Главные вкладки

    Урок русского языка по программе «Школа России» для 4 класса. Тема: Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные.
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Цыганкова Татьяна Владимировна

    Конспект урока русского языка в 4 классе по программе "Школа России".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_porusskomu_4_klass_video.doc51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка по программе «Школа России» для 4 класса.

    Тема:  Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные.

    Цель:   Развитие умения  склонять имена существительные с ударными окончаниями, ознакомление с понятием несклоняемые имена существительные.

    Задачи: 

    1. Учится определять падеж и склонять существительные с ударными окончаниями.

    2. Развивать умение работать в  паре и самостоятельно;

    3. Развивать способность сверять свою работу с образцом и самостоятельно и объективно её оценивать.

    1. Орг.момент.

    -Здравствуйте!  Итак,  урок русского языка. Давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.

     - Садитесь. Открываем тетради, записываем число, классная работа.

             Чтоб ошибок избежать,

             Зоркость будем развивать,

             В игре проверить можешь сам

             Своё внимание к словам.

    2. Орфографическая разминка:

    - Замените одним словом и запишите: (1 человек на доске)

    1. Тот, кто совершает поездку в транспортном средстве.   Пассажир.

    2. Человек, близкий по взглядам, условиям жизни, синоним к слову друг. Товарищ.

    3. Устройство, система связи для передачи речевой информации, аппарат для разговора. Телефон.

    4. Многоместный автомобиль, для перевозки пассажиров. Автобус.

    5. Упакованные для отправки поездом, самолетом или другим  транспортным средством вещи пассажиров.  Багаж.

    6. Здание большой станции на путях сообщения. Вокзал.

    7. Верхняя одежда, обычно ниже колен.  Пальто.

    8. Занимательный, любопытный, привлекающий интерес.  Интересный.

    - Прочитайте  внимательно слова,  что объединяет группу этих слов?   (Они словарные, их нужно запомнить).

    - Какое слово лишнее и почему?  (Интересный – прилагательное)  Что объединяет другие, записанные вами слова? Какой частью речи они являются? (Имена существительные).

    3. Обобщение знаний об именах существительных:

    - Мы продолжаем изучение большого раздела под общим названием  «Имя существительное». Но прежде чем получить новые знания, вам необходимо вспомнить все, что вы знаете о данной части речи, а поможет вам план.

    План: (1 слайд)

    1. Что называется именем существительным?
    2. Какого рода бывают существительные?
    3. Как изменяются имена существительные? (по числам и падежам).
    4. Как иначе называется изменение по падежам?
    5.  Сколько падежей в русском языке?
    6. Назовите падежи с вопросами.
    7. Как определить падеж имени существительного?

    - Составьте словосочетания  с данными существительными, употребив их в  указанном падеже и используя слова для справок.     (2 слайд)

    Пассажир (Р.п.); товарищ (Р.п.); автобус (Д.п.);  телефон (Д.п.); багаж (Т.п.);  вокзал (П.п.); пальто (П.п.).

    Слова для справок: билет для, погостил у, подошел к, разговаривал по, отправились за,  встречали на, гулял в.

    Билет для пассажира, погостил у товарища, подошел к автобусу, разговаривал по телефону, отправились за багажом,  встречали на вокзале, гулял в пальто.

    - Проверим по эталону   (3 слайд).  

    - Что изменилось у существительных?  (окончания)

    - Почему? (Мы склоняли их, изменяли  по падежам).  Были  ли у вас затруднения  при выполнении этого задания?  (Нет, мы хорошо знаем  падежи и падежные вопросы).

    - Кто допустил ошибки? Что порекомендуем этим ребятам?

    4. Постановка учебной проблемы и решение ее:

    - Как вы думаете, все ли имена существительные склоняются?  Давайте проверим,  прочитайте предложения, записанные на экране.   (4 Слайд)

    В магазине продаются разные пальто.  У пальто меховой воротник. К пальто пришиты красивые пуговицы. Мама купила мне новое зимнее  пальто. Я доволен своим пальто.  Мне было тепло в пальто.

    - Что вы заметили?  (во всех предложениях повторяется слово пальто).  

    - Какой частью речи оно является?  

    - Определите падеж у слова пальто в каждом предложении.  

