Технологическая карта урока русского языка «Связь имени прилагательного с именем существительным» (УМК Школа России,3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Хайретдинова Юлия Ураловна

Тема урока «Связь имени прилагательного с именем существительным»

Тип урока:  «открытие» нового знания

Цель урока:  формирование знаний о признаках имени прилагательных; формирование умения употреблять прилагательные в речи; формирование умения связывать имена прилагательные с именем существительным.

Задачи урока

Дидактические:

     1.Знать признаки имени прилагательного как части речи; связь имени прилагательного с именем существительным;

    2.Уметь находить в тесте и использовать в речи имена прилагательные.

Развивающие:

     1. Развивать умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли. 

     2.Развивать познавательный интерес у учащихся.

Воспитательные:

  1. Воспитывать аккуратность
  2. Воспитывать бережное отношение к учебнику.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 06.04.2022

Школа: МБОУ «СОШ №89»

Класс: 3 «а»

Урок: 4

Время: 15:30-16:05    Кабинет: 223

Студент: Хайретдинова Юлия

Группа: 46

Учитель:  Огородникова Е.В.

Тема урока «Связь имени прилагательного с именем существительным»

Тип урока:  «открытие» нового знания

Цель урока:  формирование знаний о признаках имени прилагательных; формирование умения употреблять прилагательные в речи; формирование умения связывать имена прилагательные с именем существительным.

Задачи урока

Дидактические:

     1.Знать признаки имени прилагательного как части речи; связь имени прилагательного с именем существительным;

    2.Уметь находить в тесте и использовать в речи имена прилагательные.

Развивающие:

     1. Развивать умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли. 

     2.Развивать познавательный интерес у учащихся.

Воспитательные:

  1. Воспитывать аккуратность
  2. Воспитывать бережное отношение к учебнику.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты(П,М,Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Словесные: беседа

Приветствие детей и установка на положительный лад.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять -
И внимательно читать.

Откройте тетради. Запишите число.

Приветствие учителя.

М: личностное

включение в учебную

деятельность (Р)

Учебная презентация

Актуализация знаний и мотивация

(5-7 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

И,Ф

Практические: словарная работа

Словесные: беседа

Ребята, я хочу вам загадать одну загадку, вы внимательно слушайте и попробуйте понять, какая часть речи в ней зашифрована.

Художницу нашу знает весь свет.

Раскрасит художница всякий предмет,

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какое? Какая? Какие? (Прилагательное)

Кто-нибудь догадался, о чем мы будем говорить на уроке?

-По какому признаку вы догадались, что речь идет именно об этой части речи?

Хорошо, сейчас откройте учебники на странице 63.

-Мы, действительно, начнем с вами работать с именем прилагательным.

-Что вы помните об имени прилагательном? (Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая признак предмета ,отвечает на вопросы какой? какая? Какое? Какие?

-прилагательное

- об имени прилагательном

-имя прилагательное отвечает на вопросы

Какой? Какое? Какая? Какие?

Имя прилагательное –это часть речи, обозначающая признак предмета ,отвечает на вопросы какой? какая? Какое? Какие?

Л:сопоставлять собственную оценку своей деятельности с ее оценкой товарищами, учителем;

Р: следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные учебные действия;

Р: осуществлять само- и взаимопроверку;

К: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, задавать вопросы;

Учебная презентация

Постановка учебной задачи

(5-7 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесные:

Беседа

Ребята, а сейчас  давайте с вами потренируемся и выполним задание. Я буду диктовать вам пары слов, вы должны их разделить на 2 столбика.

-В первый столбик выпишите имена существительные, а во второй имена прилагательные.

-Есть желающие поработать на оценку у доски?

-Один будет записывать имена существительные

-Другой- прилагательные

1.Желтоватый; желток.

2.Зелень; зелёненький.

3.Чистота; чистенький.

4.Слабость; слабый.

5.Высокий; высота.

-Посмотрите ,ребята, все ли правильно выполнено?

-Кто заметил, что общего у каждой пары слов?

-А как вы различали эти части речи?

-Молодцы, пожалуйста присаживайтесь.

-да

-они однокоренные

-имена существительные отвечают на вопрос кто? Что?

-Имена прилагательные отвечают на вопрос Какая? какое? какие?

М: владение общим приемом решения учебных задач

Учебная презентация

«Открытие» нового знания

(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф

Словесные: подводящий диалог, формирующий диалог

Откройте учебник на странице 64. Прочтите правило.

Что вы узнали?

Давайте проверим, так ли это.

Подберите с имени существительному: шар, юбка, солнце имена прилагательные.

Что мы видим?

Ребята, а кто знает , какую синтаксическую роль выполняет прилагательное в предложении?

Прилагательное выполняет роль определения. Подчеркивается волнистой чертой.

-Прилагательное связано по смыслу с именем существительным.

Имя прилагательное связано по смыслу с именем существительным

Учебная презентация

Динамическая пауза

(1-2 мин)

Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности

Выполнение динамической паузы.

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

М: умение соотносить свои действия с действиями учителя(Р)

Первичное закрепление во внешней речи

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Практические:  работа с учебником

А сейчас мы с вами поработаем с упражнением  №111

 Прочитайте первое задание.

-Давайте устно докажем, что, эти слова являются именем прилагательным.

-Молодцы.

-Прочитайте второе задание, что там нужно сделать?

Сейчас каждый самостоятельно в совей тетради выполнит это задание ,выделяя окончания у прилагательных.

-Закончили выполнять это задание.

