мастер – класс Тема: «Обучение элементам динамического чтения в начальной школе»
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Перед нами, учителями начальных классов, стоит задача - научить детей читать в темпе разговорной речи (от 120 до 170 слов в минуту) к концу IV класса. Плохое чтение, заниженная, по отношению к оптимальной скорости  влекут за собой почти все беды школьной системы, то есть скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость, поддержание интереса на уроках, усидчивость, удовольствие от чтения книг.

Многолетний опыт показывает, что дети продолжают хорошо учиться (на 4 и 5) в старших классах, если IV класс они закончили, имея навык чтения от 100 до 170 слов в минуту.

В данной работе приведен набор практических действий по развитию техники чтения, которые,  дают наиболее эффективные результаты в данном направлении. Эта работа проводится  с первых дней обучения учащихся в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районный  конкурс    учебно – методических разработок

 учителей  начальных классов

Серафимовичского муниципального района Волгоградской области

мастер – класс

Тема: «Обучение элементам динамического чтения

в начальной школе»

                                                                       

учитель начальных классов

Бережная Ирина Владимировна

МБОУ школа с углубленным изучением

отдельных предметов №1

г. Серафимовича

Волгоградской обл.

2015 учебный год

   

 

Пояснительная записка

Тема моей работы  на сегодняшний день очень актуальна. Мы живём в очень не простое время. На сегодняшний день всё чаще сталкиваемся с тем, что наши дети не читают никаких книг, кроме учебников. Это вызывает серьёзную тревогу.

         Цель современного образования – обучение и всестороннее развитие  личности, способной к творчеству.

Перед нами, учителями начальных классов, стоит задача - научить детей читать в темпе разговорной речи (от 120 до 170 слов в минуту) к концу IV класса. Плохое чтение, заниженная, по отношению к оптимальной скорости  влекут за собой почти все беды школьной системы, то есть скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость, поддержание интереса на уроках, усидчивость, удовольствие от чтения книг.

Многолетний опыт показывает, что дети продолжают хорошо учиться (на 4 и 5) в старших классах, если IV класс они закончили, имея навык чтения от 100 до 170 слов в минуту.

В данной работе приведен набор практических действий по развитию техники чтения, которые,  дают наиболее эффективные результаты в данном направлении. Эта работа проводится  с первых дней обучения учащихся в школе.

Результат обучения:

  • В первую очередь выравнивается техника чтения — чтение становится правильным, плавным;
  • Переход от пословного чтения к целостному ассоциативному восприятию слова, предложения, текста;
  • Увеличивается скорость чтения;
  • Развивается артикуляция;
  • Улучшается память, внимание;
  • Совершенствуется мышление, воображение;
  • Ребенок получает устойчивый навык чтения и приобретает уверенность в своих силах.
  • Повышение самооценки.
  • Выявление и развитие способностей

Скорочтение можно определить как навык, необходимый для желающих повысить свой интеллектуальный потенциал и расширить возможности памяти. Оно способствует формированию навыков эффективного взаимодействия с потоком информации любого объёма.

Конечно же, чтобы обеспечить успешное обучение учащихся в среднем и старшем звене, мы учителя начальных классов должны работать над скоростью чтения, доводить ее по возможности до динамического чтения.

   Тема   «Чтение как одно из средств управления инновационным потенциалом субъектов образовательного процесса в системе перехода школы на обучение по ФГОС».

   

     Ведущей педагогической идеей работы над динамическим чтением   является построение учебно–воспитательного процесса, посредством сотрудничества педагога и обучающегося субъекта. Основная мысль моей работы  предусматривает вариативность  форм осмысленного, вдумчивого чтения, которое способствует интеллектуальному развитию ребенка, его творческих способностей и интереса к чтению.

        Мне всегда хотелось найти ответы на вопросы, которые меня волнуют:

-   как учить без принуждения;

-   как развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность в их поиске  

    через самостоятельное чтение;

-   как сформировать  желание пополнять знания, умения и навыки.

