Урок русского языка по программе «Школа России» Тема: Ознакомление со словами действиями, которые отвечают на вопрос что делать? что сделать? 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Рахимова Елена Фаритовна

Урок русского языка дает представление о словах, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделает? и обозначающих действие предмета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка

по программе «Школа России»

Тема:  Ознакомление со словами действиями, которые отвечают на вопрос что делать? что сделать?

2 класс

                                                                                                        Составила :  учитель начальных классов

                                                                                                       МБОУ «Джалильская гимназия»

                                                                                                       Сармановский район РТ

                                                                                                        Рахимова Елена Фаритовна

Цели урока:

Дать понятие о словах, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделает? и обозначающих действие предмета.

 Развивать умение сопоставлять вопрос, на который отвечает слово и его значение; устанавливать сходства и различия, делать выводы,  орфографическую зоркость, речь, внимание;

Воспитывать активность на уроке, аккуратность, трудолюбие.

Воспитывать отношения делового сотрудничества.

Оборудование: ИКТ, слова карточки, таблица

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

Ход урока:

Организационный момент

Запрещается лениться

Не болтать и  не крутиться

А трудиться и учиться

В жизни это пригодится

Чистописание

Словарная работа

За*ц

В*рона

Л*сица

М*дведь

В*р*бей

В*р*нёнок

- Прочитайте слова. Что общего у данной группы слов?

- На какие группы можно разбить эти слова?

- Какое слово может быть лишним, и по какому признаку?

- Спишите слова по вариантам, вставьте пропущенные буквы. 1 вариант – слова, которые обозначают зверей. 2 вариант – слова, обозначающие птиц. Слова записывайте в столбик.

 Зарядка для глаз

Введение в новый раздел. 

Всему название дано –
И зверю и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
И все что может видеть глаз –
Над нами и под нами –
И все что в памяти у нас, -
Означено словами.

- Сколько чудесного и таинственного прячется за словами. Язык, на котором мы говорим, очень богат.  Слов в русском языке очень много. И все они делятся на части. Давайте вспомним, какие части речи мы уже знаем?

- Как отличить одну часть речи от другой.

- Вспомните, на какие вопросы отвечает и что обозначает имя существительное? Имя прилагательное?

Работа в парах

- Прочитайте слова на карточках. Разбейте их на 3 группы по частям речи. Слова первой группы обозначьте цифрой 1, второй группы – цифрой 2, третьей – цифрой 3.

Урок, слушает, девочка, отзывчивый, отвечает, интересный, ученик, добрый, сочинял.


1 группа

  • Назовите слова первой группы.
  • Встаньте у кого есть такая группа слов.
  • На какие вопросы отвечают эти слова? (кто? что?)
  • Что обозначают?
  • Какой частью речи являются?

2 группа

  • Назовите слова второй группы.
  • Встаньте, кто согласен.
  • На какие вопросы отвечают эти слова? (какой?)
  • Что обозначают?
  • Какой частью речи являются?

3 группа

  • Назовите слова третьей группы.
  • Задайте вопросы к этим словам.
  • Что мы знаем об этих словах?
  • Что мы должны узнать на уроке, чему научиться? (Поставьте перед собой цели.)
  • Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Сформулируйте тему урока.)

Откройте тетради и запишите дату.

 Открытие нового.

1) Учитель вызывает ученика. На ухо шепчет ему слово, которое он должен показать действиями (бегай, прыгай).

- Ребята, вы внимательно наблюдайте за действиями Ани. Что делает Аня? Запишите предложение.

Аня бегает. - Задайте вопросы к каждому слову и запишите в тетрадях.

Аня бегает.

Кто? что делает?

- Что делает Ира? Запишите предложение.

Ира прыгает.

- Задайте вопросы к каждому слову и запишите ниже.

Ира прыгает.

Кто? что делает?

- На какие вопросы отвечают имена детей?

- А другие слова?

- Что обозначают эти слова?

Вывод: Слова, которые отвечают на вопрос что делает? обозначают действия предметов. Такие слова мы будем называть глаголами.

img01

Давайте отдохнем. В этом нам поможет новая часть речи.

Физкультминутка

Покачайтесь,
Покружитесь,
Потянитесь,
Распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.

- Что мы выполняли во время физкультминутки? (действия)

- Какая часть речи обозначает действие предмета?

