Главные вкладки

    Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"
    методическая разработка по русскому языку (1 класс)

    Максимова Наталия Александровна

    Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon bukvy_russkogo_yazyka._alfavit.doc82.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     Ф.И.О.   Максимова Наталия Александровна

    Предмет: Русский язык

    Класс:   1

    Тип урока: Закрепление знаний и выработка умений.

    Технологическая карта изучения темы

    Тема

    Буквы русского языка. Алфавит.

    Цель урока

    Осознание необходимости знания алфавита и формирование умений им пользоваться 

                   

    Задачи урока

    Образовательные: формировать умение располагать слова в алфавитном порядке,  познакомить детей со словарем,  новым словарным  словом.
    Развивающие:

    Развивать инициативность и самостоятельность, умение управлять своей деятельностью,

     навыки взаимопонимания.
    Воспитательные:
    прививать чувство товарищества, взаимовыручки и сотрудничества, реализовать принцип связи изучаемого на уроке с жизнью.

    Планируемые результаты обучения

    Предметные умения: Правильно называть буквы русского языка; располагать буквы и слова по алфавиту.

    Пользоваться знанием алфавита для решения языковых и речевых задач. Правильно (в соответствии с нормами) произносить слова. Находить орфограммы, применять правила переноса слов, списывать и писать под диктовку. Писать освоенные «словарные» слова. 

    Унивесальные учебные действия

    Познавательные:

    -создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать, сравнивать, выделять главное;

    -содействовать развитию умения наблюдать, исследовать;

    -формировать умения формулировать ответы на вопросы учителя;

    -формировать умения поиска существенной информации в текстах учебника, из примеров, имевших место в личном опыте,

    Регулятивные:

    - обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;

    -содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку;

     - адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества чтения и правильности ответов.

    Коммуникативные

    - содействовать развитию у детей  умению общаться; распределять роли и очередность действий при работе в паре.

    -обеспечить развитие диалогической и монологической речи.

    Личностные:

    -способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.

    -помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;

    Предполагаемые результаты:

    • осознают необходимость знания алфавита
    • умеют называть буквы в алфавитном порядке
    •  приобрели первый опыт обращения к словарям
    •  повышение активности и самостоятельности на уроке

    Основные понятия

     Алфавит, слова с непроверяемым написанием, собственные имена

    Межпредметные связи

     Связь с литературным чтением

    Ресурсы:

    Таблица «Алфавит».  Презентация. Орфографические словари. УМК «Гармония»

    Организация пространства

    Ф - фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

    Технологии

     личностно-ориентированного обучения, деятельностного подхода.

    Дидактическая
    структура
    урока 

    Деятельность

    учеников

    Деятельность

    учителя

    Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

    Планируемые результаты

    Предметные умения

    УУД

    1. Организационный момент

    Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

         Слайд 2

    Проверка готовности к уроку, правила посадки.

    Включение в деловой ритм: организует,  уточняет.

    Проверь, дружок,

    Готов ли ты начать урок?

    Всё ль на месте, всё ль в порядке?

    Книжка, ручка и тетрадка?        

    Проверили? Садитесь!

    С усердием трудитесь!

    Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные:

    планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

    2.Самоопределение к учебной деятельности.

    Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит определение темы урока и формулирование цели урока.

    Слайд 3.

         Слайд 4.

    Тема нашего урока – Алфавит

    3.Актуализация опорных знаний

    Цели:

    1) Организовать актуализацию изученных способов действий

    2) Мотивировать к учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»).

    Слайды 5.

    Слайд 6


    Отгадывают загадку,  располагают буквы, чтобы получилось слово. Определяют тему урока.

    Дети, опираясь на имеющиеся знания, дают определения.

    Алфавит – это буквы.

    Выходит, алфавит – это все буквы.  

    Это все буквы, расположенные в установленном порядке.

    Мотивация уч-ся к учебной деятельности. Используя приём «яркое пятно», создаёт ситуацию для выявления темы урока.