        Тема мастер – класса «Обучение элементам динамического чтения

в начальной школе»

        Цель мастер – класса: Оптимальная эффективность обучения скорочтению для успешной самореализации в выборе видов деятельности, расширения объема знаний, умений и навыков через динамическое чтение.

        Для реализации данной цели занятия мастер – класса мы будем решать следующие задачи:

        Дидактические: увеличение скорости чтения для получения информации и, в конечном счете, для самостоятельного приобретения знаний, посредством динамического чтения.

        Развивающие:  развитие памяти , речи, мышления, воображения, фантазии, творческих возможностей и умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии.

         Воспитательные: формирование самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма и определенных нравственных, эстетических и  мировоззренческих позиций.

         Социализирующие:  приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация  к условиям среды, обучение общению.

Алгоритм технологии мастер – класса

  1. Презентация учителем – мастером
  2. Представление системы учебных занятий
  3. Проведение имитационной игры:

-  учебное занятие со слушателями

-  демонстрация эффективных приемов работы с обучающимися

     4.   Моделирование:

          -  выполнение самостоятельной работы по конструированию

             собственной модели в режиме технологии учителя – мастера.

          -  обсуждение и консультирование по итогам работы слушателей.

      5.    Рефлексия:

          -   дискуссия по результатам совместной деятельности учителя -      

             мастера и слушателей.

Содержание занятия

1.Презентация педагогического опыта мастера

  Сегодняшнее  занятие мастер – класса я проведу в форме необычного тренировочного урока. Я буду выступать в роле учителя, а вы будете одновременно играть две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов.

         

Чтение широким диапазоном скоростей и высоким уровнем понимания часто называют динамическим (быстрым, скорочтением).

По словарю «динамический — это богатый движением, действием, внутренней силой». Название методики овладения техникой быстрого чтения действительно оправдывает себя, так как она предполагает то самое «богатое движение» — движение глаз, мысли читателя, его внутреннюю силу – целеустремленность, способность сосредоточиться, умение использовать собственные возможности.

Быстрое чтение – это сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного и выполняемое нетрадиционными методами. Быстрое чтение обеспечивает более высокое качество усвоения прочитанного по сравнению с медленным чтением.

Быстрое чтение – «активный созидательный понятийный прогресс, в ходе которого читатель анализирует факты, суждения, проводит синтез отдельных понятий, в результате чего закладывается фундамент нового знания»

Как известно, начальная школа еще недавно была ориентирована на чтение преимущественно вслух. Считалось, что в средних и старших классах школы техника чтения совершенствуется сама, а навык чтения автоматически переходит в навык продуктивного чтения про себя. Однако это далеко не так.

Многолетние исследования школы динамического чтения показали, что 94% взрослых при чтении пользуются в основном навыками, приобретенными в начальной школе. Темп чтения молча (180-200 слов в минуту) лишь ненамного превышает скорость говорения.

В связи с этим я обратила внимание на проблемы динамического чтения, и у меня появилось желание внести коррективы в процесс овладения навыками чтения – скорочтения — на начальном этапе обучения.

В основе динамического чтения лежит широкий диапазон темпа считывания – от очень медленного до очень быстрого – и, соответственно, более высокий уровень запоминания, понимания и усвоения. Читающий динамично может, исходя из целей чтения, а также своих возрастных возможностей и индивидуальных способностей, выбирать оптимальную стратегию и тактику чтения в пределах трех режимов – учебно-аналитического, комфортного и ускоренного чтения. Темп чтения, уровень и характер переработки информации могут произвольно или автоматически меняться. Снижается утомляемость, возрастает уровень внимания и работоспособности. А все это ведет к повышению эффективности чтения.

Правила быстрого чтения:

Первое – читать без регрессий.

Второе – читать по интегральному алгоритму чтения.

Третье – всегда выделять доминанту – основное смысловое значение текста.

