Дидактический синквейн на уроках литературного чтения
статья по чтению (3 класс)

Kamillanabiullina1

У обучающихся с РАС наблюдается недостаточность простраственного гнозиса, фокусирование на деталях, неумение выстраивать логические цепочки и устанавливать связи слов в предложении и тексте. Несмотря на нарушения, детей с РАС можно научить понимать смысл прочитанного. Дидактический синквейн - как один из методов для улучшения понимания прочитанного.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did.sinkv_.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический синквейн на уроках литературного чтения

Слово «синквейн» в переводе с французского означает пять. Синквейн - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк.

Где появился синквейн?

Родина синквейна – США начала XX века. Эта стихотворная форма сформировалась под влиянием популярной в то время японской поэзии. Впоследствии по всему миру, в том числе и в России, её стали использовать и в дидактических целях в качестве довольно результативного метода развития образной речи.

Дидактический синквейн отличается от других видов синквейна тем, что он имеет иное строение и не основывается на слоговой зависимости. Его характеризирует смысловая и синтаксическая заданность каждой строки.

Составление дидактического синквейна требует от ребенка умение находить в информированном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их сформулировать.

Для того чтобы обучающийся правильно составлял синквейн он должен иметь достаточно развитый словарный запас в рамках пройденной темы, уметь классифицировать предметы по признакам, также различать понятия: «слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие», научиться понимать и правильно задавать вопросы, согласовывать слова в предложения и правильно оформлять свои мысли в виде предложений.

К основным правилам составления дидактического синквейна относятся следующие:

- первая строка включает одно слово- слово –предмет, которое отражает главную идею;

- вторая строка- два слова, слова- признаки, которые характеризуют предмет;

- третья строка- три слова, слова-действия, которые описывают действие в рамках темы;

- четвертая строка- фраза из нескольких слов, которые показывает отношение автора к теме;

- пятая строка- слова, которые отражают сущность темы. Это может быть одно слово.

Вот представлен пример составления синквейна:
1. Яблоко
2. Румяное, сочное
3. Грызть, чистит, мыть
4. Яблоко очень полезное.
5. Фрукт.

На своих уроках я учу школьников работать с текстом: понимать прочитанное, отвечать на вопросы, пересказывать, грамотно высказывать свои мысли. Учащиеся с РАС испытывают трудности в формулировке выводов, заключений, подведении итогов, когда необходимо кратко подытожить прочитанное. В качестве помощи я предлагаю им составить синквейн, в процессе работы над которым они учатся отбирать нужные по теме слова.

Место синквейна на уроке.

Синквейн – это способ на любом этапе урока, изучения темы проверить, что находится у школьника на уровне ассоциации.

Учитель приступает к изучению новой темы и в начале урока даёт синквейн: «Что вы уже знаете об этом? Что думаете?» По полученным результатам он может корректировать представление ученика о данном понятии.

Например, перед прочтением стихотворения И.З.Сурикова «Детство» я предложила ребятам составить синквейн на тему: детство. Мне важно было понять, какие ассоциации вызывает у них этот момент и что они под этим словом понимают.

Середина урока. Тема трудна для восприятия. Ученики устали. Можно предложить им написать синквейн по какому-то разделу изучаемой темы. Учитель сразу поймёт, как идёт восприятие детьми нового материала. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы.

Изучение темы завершено. Качество, глубину, прочность знаний покажет не только опрос, но и синквейн. Это достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочное суждение, ценностные ориентации школьников. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, учитель видит, насколько ему удалось достичь прогнозируемого ранее результата.

На последнем уроке по стихотворению И.З.Сурикова я снова возвращаюсь к синквейну на тему: детство. Мне важно понять, как изменилось отношение ребят к этому отрезку времени, чем ассоциируется детство в жизни героев, какое влияние оказала на их судьбу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к урокам литературного чтения

1. Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из за слабо развитой оперативной памяти. Работу над её развитием можно вести с помощью зрительных диктантов И.Т. Федоренко.По аналогии сост...

Создание синквейна на уроках литературного чтения

Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы...

Дидактический материал к урокам литературного чтения

В материале Вы найдете диагностические тесты и задания, литературный диктант для проверки сформированности учебной и читательской деятельности....

Дидактический материал к урокам литературного чтения

Дидактический материал к урокам литературного чтения...

Дидактическое средство к уроку литературного чтения 3 класс "Зощенко "Золотые слова""

Дидактическое средство создано при помощи приложения Microsoft PowerPoint и платформы «LearningApps»...

Дидактический материал к урокам литературного чтения в 1 классе в период обучения грамоте по программе "Школа России". Карточки по чтению.

Дидактический материал по литературному чтению в 1 классе по программе "Школа России" - каротчки по чтению. Могут быть использованы учителем на уроках  или дополнительных занятиях, роди...