Обучение динамическому чтению
статья по чтению

Если ребёнок в начальных классах хорошо владеет техникой чтения, устной и письменной речью, если полюбит уроки чтения, подружится с книгой, то он будет хорошо усваивать программный материал на всех этапах обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_dinamicheskomu_chteniyu.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

              Обучение динамическому чтению

                                                                            Ефремова И.Р., учитель  

                                                                            начальных классов      

   Для меня всё обучение в начальных классах строится через уроки чтения. Если ребёнок в начальных классах хорошо владеет техникой чтения, устной и письменной речью, если полюбит уроки чтения, подружится с книгой, то он будет хорошо усваивать программный материал на всех этапах обучения. Нельзя быть счастливым, не умея читать. Сколько детей не  в силах освоить программу в старших классах из-за неумения читать быстро. Нужно научить учащихся начальной школы быстро читать. Для  того чтобы  усилить технику и сознательность чтения я на уроках пользуюсь нетрадиционным методом обучения чтению - методом динамического чтения.

Динамическое чтение -  это чтение глазами. Ученик читает, минуя речедвигательный и слуховой аппарат, слова воспринимаются как картинки.

При динамическом чтении ученик видит всю графическую информацию, он читает текст в целом, воспринимает всю информацию.

     Начав работать методом динамического чтения, прежде всего я выявила факторы, мешающие быстрому чтению.

  1. Регрессия - возвратные движения глаз.
  2. Малое поле зрения.
  3. Неумение найти главное в тексте.
  4. Недостаточное использование смысловой догадки.
  5. Артикуляция.

Динамическое чтение - это чтение глазами. Поэтому начала работу над скорочтениями с развитие зрительной памяти, внимания, этому способствует так называемое « фотографирования» различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся должны запомнить всё, что изображено на картинке -  « сфотографировать». Одну секунду можно отмерить, произнося число двадцать один про себя. Например, я показываю иллюстрацию к сказке. Дети должны за одну секунду запомнить всё, что на ней изображено и сказать, как называется сказка. Перед демонстрацией предупреждаю учащиеся, что гни должны смотреть очень внимательно. Затем после команды « Приготовиться! Внимание!» даю команду « Фотографируем!»

      Начав работу в 1 классе, по мере того, как дети будут знакомиться с буквами, и учиться читать, предлагаю следующие задание.

  1. Найди  лишнею букву (фотографируем):

                                 а, о, м, у, и.

2. Найти лишний слог:

                              по, ро,  но, лы, ко. со.

  1. Найти лишнее слово:

река                                              слон                                    мама

речка                                              лев                                     моль

ручей                                             мак                                    мела

ручка                                             тигр                                    мила

ручеёк

    4.Разделили слова на две группы:

 

    корова                                 заяц                                  ленивый

    соловей                              горох                                 смелый

    коза                                     ёжик                                 честный

    ворона                                медведь                             жадный

    овца                                    капуста                              добрый

    сорока                                 волк                                  трусливый

                                               огурец

5. Из какой сказки слова?

« Я – мышка – норушка…»

« Бежит молочко по вымечку…»

« Кабы я была царица…»

« Смилуйся государыня – рыбка»

 

1  

16

 3

 6

20

 8

19

11

10

13

 4

 9

15

18

 2

14

 5

12

 7

17

Постепенно задание усложняю. Для развития поля зрения примерно таблицы Шульте. Работа выполняется за 10 с, но при тренировке многие учащиеся считывают их за 5-6 секунд. Таблицы изготовляем на уроках труда, иногда помогают родители.      

 5

 3

 7

 9

 6

 4

 2                                      

 1

 8

10

15

 6

16

 9

14

 1

 8

20

24

 2

18

22

10

21

12

17

11

23

 5

25

 7

 4

13

19

 3

                       

   1 кл.                                       2 кл.                                              3 кл.

      По  такому же принципу изготовляются карточки с алфавитом. Ученики считают про себя, указывал карандашом цифры (или буквы).

      В работе с таблицами используют памятку:

                                              Памятка

  1. Как можно быстрее назови все числа (или буквы) по порядку, указывая их карандашом.
  2. Старайся запомнить расположение сразу двух - трёх следующих друг за другом чисел.
  3. Помни: глаза смотрят в центр таблицы, видят всю её целиком.

                                                                                                                                               

     Наряду с таблицей Шульте использую и таблицы автора Т. Г. Швалько.

Цель - обучения вертикальному движению глаз.

  13

  33

   9

   4

  26

   3

  22

  19

   2

  30

  28

  31

  12

  24

   6

   7

  10

  21

  27

  14

  35

  18

   1

  16

   8

  23

   5

  29

  32

  11

  15

  34

  17

  25

  20

                                                                                                                                                      Работая над текстом на уроках чтения, я использую следующие упражнение: « чтение - спринт», « чтение - разведка», чтение со счётом слов, строк. Эти упражнения ввожу уже в конце 1 класса.

    Чтение спринт заключается в том, что учащиеся на максимальной скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения текста отвечают на сформулированные учителем перед чтением  вопросы к тексту. Во время чтения поторапливаю детей. Обычно провожу это упражнение перед чтением вслух каждого текста.

   Перед чтением готовлю класс психологически, даю команды: « Приготовится! Внимания! Начали!». При обучению «чтения - спринт» пользуюсь следующей памяткой:

 

                                        Памятка

  1. Плотно сожми губы и зубы.
  2. Читай только глазами.
  3. Читай как можно быстрей.
  4. Отвечай на вопросы к тексту.