-Какие окончания  имеют имена прилагательные?

- прочитайте третье задание.

-Хорошо, сейчас с вами как раз и проверим, как вы выполнили задание. Читаете свое словосочетание  и обозначаете ,какой именно признак обозначает каждое прилагательное.

Например, слово

Оранжевый- признак предмета по цвету.

-Молодцы, вы все отлично справились с заданием.

-Кто скажет, с какой частью речи связано имя прилагательное?

-Давайте повторим с вами признаки имени прилагательного.

Самое время узнать по больше про 4 признак.

-Ребята, имя прилагательное это второстепенный член предложения, в предложении является определением, потому что определяют признак предмета и на письме подчеркиваются волнистой линией.

-Сейчас переверните страничку , посмотрите упражнение 113.

Прочитайте стихотворение.

Назовите какие цвета радуги вы увидели в этом стихотворении и подберите к ним синонимы .

Выпишите словосочетания имен прилагательных с существительными ,устно поставьте вопрос от имени существительного к имени прилагательному и подчеркните прилагательное волнистой линией.

Посмотрите на образец записи, начинайте работу .

упражнение №113 русский язык 3 класс Канакина, Горецкий

Давайте прочитаем, словосочетания, которые выписали, по цепочке, с первой парты первого ряда.

-молодцы, а кто чем являются имена прилагательные в предложении?

-а как обозначается на письме?

-Докажите, что данные слова-прилагательные

Подобрать к каждому прилагательному подходящее по смыслу существительное.

 -ый, ое, ее, ая, ий, ые.

-какие из данных прилагательных обозначают признак предмета по запаху, по величине, цвету, весу, звуку, температуре, размеру. Какие из них дают оценку предмету?

-с существительным

- Имя прилагательное –это часть речи, обозначающая признак предмета ,отвечает на вопросы какой? какая? Какое? Какие? В предложении связано по смыслу с существительным.

(в предложении являются определением)

-красный - алый

-оранжевый - рыжий,

апельсиновый.

-желтый - золотой

-зеленый -  изумрудный, травяной.

-голубой- небесный, лазурный.

-синий – васильковый

-фиолетовый – сиреневый, лиловый.

-определением

-волнистой линией

М: самостоятельное

выделение и

формулирование

познавательной цели

(П);

М:

Работа по алгоритму(Р)

Учебная презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой

(10-15 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практические: самостоятельная работа с самопроверкой

Сейчас вы поработаете самостоятельно.

Я вам задаю вопросы, а вы, если согласны, то ставите «+», если не согласны «-».

  1. Верите ли Вы, что имя прил. отвечает на вопрос кто? что?
  2. Верите ли Вы, что в предложении имена прил .связаны с именами сущ.?
  3. Верите ли Вы, что имя прил. в предложениях являются второстепенным членом предложения?
  4. Верите ли Вы, что имена прилагательные в предложении являются определением?
  5. Верите ли Вы, что прилагательное в тексте подчеркивают волнистой линией?

-

+

+

+

+

М: владеть общим приемом решения учебных задач

Раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

(5 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практические: самостоятельная работа

Что такое имя прилагательное?

—  Что обозначают имена прилагательные?

—  На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

—  Приведите свои примеры.

часть речи

-признак предмета

-какой?какая?какие?какое?

М: Анализ, синтез (П)

М: контроль, коррекция, оценка, взаимопроверка (Р)

Учебная презентация

Раздаточный материал

Рефлексия деятельности

(2 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесные: беседа

Предметная рефлексия.

Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним тему нашего урока?

Если вы все поняли и смогли узнать для себя что-то новое ,покажите зеленый карандаш

Если что-то осталось не понятно- покажите желтый карандаш.

Если совсем ничего не поняли и не узнали для себя ничего нового- покажите красный карандаш.

А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание.Упр.114 письменно.

-Имя прилагательное

М: рефлексия способов и условий действия (П); М: контроль и оценка процесса и результативность деятельности (П); Л: самооценка

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Понятие о глаголе как часть речи" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Понятие о глаголе как части речи» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о понятии «глагол» как часть речиЗадачи ...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Местоимение как часть речи» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование  представления о местоимении как части речи, его роли в предложении; Задачи урокаДидактические:1) способствовать проду...

Технологическая карта урока русского языка «Контрольный диктант по теме «Части речи»» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока «Контрольный диктант по теме «Части речи»»Тип урока: развивающего контроляЦель урока: формирование способов самоконтроля, проверка полученных умений и навыков по тем...

Технологическая карта урока русского языка «Личные местоимения 1, 2, 3 лица» (УМК Школа России,3 класс)

Тема урока «Личные местоимения 1,2,3 лица»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для формирования у учащихся знаний о личных местоимениях, умения опред...

Технологическая карта урока русского языка. Тема «Развитие речи . Картина по сюжетам».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока  «Развитие речи . Картина по сюжетам»Тип урока: ОНЗЦель урока: формирование умения составлять связный рассказ по сюжетным картинкам.Задачи урока Дидактические:уме...

Технологическая карта урока русского языка. Тема:"Закрепление изученного об имени прилагательном"(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: рефлексияЦель урока: обобщение и систематизирование знаний о имени прилагательном.Задачи урокаДидактические:Закрепить знания о имени прилагательном;Совершенствовать умение отличать имя прил...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Начальная форма имени прилагательного» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование знаний об имени прилагательном как части речи; представление о начальной форме имени прилагательного.Задачи урокаДидактичес...