Урок русского языка по теме "Русский язык и алфавит" 1 класс "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Артеева Любовь Юрьевна

Тема: Русский алфавит или азбука.

Цель: познакомить детей с русским алфавитом и объяснить его значение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок русского языка 58 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык                                                                                    1 класс

Учитель Артеева Любовь Юрьевна

Тема: Русский алфавит или азбука.

Цель: познакомить детей с русским алфавитом и объяснить его значение.

Задачи

Образовательные: систематизировать знания учащихся об алфавите , формировать умения пользоваться алфавитом .

Развивающие: формирование умения анализировать звучащую речь ; формирование опыта работы с учебником; развитие речи, мышления, воображения.

Воспитывающие: воспитывать навыки самостоятельной работы, умение работать в группе.

Планируемые результаты

Личностные:

- проявление творческого отношения к процессу обучения.

- понимание  причины успеха в учебной деятельности.

Метапредметные и познавательные:

-учащиеся научаться правильно называть буквы в алфавитном порядке;

- перерабатывать полученную информацию из одной формы в другую;

- давать оценку своим действиям, оценивать результат;

- находить ответы на вопросы , используя жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные:

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- формулировать вопрос, проблему , затруднения, с которыми столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.

Предметные:

- усвоение для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей;

- умение использовать алфавит на практике, правильно расставлять слова по алфавиту;

Межпредметные связи: литературное чтение, математика.

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный,  поисково - исследоватьлский.

Оборудование:

- учебник В.П.Канкина, В.Г.Горецкого «Русский язык» 1 класс-М.: Издательство «Просвещение», 2001

- электронное приложение к учебнику В.П.Канкина,  В.Г.Горецкого «Русский язык»

-презентация

-компьютер учителя, проктор

I. Организационные моменты

- Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий новых открытий, а с помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

II.Самоопределение к учебной деятельности.

- А начнем мы с вами урок – с работой в парах. На столах у вас буквы. Сложите вместе эти буквы так, чтобы получилось слово. Итак, какое слово получилось ?

(Алфавит)

-  А почему буквы разного цвета?

- Кто сможет сформулировать тему урока?

 -Верно. А какие учебные задачи перед нами стоят?

( Мы должны повторить названия всех русских букв, научиться пользоваться алфавитом  при выполнении различных заданий и понять, для чего нам нужно знать русский алфавит)

III. Минутка чистописания

- Записываем  число, классная работа

- Сейчас у нас минутка чистописания

- Какая задача стоит перед нами?  (Писать красиво)

- Что значит красиво?  (Соблюдая наклон, высоту букв)

Игра «Третий лишний»

 - Назовите буквы , которые записаны на доске   о х А

(о , ха, А)

-Какая лишняя? Почему?

- Назовите сочетания?

    хл     хо      хр

 - Какое лишнее? Почему?

(хо – это слог, т.к. есть гласная буква)

- Запишем в тетради ( о х А)   (хл хо хр )

- Подчеркните букву и слог, которые особенно удались.

- Оцените свою работу.

- А теперь придумайте слово со слогом хо.

(Хороший)

- А теперь чтобы это слово отвечало на вопрос как?

IV.Словарная работа.

- Мы часто произносим слово «хорошо». Какого же значение этого слова? Где можно посмотреть?

(Да, правильно в толковом словаре)

- А мы с вами обратимся к электронному приложению.

- Запишем слова в тетрадь. Поставьте ударение , подчеркните опасные места. Заполните в этом слове сочетание    -оро-

Хорошо

- А теперь поработаем в группах. Что вы видите на листочках? (Слова)

- Как вы думаете, какое задание будет? (Придумать предложение)

- Составьте из данных слов предложение. Прочитайте.

 

Как                 хорошо                уметь               читать    

- Запишите это предложение в тетрадь ( Как хорошо уметь читать!)

-  А теперь взаимопроверка!

V. Работа по теме урока.

 - Какое словарное слово встречалось в предложении?

 - Найдём это слово в орфографическом словаре. На какой странице оно расположено?

 - Легко ли вам было найти его?

- А можно было б это задание выполнить быстрее?

- Что для этого нужно знать?

(Все слова в словарях располагаются в алфавитном порядке) 

(Работа по электронному приложению слайд 1.3)

2)  - А где еще используется алфавит?

( Книги в библиотеке и формуляры учащихся расположены в алфавитном порядке)

- Сегодня у нас в гостях Анастасия Яковлевна , наш сельский библиотекарь. Она скажет несколько слов о значении расположения книг и формуляров в алфавитном порядке.

