Урок русского языка по программе Школа России во 2 классе Тема:Единственное и множественное число имен прилагательных
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Урок русского языка во 2 классе по учебнику В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. «Русский язык» часть 2. Москва. Просвещение, 2012.

входит: разработка урока, презентация, описание компетенций, решаемых на уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл edinstvennoe_i_mnozhestvennoe_chislo_imen_prilagatelnyh.rar881.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе.

Учебник В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. «Русский язык» часть 2. Москва. Просвещение, 2012.

Тип урока: урок открытия новых знаний.                                                                                                                                                  Тема.  Единственное и множественное число имен прилагательных.                                                                                                                 Цель: создать условия для формирования умения распознавать  прилагательные в единственном и во множественном числе.                            Планируемые результаты:                                                                                                                                                                Предметные: -  формировать знания учащихся об изменении имен прилагательных по числам;                                                                   - определять  число имен прилагательных;                                                                                                                                                         - развивать умение осознанно употреблять прилагательные в единственном и множественном числе;                                                 - способность контролировать  свои действия, проверять сказанное и написанное.                                                        Метапредметные (УУД)                                                                                                                                                                                 Познавательные:                                                                                                                                                                                                  - устанавливать аналогии, обобщать, учить выделять существенные  признаки прилагательного.                                                                 Регулятивные:                                                                                                                                                                                                     - способность принимать и сохранять учебную задачу, планирование: контролировать и оценивать свои действия; оценка: адекватно воспринимать оценку, как учителя, так и учеников в роли контролеров.                                                  Коммуникативные:                                                                                                                                                                                                 - учитывать разные мнения, умение сотрудничать;                                                                                                                                                - уметь формулировать собственное мнение и позицию;                                                                                                                                  - строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.                                                                    Личностные:                                                                                                                                                                                                          - развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в паре;                                                                                                     - развитие самостоятельности;                                                                                                                                                                          - развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.

                 

Ход урока.

Этап урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

Формирование ключевых компетенций

1.Организационный

 «Улыбнёмся друг другу»      Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность учащихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение нового материала.  

Улыбнитесь друг другу, подарите улыбку всем присутствующим.

Вот с таким замечательным настроением мы начинаем урок русского языка.                              

Запишите число, классная работа

(комментированное письмо)

Приветствуют учителя, организуют своё рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей.  

Воспринимают на слух речь учителя; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей

Учащиеся дарят друг другу свои улыбки.

Настраиваются на работу.

Регулятивные:

контроль

Личностные:

самоопределение к деятельности  Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний.

Цель: подгото -вить  учащихся к последу-ющим шагам учебной деятельности.

Словарная работа.

                                                                             

- Отгадайте загадку:                                                            Без крыльев летит,                                                               Без ног бежит, без паруса плывёт.  (Облако)           Прочитайте слово. Сравните его произношение и написание. Что вы заметили? Попробуйте подобрать проверочное слово. Сделайте вывод.   Что обозначает слово «облако»?                                     Работа по словарю Ожегова.                                       - Скопление сгустившихся водяных паров.                                                                                                                                       - Сплошная масса мелких частиц (пыли, дыма)                                                                  Работа со словом облако.                                                   - Поставьте ударение.                                                          - Прочитайте слово, выделяя ударный слог.                                                                            - Сколько слогов в данном слове?                                           - Сколько букв?                                                                     - Сколько звуков?                                                                 - Сколько гласных, согласных звуков?                      - Дайте характеристику данному слову (какая ч. речи, число).                                                                   - Образуйте от данного слова множественное число.                          (облако – облака).                                                                        - Подберите однокоренные слова                          (облако, облачко, облачность, безоблачное).                                                        - Подберите синонимы к слову безоблачное (чистое, ясное).                                                               - Какие глаголы можно употребить, чтобы показать движение облаков.                                           (ползут, плывут, бегут, спешат, несутся, торопятся, мчатся).                                              (работа по вариантам – слова на доске)       Задание № 1                                                                             - Составьте предложение, и разберите его по членам предложения и по частям речи.      

