"Осмысленное чтение", 4 модуль, 3 класс, "Как собака с человеком стала дружить"
план-конспект занятия по чтению (3 класс)

Моргунова Ольга Геннадьевна

Методическая разработка материала в рамках проекта "Осмысленное чтение", модуль 4, класс 3, "Как собака стала с человеком дружить"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modul_4_klass_3_kak_sobaka_s_chelovekom_stala_druzhit.docx121.37 КБ

Предварительный просмотр:

Модуль 4        

Управляем вниманием

Занятие

2

Класс

3

Общая продолжительность

20 минут

Стиль

Художественный

Объём основного текста

317 слов

Источник

Николай Тимофеев ([Электронный ресурс] портал авторских произведений Проза.ру

https://proza.ru/2017/12/19/2154)

Ход занятия

Чтение 1-го фрагмента основного текста

2-3 минуты

Чтение дополнительных текстов для поиска ответа на вопрос с достоверной или недостоверной информацией

5 минут

Чтение 2-го фрагмента основного текста

2-3 минуты

Ответы на вопросы по всему основному тексту

2 минуты

Выполнение дополнительного задания

7 минуты

Комментарий

Предлагается текст из двух крупных фрагментов. Между чтением 1-го и 2-го фрагментов задаётся не связанный с содержанием 1-го фрагмента вопрос с достоверной или недостоверной информацией (вопрос используется для отвлечения внимания от содержания прочитанного). Для поиска ответа на вопрос предлагаются три дополнительных текста, но только один из них поддерживает или опровергает утверждение в вопросе. Продолжается чтение 2-го фрагмента текста. Задаются вопросы по основному тексту. Выполняется дополнительное задание.


Читаем 1-й фрагмент текста

 Как собака с человеком стала дружить (отрывок)     

Так вот, жила собака в лесу. Как и её дальняя родственница лиса, иногда бегала ночью в деревню, чтобы украсть курицу или ещё чем-нибудь поживиться. А человек придумал ловушку и однажды поймал собаку.

- Что, – говорит, – с тобой делать? За воровство тебя надо бы убить, да шкурка у тебя линяет, для шапки она не годится. Привяжу-ка я тебя около дома, пока шкурка не созреет. Придётся тебя кормить, зато шапка будет тёплая.

    Так он и сделал: привязал собаку на железную цепь, чтобы не перегрызла привязь и не убежала. Живёт так собака день, неделю, месяц. Думает, как бы человека уговорить, чтобы шапку из неё не делал, ничего придумать не может. Иногда даже надеется, что он забудет о шапке. Человек о шапке, конечно, не забыл, но произошёл случай, который всё изменил.

    Однажды ночью во двор залезла лиса.

- Собака, – говорит лиса, – ты уж знаешь, где у человека куры сидят. Покажи мне, чтобы я время зря не теряла: взяла курицу и – в лес.

- Лиса, ты меня извини, хотя ты и родственница мне, но я тебе не разрешу курицу своровать. Человек  вроде забыл про шапку, а если ты курицу при мне украдёшь, он сразу вспомнит.

Читаем утверждение, вопрос, дополнительные тексты. Выбираем текст и обсуждаем

Утверждение и вопрос.  Собаки и лисы являются родственниками, с точки зрения биологии. Так ли это?

Пояснение. Принять решение о правильности или ошибочности утверждения помогут тексты из разных источников. Только в одном тексте есть достаточные сведения для ответа на вопрос.

