Технологическая карта урока русского языка на тему«Алфавит или азбука» 1 класс УМК «Школа России»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Дудник Екатерина Александровна

Цели деятельности учителя: формирование знаний  детей с русским алфавитом и объяснить его значение.

 

Планируемые результаты

Предметные:

- знать: общее представление об алфавите; для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей;

- уметь пользоваться алфавитом; правильно записывать буквы в алфавитном порядке;

Личностные:

проявлять интерес к новым знаниям;

- осознавать важность изучения русского языка;

- учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;

- учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.

 

Тип урока: «открытие» новых знаний.

 

Оборудование: учебник В.П. Канакина  1класс 2 часть «программа «Школа России», рабочая тетрадь  В.П. Канакина  1 класс  
4 часть «программа «программа «Школа России», презентация, карточки с заданием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alfavit_ili_azbuka.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Цели деятельности учителя: формирование знаний  детей с русским алфавитом и объяснить его значение.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать: общее представление об алфавите; для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей;

- уметь пользоваться алфавитом; правильно записывать буквы в алфавитном порядке;

Личностные:

- проявлять интерес к новым знаниям;

- осознавать важность изучения русского языка;

- учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;

- учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Оборудование: учебник В.П. Канакина  1класс 2 часть «программа «Школа России», рабочая тетрадь  В.П. Канакина  1 класс  
4 часть «программа «программа «Школа России», презентация, карточки с заданием.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный - стихотворение

1 мин

- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Скажем «волшебные» слова:  «У меня всё получится». «У нас всё получится!- А если у нас всё получится, то мы в конце урока достигнем чего? Я желаю вам успеха. Как вы понимаете эту пословицу? «Хорошо того учить, кто хочет всё знать» Хорошо! Молодцы!

- Приветствуют учителя

- Слушают, настраиваются на работу.

- успеха

- Высказывания детей

Л: самоопределение.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный:

беседа

Подводящий диалог

Словесный – беседа, объяснение;

Наглядный – демонстрация слайда;

Проблемный – создание проблемной ситуации;

 Практический – запись словарных слов в тетрадь.

10 мин

Отгадайте загадку.

На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов – богатырей
Знает каждый грамотей.

А как вы догадались? Так что это: алфавит, или азбука? Значит, как называются слова “азбука”, “алфавит”?Что такое синонимы?

- Как вы считаете, насколько важен нам русский язык? Что мы изучаем на русском языке? Хорошо! Молодцы! - Запишите с доски сегодняшнее число и классная работа. Какие орфограммы в числе десятое? Как можно проверить?

 Минутка чистописания:

- Посмотрите на экран,  напишите слово «зорька», поставьте ударение. Какие орфограммы можно подчеркнуть в этом слове? - Каким словом можно проверить  безударную «о»? Правильно.

Словарно-орфографическая работа:

- Сейчас я буду загадывать вам загадки, вы должны будете отгадать их и отгадки записать через запятую. 

Сели на странички
Тридцать три сестрички.
Сели рядом – не молчат,
Нам загадки говорят. (Алфавит)

Тридцать три богатыря
К нам пришли сюда не зря.
Изучая их секреты,
Ты на всё найдёшь ответы.
Но скажи-ка нам пока,
Как зовут их ?.. (Азбука)

Буквы – значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд,
Каждый в условленном месте стоит
И называется … (Алфавит)

Как образовались слова “алфавит”, “азбука” вы знаете?

Слово “азбука” русское, “алфавит” – греческое. Образованы они одинаково – из названий первых букв. Раньше букву “А” называли “Аз”, “Б” – “Буки”. Эти названия сохранились в слове “азбука”. В греческом языке первая буква называлась “Альфа”, вторая –  “Вита”. Отсюда – слово алфавит. Догадались, о чем мы будем сегодня говорить? Открываем учебник  стр.52

- Азбука, алфавит

- Высказывания детей

- Можно сказать алфавит, а можно сказать – азбука. Эти слова обозначают одно и то же: это буквы, расположенные в определённом порядке

- Синонимы.

- Это слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению

- Записывают число, классная работа; ударная гласная е

- Поставить под ударение «Дееесять»

- Первая ударная проверяемая гласная о, и вторая безударная проверяемая гласная а.

-Зори, зоря.

- Алфавит

- Азбука

- Алфавит

- Нет

- Да

- Открывают учебник

П: анализ.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: дополняют и расширяют знания.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

П: анализ с целью выделения существенных признаков.

П: осознание и построение речевого высказывания в устной форме.

П: анализ с целью выделения существенных признаков.

III. Постановка учебной задачи

Словесный – беседа.

1 мин

Да ребята, сегодня на уроке мы

- Поставьте цель своей деятельности на уроке.

- Уточнить знание об алфавите и научиться записывать слова в алфавитном порядке

Р: целеполагание – постановка учебной задачи.

IV. Открытие нового знания

Словесный – беседа, объяснение;

Частично-поисковый –анализ языкового материала;

Наглядный – демонстрация слайда;

Работа с книгой – чтение и изучение;

Практический –

Комментированное письмо;

морфологическое упражнение.

10 мин

На сегодня перед нами стоит такой план:

1. Уточним знание об алфавите.

2. Уточним название каждой буквы и ее место в алфавите.

3. Научимся располагать слова по алфавиту.

- Чтоб стали нам знакомы

Межзвездные края,

Нужна нам Астрономия

От А до Я.

И чтоб секреты многие

Открыла нам земля,

Нужна Археология

От А до Я.

Как много интересного

В себе они таят –

Различные профессии

От  А до Я.

