Литературное чтение 2 класс ТЕМА: БОГАТЫРСКАЯ СКАЗКА «СКАЗКА ПРО ИЛЬЮ МУРОМЦА» 1,2 части.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Кашпарова Юлия Геннадьевна

Педагогическая цель: создать условия для формирования умения предполагать, предвосхищать содержание текста произведения по названию раздела и заглавия произведения, выражать свое отношение к героям.

Планируемые результаты образования.

Предметные: правильно читать вслух и про себя текст произведения; отвечать на вопросы учителя по содержанию произведения; относить произведение к жанру сказки.

Личностные: формировать морально-этические нормы в любой ситуации поступать в соответствии с правилами поведения; проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи и др.

Метапредметные (критерии сформированности /оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).

Регулятивные: учиться соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;  давать оценку собственной и групповой деятельности на уроке.

Познавательные: общеучебные – находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; логические – делать выводы в результате совместной работы всего класса; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: формулировать свою позицию, владея приёмами монологической и диалогической речи; совместно с учителем и одноклассниками договариваться о правилах общения и поведения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект65.5 КБ
Office presentation icon презентация749 КБ
Файл этапы урока11.5 КБ
Файл значения слов14.4 КБ
Файл материал на доску12.51 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение  2 класс

ТЕМА: БОГАТЫРСКАЯ  СКАЗКА

«СКАЗКА ПРО ИЛЬЮ МУРОМЦА» 1,2 части.

Педагогическая цель: создать условия для формирования умения предполагать, предвосхищать содержание текста произведения по названию раздела и заглавия произведения, выражать свое отношение к героям.

Планируемые результаты образования.

Предметные: правильно читать вслух и про себя текст произведения; отвечать на вопросы учителя по содержанию произведения; относить произведение к жанру сказки.

Личностные: формировать морально-этические нормы в любой ситуации поступать в соответствии с правилами поведения; проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи и др.

Метапредметные (критерии сформированности /оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).

Регулятивные: учиться соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;  давать оценку собственной и групповой деятельности на уроке.

Познавательные: общеучебные – находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; логические – делать выводы в результате совместной работы всего класса; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: формулировать свою позицию, владея приёмами монологической и диалогической речи; совместно с учителем и одноклассниками договариваться о правилах общения и поведения в школе.

 

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

I. Мотивирование к учебной деятельности

Учитель):
-Здравствуйте, люди добрые.

 Сядьте на места да послушайте.

Собралися мы с вами на беседу добрую и складную.

Чтобы был у нас мир и согласие.

 А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе

 Да на ус наматывали ( Объясните значение фразы!)

т.е. всё внимательно слушали.

Всё, что услышите, может вам пригодиться.

Ι. Актуализация знаний.

Эмоциональное введение в тему

Методический прием «Корзина понятий»

 На экране репродукция картины В. Васнецова «Богатыри»

- Какие ассоциации( какие чувства, образы) у вас возникают, когда вы смотрите на этих людей?

(учащиеся называют ассоциации, вызванные картиной, слова крепятся на доску)

- богатыри

- защитники

- Русь

- сильные и т.п.

Ребята, я покажу вам слово патриот, как вы думаете почему?

Запомните его написание.

Как вы думаете, в каких произведениях устного народного творчества можно «встретиться» с этими героями?

(В былинах)

 Работа со скороговоркой.

Задание 1 на с. 26 тетради.

Речевая разминка. Сейчас мы с вами разогреем наши голосовые связки, поработаем над дикцией и интонацией. Давайте прочитаем эту скороговорку с

  • испугом
  • восторгом
  • хвастаясь

– Какое отношение эта скороговорка может иметь к теме нашего урока?(У богатырей были быстрые и сильные кони) 

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

II. Определим тему урока и поставим задачи.

Работа с текстом «Сказки про Илью Муромца».

  1. Работа с текстом до чтения. (Антипация)

– Прочитайте заглавие. 

Так кому будет посвящен наш урок?

(Илье Муромцу - русскому богатырю)

А где мы до этого встречались с богатырями? ( В былинах.)

– Что мы будем читать? (сказку, отрывок.)

– Вспомните название раздела. ( Сказочные богатыри)

– Какое отношение имеет сказка к богатырям? Что можно предположить?  

(Это особые сказки про богатырей, и называются они богатырскими.)

Кто сформулирует тему и цель нашего урока?

Цель нашего урока – узнать что такое богатырская сказка и её жанровые особенности.

– Просмотрите первую строчку текста и скажите, откуда родом Илья Муромец, он из Мурома

Рассказ учителя об Илье Муромце или УЧЕНИКА

(слайдовая презентация)

В селе Карачарово, что под Муромом, если верить былинам, родился знаменитый богатырь Илья Муромец. Илья Муромец – реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. В жизни звали его Илья Иванович Гущин.