   Текст 1. По отношению к человеку поведение лисы от собачьего отличается кардинально. Даже выращенная в неволе, лисица никогда полностью не доверяет людям, и хотя может подчиняться или научиться выполнять команды, способна в любой момент проявить агрессию. Основная причина — тысячелетний одомашненный статус собаки, изменивший ее характер на генетическом уровне, у лис отсутствует. (портал «Усатики» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://usatiki.ru/lisa-eto-sobaka-ili-koshka/

Текст 2.  Все представители семейства собачьих — звери с острыми ушами и мордой, тонкими ногами, невтяжными когтями и пушистым хвостом, которым они прикрывают нос и передние лапы во время отдыха зимой. (Энциклопедия о собаках [Электронный ресурс]. Режим доступа:  https://wiki.dog/lisy-bednye-rodstvenniki-sobak)

     Текст 3. Слух у лисы, а также обоняние развиты отлично, именно на них эти животные в первую очередь полагаются во время охоты. Что же касается зрения, то оно также неплохо развито, более того адаптировано для ночного образа жизни и позволяет хорошо видеть в темноте. (Научно-популярный журнал «Познавайка» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.poznavayka.org/zoologiya/hitraya-lisa-lisitsa/)

Читаем 2-й фрагмент текста

- Подумаешь, – лиса говорит, – я и сама найду курицу, без тебя. Ты на цепи привязана, никак мне не помешаешь.

    Лиса обходит собаку, та рвётся – достать до лисы цепь не даёт. И начала собака громко лаять. Человек  проснулся, вышел на крыльцо. Лисы уже не было, убежала.

- Что случилось? – спрашивает человек.

- Лиса курицу хотела украсть, вот я и залаяла.

- Молодец, ты просто молодец! – обрадовался человек. – Давай ты будешь охранять мой  дом от лис, от волков и от других воров. Будешь мне помощником. Я тебя буду хорошо кормить, домик тебе тёплый сделаю. А шапку я и лисью или заячью сошью. Согласна?

- Согласна, только из меня шапку не делай.

    Так и стала жить собака у человека и помогать ему во всём. Потом они крепко подружились. И когда говорят, что собака – друг человека, Тузик согласен наполовину: главное, собака – помощник человека, с этого и дружба у них началась.

Отвечаем на вопросы и обсуждаем

  1. От чьего имени ведется рассказ?
  2. Можем ли мы утверждать, что прочитали сказку? Обоснуйте свой ответ.
  3. Как древняя собака добывала себе пищу?
  4. Почему человек решил оставить собаку себе насовсем?
  5. Почему собака решила остаться жить с человеком?
  6. Кто «выиграл» от этой ситуации – человек, лисица или собака? Обоснуйте свой ответ

Выполняем задание

Подумайте, в каких сферах жизни человека используются собаки. 

Подготовьте выступление перед одноклассниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для учащихся I класса. Тема: Собака - друг человека".

Внеклассное меропрятие II этапа работы по формированию познавательного интереса учащихся  по теме:  Собака - друг человека".I  этап - этап самостоятельной работы в группах по 6-8 челове...

Рабочий лист по осмысленному чтению. 2 класс. Текст "Вежливая галка"

Рабочий лист по осмысленному чтению. 2 класс. Текст  "Вежливая галка"...

Рабочий лист по осмысленному чтению. 2 класс. Текст "Весна-красна"

Рабочий лист по осмысленному чтению. 2 класс. Текст "Весна-красна"...

Рабочий лист по осмысленному чтению. 2 класс. Текст "Манежная площадь"

Рабочий лист по осмысленному чтению. 2 класс. Текст "Манежная площадь"...

Рабочий лист по осмысленному чтению .3 класс. Текст "Профессии будущего"

Рабочий лист по осмысленному чтению .3 класс. Текст "Профессии будущего"...

Конспект внеурочного занятия «Учимся анализировать учебный текст» («Осмысленное чтение», 4 класс)

Мои методические разработки: Цель: развитие умения осмысленного чтения посредством организации работы с учебным текстом.Планируемые результаты:Предметные:знать понятие «учебный текст&r...

Конспект внеурочного занятия «Учимся подробно и кратко пересказывать научно-познавательный текст» («Осмысленное чтение», 4 класс)

Мои методические разработки: Цель: создание условий для анализа текста и подготовки к подробному или краткому пересказу.Планируемые результаты:Предметные:знать понятия «подробный перес...