Технологическая карта урока русского языка. Тема "Род имен существительных" 3 класс. УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Аккулова Алия Наилевна

Технологическая карта урока русского языка. Тема "Род имен существительных" 3 класс. УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kospekt_uroka.docx38.82 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3  классе по программе  «Школа России»

Тема учебного курса: «Имя существительное» (20  ч.)

Тема: Род имён существительных (9 урок в теме учебного курса)

Тип урока: урок «открытия нового знания» ( с применением технологий критического мышления и ЦОР).

Цель урока:  познакомить с понятием рода, с приёмами распознавания рода имён существительных в единственном числе.

Задачи урока:

  1. Образовательные: совместно с обучающимися открыть новые знания, научиться определять род имён существительных в единственном числе.
  2. Развивающие: осуществлять развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, применения технологий критического мышления,  положительной мотивации к учению; развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей; развивать сообразительность, мышление, внимание, память, умение работать с текстом; формировать умение работать в паре.
  3. Воспитательные: воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку; воспитывать толерантность, ответственность за собственные поступки.

Ожидаемые образовательные результаты:

Личностные:  осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку как основа мирного поведения; способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

Метапредметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;

Предметные: знание о постоянных признаках имени существительного; умение определять род имен существительных в единственном числе;

Планируемые УУД:

Познавательные УУД:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; владение приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения;

Регулятивные УУД: определение и формулирование цели деятельности на уроке;  планирование, контроль и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; проговаривание последовательность действий на уроке; высказывание своего предположения ( верного) на основе работы с материалом учебника.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Личностные УУД: определять границы собственного знания и незнания, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Программно- методическое обеспечение урока

Оборудование к уроку:

  • Компьютер
  • Интерактивная доска
  • Учебные принадлежности

Дидактический материал:

  • Презентация к уроку
  • Раздаточный материал: светофоры, конверты с заданиями для индивидуальной работы, кластер, корзина идей.

Список литературы:

1. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности/ С.П.Казачкова, М.С.Умнова.- М.: Планета, 2012.

2.Рабочие программы..Начальная школа. 3 класс. УМК «Школа России».  

3.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник для 3-го класса  часть 2. М.: Просвещение, 2018 г.

4.Синякова В.А. Русский язык: методическое пособие : 3 класс /– М. : Москва- «ВАКО», 2016г.

 Интернет:

  1. Платформа «Uchi.ru»  

https://uchi.ru/teachers/stats/main

Используемые образовательные технологии:

  • Технология критического мышления
  • Технология деятельностного обучения
  • Технология проблемно- диалогического обучения
  • Личностно- ориентированная технология
  • Информационно-коммуникативная технология
  • Технология дифференцированного обучения
  • Игровая технология
  • Здоровьесберегающая технология
  • Технология оценивания

Формы  работы на уроке

  • Фронтальная
  • Индивидуальная
  • Работа в парах
  • Коллективная

Методы обучения, применяемые на уроке:

1.По характеру познавательной деятельности:

  • Наглядный
  • Частично-поисковый
  • Деятельностный

2. По источнику знаний:

  • Словесный
  • Практический

3.Методы постановки учебной задачи:

  • Побуждающий от проблемной ситуации диалог
  • Подводящий к теме диалог
  • Метод создания ситуации успеха

Ход урока:

Этапы урока

Применяемые технологии, формы и методы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Содержание урока

I.Этап самоопределения к деятельности (1 мин).

Цель:Включение в учебную деятельность.

Показывает свое настроение, проверяет готовность учащихся к уроку, мотивирует их к учебной деятельности.

Называют слова-пожелания на каждую букву, которую показывает учитель. Оценивают свою готовность к уроку, организуют  рабочее место.

Учитель:

- Добрый день ребята! Прозвенел звонок, начинается урок!

Давайте пожелаем друг другу чего-нибудь хорошего на каждую букву, которые я вам буду показывать:

з – здоровья

д – добра

р – радости

а – аккуратности

в – вежливости

с –старания.

Молодцы! Я вижу, что у вас хорошее настроение.  Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

- На ваших столах лежат оценочные карты.) . Прошу вас оценить свою готовность к уроку.