«…Я иду служить за землю Русскую. За вдов, за сирот, за бедных людей...» – с этими словами покинул он родное село. Погиб, защищая Киев от набега врагов.

За свои подвиги он был причислен к лику святых и удостоился захоронения в Киево-Печёрской лавре. Надпись у изголовья перед его гробницей гласит: «Илья из города Мурома».

К иконе великого былинного святого богатыря в местной карачаровской церкви идут и идут верующие. А в древнем Муроме на высоком берегу Оки установлен памятник легендарному богатырю.

Вот о каком богатыре сложена сказка, которую нам предстоит прочитать.

Работа с иллюстрацией.

– Рассмотрите иллюстрацию. Найдите на ней предметы, которые говорят о древности сказки.

– Где Илья? Как вы догадались? Опишите его.

– Можно ли предположить, о чём мы будем читать?

– Давайте прочитаем сказку.

2. Читают текст при необходимости комментируем.

После чтения 1-й части:

Ребята какие возникли у вас вопросы к автору?

(– Как звали отца и мать Ильи? Почему у них не было фамилии? (в старину на Руси не было фамилий. Это ещё раз говорит о древних корнях сказки.)

– Что огорчало родителей?)

Физкультминутка
Богатырские ворота :

Дружно встали - раз, два, три -
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим, 
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой 
Л расставим ноги,
Точно в танце - руки в боки,
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!

Чтение 2-й части. 

Чтение учителя.

Словарная работа по ходу чтения:

не прекословил – не спорил;

тын – забор из брёвен или жердей;

странник – человек, который ходит пешком, странствует.

Уточняющие вопросы:

- Какое чудо сотворили странники с Ильей?

- Какую чашу попросили принести его странники? Прочитайте!

- Сколько это?

- Как выпивает воду Илья из этой чаши?

(работа с иллюстрацией)

- Посмотрите как легко он держит чашу одной рукой!

- Может ли быть такое на самом деле?

- Не! Подобное преувеличение силы богатырской называется гиперболой.

Гипербола (преувеличение) – это литературный прием, характерный для богатырских сказок.

- Какой наказ дали странники Илье? Прочитайте! Стр. 178.

- Кому должен был помогать Илья? Почему?

- С кем нельзя было сражаться? Почему?

- Давая такой наказ, странники говорят о том, каким должен быть настоящий богатырь! Настоящий человек!

- Есть ли в этом отрывке преувеличение?

Здесь мы опять видим преувеличение силы богатырской.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание

1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4. Воспитание здорового образа жизни.

5. Экологическое воспитание.

6. Эстетическое воспитание.

ΙΙΙ. Итог.

Рефлексия.

Работа

– Итак, мы знаем, что в основе былин лежат реальные события, да и сами богатыри не плод народной выдумки. Почему же тогда история, прочитанная нами, называется сказкой?

– Что в прочитанной истории правдиво? ( поиск цитат по тексту)

(на доске появляется таблица, учитель крепит ответы детей в нужную колонку)

1.Заполнить таблицу

Что правдиво?

Что вымысел?

1.«Это было в городе Муроме…»

2. «…Иван свет Тимофеевич со своей супругой Ефросиньей Яковлевной…»

3. «…Сыну нужно начинать ходить, а он сидит, как столб…»

4. «…надо было Ивану Тимофеевичу выкорчевать пни…»

5. . «…стоят два странника, очень старые…»

1. «Пошевелил одной ногой – шевелится. Пошевелил другой – шевелится…»

2. «Схватил чашу в полтора ведра…»

3. «Схватывает чашу в полтора ведра и выпивает на месте единым духом…»

4. «Перевернул бы всю землю Русскую…»

5. «Чувствую – силушки моей убавилось на половинушку…»

6. « …потому – кони тебя не вынесут…»

Обсуждение ответов. Самооценка.

Фронтально:

-Почему эта сказка прошла такой длинный путь и не забыта?

- Кому захотелось прочитать 3ю главу сказки об Илье Муромце?

- Вам понравилась ваша работа на уроке?

(на партах у детей лежат изображения смайлов с глазами.)

- Ребята, давайте пририсуем нашему смайлику нужную эмоцию! Доволен ли он вашей работой?

ΙV. Домашнее задание.

Читать 3ю главу сказки об Илье Муромце.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Богатырская сказка «Сказка про Илью Муромца» ГБОУ СОШ №68 Калининского района г. Санкт-Петербурга Учитель начальных классов: Кашпарова Юлия Геннадьевна

Слайд 2

Виктор Михайлович Васнецов картину «Богатыри» писал почти двадцать лет Богатыри

Слайд 3

ТЕМА: Богатырская сказка «Сказка про Илью Муромца» 1-2 части

Слайд 4

ЦЕЛЬ: Узнать, что такое богатырская сказка и ее жанровые особенности.

