Урок русского языка. 2 класс. Алфавит (УМК "Школа России")
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

Конспект урока русского языка на тему "Алфавит". УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_russkogo_yazyka_2_klass.docx30.81 КБ
Office presentation icon alfavit.ppt147.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

Кафедра начального образования

Курсы «Теория и методика преподавания в условиях введения ФГОС»(18.11.13- 30.11.13)

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

Проект урока по теме: «Алфавит»

Выполнил учитель начальных классов:

МБОУ СОШ № 81 Сормовского района г. Нижнего Новгорода

Синица Мария Владимировна

Квалификационная категория: высшая

Стаж работы учителем начальных классов: 18 лет

Телефон: 8 906 361 19 29

Нижний Новгород 2013

Проект урока

  • Учебный предмет: русский язык
  • УМК: «Школа России»
  • Тема урока: «Алфавит»
  • Тип урока: открытие нового знания

Задача урока: обобщить первоначальные сведения об азбуке, научиться  записывать слова  в алфавитном порядке; формировать умение использовать алфавит на практике

  • Ожидаемые результаты (предметные; метапредметные: познавательные, коммуникативные, регулятивные; личностные)

Предметные: развивать умение правильно называть буквы, научится записывать слова в алфавитном порядке,

Регулятивные:

  • развитие умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • развитие умений строить алгоритмы действий.

Коммуникативные:

создание условий  для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в паре, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, высказывать и обосновывать свою точку зрения).

Познавательные:

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
  • Классификация по заданным признакам

Личностные: проявление личной заинтересованности в приобретении и расширении знаний, и способов действий

  • Оборудование: учебник  Русский язык.2 класс. Авторы:  Канакина В. П., Горецкий В.Г. . М., «Просвещение»,2012; презентация «Алфавит», раздаточный материал по теме урока.
  • Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы: обучающимся известны порядок букв в алфавите, названия букв, их количество
  • Этапы урока и хронометраж:
  1. Мотивация к учебной деятельности- 2мин.
  2. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений- 10мин.
  3. Постановка учебной задачи-1мин.
  4. Решение учебной задачи-12мин.
  5. Первичное закрепление. Самостоятельная работа- 6мин.
  6. Решение учебной задачи. Первичное закрепление. Самостоятельная работа- 9мин.
  7. Рефлексия -5мин.

  • Содержание урока :

Этап урока

Деятельность учителя, обучающихся

Формируемые УУД

1

Мотивация к учебной деятельности.

-Здравствуйте, садитесь.

Запишите число.

-Дети, у меня возникла проблема. Вчера, выставляя отметки в журнал я потратила очень много времени. Не подскажите ли, почему?

Демонстрируются список класса, в котором нарушен алфавитный порядок.

- Кто поможет выяснить, в чем дело.

(- Фамилии написаны не по алфавиту.)

Личностные УУД- действия смыслообразования- мотивация

2

Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений.

- А что такое алфавит? Почему он так назван?

(Алфавит – это все буквы,  расположенные в установленном порядке.
Все буквы знают свое место и никогда не путают порядок.)

-Алфавит - это греческое (латинское) по происхождению слово. А каким  русским словом можно заменить слово «алфавит»?

(-Азбука.)

- Каково происхождение этого слова?

(- Слово образовано из названия двух первых букв: аз, буки.)

Много времени утекло с тех пор, когда эти буквы назывались «аз» и «буки».

(А, б.)

-Давайте вспомним и остальные буквы алфавита. Особое внимание обращайте на правильное название букв.

Работа с алфавитом № 121.

Прочитайте вслух, не торопясь, названия всех букв алфавита.

Написан алфавит.

(Дети цепочкой называют буквы.)

- А сколько всего букв в алфавите? На какие группы делятся все буквы? Но ведь есть буквы, которые никуда не попали. Какие это буквы? А какова их функция в русском языке?

- А давайте проверим как хорошо вызнаете порядок букв.

Получают карточку.

Прочитайте. Какая буква пропущена. Вставьте её.

Например: 1) в г д  ё ж з

                      2) к л н о п р

                      3) и т. д.

- Проверьте, правильно ли выполнил задание ваш сосед по парте.

- Запишите, пропущенную строчную букву в тетрадь 3 раза. Столько же раз запишите ту букву, которая получается у вас лучше всего. А теперь трижды самую «трудную» для вас в написании букву.

Физкультминутка.

Дети, встаньте, изобразите ,пожалуйста, одну из букв, которые вы написали в тетради, а я попробую отгадать, что это за буква.

Познавательные УУД: способствовать прочному запоминанию алфавита; актуализировать мыслительные операции: анализ,сравнение, обобщение; классификация по заданным признакам

Коммуникативные УУД - готовность слушать собеседника и вести диалог

3

Постанов

ка учебной задачи.

В начале урока я спросила у вас , почему я так много времени потратила на работу и вы мне ответили. Но ведь вы не работаете учителем, вы не ставите отметки, зачем ещё в 1 классе вы учили алфавит. Память тренировали? Может быть эти знания не нужны и вам?

(Нужны при работе со словарем. Слов очень много , трудно найти , если нет порядка.)

-А давайте составим порядок работы со словарем.

Регулятивные УУД: развитие умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

4

Решение учебной задачи.

У вас на парте листок, на котором написано «Памятка по работе со словарем»

Опишите, нужно делать  пошагово.

