Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"
методическая разработка по русскому языку (1 класс)
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukvy_russkogo_yazyka._alfavit.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. Максимова Наталия Александровна
Предмет: Русский язык
Класс: 1
Тип урока: Закрепление знаний и выработка умений.
Технологическая карта изучения темы
Тема | Буквы русского языка. Алфавит. |
Цель урока | Осознание необходимости знания алфавита и формирование умений им пользоваться
|
Задачи урока | Образовательные: формировать умение располагать слова в алфавитном порядке, познакомить детей со словарем, новым словарным словом. Развивать инициативность и самостоятельность, умение управлять своей деятельностью, навыки взаимопонимания. |
Планируемые результаты обучения | Предметные умения: Правильно называть буквы русского языка; располагать буквы и слова по алфавиту. Пользоваться знанием алфавита для решения языковых и речевых задач. Правильно (в соответствии с нормами) произносить слова. Находить орфограммы, применять правила переноса слов, списывать и писать под диктовку. Писать освоенные «словарные» слова. Унивесальные учебные действия Познавательные: -создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать, сравнивать, выделять главное; -содействовать развитию умения наблюдать, исследовать; -формировать умения формулировать ответы на вопросы учителя; -формировать умения поиска существенной информации в текстах учебника, из примеров, имевших место в личном опыте, Регулятивные: - обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность; -содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку; - адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества чтения и правильности ответов. Коммуникативные - содействовать развитию у детей умению общаться; распределять роли и очередность действий при работе в паре. -обеспечить развитие диалогической и монологической речи. Личностные: -способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов. -помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности; Предполагаемые результаты:
|
Основные понятия | Алфавит, слова с непроверяемым написанием, собственные имена |
Межпредметные связи | Связь с литературным чтением |
Ресурсы: | Таблица «Алфавит». Презентация. Орфографические словари. УМК «Гармония» |
Организация пространства | Ф - фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая |
Технологии | личностно-ориентированного обучения, деятельностного подхода. |
Дидактическая | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные умения | УУД | ||||
Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. Слайд 2 | Проверка готовности к уроку, правила посадки. | Включение в деловой ритм: организует, уточняет. | Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! | Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. | |
2.Самоопределение к учебной деятельности. Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит определение темы урока и формулирование цели урока. Слайд 3. Слайд 4. Тема нашего урока – Алфавит 3.Актуализация опорных знаний Цели: 1) Организовать актуализацию изученных способов действий 2) Мотивировать к учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»). Слайды 5. Слайд 6 | Отгадывают загадку, располагают буквы, чтобы получилось слово. Определяют тему урока. Дети, опираясь на имеющиеся знания, дают определения. Алфавит – это буквы. Выходит, алфавит – это все буквы. Это все буквы, расположенные в установленном порядке. | Мотивация уч-ся к учебной деятельности. Используя приём «яркое пятно», создаёт ситуацию для выявления темы урока. Организует актуализацию мыслительных операций. | Отгадайте загадку: Чёрные, кривые, От рождения немые, Станут в ряд – Сразу заговорят. (Буквы) Назовите буквы. Расположите их так, чтобы получилось слово. Кто может назвать тему урока? Мы с вами уже знакомы со значением слова «алфавит» - вспомним, что оно обозначает. Вы уже многое знаете о буквах. Сколько их? Сколько гласных букв? Сколько согласных? Сколько букв, не обозначающих звуки? Кто даст более точное определение слову - алфавит? | Составлять высказывание-рассуждение в деловом стиле. Вдумываться в лексическое значение слова, понимать его. | Познавательные: осмысливать заглавие темы урока, высказывать на этой основе предположения о содержании нового знания. Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Личностные: оценивать свои достижения, осознавать границу знания – незнания, стремиться преодолеть этот разрыв Коммуникативные: Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать и обосновывать своё мнение, отвечать на вопросы, дополнять друг друга. |
4.Упражнения на освоение алфавита Цели: 1)развитие умения извлекать информацию, необходимую для открытия новых знаний; 2)организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями. Слайд 7 Игра «Покатился шарик» Слайд 8 Игра «Заселяем буквы в дом». Работа в парах. Встречались ли вам книги, при работе с которыми нужно знание алфавита? (Словарь, телефонный справочник, детская энциклопедия...) Слайд 9. Отгадайте ребусы! Встретились слова с одинаковой первой буквой! | Ученики по цепочке называют строчки из 7 букв, передавая шарик; открывают на доске пропавшие буквы. Поиск решения, выдвижение и проверка гипотез, вариантов и способов: -Чтобы мы быстрее находили нужные нам слова. -Слова располагаются в алфавитном порядке. -Чтобы найти слово, смотрим на его первую букву. -Если первые буквы одинаковы, то слова располагают по второй. | Организует игры. Побуждает уч-ся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Организует работу в парах. Побуждает к анализу собственных действий. Создаёт проблемную ситуацию, побуждает к действиям её решения, выхода из затруднения. | Как вам кажется, вы уже хорошо знаете алфавит? Проверим? Предположите, зачем нужно знать алфавит? У вас на столе лежат орфографические словари. Пролистайте их. Есть ли закономерность в том, как располагаются слова? Попробуйте найти слово алфавит. Как это сделать? Что общего у этих слов? Поставьте слова в алфавитном порядке. Какое слово поставить первым? | Правильно называть буквы русского языка; располагать буквы и слова по алфавиту. Пользоваться знанием алфавита для решения языковых и речевых задач. Находить нужную информацию в материалах учебника, в словарях. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция. Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности, построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. Коммуникативные: Осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения, вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, договариваться и приходить к общему решению; строить небольшие монологи. Личностные: Учебно-познавательный интерес, желание учиться. |
5.Физкультминутка. Цель: профилактика утомления | Активно участвуют в физкультминутке, ориентируются на здоровый образ жизни, | Показывает движения. | Раз, два – выше голова. Три, четыре – руки шире. Пять, шесть – тихо сесть. Семь, восемь – лень отбросим! |
Регулятивные: осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируясь на показ движений учителя. | |
6.Этап применения полученных знаний. Слайд 10. Работа в группах. Цель: - проверить умение принять учебную задачу и включиться в деятельность на личностно-значимом уровне. . Книги в библиотеке и формуляры учащихся расположены в алфавитном порядке. Список учеников в классном журнале, в больнице карточки больных хранятся в алфавитном порядке по адресам и фамилиям. Вот как важен алфавит! | Дети делятся на группы и выполняют полученные задания: 1 – помощники учителя (фамилии учеников 1-а кл.) 2 – помощники библиотекаря (фамилии писателей) 3 – помощники медицинского работника (названия улиц) Ответственные в группах выходят к доске и показывают правильный порядок слов и аргументируют свою позицию. | Организует деятельность учащихся по применению полученных знаний. | Попробуем применить ваши знания на практике: расположите слова в алфавитном порядке! Расскажите, как бы в смог пригодится алфавит в работе учителя, библиотекаря, регистратора в больнице. | Формирование умения пользоваться алфавитом на практике; повторить правописание имен собственных. | Регулятивные: планирование свои действия для реализации заданий. Познавательные: наблюдение, умение характеризовать, исследовать; сравнивать; умения формулировать ответы на вопросы учителя; Коммуникативные: Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. Личностные: развитие нравственных чувств, способность к самооценке; освоение личностного смысла учения. |
7.Индивидуальная работа на закрепление. Упр. 101 , стр.17 Цели: Установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока | Выполняют задания. Взаимопроверка. Дети ставят ! или ? друг другу за работу. | Организует самостоятельную работу детей, оказывает индивидуальную помощь. | Запись букв по номерам алфавита. Составление и запись слов в столбиках по вертикали (школа, ученик). | Пользоваться знанием алфавита для решения языковых и речевых задач. | Познавательные: Анализировать, строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их; обобщать языковой материал по заданным критериям. |
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Слайд 11 Цель: Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. Я знаю, что такое алфавит и сколько в нём букв. Я запомнил название букв и их порядок в алфавите. Я смог быстро найти слово в словаре, зная алфавит. Смог расположить слова в алфавитном порядке. | Даёт возможность каждому ребёнку оценить полученные знания. Создаёт ситуацию, связанную с ощущением собственной компетентности, самоуважения, чувством удовлетворения от работы. | Опираясь на план расскажите, что нового для себя узнали на уроке? | Систематизация и обобщение знаний алфавита. | Личностные: Умение оценивать свои достижения. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
8. Поведение итогов. Слайд 12. Спасибо всем за работу. | Дети оценивают свои возможности и показывают соответствующий знак. | Учитель следит за настроением детей. Создаёт ситуацию, связанную с приятными эмоциями. | Если доволен работой, то покажи - ! Не доволен, что-то не получилось и нужно немножко ещё потренироваться - ? | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме "Алфавит"
В данной работе в виде технологической карты представлен конспект урока по теме "Алфавит"...
Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме "Алфавит"
В данной работе практически решаются задачи ознакомления детей с темой "Алфавит", работа проходит в группах и фронтально....
Технологическая карта урока русского языка для 1 класса по теме "Алфавит"
Технологическая карта урока русского языка...
Урок русского языка по теме "Русский язык и алфавит" 1 класс "Школа России"
Тема: Русский алфавит или азбука.Цель: познакомить детей с русским алфавитом и объяснить его значение....
Технологическая карта урока русского языка на тему«Алфавит или азбука» 1 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: формирование знаний детей с русским алфавитом и объяснить его значение. Планируемые результатыПредметные:- знать: общее представление об алфавите; для ч...
Технологическая карта урока русского языка на тему «Алфавит или азбука» (закрепление) 1 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: закрепление знаний детей об алфавите, определить формирование умений пользоваться алфавитом, способствовать постепенному запоминанию алфавита.Планируемые результ...
Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)
Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...