Нарисуйте зеленый круг если вы готовы к уроку. Желтый – если вы испытывайте затруднение и не готовы к уроку. Красный – если вы не настроены на урок.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности(10 мин).

Цель:Готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действией.

Технологии:

-критического мышления (приём «Корзина идей»)

-личностно-ориентированная

-ИКТ

Формы работы:

-фронтальная

-коллективная

Методы:

-наглядный

-частично-поисковый

-практический

Создает эмоциональный настрой. Организует работу по развитию умения анализировать, сравнивать.

Формулирует задание.

Контролирует выполнение задания, создает ситуацию успеха, мотивируя учащихся к дальнейшей работе.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

- Играют в игру «Верю – не верю»

- Заполняют «Корзину идей» знаниями

-Записывают в тетрадь число и классная работа.

-Минутка чистописания

- прописывают букву К к.

-Записывают под диктовку словарные слова

 -Взаимопроверка. Сверка с образцом на экране. Взаимооценка).

-Делят все слова на группы (одушевлённые и неодушевлённые имена существительные)-устно.

-Разгадывают ребус.

-Оценивают свою работу на данном этапе.

-Ребята, вам сегодня нужны ваше внимание, умение думать, размышлять и работать дружно, в сотрудничестве с одноклассниками.

- Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Верю-не верю». Если вы согласны с моим утверждением, вы говорите «верю», если не согласны – «не верю».

- Имя существительное обозначает предмет? (Верю)

- Отвечает на вопросы: что делает, что сделает? (Не верю)

- Имя существительное может быть одушевленным и неодушевленным? (Верю)

- Имя существительное может быть собственным и нарицательным? (Верю)

Как много вы знаете об имени существительном! Молодцы.

- Давайте мы с вами заполним корзину идей нашими знаниями.

- Молодцы ребята! Вы так много знаете. Но сегодня мы в нашу корзину добавим еще кое что новое и интересное.

- Сейчас откройте пожалуйста ваши тетради, напишите число, классная работа.

-На минутке чистописания мы сегодня прописываем букву К к

-Теперь напишем словарные слова под диктовку:

Родина, вторник, молоко, девочка, сахар, земляника, заяц, облако, яблоко.

- Теперь поменяйтесь тетрадями с соседом и будем проверять по образцу.

(сверка с образцом на экране)

- Поставьте оценку вашему соседу ( зеленый кружок – если все правильно, желтый – если есть 1-2 ошибки, красный – если 3 ошибки и больше)

- Ребята, на какие группы можно разделить эти слова?

-Правильно, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

- А теперь попробуйте эти же слова разделить на 3 группы.

- Вы сможете сделать задание? (Нет)

- В чём затруднение? ( Не хватает знаний) -  

-Я дам вам небольшую подсказку в виде ребуса:

кРан +сОк +Дом= РОД

-Мы сегодня с вами познакомимся с новым понятием – род имён существительных.

-Прошу оценить вашу работу на данном этапе. Если вы справились с заданием поставьте – желтый круг. Если во время выполнения задания вы испытали трудность – желтый круг. Если вы не смогли справиться с заданием – красный круг.

III. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) (12 мин).

Цель:Построение детьми нового способа действий и формирования способности к его выполнению.

Технологии:

-технология критического мышления (приём «Кластер»)

-технология деятельностного обучения;

-ИКТ.

Форма работы:

-фронтальная

Методы:

-наглядный

-частично-поисковый

-деятельностный, практический

-метод создания ситуации успеха

.

-Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

-Организует фиксирование индивидуального затруднения.

-Организует составление совместного плана действий.

-Реализует план выхода из затруднения

-Работа с учебником: читают тему урока, пробуют сформулировать правило.

-Слушают сказку.

-Читают правило на стр.25.

-Работают в тетрадях-разбивают слова на три группы (м.р., ж.р., ср.р.), записывают.

- Дополняют кластер «Имя существительное» понятием «род».

-Оценивают свою работу на данном этапе.

-Ребята, откройте учебник на стр 25 и прочитайте тему урока (Род имён существительных. Как определить род имён существительных? )

- Кто уже может ответить на этот вопрос?