    Организует актуализацию мыслительных операций.

    Отгадайте загадку:  

    Чёрные, кривые,

    От рождения немые,

    Станут в ряд –

    Сразу заговорят. (Буквы)

    Назовите буквы. Расположите их так, чтобы получилось слово. Кто может назвать тему урока?

    Мы с вами уже знакомы со значением слова «алфавит» - вспомним, что оно  обозначает.

    Вы уже многое знаете о буквах. Сколько их? Сколько гласных букв? Сколько согласных? Сколько букв, не обозначающих звуки? Кто даст более точное определение слову - алфавит?  

    Составлять высказывание-рассуждение в деловом стиле.

    Вдумываться в лексическое значение  слова, понимать его.

     Познавательные: осмысливать заглавие темы урока, высказывать на этой основе предположения о содержании нового знания.

    Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

    Личностные: оценивать свои достижения, осознавать границу знания – незнания, стремиться преодолеть этот разрыв

    Коммуникативные: Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать и обосновывать своё мнение, отвечать на вопросы, дополнять друг друга.

    4.Упражнения на освоение алфавита 

    Цели:                                     1)развитие умения извлекать информацию, необходимую для открытия новых знаний;                                                                                                                                  2)организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями.  

    Слайд 7

    Игра «Покатился шарик»

    Слайд 8

     Игра «Заселяем буквы в дом».

    Работа в парах.

    Встречались ли вам книги, при работе с которыми нужно знание алфавита?

    (Словарь, телефонный справочник, детская энциклопедия...)

    Слайд 9.  

    Отгадайте ребусы!

    Встретились слова с одинаковой первой буквой!

    Ученики по цепочке называют строчки из 7  букв, передавая шарик; открывают на доске пропавшие буквы.

    Поиск решения, выдвижение и проверка гипотез, вариантов и способов:

     -Чтобы мы быстрее находили нужные нам слова.

     -Слова располагаются в алфавитном порядке. 

    -Чтобы найти слово, смотрим  на его первую букву.

    -Если первые буквы одинаковы, то слова располагают по второй.

    Организует игры.

    Побуждает уч-ся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Организует работу в парах. Побуждает к анализу собственных действий.

    Создаёт проблемную ситуацию, побуждает к действиям её решения, выхода из затруднения.

    Как вам кажется, вы уже хорошо знаете алфавит? Проверим?

    Предположите,  зачем нужно знать  алфавит?

    У вас на столе лежат орфографические словари. Пролистайте их. Есть ли закономерность в том, как располагаются слова?

    Попробуйте найти слово алфавит. Как это сделать?

    Что общего у этих слов? Поставьте слова в алфавитном порядке. Какое слово поставить первым?

    Правильно называть буквы русского языка; располагать буквы и слова по алфавиту.

    Пользоваться знанием алфавита для решения языковых и речевых задач. Находить нужную информацию в материалах учебника, в словарях.

    Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция.

    Познавательные: 

    общенаучные: умение структурировать знания;

    оценка процесса и результатов деятельности, построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

    Коммуникативные:

    Осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения, вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, договариваться и приходить к общему решению; строить небольшие монологи.

    Личностные: 

    Учебно-познавательный интерес, желание учиться.

    5.Физкультминутка.

    Цель: профилактика утомления

    Активно участвуют в физкультминутке, ориентируются на здоровый образ жизни,

    Показывает движения.

    Раз, два – выше голова.

    Три, четыре – руки шире.

    Пять, шесть – тихо сесть.

    Семь, восемь – лень отбросим!

     

    Регулятивные: осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируясь на показ движений учителя.

    6.Этап применения полученных знаний.

    Слайд 10.

    Работа в группах.

    Цель:

    - проверить умение принять учебную задачу и включиться в деятельность на личностно-значимом уровне.

    . Книги в библиотеке и формуляры учащихся расположены в алфавитном порядке. Список учеников в классном журнале, в больнице карточки больных хранятся в алфавитном порядке по адресам и фамилиям. Вот как важен алфавит!