Работа в парах. Слушание 1 группы и выработка алгоритма с помощью учителя. Алгоритм появляется на экране пошагово.

Алгоритм работы с орфографическим словарем

Чтобы найти нужное слово, надо:

 - определить букву, с которой оно начинается;

-  определить  страницу, которая содержит слова с этой буквой;

- найти  искомое слово и посмотреть, как оно пишется;

-  написать слово  в тетрадь, сверяя его правописание по словарю.

Познавательные УУД: анализ и решение проблемы.

Регулятивные УУД:

умение планировать, контролировать действия; умение работать по алгоритму.

5

Первичное закрепление.

Самостоятельная работа.

- А теперь опробуйте эту памятку. Найдите в словаре слово на букву «п», которое будет обозначать учебную вещь.

(Это слово «пенал»

- слово начинается с буквы  «п»;

- определяем страницу словаря, на которой находятся слова, начинающиеся на букву «п»;

- находим слово  «пенал»;

- определяем по словарю его правописание.)

-Птица на букву «с».

- Овощ на «м»…

Личностные УУД :  

умение выбирать действия по достижению цели

Регулятивные УУД:

умение планировать, контролировать действия; умение работать по алгоритму,  приобретение способа действий по достижению целей

Предметные  УУД :  умение применять знания на практике; воспроизведение во внешней речи правильный способ действий, вызвавший затруднение.

6

Решение учебной задачи.

Первичное закрепление.

Самостоятельная работа.

- Ребята, мы много уже сегодня сделали  на уроке, но моя проблема не решена!

Помогите мне, пожалуйста, восстановить порядок в списке из журнала.

Как работать в этой ситуации?

(- По первой букве определить место слова в списке.)

Фамилия

Петров

Аблапова

Мурашова

Маркичева

Серяев

Жавнис

Жилина

Яковлев

Щукин

-Если возникнут проблемы, то вы можете обратиться ко мне за помощью.

- Какая проблема у вас возникла?

(-Как расположить слова, начинающиеся с одинаковой буквой?)

- Ваши версии. А может быть нам поможет словарь?

- Найдите слова на букву П. Сравните. Что интересного заметили? Как вы думаете, почему слова записаны именно в таком порядке (пальто, пенал, портфель)?

(- Буква а первая в алфавите! Нужно слова расположить по второй букве!)

(Предположение проверяется на словах другого столбика)

-А если 2 буквы одинаковые, что делать?

(Дети делают вывод.)

Самостоятельная работа. Проверка.

Познавательные УУД: 1)выявление  причины затруднения (расположение слов по следующей букве);

2) открытие нового способа действия;

3) фиксирование нового способа действий во внешней речи.

7

Рефлексия.

- Подведем итоги нашего урока. Чем мы занимались на уроке? Какие трудности возникли? Как вы их разрешили? Что понравилось? Нужны ли эти знания в обычной жизни? Можно ли без них обойтись?

( -Потратишь очень много нужного времени.)

-Итак, мы сегодня выяснили ,что знание алфавита может пригодиться в жизни. А где и когда?

(При оформлении списков в журнале, для работы со словарем.)

-А ещё в каких ситуациях? (На вокзале, при составлении движения поездов, в библиотеке…)

- Вот с библиотекой- то и будет связано ваше домашнее задание. Дома у вас есть книги, возьмите 7-8 книг и составьте их список в алфавитном порядке. А по каким критериям вы его составите и кто будет прав, обсудим завтра

Личностные УУД :  осознание обучающимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока;

Коммуникативные  УУД : умение аргументировать свой ответ;

 Предметные  УУД :  применение новых знаний в жизненных ситуациях;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АЛФАВИТ

Слайд 2

– это все буквы расположенные в установленном порядке. В русском языке. - Все буквы знают свое место и никогда не путают порядок. Алфавит

Слайд 4

Алгоритм работы с орфографическим словарем Чтобы найти нужное слово, надо: - определить букву, с которой оно начинается; - определить страницу, которая содержит слова с этой буквой; - найти искомое слово и посмотреть, как оно пишется; - написать слово в тетрадь, сверяя его правописание по словарю.

Слайд 5

Алфавит используется при составлении любых списков, для составления словарей , слова в них располагаются в алфавитном порядке - для удобства пользования, так можно быстрее найти нужное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

Урок русского языка по программе «Школа России» Тема: Ознакомление со словами действиями, которые отвечают на вопрос что делать? что сделать? 2 класс

Урок русского языка дает представление о словах, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделает? и обозначающих действие предмета....

Методическая разработка урока русского языка по УМК «Школа России» для обучающихся с ЗПР 4-го класса “Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени”.

Урок разработан с применением технологии модерации и с использованием АМО как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка по программе "Школа России". 2 класс

Предмет:  Русский языкКласс 2Кол-во часов за год –170 ч; в неделю – 5ч «Школа России»...

Урок русского языка по программе Школа России во 2 классе Тема:Единственное и множественное число имен прилагательных

Урок русского языка во 2 классе по учебнику В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. «Русский язык» часть 2. Москва. Просвещение, 2012.входит: разработка урока, презентация, описание компетенций, решаемых...

Урок русского языка по программе Школа России во 2 классе Тема:Антонимы

Урок русского языка во 2 классе по учебнику В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. «Русский язык» часть 2. Москва. Просвещение, 2012....