Гонит ветер лёгкое облачко. –1 вар.                             В безоблачном небе летели аисты. -2 вар.

Читают, сравнивают произношение и написание, делают вывод.

(В это же время 2 чел работают на обратной стороне доски)

1.Подчеркните волнистой линией имена прилагательные.

Светит, капают, снег,  яркое, тает, сосульки, длинные, солнце, серый, с крыш, пришла, долгожданная, весна.

2.Соедините линиями прилагательные,  противоположные по значению.

узкий                                кислый

храбрый                           тёмный

светлый                          широкий                                                                                                      

сладкий                       трусливый

  - Какие признаки обозначают эти прилагательные?

у доски 2 ученика

проверяют

Познавательные:

умение сравнивать, делать выводы

Личностные:

развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Регулятивные:

проверка контролеров, оценивание результатов товарищей Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: проверка контролеров, оценивание результатов товарищей

3.Сохранение и укрепление здоровья учащихся

4.Мотивация к учебной деятельности постановка проблемы.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание, создать условия поиска.

5. Открытие нового знания

6. Первичное закрепление Цель: обеспечить усвоение  методики воспроизведения нового материала

7.Закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: обеспечить усвоение  методики воспроизведения нового материала через монологическое высказывание.

8.Сохранение и укреп-ление здоро –вья учащ.

9.Самостоятельная работа с самопроверкой по этанолу.

Цель: выявить пробелы в знаниях и способы их устранения

10. Включение в систему знаний и закрепление Цель: систематизировать знания по изученной теме.

11.Рефлексия учебной деятельности.

12.Итог урока. Цель: умение применять свои знания на практике;

13.Внеурочная деятельность

Физминутка для глаз

на доске шкала знания и незнания

Слайд 2

Слайд 3-4 Определение темы и постановка цели урока

Слайд 5 -8

Слайд 9

Работа с информацией учебника

Работа в паре по карточкам

Слайд 10 -11

Слайд  12

Слайд 13

Динамическая пауза двигательная

Слайд14 Индивидуальная работа  с самопроверкой по эталону

Слайд15 Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону

Обобщение полученных на уроке знаний

Беседа

Слайд16-17

Слайд18

   Офтальмотренажёр  (схема зрительно-двигательных траекторий)    

- Какую часть речи мы изучаем?                                   - Для чего необходимо изучать имя прилагательное?                                                         - Что вы знаете об имени прилагательном?                                Оцените уровень знаний по данной теме…  

Предлагаю рассмотреть рисунки. Задание №2     - В чем заключается отличие этих словосочетаний?

- Как вы думаете, какова тема урока?                                     - Чему будем учиться на уроке?

Работа по слайду 1 – составление схемы               - Что обозначают имена прилагательные в единственном числе?                                                           - На какой вопрос отвечают?                                                               - Что обозначают имена прилагательные во множественном числе?                                                 - На какой вопрос отвечают?                                                        - Что мы с вами составили?

Предлагаю сравнить наш алгоритм с учебником на с. 92 прочитайте слова тетушки Совы.

- Как определить число имен прилагательных?  

 

Задание № 3 упр. 161                                                                  Соедини линиями прилагательные с существительными,   к которым они относятся, и надпиши  число над  прилагательными.     № 1                                                                                                           чёрный                          мышь                                                           серая                             фамилия                                                    известная                      шампунь                                                  яблочный                      кофе  

- Какой вывод можно сделать?                                                 - Оцените свою работу      

Задание № 4                                                             Расскажите, как определить  число прилагательных?                                                            ягода                   спелая                                                         пальто                 тёплое                                                       мороз                  сильный                                                   коньки                стальные

Вывод: имена прилагательные употребляются в том же числе, что и имена существительные, с  которыми они связаны по смыслу.  

 

Двигательные упражнения под музыкальное сопровождение

                         Задание № 5 упр. 161.         Соедините стрелкой прилагательные с существительными,   к которым они относятся, и надпиши  число над  прилагательными.                        № 2                                                                                      вкусный                             лебедь                                                     белый                                 облако                                                  зимнее                                пальто                                                  дождевое                            йогурт                    

Задание № 6                                                                     Списать предложение номера своей парты в ряду. Найти имя прилагательное, выделить, определить число.

