Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Максимова Наталия Александровна

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukvy_russkogo_yazyka._alfavit.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Ф.И.О.   Максимова Наталия Александровна

Предмет: Русский язык

Класс:   1

Тип урока: Закрепление знаний и выработка умений.

Технологическая карта изучения темы

Тема

Буквы русского языка. Алфавит.

Цель урока

Осознание необходимости знания алфавита и формирование умений им пользоваться 

               

Задачи урока

Образовательные: формировать умение располагать слова в алфавитном порядке,  познакомить детей со словарем,  новым словарным  словом.
Развивающие:

Развивать инициативность и самостоятельность, умение управлять своей деятельностью,

 навыки взаимопонимания.
Воспитательные:
прививать чувство товарищества, взаимовыручки и сотрудничества, реализовать принцип связи изучаемого на уроке с жизнью.

Планируемые результаты обучения

Предметные умения: Правильно называть буквы русского языка; располагать буквы и слова по алфавиту.

Пользоваться знанием алфавита для решения языковых и речевых задач. Правильно (в соответствии с нормами) произносить слова. Находить орфограммы, применять правила переноса слов, списывать и писать под диктовку. Писать освоенные «словарные» слова. 

Унивесальные учебные действия

Познавательные:

-создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать, сравнивать, выделять главное;

-содействовать развитию умения наблюдать, исследовать;

-формировать умения формулировать ответы на вопросы учителя;

-формировать умения поиска существенной информации в текстах учебника, из примеров, имевших место в личном опыте,

Регулятивные:

- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;

-содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку;

 - адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества чтения и правильности ответов.

Коммуникативные

- содействовать развитию у детей  умению общаться; распределять роли и очередность действий при работе в паре.

-обеспечить развитие диалогической и монологической речи.

Личностные:

-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.

-помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;

Предполагаемые результаты:

  • осознают необходимость знания алфавита
  • умеют называть буквы в алфавитном порядке
  •  приобрели первый опыт обращения к словарям
  •  повышение активности и самостоятельности на уроке

Основные понятия

 Алфавит, слова с непроверяемым написанием, собственные имена

Межпредметные связи

 Связь с литературным чтением

Ресурсы:

Таблица «Алфавит».  Презентация. Орфографические словари. УМК «Гармония»

Организация пространства

Ф - фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

Технологии

 личностно-ориентированного обучения, деятельностного подхода.

Дидактическая
структура
урока 

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные умения

УУД

  1. Организационный момент

Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

     Слайд 2

Проверка готовности к уроку, правила посадки.

Включение в деловой ритм: организует,  уточняет.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?        

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2.Самоопределение к учебной деятельности.

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит определение темы урока и формулирование цели урока.

Слайд 3.

     Слайд 4.

Тема нашего урока – Алфавит

3.Актуализация опорных знаний

Цели:

1) Организовать актуализацию изученных способов действий

2) Мотивировать к учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»).

Слайды 5.

Слайд 6


Отгадывают загадку,  располагают буквы, чтобы получилось слово. Определяют тему урока.

Дети, опираясь на имеющиеся знания, дают определения.

Алфавит – это буквы.

Выходит, алфавит – это все буквы.  

Это все буквы, расположенные в установленном порядке.

Мотивация уч-ся к учебной деятельности. Используя приём «яркое пятно», создаёт ситуацию для выявления темы урока.

Организует актуализацию мыслительных операций.

Отгадайте загадку:  

Чёрные, кривые,

От рождения немые,

Станут в ряд –

Сразу заговорят. (Буквы)

Назовите буквы. Расположите их так, чтобы получилось слово. Кто может назвать тему урока?

Мы с вами уже знакомы со значением слова «алфавит» - вспомним, что оно  обозначает.

Вы уже многое знаете о буквах. Сколько их? Сколько гласных букв? Сколько согласных? Сколько букв, не обозначающих звуки? Кто даст более точное определение слову - алфавит?  

Составлять высказывание-рассуждение в деловом стиле.

Вдумываться в лексическое значение  слова, понимать его.

 Познавательные: осмысливать заглавие темы урока, высказывать на этой основе предположения о содержании нового знания.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Личностные: оценивать свои достижения, осознавать границу знания – незнания, стремиться преодолеть этот разрыв

Коммуникативные: Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать и обосновывать своё мнение, отвечать на вопросы, дополнять друг друга.

4.Упражнения на освоение алфавита 

Цели:                                     1)развитие умения извлекать информацию, необходимую для открытия новых знаний;                                                                                                                                  2)организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями.  

Слайд 7

Игра «Покатился шарик»

Слайд 8

 Игра «Заселяем буквы в дом».

Работа в парах.

Встречались ли вам книги, при работе с которыми нужно знание алфавита?

(Словарь, телефонный справочник, детская энциклопедия...)

Слайд 9.  

Отгадайте ребусы!

Встретились слова с одинаковой первой буквой!

Ученики по цепочке называют строчки из 7  букв, передавая шарик; открывают на доске пропавшие буквы.

Поиск решения, выдвижение и проверка гипотез, вариантов и способов:

 -Чтобы мы быстрее находили нужные нам слова.

 -Слова располагаются в алфавитном порядке. 

