Создание синквейна на уроках литературного чтения
учебно-методический материал по чтению (3 класс)

Антакова Екатерина Сергеевна

 Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.  В статье дается пример создания синквейна на уроке литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_sinkveyna_na_urokah_literaturnogo_chteniya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Синкве́йн - пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи .

Синквейн является одним  из методов  технологии критического мышления. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.  

   Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах — важное умение. Оно требует от ученика вдумчивости и богатого понятийного запаса. Синквейн — это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме. . Синквейн — представляет собой стихотворение, состоящее из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам:

в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное);

во второй даётся описание предмета (два прилагательных или причастия);

 в третьей, состоящей из трёх глаголов или деепричастий, характеризуются действия предмета;

в четвёртой строке приводится фраза, обычно из четырёх значимых слов, выражающая отношение автора к теме;

в пятой строке дается синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы, предмета (одно слово).

  Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

На первых порах можно предложить учащимся составить один синквейн на двоих, с которым оба будут согласны. Это, с одной стороны, облегчит процесс подбора слов, с другой — поможет выбрать наиболее точные, образные.

     Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (как и в паре, в группе) составления нового синквейна, возможны следующие варианты:

  • составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих строк её определить).
  • Составление синквейна , обратного данному  по смыслу.

  В рамках технологии критического мышления синквейн можно составлять на разных стадиях урока (вызов, осмысление, рефлексия). Мы хотим привести пример составления синквейна в 3 классе на уроке литературного чтения.

Тема урока: А.П. Платонов «Цветок на земле»

Цель урокаФормировать навыки выразительного чтения и умение давать характеристику герою, развивать умение раскрывать смысл произведения на основе осмысления средств художественной выразительности, использованных автором.

Стадия рефлексии посвящена написанию синквейна.

1. Обращаясь к ученикам учитель просит назвать главных героев произведения. Дети называют их : дед Тит, мальчик Афоня , цветок . Об одном из этих персонажей дети будут писать стихотворение- синквейн..

2.Идет повторение правил написания синквейна совместно с учителем..

3.Учитель вместе с учащимися на доске составляет синквейн «Книга», показывая приём подбора лексики.

1-я строка: книга.

2-я         строка: интересная, увлекательная, большая, толстая, умная, поучительная.

3-я строка:  рассказывает, повествует, учит, увлекает, смешит.

4-я        строка: Книга- лучший друг, книга – источник знаний, с книгой дружить, ладно жить.

5-я         строка: знания, интерес, друг

Затем записывается окончательный вариант:

Книга

Интересная, поучительная

Увлекает, рассказывает, учит.

Книга-источник знаний.

Знания

4.Учащиеся в группах пишут синквейн . Каждая группа выбирает того персонажа, который ей больше всего понравился.

5.Зачитывают варианты (примеры).

Дед Тит

Мудрый, добрый

Спит, объясняет, устает

Старики передают опыт молодым.

Мудрость

Дед Тит

Старый, умный

Лежит, рассказывает, любит

Старость нужно уважать.

Доброта

Афоня

Маленький, любознательный

Скучает, думает, расспрашивает

Любопытство не порок

Будущее

Афоня

Любопытный, добрый

Интересуется, скучает, любит

Добрый внук «белый свет пытает»

Цветок на земле

Цветок

Незаметный, плохонький

Растет, дышит, трудится

Из смерти работает жизнь

Труженик

6. Обсуждают, выбирают наиболее точный синквейн..

Синквейн — быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, поскольку он даёт возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что очень не просто. Интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе на тему: "Научно-познавательный и художественный тексты" (проектная деятельность: создание опорной таблицы по теме)

Урок обобщения и систематизации изученного материала в разделе "Люби живое"I.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.Сегодня у нас будет урок проектной деятельности. Для этого вы пере...

Создание творческой среды на уроках литературного чтения в начальной школе.

Творчество – это способность человека создавать нечто новое, оригинальное. Творчеству благоприятствует развитие наблюдательности, лёгкость комбинирования извлекаемой из памяти информации. Особенностью...

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Начало мышления – в проблемной ситуации ...

Урок литературного чтения в 1 классе "Звукопись как средство создания художественного образа в стихотворениях М.Бородицкой "Разговор с пчелой", А.Усачева "Шуршащая песня" и др." СРО Л.В.Занкова

Урок литератуного чтения в 1 классе по учебнику В.А.Лазаревой СРО Л.В.Занкова "Звукопись как средство создания художественного образа в стихотворениях М.Бородицкой "Разговор с пчелой", А.Усачева ...

Дидактический синквейн на уроках литературного чтения

У обучающихся с РАС наблюдается недостаточность простраственного гнозиса, фокусирование на деталях, неумение выстраивать логические цепочки и устанавливать связи слов в предложении и тексте. Несмотря ...

конспект урока литературного чтения в 3 классе с использованием дидактического синквейна

конспект урока литературного чтения Зощенко "Великие путешественники"....