В этом году ранняя весна.                                      Светит яркое солнышко.                                             Дует тёплый ветерок.                                                Журчат шумные ручьи.                                           Чирикают весёлые воробьи

 

- С какой частью речи связаны имена прилагательные?

- Как определить число имен прилагательных?

Продолжите фразы:                                                            - Сегодня на уроке я научился определять … имён прилагательных.                                                                               - Имена прилагательные бывают  …                                                        - Прилагательные в ед.ч. обозначают…, и отвечают на вопросы  …,  …,  … .                                                                                 - Прилагательные во мн.ч. обозначают …, отвечают  на вопрос   ….                                                                                                  - Сегодня  на  уроке  я понял, что могу  …                                        -Я работал в полную силу                                                                     -Я мог работать лучше                                                                          - Я доволен своей работой на уроке

Организует систематизацию и обобщение совместных достижений.                                                            - Как вы считаете, мы достигли поставленной цели, научиться определять число имён прилагательных?                                                                  - Почему вы так считаете?

Объясняет домашнее задание

с. 92 знать, упр.159             

- отвечают на вопросы

 

- оценивают уровень знаний

- определяют тему и цель урока

-  познакомимся с правилом определения числа имени прил.

- научимся определять число имен прилагательных

- применять правило  на практике

- признак одного предмета

Какой? Какая? Какое?

- признак нескольких предметов

Какие?

- читают алгоритм определения числа имени прилагательного,

- сравнивают, делают вывод

- выполняют задание по карточке в паре,

 

- самопроверка по эталону,

- оценивают свою работу

- устно выполняют работу с проговариванием

- выполняют упражнения

- выполняют задание по карточке,

- меняются карточками                      - проверяют по эталону,

- оценивают  результаты

 

- использует приобретенные знания в практической деятельности,

-  самооценка.

- с именем существительным.

- по имени существительному.

- анализируют деятельность,

- оценивают свою работу на уроке (в тетради на полях +;-; +_)

- делают выводы

- записывают домашнее задание

Здоровьесберегающие компетенции:   владеть способами физического самосовершенствования

Познавательные:

 постановка и решение проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска

 Регулятивные:

 постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

 Личностные:

 развитие учебно-познавательных мотивации.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные:

умение сотрудничать, вступать в дискуссию

Познавательные:

анализировать доказывать, отстаивать свое мнение  

Личностные: развитие умения работать в паре.

Здоровьесберегающие компетенции:    

позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования

Познавательные:

умение использовать информацию и вычленять необходимую для решения учебной задачи.  

Личностные: развитие навыка сотрудничества при работе в паре, развитие самостоятельности.

Регулятивные:

способность принимать и сохранять учебную задачу

Познавательные:

умение сравнивать, выделять существенные признаки прилагательного

Регулятивные:

 оценка своих достижений на уроке.

Личностные: развитие самостоятельности.

Познавательные:

рефлексия мотивации, способов деятельности общения.

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования.

Коммуникативные:

высказывать сравнения по результатам сравнения.

Личностные:

анализ личностного изменения в процессе учения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

Урок русского языка по программе «Школа России» Тема: Ознакомление со словами действиями, которые отвечают на вопрос что делать? что сделать? 2 класс

Урок русского языка дает представление о словах, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделает? и обозначающих действие предмета....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка по программе "Школа России". 2 класс

Предмет:  Русский языкКласс 2Кол-во часов за год –170 ч; в неделю – 5ч «Школа России»...

Урок русского языка по программе Школа России во 2 классе Тема:Антонимы

Урок русского языка во 2 классе по учебнику В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. «Русский язык» часть 2. Москва. Просвещение, 2012....

Урок русского языка по программе Школа России. Тема урока: Изменение глаголов по временам .

Цель урока: - Актуализировать знание о временных формах глагола.Задачи:- повторить временные формы глагола;- способствовать развитию умения различать временные формы глагола и правильно их употре...