- Как понимаете слово «род»? Давайте обратимся к толковому словарю (род –семья, родня)

-Предлагаю вам послушать сказку:

Давным-давно Имя Существительное путал своих родственников, все они были очень похожи. Однажды он издаёт указ: « Кто откроет «тайну» как их отличить, того награжу». Услышали про это муж и жена из другого города. Муж набрал себе много слов и сказал: « Пусть они будут мои». Жена тоже схватила слова себе и сказала: « Мои». А все остальные остались на середине – лишние. Пришли жадные муж и жена к существительному и говорят:

- Вот ключ к моим словам, и говорит: «ОН, МОЙ».

- А вот ключ к моим словам, и говорит: « ОНА, МОЯ».

Существительное наградил мужа и жену за работу, сказал:

« Спасибо». С тех пор Существительное не путает род и говорит:

Женский род запомню я

И скажу: « Она-моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: « Он-мой».

Средний род: « Оно-моё».

Это правило – моё!

- Теперь и вы, ребята, знаете эту история и это правило.

-Давайте обратимся к учебнику и узнаем, какое правило он нам предлагает. (Стр.25).

- Теперь вернёмся к словам, которые мы с вами записывали в тетрадь и еще раз попробуем ответить на вопрос: на какие же 3 группы можно разделить эти слова?

-Правильно, мужской, женский, средний род.

-Какие слова-помощники мы будем использовать? (М.р. – он мой, Ж.р. – она моя, Ср р. – оно моё)

-К первой группе какие слова отнесём? (Вторник, сахар, заяц – он мой); вторая группа: Родина, девочка, земляника – она моя; третья группа: молоко, облако, яблоко – оно моё)

- Молодцы.

-Ребята, откроем наш кластер на тему «Имя существительное» и дополним его новым понятием. Каким? (род)

-Правильно. Существительные бывают мужского, женского и среднего рода.

-Прошу оценить вашу работу на данном этапе. Если вы справились с заданием поставьте – зеленый круг. Если во время выполнения задания вы испытали трудность – желтый круг. Если вы не смогли справиться с заданием – красный круг. 

IV.Физкультминутка (2 мин).

Цель: снятие усталости, восстановление физических и духовных сил.

Игровая технология

Проводит игру-физкультминутку.

Восстанавливают физические и духовные силы, снимают усталость.

-Ребята, немного отдохнём.

-Поиграем в игру: я буду называть слова-существительные. Если это слово мужского рода, вы должны поднять руки вперёд, если это слово женского рода – хлопаете в ладоши, если слово среднего рода , нужно будет присесть. Будьте внимательны.

-Молодцы! Спасибо.

V.Первичное закрепление. (10 мин)

Цель:Усвоение нового способа действий

Технологии:

-технология дифференцированного обучения

-личностно- ориентированная технология

-игровая

Форма работы:

-индивидуальная

-фронтальная

Методы:

-практический

-словесный

-частично-поисковый

Организует работу в парах

Организует самостоятельную работу учащихся.

Работают в парах: выполняют упражнение 39 (письменно)

 -Самопроверка, самооценка.

-Выделяют окончания имён существительных мужского, женского, среднего рода.

-Делают вывод.

-Знакомятся с алгоритмом определения рода имён существительных.

-Индивидуальная работа по карточкам.

Самопроверка, самооценка.

-Оценивают свою работу на данном этапе.

-Ребята, поработаем в парах.

-Напишите в тетрадях упражнение 39. Найдите его на стр. 25.

-Нам даны слова, которые нужно распределить в известные нам уже 3 группы и записать их по образцу.  (Образец на экране).

- Теперь проверим по эталону (Образец на экране).

-Дети,  посмотрите пожалуйста на окончания слов, которые вы записали и попробуйте сказать, какие родовые окончания имеют имена существительные женского рода, мужского рода и среднего рода?

-Давайте выделим их.

-Молодцы.

-Обратимся к учебнику стр.26. «Обратите внимание!». Прочитаем и сделаем вывод.

( Имена существительные каждого рода имеют свои родовые окончания).

- Для определения рода имён существительных  есть определённый алгоритм. Посмотрите на таблицу.  Для удобного обозначения рода существительных  существуют сокращения: м.р., ж.р. и с.р

-Сейчас предлагаю проверить наши знания-будем работать по карточкам. Они лежат у вас на партах.