Слайд 5

В селе Карачарово, что под Муромом, если верить былинам, родился знаменитый богатырь Илья Муромец. Илья Муромец — реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. Звали его Илья Иванович Гущин.

Слайд 6

« …Я иду служить за землю Русскую. За вдов, за сирот, за бедных людей…» - с этими словами он покинул родное село.

Слайд 7

… Из богатырей Илья Муромец ушел в монахи . А погиб защищая Киев от набега половцев.

Слайд 8

За свои подвиги он был причислен к лику святых и удостоился захоронения в Киево-Печерской лавре. У изголовья перед его гробницей гласит надпись – «Илья из города Мурома». К иконе великого былинного святого богатыря в местной карачаровской церкви идут и идут верующие..

Слайд 9

А в древнем Муроме на высоком берегу Оки в парке установил памятник своему легендарному богатырю. Как символ не только физической, но и, что более важно, высокой нравственной силы «…Я иду служить за землю Русскую. За вдов, за сирот, за бедных людей…»

Слайд 10

Дружно встали - раз, два, три - Мы теперь богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим, Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек, И направо, и еще Через левое плечо. Буквой Л расставим ноги, Точно в танце - руки в боки, Наклонились влево, вправо Получается на славу!

Слайд 11

ГИПЕРБОЛА (преувеличение) - это литературный прием, характерный для богатырских сказок



Предварительный просмотр:

  1. Приветствие
  2. Картина (слова ассоциации)
  3. Скороговорка (с испугом, с восхищением, с хвастовством)
  4. Текст  (тема, цель)
  5. Презентация
  6. Иллюстрация
  7. Чтение 1 главы (вопросы)
  8. Физкультминутка
  9. Чтение 2 главы
  10. Гипербола
  11. Таблица (правда, вымысел)
  12. Рефлексия


Предварительный просмотр:

Плеть (также плётка) — соединенные верёвки или ремни на рукоятке

ПУЩЕ —Больше, сильнее, крепче

Выкорчевать – удалить из земли

Странник — калика, странствующий человек, путешественник, не имеющий определённой цели своего путешествия.

ПРЕКОСЛО́ВИТЬ, - Противоречить, возражать 

одним <единым> духом - Сразу, в один прием.

УДАЛО́Й, - Исполненный удали, отваги. 

ПОУБА́ВИТЬ,  Убавить уменьшить немного.

выхаживать — ухаживать, вынянчивать, вспаивать, выкармливать, вскармливать, вылечивать, выращивать, растить, пестовать, взращивать, отхаживать 

Крестья́нин (мужик, землепашец, земледелец, селянин, поселянин, сельский обыватель) — сельский житель, занимающийся возделыванием .

ШЕЛУДИ́ВЫЙ. - Имеющий на коже струпья, коросту, сыпь; чесоточный.

СТО́ЙЛО - Отгороженное место для одной лошади в конюшне или для одной коровы в хлеву

ТЫН - Забор, частокол.



Предварительный просмотр:

«…стоят два странника, очень старые…»

«…Иван свет Тимофеевич со своей супругой

Ефросиньей Яковлевной…»

«…Сыну нужно начинать ходить, а он сидит, как столб…»

«…надо было Ивану Тимофеевичу выкорчевать пни…»

 «Пошевелил одной ногой – шевелится. Пошевелил другой – шевелится…»

«Схватил чашу в полтора ведра…»

«Схватывает чашу в полтора ведра и выпивает на месте единым духом…»

«Перевернул бы всю землю Русскую…»

«Чувствую – силушки моей убавилось на половинушку…»

« …потому – кони тебя не вынесут…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Богатырские сказки про Илью Муромца

Презентация поможет в проведении урока по УМК "Школа 2100" по теме Богатырские сказки по литературному чтению во 2 классе...

Литературное чтение 2 класс ТЕМА: БОГАТЫРСКАЯ СКАЗКА «СКАЗКА ПРО ИЛЬЮ МУРОМЦА»

Урок соответствует календарно-тематическому планированию, третий в разделе «Сказочные богатыри».  Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС....

«Сказка про Илью Муромца».

Конспект урока по литературному чтению, по теме:  «Сказка про Илью Муромца».  2 класс "Школа-2100"...

Конспект урока литературного чтения "Богатырская сказка про Илью Муромца"

Анаиз богатырской сказки. Работа ад понятиями: былина, богатыри....

Технологическая карта урока по теме: Былина "Три поездки Ильи Муромца"

Технологическая карта урока по литературному чтению...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Богатырская «Сказка про Илью Муромца».

Конспект урока разработан по УМК «Школа 2100». Тема раздела: «Сказочные богатыри». Конспект составлен на основе технологии развития критического мышления....