквы, расположенные в определённом порядке)

    1)Высказывают свои предположения;

    2)Отвечают на вопросы учителя.

    3)Озвучивают понятие.

    .Рассказ о происхождении слова «алфавит» (профессор Самоваров из CD)..

    (П) умение находить и выделять необходимую информацию.

    6. Физминутка

    Вы, наверное, устали,

    Ну, тогда все дружно встали.

    Выполнение упражнений «как буквы».

    7. Постановка проблемы.

    - Дети, а для чего же нужен алфавит? Предположите.

    - В алфавитном порядке располагаются фамилии в классном журнале – так проще найти нужную. Личные дела учеников.

     Слова в словарях расположены в алфавитном порядке.

    Книги в библиотеке стоят по алфавиту.

    Медицинские карточки в больнице также стоят по алфавиту.

    И каждый из вас, заведя телефонную книжку, пусть располагает имена в алфавитном порядке, чтобы не путаться.

    Проблемный вопрос.

    - Дети, а как быть, если нужно расположить слова в алфавитном порядке, а они начинаются с одной буквы? Например, мне в журнал нужно записать ваши фамилии.

    - У нас три фамилии начинаются на букву А: Адамчук, Алексеев и Арабаджиева. Какую из них писать первую?

    - Я вам ещё усложню задание. У нас в классе 4 имени начинаются с буквы А: Андрей, Анна, Анастасия, Анфиса. Как быть в этом случае?

    Правило: Если первые буквы одинаковы, то слова располагаются по второй. Если и она одинаковая, то по третьей.

    )Высказывают свои предположения.

    2)Выполняют тренировочные упражнения.

    3)Формулируют выводы.

    (П): выдвижение гипотез; построение логической цепи рассуждений.

    Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

    умение делать предположения и обосновывать их;

    (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения;

    учебное сотрудничество со сверстниками;

    8. Фиксация нового знания

    Сейчас вы будете работать в группе. Чтобы отлично справиться со всеми заданиями, необходимо сначала повторить алфавит. Я хотела раздать вам памятки, но по пути на работу некоторые буквы сбежали из алфавита, прошу вас их отыскать и поставить на место.

    1) Возьмите конверт №1.

    Итак, задание: вставьте пропущенные буквы.

    -Проверяем.

    Важно: при проверке требовать ВЕРНО называть букву!

    1)Выполняют самостоятельную работу.

    2)Производят

    самоконтроль.

    Аа   ?   Вв   ?    Дд  Ее   ?   Жж  Зз Ии   ?   Кк   Лл   ?   Нн   ?   Пп  Рр   Сс   ?      Уу   ?   Хх   ?   Чч   Шш  ?   ъ   ы   ?   Ээ   Юю   ?

    (П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

    (Р) проговаривание последовательности действий на уроке; формирование познавательной инициативы;

    (Л) умение осознавать ответственность за общее дело;

    умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

    (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

    2). Итак, следующее задание: запишите имена ребят в вашей группе в алфавитном порядке  на лист бумаги.

    1)Выполняют работу.

    2)Производят

    самоконтроль.

    Применение учащимися  полученных знаний об алфавите и способах действий на его основе в разнообразных ситуациях

    3) Возьмите конверт №2.

    Если вы поставите буквы из конверта в алфавитном порядке, то получите слово.  Работаем.

    Важно: при проверке обратить внимание на слово КОСЫ (многозначное).

    1)Выполняют работу.

    2)Производят

    самоконтроль.

    Ёжик, косы, лось, аист, день.

    9. Физминутка для глаз.

    - Всю неделю по - порядку,
    Глазки делают зарядку.
    - В понедельник, как проснутся,
    Глазки солнцу улыбнутся,
    Вниз посмотрят на траву
    И обратно в высоту.

    - Во вторник часики глаза,
    Водят взгляд туда – сюда,
    Ходят влево, ходят вправо
    Не устанут никогда.
    - В среду в жмурки мы играем,
    Крепко глазки закрываем.
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Будем глазки открывать.
    Жмуримся и открываем
    Так игру мы продолжаем.

    - По четвергам мы смотрим вдаль,
    На это времени не жаль,
    Что вблизи и что вдали
    Глазки рассмотреть должны.

    - В пятницу мы не зевали
    Глаза по кругу побежали.
    Остановка, и опять
    В другую сторону бежать.


    - Хоть в субботу выходной,
    Мы не ленимся с тобой.
    Ищем взглядом уголки,
    Чтобы бегали зрачки.

    - В воскресенье будем спать,
    А потом пойдём гулять,
    Чтобы глазки закалялись
    Нужно воздухом дышать.
    - Без гимнастики, друзья,
    Нашим глазкам жить нельзя!