-Чтобы найти слово, смотрим  на его первую букву.

-Если первые буквы одинаковы, то слова располагают по второй.

Организует игры.

Побуждает уч-ся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Организует работу в парах. Побуждает к анализу собственных действий.

Создаёт проблемную ситуацию, побуждает к действиям её решения, выхода из затруднения.

Как вам кажется, вы уже хорошо знаете алфавит? Проверим?

Предположите,  зачем нужно знать  алфавит?

У вас на столе лежат орфографические словари. Пролистайте их. Есть ли закономерность в том, как располагаются слова?

Попробуйте найти слово алфавит. Как это сделать?

Что общего у этих слов? Поставьте слова в алфавитном порядке. Какое слово поставить первым?

Правильно называть буквы русского языка; располагать буквы и слова по алфавиту.

Пользоваться знанием алфавита для решения языковых и речевых задач. Находить нужную информацию в материалах учебника, в словарях.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция.

Познавательные: 

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности, построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Коммуникативные:

Осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения, вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, договариваться и приходить к общему решению; строить небольшие монологи.

Личностные: 

Учебно-познавательный интерес, желание учиться.

5.Физкультминутка.

Цель: профилактика утомления

Активно участвуют в физкультминутке, ориентируются на здоровый образ жизни,

Показывает движения.

Раз, два – выше голова.

Три, четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим!

 

Регулятивные: осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируясь на показ движений учителя.

6.Этап применения полученных знаний.

Слайд 10.

Работа в группах.

Цель:

- проверить умение принять учебную задачу и включиться в деятельность на личностно-значимом уровне.

. Книги в библиотеке и формуляры учащихся расположены в алфавитном порядке. Список учеников в классном журнале, в больнице карточки больных хранятся в алфавитном порядке по адресам и фамилиям. Вот как важен алфавит!

Дети делятся на группы и выполняют полученные задания:

1 – помощники учителя (фамилии учеников 1-а кл.)

2 – помощники библиотекаря (фамилии писателей)

3 – помощники медицинского работника (названия улиц)

Ответственные в группах выходят к доске и показывают правильный порядок слов и аргументируют свою позицию.

Организует деятельность учащихся по применению полученных знаний.

Попробуем применить ваши знания на практике: 

расположите слова в алфавитном порядке!

Расскажите, как бы в смог пригодится алфавит в работе учителя, библиотекаря, регистратора в больнице.

Формирование умения пользоваться алфавитом на практике; повторить правописание имен собственных.

 Регулятивные: планирование свои действия для реализации заданий.

Познавательные: наблюдение, умение характеризовать, исследовать; сравнивать; умения формулировать ответы на вопросы учителя;  

Коммуникативные:                      Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. Личностные: развитие  нравственных чувств, способность к самооценке; освоение личностного смысла учения.

7.Индивидуальная работа на закрепление.

Упр. 101 , стр.17

Цели: Установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока

Выполняют задания.

Взаимопроверка. Дети ставят ! или ? друг другу за работу.

Организует самостоятельную работу детей, оказывает индивидуальную помощь.

 Запись букв по номерам алфавита.

Составление и запись слов в столбиках по вертикали (школа, ученик).

Пользоваться знанием алфавита для решения языковых и речевых задач.

Познавательные: Анализировать, строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их; обобщать языковой материал по заданным критериям.

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке. 

Слайд 11

Цель:

Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

Я знаю, что такое алфавит и сколько в нём букв.

Я запомнил название букв и их порядок в алфавите.

Я смог быстро найти слово в словаре, зная алфавит. Смог расположить слова в алфавитном порядке.

Даёт возможность каждому ребёнку оценить полученные знания. Создаёт ситуацию, связанную с

ощущением собственной компетентности, самоуважения, чувством удовлетворения от работы.

Опираясь на  план расскажите, что нового для себя узнали на уроке?  

Систематизация и обобщение знаний алфавита.

Личностные:  

Умение оценивать свои достижения.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

8. Поведение итогов.

Слайд 12. 

Спасибо всем за работу.  

Дети оценивают свои возможности и показывают соответствующий знак.

Учитель следит за настроением детей. Создаёт ситуацию, связанную с приятными эмоциями.

Если доволен работой, то покажи - ! Не доволен, что-то не получилось и  нужно немножко ещё потренироваться - ?

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Алфавит"

В данной работе в виде технологической карты представлен конспект урока по теме "Алфавит"...

Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме "Алфавит"

В данной работе практически решаются задачи ознакомления детей с темой "Алфавит", работа проходит в группах и фронтально....

Урок русского языка по теме "Русский язык и алфавит" 1 класс "Школа России"

Тема: Русский алфавит или азбука.Цель: познакомить детей с русским алфавитом и объяснить его значение....

Технологическая карта урока русского языка на тему«Алфавит или азбука» 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: формирование знаний  детей с русским алфавитом и объяснить его значение. Планируемые результатыПредметные:- знать: общее представление об алфавите; для ч...

Технологическая карта урока русского языка на тему «Алфавит или азбука» (закрепление) 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: закрепление знаний детей об алфавите, определить  формирование умений  пользоваться алфавитом, способствовать постепенному запоминанию алфавита.Планируемые результ...

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...