- Вам нужно будет списать эти слова в тетрадь и рядом с каждым словом в скобочках сокращенно указать их род.

- Проверим по эталону (Образец на экране).

-Прошу оценить вашу работу на данном этапе. Если вы справились с заданием поставьте – зеленый круг. Если во время выполнения задания вы испытали трудность – желтый круг. Если вы не смогли справиться с заданием – красный круг.

VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель:Самооценка результатов деятельности. Осознание метода построения, границ применения новых знаний (5 мин).

Технологии:

-игровая технология

-технология оценивания

Формы работы:

-фронтальная

-индивидуальная

Методы:

-наглядный

-словесный

Совместно с учащимися подводит итог урока.

- Называют поставленную цель в начале урока и достигнуты ли были они.

Называют основные позиции нового материала и как они усвоили его (что получилось, что не получилось и почему)

- Играют в игру «Молчанка»

-Оценивают уровень усвоения нового учебного материала с помощью «Светофора успеха».

-Наш  урок подходит к концу.

-Ребята, что нового вы узнали на уроке?

-Какую цель ставили? (узнать что такое род имён существительных и научиться их определять)

 -Цели достигли?

-Для кого это было открытие?

-Какой сложный вид работы выполняли?

-Поиграем с вами в игру стратегию « Молчанка».  Я показываю вам  разные предметы, а вы самостоятельно определяете род и  встаёте:

 мальчики, если имена существительные мужского рода,

 девочки, если имена существительные женского рода,

все ученики, если имена существительные среднего рода.

- Молодцы ребята.

-Оцените свою работу на уроке:

Прошу оценить вашу работу на данном этапе. Если вы усвоили новый материал, вам все осталось понятным поставьте – зеленый круг. Если у вас остались вопросы – желтый круг. Если вы не поняли новую тему– красный круг.

Попрошу вас подсчитать ваши круги в оценочных картах. Если у вас 4 зеленых  круга – ваша оценка за урок- «Высокий уровень», если 3 зеленых круга – оценка «Хорошо», если у вас оказалось 2 зеленых  круга оценка – «Средний уровень (удовлетворительно)»- значит надо еще немного поработать над новой темой.

-Молодцы, ребята! Урок окончен. Спасибо за урок.

VI1 Домашнее задание

Стр 26 упр 42

Проверочная работа на платформе «Учи.ру» по теме «Род имён существительных».

Фронтальная.

Словесный.

Объяснение учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи.

https://uchi.ru/teachers/stats/main

- Откройте свои дневники, запишите домашнее задание. Стр 26  упр .42. На платформе «Учи.ру» я сформировала для вас интересные задания по теме «Род имён существительных» Попробуйте выполнить эту работу и проверить свои знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов" 3 класс "Школа России"

Цели данного урока:Обучающие:1. Изучить новое понятие «время глагола», рассмотреть особенности образования каждой временной формы. Познакомить учащихся с изменением глаголов2.Продолжить работу по форм...

Технологическая карта урока русского языка «Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании» 2 класс "УМК Школа России"

Задачи урокаДидактические:Знать, как правильно ставить вопрос к слову и по вопросу;Уметь определять слова, обозначающие предмет и признак предмета; ставить вопросы от имён существительных к именам при...

Технологическая карта урока русского языка «Связь имени прилагательного с именем существительным» (УМК Школа России,3 класс)

Тема урока «Связь имени прилагательного с именем существительным»Тип урока:  «открытие» нового знанияЦель урока:  формирование знаний о признаках имени прилагательных...

Технологическая карта урока русского языка "Число имен прилагательных"(УМК"Школа России",3 класс)

Тема урока «Число имен прилагательных» Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование умений определять число имён прилагательных и отработать умение с...

Технологическая карта урока русского языка "Роль имени прилагательного в тексте", 3 класс, УМК "Школа России"

Тема урока: «Роль имени прилагательного в тексте».Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование понятия о роли имени прилагательного в тексте.Задачи урока Ди...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение имен прилагательных по числам» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирование умений распознавать прилагательные в единственном и во множественном числе.Задачи урока Дидактические:1.Научить определять число имен прилагательных;2.Формировать ум...