    Дети делятся на группы и выполняют полученные задания:

    1 – помощники учителя (фамилии учеников 1-а кл.)

    2 – помощники библиотекаря (фамилии писателей)

    3 – помощники медицинского работника (названия улиц)

    Ответственные в группах выходят к доске и показывают правильный порядок слов и аргументируют свою позицию.

    Организует деятельность учащихся по применению полученных знаний.

    Попробуем применить ваши знания на практике: 

    расположите слова в алфавитном порядке!

    Расскажите, как бы в смог пригодится алфавит в работе учителя, библиотекаря, регистратора в больнице.

    Формирование умения пользоваться алфавитом на практике; повторить правописание имен собственных.

     Регулятивные: планирование свои действия для реализации заданий.

    Познавательные: наблюдение, умение характеризовать, исследовать; сравнивать; умения формулировать ответы на вопросы учителя;  

    Коммуникативные:                      Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. Личностные: развитие  нравственных чувств, способность к самооценке; освоение личностного смысла учения.

    7.Индивидуальная работа на закрепление.

    Упр. 101 , стр.17

    Цели: Установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока

    Выполняют задания.

    Взаимопроверка. Дети ставят ! или ? друг другу за работу.

    Организует самостоятельную работу детей, оказывает индивидуальную помощь.

     Запись букв по номерам алфавита.

    Составление и запись слов в столбиках по вертикали (школа, ученик).

    Пользоваться знанием алфавита для решения языковых и речевых задач.

    Познавательные: Анализировать, строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их; обобщать языковой материал по заданным критериям.

    8.Рефлексия учебной деятельности на уроке. 

    Слайд 11

    Цель:

    Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

    Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

    Я знаю, что такое алфавит и сколько в нём букв.

    Я запомнил название букв и их порядок в алфавите.

    Я смог быстро найти слово в словаре, зная алфавит. Смог расположить слова в алфавитном порядке.

    Даёт возможность каждому ребёнку оценить полученные знания. Создаёт ситуацию, связанную с

    ощущением собственной компетентности, самоуважения, чувством удовлетворения от работы.

    Опираясь на  план расскажите, что нового для себя узнали на уроке?  

    Систематизация и обобщение знаний алфавита.

    Личностные:  

    Умение оценивать свои достижения.

    Коммуникативные:

    Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    8. Поведение итогов.

    Слайд 12. 

    Спасибо всем за работу.  

    Дети оценивают свои возможности и показывают соответствующий знак.

    Учитель следит за настроением детей. Создаёт ситуацию, связанную с приятными эмоциями.

    Если доволен работой, то покажи - ! Не доволен, что-то не получилось и  нужно немножко ещё потренироваться - ?

    Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

    Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока русского языка по теме "Алфавит"

    В данной работе в виде технологической карты представлен конспект урока по теме "Алфавит"...

    Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме "Алфавит"

    В данной работе практически решаются задачи ознакомления детей с темой "Алфавит", работа проходит в группах и фронтально....

    Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по разделу "Слово в языке и речи"

    Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по разделу "Слово в языке и речи"...

    Урок русского языка по теме "Русский язык и алфавит" 1 класс "Школа России"

    Тема: Русский алфавит или азбука.Цель: познакомить детей с русским алфавитом и объяснить его значение....

    Технологическая карта урока русского языка на тему«Алфавит или азбука» 1 класс УМК «Школа России»

    Цели деятельности учителя: формирование знаний  детей с русским алфавитом и объяснить его значение. Планируемые результатыПредметные:- знать: общее представление об алфавите; для ч...

    Технологическая карта урока русского языка на тему «Алфавит или азбука» (закрепление) 1 класс УМК «Школа России»

    Цели деятельности учителя: закрепление знаний детей об алфавите, определить  формирование умений  пользоваться алфавитом, способствовать постепенному запоминанию алфавита.Планируемые результ...