                                       

Чтение со счётом слов заключается в том, что учащиеся на максимальной скорости, считал про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончание подсчёта числа слов назвать это число и ответить на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту.

   Цель этого упражнения – загрузить уши учащихся посторонней работой – счётом слов. В этом случае школьники лишены возможности произносить текст глазами. К этому упражнению я разработала следующую памятку:

                                   

                                        Памятка

  1. Плотно сожми губы и зубы.
  2. Читай только глазами.
  3. Читай как можно быстрей, считал  про себя слова текста.
  4. Отвечай на вопросы к тексту.

Первый вопрос к учащимся – о числе слов в тексте. Ответ считало отличным, если расхождение между названным числом и действительным не превышает 2 %, хорошим- 5%, удовлетворительным до 10% при условии, что дети ответили на вопросы по содержанию текста.

   Упражнение можно усложнить, считал пары слов, тройки слов, строки, а на уроках русского языка предложить задания: прочитать текст упражнения со счётом слов на определённое правило (на безударную гласную, словарных слов).

    К четвёртому классу навык чтения учащихся возрастёт до 100-140 слов в минуту и счёт отдельных слов, троек слов замедляет скорость чтения. Тогда ввожу упражнение с механическим подсчётом слов. Счёт ведём 10, 20. Досчитав до 10, начинаем считать заново. Считать нужно (про себя) чётко, ясно, без пауз, непрерывно: одиндватричетырепять….. Главное в упражнении - максимально возможное качество усвоении содержание читаемого при условии непрерывной работы мышц гортани, отвечающих за проговаривание  (про себя) чисел

   В условиях обучение детей вертикальному чтению использую упражнение  « чтение разведка». Оно заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким образом, дети учатся не только вертикальному чтению, но и находят главное. Также используя памятку:

                                       Памятка

 

  1. Плотно сожми губы и зубы.
  2. Поставь пальцы на начало и конец строки.
  3. Просматривая текст вертикальным движением глаз, найди ответ на вопросы.

     Это упражнению использую на уроках русского языка, например « разведчики» находят в тексте словарные слова или слова, на какое – то правило. На уроках математике – отыскать среди примеров с ответом 150. Все эти упражнение проводятся привлечением незнакомого текста, затем текст прочитывается вслух и идёт обычная работа над выразительным чтением, пересказам, делением на части, озаглавливание и т.п.

     Выполнение каждого из этих упражнений занимает на уроке 5-7 минут. Ценность этих упражнений в том, что после первого самостоятельного знакомства с текстом читают его вслух выразительно, уверенно пользуются смысловой догадкой. Методика работы такая же, как и при « чтении – спринт», только читаем до указанного слова или выражения.  

    Чтение с речевыми помехами (напевал), чтение с простукиванием ритма, чтение со звуковыми помехами (при звучании музыки) тренирует внимание учащихся на уроках.

    Одновременно с работой по динамическому чтению развиваю на уроках память, воображения учащихся, используя следующие упражнения:

  1. Пересказ  ранее прочитанных текстов без предупреждения. Это упражнение хорошо развивает долговременную память учащихся.
  2. Игра « Синонимы» (Антонимы) хорошо развивает как память, так и воображение.
  3. Игра «Я поэт»

Предлагается  сочинять стихотворение по рифме:

…. не обижаю                            ….густом

….приглашаю                            ….кустом

…. угощаю                                ….хвостом

….играю                                     ….потом

  1. Каждый день заучивать по четверостишию.

    Совершенствование техники чтение про себя – лучший фундамент совершенствования техники чтение вслух. Помогает в этом методика авторов И. Т. Федоренко и В. Н. Зайцева. На каждом уроке использую такие приёмы и методы:

  1. Чтение за диктором.
  2. Чтение в парах, групповое чтение.
  3. Чтение с отрывом взгляда от текста.
  4. Чтение с убыстрением темпа.
  5. Чтение  с переходом на незнакомый текст.
  6. Жужжащие чтение.
  7. Чтение в темпе скороговорки.
  8. Зрительные и слуховые диктанты.

     Также упражнение дают хорошие результаты. Выпускники вычитывают норму, дети грамотно пишут сочинение и изложения.

     Быстрое чтение – мощный и современный инструмент познания окружающегося нас мира.

   

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение динамическому чтению

Нельзя быть счастливым, не умея читать....

мастер - класс по обучению динамическому чтению

показаны приёмы , обучающие динамическому чтению...

Мастер – класс по теме «Обучение динамическому чтению»

Представлена система учебных занятий по обучению динамическому чтению....

мастер – класс Тема: «Обучение элементам динамического чтения в начальной школе»

Перед нами, учителями начальных классов, стоит задача - научить детей читать в темпе разговорной речи (от 120 до 170 слов в минуту) к концу IV класса. Плохое чтение, заниженная, по отношению к оптимал...

Мастер – класс по теме: «Обучение элементам динамического чтения в начальной школе».

Мы живем в непростое время. Объем информации, доступный человеку, растет в геометрической прогрессии. Поскольку уменьшить поток информации мы не в силах, значит, необходимо увеличить скорость восприят...

"Обучение динамическому чтению"

Выступление на ШМО. Из опыта работы....

Мастер - класс «Обучение динамическому чтению»

Ведущей педагогической идеей работы над динамическим чтением является построение учебно–воспитательного процесса, посредством сотрудничества педагога и обучающегося субъекта. Основная мысль моей...