- Интересно, а может ли действие “жить” отдельно от предмета?

- Ребята, встаньте, пожалуйста, внимательно прочитайте слова, найдите слова – предметы и слова – действия.

- На какие вопросы отвечают слова первого столбика? второго?

- Соедините слова первого и второго столбика по смыслу. Ребята, я предлагаю вам провести исследование и пронаблюдать: может ли действие существовать отдельно от предмета, или это невозможно.

Вывод: - Может ли действие совершаться без предмета? (Это невозможно. Если нет предмета, то нет и действия.)

Закрепление

  1. Работа в группах.

1 ряд        

Ответьте: что делают этими предметами? Кто как голос подает?  Что делает? Кто как передвигается? Что делают? Дополните список животных

Лопатой                                  Копают

Карандашом

Ножницами

Молотком

Топором

Утюгом

Трактором

Ложкой              

2 ряд

Лев                             рычит

Кошка

Кузнечик

Соловей

Рыба

Лошадь

Сорока

Голубь

3 ряд

Птицы, бабочки…

Рыбы, дельфины…

Змеи, ящерицы…

Кузнечики…

  1. Упражнение «Оживите картину».  Коллективная работа.

1. Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное поле.

2. Утро. Ласковое солнышко. Легкий ветерок. Река. Над водой чайки. Вдали лес.

3. Весна. Яркое солнце. Проталинки. Ручейки. Жучки и букашки. Под пеньком ежик.

           - Почему  именно глаголы оживили картину?

3. Игра  «Перепутаница».  Подобрать глагол к существительному самостоятельно по карточкам. (Самопроверка по шаблону)

Собака                   хрюкает

Волк                       блеет

Овца                       лает

Свинья                   гогочет

Гусь                        кудахчет

Кузнечик                мяукает

Кошка                    стрекочет

Курица                   воет

4. Игра «Что? Что делает? Образовать от имен существительных слова, которые обозначают действие. Фронтальная работа.

            Работа, плач, крик, шум, танец, стук, шутка, сказка, бег 

 Итог урока

1)Интересная часть речи

В Русском языке живет.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам глагол!

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду –

Все в действие придет:

Летит ракета,

Люди строят зданья,

Цветут сады,

И хлеб в полях растет.

2) - Представьте, что глагол ожил. Как он будет выглядеть. Опишите его словами.

- Детская писательница Татьяна Рик написала замечательный «веселый учебник» «Здравствуй, дядюшка Глагол!» Там вас ждут приключения, игры и знания об этой удивительной части речи. И дядюшку Глагола Татьяна Рик изобразила так.

- Почему у Дядюшки Глагола много рук и ног?

- Кто пожелает, дома нарисуйте глагол таким, каким вы его представляете.

- Какие знания, опыт вы сегодня получили на уроке?

Домашнее задание

-Давайте посмотрим, какое рабочее настроение получилось у каждого из вас. Покажите свои солнышки. (Выбирают понравившийся смайлик и показывают)

Дополнительно “Забавная история”.

- Дети, послушайте забавную историю и ответьте на вопрос: “Прав ли ученик?”

Забавная история

- Скажи, где глагол в предложении “Девочка отдыхает?”

- Здесь нет глагола.

- Почему?

- Глагол отвечает на вопрос “Что делает?”, а девочка ничего не делает, она отдыхает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка по программе "Школа России". 2 класс

Предмет:  Русский языкКласс 2Кол-во часов за год –170 ч; в неделю – 5ч «Школа России»...

Урок русского языка по программе Школа России во 2 классе Тема:Единственное и множественное число имен прилагательных

Урок русского языка во 2 классе по учебнику В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. «Русский язык» часть 2. Москва. Просвещение, 2012.входит: разработка урока, презентация, описание компетенций, решаемых...

Урок русского языка по программе Школа России во 2 классе Тема:Антонимы

Урок русского языка во 2 классе по учебнику В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. «Русский язык» часть 2. Москва. Просвещение, 2012....

Урок русского языка по программе Школа России во 2 классе Тема: «Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением»

Тип урока Урок систематизации и обобщения знанийТехнология построения урока Проблемно-диалогическаяЦель урока Создать условия для обобщения и систематизации у обучающихся знаний по теме...