Но ни одной профессии

Постичь, друзья, нельзя

Без королевства грамоты

От А до Я.-  О каком же королевстве идет речь? А что такое алфавит?  По-вашему, азбука и алфавит- это одно и то же?

 Давайте убедимся в этом, прочитав сведение о языке в учебнике. Откройте учебник на стр. 52 и прочитайте, что же такое алфавит,  прочитайте его про себя.

- Кто мне скажет, сколько букв в русской азбуке? (33 буквы)

Обсуждение: «Для чего надо знать алфавит?» Поработаем с таблицей в учебнике, где дан алфавит (упр.1 стр. 52)чтение букв в алфавитном порядке индивидуально по цепочке;  хором; чтение только букв гласных звуков;  только букв согласных звуков. - Как вы думаете, существует алфавит немецкий, английский, татарский, чувашский? Вы правы. Сколько языков существует, столько и существует и алфавитов.

Теперь давайте отдохнём !  Динамическая пауза.

- Слушают учителя

- Об алфавите

- Расположение букв в определённом порядке

- Высказывания детей

- Открывают учебник

- Высказывание детей

- Выполняют задание

- Читают алфавит индивидуально

- Читают алфавит по цепочке

- Читают алфавит хором

 - Выполняют динамическую паузу.

П: анализ объектов с выделением существенных признаков.

П: анализ.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный –объяснение;

Частично-поисковый – поиск твёрдых и мягких согласных;

Наглядный – карточки с заданием Практический –выполнение морфологического упражнения.

3 мин

-  Выполним упражнение в учебнике.  На с.53 упражнение 2.

В окошко посмотри:

    То снег, то дождь пошёл.

    Прекрасен этот мир!

    Всё будет хорошо!

-Какое словарное слово нам встретилось в стихотворении?

-Найдите это слово в орфографическом словаре. На какой странице оно расположено? Легко ли вам было его найти?

-А можно было б это задание выполнить быстрее? Что для этого нужно знать? Для чего? Правильно! Молодцы! - Алфавит надо знать каждому человеку. В алфавитном порядке расположены слова в любом словаре. В библиотеке книги тоже стоят по алфавиту. Фамилии учеников в классном журнале, фамилии в телефонном справочнике — все расставлено по алфавиту. - Запишем названия городов в алфавитном порядке: Липецк, Елец, Воронеж, Москва, Тамбов. - Закончили, я проверю, как вы справились с заданием, когда соберу тетради.

- Открывают учебник

- Выполняют задание

- Слушают учителя

-  Слушают задание и выполняют.

 - Хорошо

- Да

- Алфавит

- Все слова в словарях располагаются в алфавитном порядке.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в и  письменной форме.

К: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

Р: контроль в форме сличения способа действия.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный – беседа, объяснение; Ч.П

Работа с книгой – задание в раб.тетради;

Практический –упражнение.

5 мин

- Откройте рабочую тетрадь на стр.  26 упр. 1

- Кто прочтет нам задание?

- Хорошо. Всем понятно задание?

- Проверьте по эталону.

- У кого есть ошибки?

- Молодцы!

- Открывают рабочие тетради.

- Один читает, остальные слушают.

- Да.

- Выполняют упражнение.

- Проверяют по эталону.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

Р: контроль в форме сличения способа действия.

VII. Включение в систему знаний

Словесный –беседа

Наглядный – демонстрация слайда.

5 мин

6)Игра «Угадай слово»

Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой “Б”, вторая за – буквой “Н”, третья – за “К”, последняя – за буквой “Й”.(волк)

Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Л”, вторая – перед буквой “П”, третья – перед “Т”, четвёртая – перед “Б”.(коса)

- Слушают учителя

- Выполняют задание

 - Работают у доски

- Объясняют при выполнении разбора

П: структурирование знаний.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный – беседа.

 5

мин

- Какую цель мы ставили в начале урока? - Поднимите руку, кто достиг этой цели и все понял? - А теперь те кто, достиг цели, но ещё немного нужно поработать и закрепить? - А теперь поднимите те, кто не смог достичь цели.- Спасибо вам за урок, с вами приятно было работать, присаживайтесь.

- Вспомнить название букв; вспомнить звуки: гласные, согласные; учиться сопоставлять звуковое или буквенное обозначение. - Оценивают свою деятельность на уроке.

Р: оценка – осознание того, что усвоено и что необходимо усвоить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка. Тема "Род имен существительных" 3 класс. УМК "Школа России"

Технологическая карта урока русского языка. Тема "Род имен существительных" 3 класс. УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка «Виды предложений по интонации» 3 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представления о видах предложения по интонацииЗадачи урокаДидактические:Знать видеть предложения, различающиеся по интонации;Уме...

Технологическая карта урока русского языка «Именительный падеж имени существительного» 3 класс УМК Школа России В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

Тип урока: открытие «нового знания»Цель урока: формирование представления о роли имён существительных в именительном падеже впредложении, развитие умения определять падеж существ...

Технологическая карта урока русского языка «Развитие речи. Составление письма» 3 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умения излагать свои мысли письменно через построение предложений.Задачи урокаДидактические:Знать, структуру составления письма;Уметь соста...

Технологическая карта урока русского языка "Неопределённая форма глагола. Закрепление". 3 класс УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексия.Цель урока: создание условий для закрепления знаний учащихся неопределенной форма глагола.Задачи урокаДидактические:1 Организовать работу по закреплению знаний о неопределенной фо...

Технологическая карта урока русского языка - "Общее представление об местоимении" (2 класс, УМК "Школа России")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Общее представление о местоимении»Тип урока: урок «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о местоим...