    - Что для этого нужно сделать?  (по памятке)

    - Изменилась ли какая-нибудь часть слова? (нет) Какая особенность у слова пальто?  (оно не склоняется, то есть не изменяется по падежам).  Как можно назвать существительные, которые не склоняются? (Несклоняемые).

      -Сформулируйте тему сегодняшнего урока?  (Несклоняемые имена существительные)

    ( 5 слайд)

    -Какие  цель и  задачи мы  поставим перед собой?

    ( 6 слайд)

    Цель:    Ознакомление с несклоняемыми существительными.

     Задачи: 1.  Учиться склонять существительные.

    2. Познакомиться с несклоняемыми существительными  и  научиться находить их в тексте.  

    3. Уметь  работать в группе и самостоятельно.

     5. Актуализация знаний:

     - Открываем учебник, стр. 88,  прочитаем информацию «Вспомните».  Как определить падеж несклоняемого существительного? (по вопросу) Приведите примеры таких существительных.  В русском языке таких слов много. (7 слайд)

    Шоссе, фламинго, метро, кино, радио, манто, кофе, пианино, какао, жюри, кенгуру, пони, шимпанзе.

    - Прочитайте их, значение каких слов вам не понятно? Чаще всего такие слова иностранного происхождения, и чтобы узнать их значение, куда обращаются? (к словарю)

     Исследуем некоторые слова: (4-5 человек читают значение по словарю)

    - Отгадайте загадку, догадайтесь, о каком из этих слов идет речь?

    Опоясал каменный ремень

    Сотни городов и деревень. (шоссе)

    - Как вы понимаете смысл этого слова?  (8 слайд) Сравните картинки, на какой изображено шоссе? Это слово пришло к нам из французского языка, обозначает дорогу с твердым покрытием.

    - Итак, в чем особенность  несклоняемых имен существительных?

    6. Закрепление (самостоятельная работа):

    На карточках, вставьте в предложения подходящие по смыслу несклоняемые существительные: слова для справок: фламинго, пони, шимпанзе.

    Мы были в зоопарке.  Там мы увидели розовых _______________, большого_______________. Маленький ______________ был грустным. Бабушке мы рассказали о розовых_____________, о том, как ____________ катал детей по зоопарку, а ___________ рисовал красками картину.

    Проверка по эталону (9 слайд).   Оцените себя на линеечках.

    7. Итог урока:

    -Вспомните тему нашего урока. Какие цели и задачи мы ставили? Выполнили мы их?

    - Как определить падеж существительных в предложении? Все ли существительные изменяются по падежам?  Какие существительные называются несклоняемыми? Оцените свою работу на уроке:  Я сегодня узнал…. Я научился…..   Мне было…

    Д/З: стр. 88, упр. 152;

    Потруднее: найти в словаре  5 несклоняемых существительных, выписать их со значением.

    1. Рефлексия:

    - У вас на партах лежат кружки желтого цвета, нарисуйте смайлик, с каким настроением вы завершаете урок. Молодцы, спасибо!

              *** Как-то рано поутру

                     С другом сели мы в метру

                     И поехали в метре

                      Фильм смотреть о кенгуре.     

           Вот сидим мы с ним в кине

           Без пальты и без кашне,

           А вернее, я и ты

           Без кашны и без пальты.

           Любит кины детвора,

           Если в кинах кенгура,

           Ходит – бродит по шоссу,

           Носит в сумке шимпанзу.

           Кенгуру в кафу зашёл,     

           Занял там свободный стол

           И сидит за доминой

           С шимпанзой и какадой.

           Интересное кино.

           Жаль, что кончилось оно.

           В гардероб пора бежать –

           Будут польта выдавать.

        - Что вас рассмешило?   (Автор неправильно употребляет некоторые слова).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

    формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

    Урок русского языка по программе «Школа России» Тема: Ознакомление со словами действиями, которые отвечают на вопрос что делать? что сделать? 2 класс

    Урок русского языка дает представление о словах, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделает? и обозначающих действие предмета....

    Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные.

    Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные....

    Презентация "Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные".

    Презентация "Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные"....

    Календарно-тематическое планирование уроков русского языка по программе "Школа России". 2 класс

    Предмет:  Русский языкКласс 2Кол-во часов за год –170 ч; в неделю – 5ч «Школа России»...

    Конспект урока по русскому языку "Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные". 4 класс

    Конспект урока предназначен для закрепления умений учащихся определять падеж имён существительных, а также для повторения особенностей несклоняемых имен существительных....