- Список учеников в классном журнале, в больнице карточки больных хранятся в алфавитном порядке. Вот как важен алфавит!

3) – А что такое алфавит? Давайте обратимся к электронному приложению.

( 1 слайд )

-А теперь убедимся в этом, прочитав сведения о языке в учебнике на стр. 52 учебника. Откройте учебники, найдите правильно , где Мудрая Сова , прочитайте его про себя.

Еще раз проверим порядок букв!

- А как вы думаете ,как по-вашему , азбука и алфавит одно и то же?

- Давайте, опять обратимся к электронному приложению.

1 слайд (5)

- Значит одно и то же, и об этом вы можете прочитать дома на стр. 53 в страничке для любознательных.

Физкультминутка.

2) Русский алфавит.

- А теперь вы будете маленькими исследователями.

- Мы будем опять работать в парах , а исследовать будем алфавит на стр.52 и результат запишем в таблицу.

Сколько всего букв в алфавите?

33

Сколько гласных букв?

10

Сколько согласных букв?

21

Сколько букв, не обозначающих звуки?

2

-Проверим!

- Каждая буква имеет своё место и своё название. Давайте прочитаем алфавит хором.

- А заполнить названия букв вам помогут карточки с воздушными шарами.

Упражнение 1 стр.52

-Назовите первые четыре буквы алфавита ( А, бэ, вэ, гэ)

- Четыре буквы после буквы л (Эм, эн, о пэ)

-А теперь  которая находится между буквами П и С (Эр)

- Назовите буквы, которые не обозначают звуков ( Ъ и Ь)

3)Упражнение по электронному приложению.

- Найдем место буквы в алфавитном порядке. (1 упр, 2 слайд)        

VI. Закрепление изученного материала

  1. – Ребята , а теперь слово Анастасии Яковлевне , она приготовила вам задание. Давайте порадуем ее и выполним все задания.

- Проверка!

2)  - А теперь опять обратимся к электронному приложению! Внимательно послушайте , т.к. сведения вам понадобятся для выполнения следующего задания!

Слайд 1(4)

- А теперь вы по группам расставите свои имена по алфавиту, составите  тем самым  список класса по алфавиту.

- Выполним задание , а теперь поменяемся листочками.

-Взаимопроверка!

- Почему А.Богдан перед А.Никитой, Артеев А. после А. Никитой?

VII. Проверочная работа.

    Тест

1)Сколько букв в русском языке?

а)31     б)33        в)30

2)  Укажите ряды букв, расположенных по алфавиту?

а)о,п,р,с,т,у           б)й,к,м,н,л            в)ч,ш,щ,ъ,ы

3)Укажите букву , которая названа неправильно?

а)ш- «ша»          б)х – «ха»             в) ч –«ча»

4)Укажите букву, которая не обозначает звуки?

а)р             б)ь                  в)ш

5)Укажите, в каком ряду слова расположены по алфавиту?

а)дождь, град, молния           б)адрес, дорога, карандаш

IV. Рефлексия учебной деятельности.

-Что такое алфавит? Сколько букв в русском алфавите?

- Кто уже запомнил алфавит ? Кому ещё нужно немножко потренироваться ?

Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведем итоги.

- Урок подходит к концу. Спасибо всем за работу. Завтра мы продолжим изучение темы сегодняшнего урока.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 2 класс. Алфавит (УМК "Школа России")

Конспект урока русского языка на тему "Алфавит". УМК "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Алфавит" ," Школа России"

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по "Школе России"...

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит или азбука" УМК "Школа России"

Дети познакомятся с этимологий слов "Алфавит", "Азбука", со значением алфавита в жизни людей; получат возможность называть буквы в алфавитном порядке....

Урок русского языка во 2 классе УМК "Школа России" "Как мы используем алфавит?"

Тема. Как мы используем алфавит?Цель. Повторить порядок букв в алфавите, названия букв, записывать слова в алфавитном порядке.Планируемые результаты:учащиеся научатся называть буквы,записывать слова в...

Технологическая карта урока русского языка на тему«Алфавит или азбука» 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: формирование знаний  детей с русским алфавитом и объяснить его значение. Планируемые результатыПредметные:- знать: общее представление об алфавите; для ч...

Технологическая карта урока русского языка на тему «Алфавит или азбука» (закрепление) 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: закрепление знаний детей об алфавите, определить  формирование умений  пользоваться алфавитом, способствовать постепенному запоминанию алфавита.Планируемые результ...