    4) Возьмите конверт №3. В конверте вы найдете карточки со словами. Расположите их в алфавитном порядке.

    муха

    шмель                                  жук

    кузнечик

    кузнечик

    10. Практическое применение полученного знания.

    У вас на парте – книги. Наталья Васильевна попросила помочь нас расставить книги в алфавитном порядке по фамилии автора. Поможем?

    Расставляют книги в алфавитном порядке.

    11. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    Чтобы понять, все ли мы успели, вернемся к плану урока:

    Составление плана работы.

    • узнать, что обозначает слово алфавит;

    Что такое алфавит?

    • для чего он нужен, где его применяют;

    Когда нам может пригодиться знание алфавита и умение им пользоваться?

    • тренироваться в расстановке слов по алфавиту.

    Вот мы и подошли к последнему этапу нашего урока – подумайте, насколько хорошо вы умеете расставлять слова по алфавиту?

    1)Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

    2)Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили.

    П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

    Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

    (

    (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

    Оцените свою работу (светофоры: зелёный – всё понял, всё получилось, было легко; жёлтый – понятно не всё, не все задания выполнял правильно; красный – многое не получилось, было трудно).

    Оцените работу в группе: закрасьте круг в желаемый цвет.

    И теперь, чтобы уйти с прекрасным настроением на слудцющий урок, посмотрим сценку, ее подготовили ученики нашего класса.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Урок русского языка Чтобы хорошо учиться, Надо очень много знать. Каждый день копилку знаний Непременно пополнять!

    Слайд 3

    Алфавит Азбука

    Слайд 4

    План работы: 1) узнать, что обозначает слово алфавит; 2) узнать, для чего он нужен, где его применяют; 3)тренироваться в расстановке слов по алфавиту.

    Слайд 5

    Что такое алфавит?

    Слайд 6

    Физминутка А — начало алфавита, Тем она и знаменита. А узнать ее легко: Ноги ставит широко. В алфавите, в букваре, Проживала буква Е. Как-то раз она шагала По тетрадке не спеша, Замечталась и упала, Превратилась в букву Ш... Школьник был, конечно, рад: Вот так буква-акробат! Буквой Л расставим ноги, Словно в пляске — руки в боки. Наклонились влево, вправо, Получается на славу.

    Слайд 7

    2 пункт плана – узнать, для чего нужен алфавит? Как вы думаете?

    Слайд 8

    Проблемный вопрос: что делать, если нужно расположить слова по алфавиту, а они начинаются с одной буквы?

    Слайд 9

    Конверт 1 Аа Бб Вв Гг ___ Ее Ёё Жж ___ Ии Йй _____ Лл Мм Нн ____ Пп ____ Сс Тт ___ Фф Хх ____ Чч ___ Щщ ъ ы ь Э ___ Яя

    Слайд 10

    Конверт 1 Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ ъ ы ь Э Юю Яя

    Слайд 11

    Конверт 2 Расставь буквы в алфавитном порядке. Какое слово получилось?

    Слайд 12

    ёжик косы лось аист день

    Слайд 13

    Физминутка для глаз

    Слайд 14

    Конверт 3 Расположите карточки со словами в алфавитном порядке.

    Слайд 15

    ворона класс сорока ученик

    Слайд 16

    План работы: 1)узнать, что обозначает слово алфавит; 2) узнать, для чего он нужен, где его применяют; 3)тренироваться в расстановке слов по алфавиту.

    Слайд 18

    СПАСИБО ЗА УРОК!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока Русский язык 1 класс

    Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Ее значение в жизни людей....

    Технологическая карта урока русского языка 1 класс Тема: РОЛЬ СЛОВ В РЕЧИ.

    Тема урока: РОЛЬ СЛОВ В РЕЧИ.Тип урока: изучение нового материала.Цели:Образовательные:Познакомить с ролью слов в речи;Формировать умение вычленять слова из предложения;Способствовать развитию  н...

    Технологическая карта урока русского языка, 1 класс "Школа 2100"

    Технологическая карта урока русского языка, 1 класс "Школа 2100, тема:Развитие умения находить однокоренные слова...

    Технологическая карта урока русского языка 1 класс ТЕКСТ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

    Технологическая карта урока русского языка 1 классТекст и предложение...

    Технологическая карта урока русского языка (1 класс, обучение грамоте)

    Технологическая карта урока для 1 класса (программа "Школа России")...

    Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме: " Текст и предложение" (в соответствии с ФГОС)

    На данном уроке учащиеся научатся распознавать текст, отдельные предложения; выделять предложения из текста; оформлять предложения на письме....

    Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)

    laquo;Формирование  универсальных  учебных действий  на уроках в начальной школе».    Главная  цель работы над темой:Создание условий  для формирования у...