Четвертое – читать без артикуляции.

Пятое – читать вертикальным движением глаз.

Шестое – постоянно развивать свое внимание и память.

Седьмое – выполнять ежедневно обязательную норму: читать две газеты, один журнал и 50 – 100 страниц любой книги.

Рассмотрим некоторые методические приемы и средства обучения динамическому чтению.

Для блокирования речемоторного и речеслухового осмысления текста, дублирующих его зрительное восприятие, используются:

во-первых, методические приемы механического торможения артикуляции: сжимание губ, сжимание зубами какого – либо предмета, широкое открывание рта во время чтения при возможно более пассивном положении языка и голосовых связок.

Во-вторых, это методика речевых помех. Чтение проводится при одновременном непрерывном проговаривании вслух без пауз хорошо заученных рядов слов, цифр, стихотворений или слогов.

В-третьих, используется методика неречевых ритмических помех – например, чтение текста про себя при одновременном выстукивании заученного ритма рукой, обязательно с включением движений плеча.

В-четвертых, используется также методика звуковых помех: чтение при звучании музыки или применение других акустических раздражителей.

Наконец, применяется методика принудительного режима чтения: чтение с заданной скоростью, значительно превышающей привычную скорость чтения и скорость речемоторного и речеслухового переосмысления зрительно воспринимаемого текста. На прочтение одной страницы обычно разрешается тратить не более 15 секунд.

Для расширения центрального поля зрения и выработки навыков использования периферического зрения рекомендуются упражнения с использованием таблиц Шульте и числовых пирамидок.

Таблицы Шульте – это квадраты размером 20х20 см, разделенные на 25 частей, в каждую из которых вписаны числа от 1 до 25 в произвольном порядке. Упражнение состоит в том, чтобы показать карандашом или отметить про себя расположение в таблице чисел по порядку натурального ряда, не перемещая взгляда за пределы центральной клетки таблицы. Среднее время выполнения задания обычно более одной минуты. Задача состоит в том, чтобы добиться считывания каждой из 10 таблиц комплекта за время, не превышающее 25 секунд. Упражнение с таблицами Шульте обеспечивает выработку не только навыков использования периферического поля зрения, но и навыков опережающего логического поиска и системного восприятия.

Числовая пирамида состоит из двух равномерно расходящихся сверху вниз рядов случайных двузначных чисел и ряда последовательных чисел, расположенного посередине, каждое из них нумерует пару равноудаленных чисел расходящихся рядов. Упражнение заключается в том, чтобы, фиксируя взгляд на числах среднего ряда, распознавать те, которые расположены по краям. С помощью числовых пирамид можно определять результаты расширения границ поля зрения.

Для формирования установки на максимально быстрое восприятие и осмысление зрительной информации применяются методики сигнализации отрезков времени, используются технические средства измерения.

Основными составляющими контроля и самоконтроля являются определение скорости чтения, процента усвоения прочитанного и угла зрения. Сопоставление первоначальных показателей с последующими, полученными после тренировок, дают наглядные свидетельства успешности обучения.

2.Представление системы уроков

Трудоемкость опыта состоит в том, что, несмотря на его алгоритмизацию, деятельность учителя должна быть творческой с каждым новым уроком.

Перспективу в своей работе я вижу в поиске новых приемов обучения скорочтению и применении их в своей работе.

В зависимости от характера и объема учебного материала на уроке я выбираю наиболее оптимальные приемы.

На сегодняшнем занятии будут использованы приемы:

Фотографирование;

Работа по таблицам Шульте;

«Чтение – спринт»;

«Чтение – разведка».

3.Имитационная игра

Рассмотрим подробнее упражнения по динамическому чтению в их адаптированном варианте, рассчитанном на младших школьников.

Прием №1. Фотографирование.

Начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти и внимания. Этому способствует так называемое упражнение «фотографирование». Фотографирование – это восприятие за ограниченное время (1 секунду) различного рода картинок, предметов, речевого и счетного материалов. Секунду можно отмерить, произнеся про себя число «Двадцать один». Например, учитель показывает иллюстрацию к сказке. Дети должны за одну секунду успеть рассмотреть, что на ней изображено, и сказать, как называется сказка. Перед демонстрацией необходимо предупредить учащихся, что они должны смотреть очень внимательно. Затем после команд «Приготовиться!» и «Внимание!» дается команда «Фотографируем».

Динамика нарастания сложности в упражнении следующая:

Найди лишнюю букву.

а, о, в, у, и

2. Найди лишний слог.

бо, но, ро, мы, со, ко

Найди лишнее слово.

а) река б)слон

речка лев

ручей мак

ручка тигр

ручеек ягуар

Раздели слова на две группы.

а) корова б) заяц в) ленивый

соловей горох смелый

коза ежик честный

ворона медведь жадный

овца капуста добрый

сорока огурец трусливый

Фотографирование отрывков из ранее прочитанных текстов. Например, из какой это сказки:

«Я, мышка – норушка…»?

«Бежит молочко по вымечку…»?

Прием №2. Работа по таблицам Шульте.

Таблицы Шульте, как уже отмечалось, хорошо развивают поле зрения. Изготовить их могут сами дети на уроках труда, а в 1 классе с помощью родителей. У каждого учащегося имеется для работы индивидуальная карточка. В 1 классе использовать два комплекта – с числами от 1 до 10 и от 1 до 20.

8

7

3

9

1

8

10

6

4

2

Во втором и третьем классах используется комплект с числами от 1 до 25 и его варианты.

15

6

16

9

14

1

8

20

24

2

18

22

10

21

12

17

11

23

5

25

7

4

13

19

3

Центр таблицы окрашивается в зеленый цвет. На этом зеленом пятне и концентрируется внимание учащихся.

По такому же принципу изготавливаются и карточки с «рассыпанным» алфавитом.

Упражнение выполняется детьми стоя или сидя. Учащиеся ведут счет про себя, указывая ручкой на цифры или буквы. В работе с таблицами используется памятка.

Памятка

Как можно быстрее назови все числа (или буквы) по порядку, указывая их карандашом.

2. Старайся запомнить расположение сразу двух – трех следующих друг за другом чисел.

Помни: глаза смотрят в центр таблицы, видя всю ее целиком.

Прием №3. «Чтение – спринт»

«Чтение – спринт» заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения текста отвечают на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Во время чтения учитель поторапливает детей: «Быстрей, быстрей, еще быстрей». При этом он добавляет: «Читать нужно все». Рекомендуется проводить это упражнение перед чтением вслух каждого текста в учебнике.

Перед чтением рекомендуется подготовить класс психологически, дать команды: «Приготовиться!», «Внимание!», «Марш!». При обучении «Чтению – спринт» используется памятка:

Памятка

Плотно сожми губы и зубы.

Читай только глазами.

Читай как можно быстрей.

Ответь на вопросы к тексту.

Прием №4. «Чтение – разведка»

В целях обучения детей вертикальному чтению используется упражнение «Чтение – разведка». Оно заключается в том, что учащиеся на максимальной скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким образом, дети учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить в нем главное. Используется памятка:

Памятка        

Плотно сожми губы и зубы.

Поставь пальцы на начало и конец строки.

Просматривая текст вертикальным движением глаз, найди ответы на вопросы.

Это упражнение можно использовать на уроках русского языка. Например, разведчики находят в тексте словарные слова или слова на какое – либо правило. На уроках математики можно предложить отыскать среди примеров пример с определенным ответом.

Все описанные выше упражнения проводятся на незнакомом тексте, после чего он перечитывается вслух и над ним проводится работа по обычной, традиционной методике: выборочное чтение, пересказ, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, составление характеристики героя и т. п. Таким образом выполнение упражнений по динамическому чтению занимает 5-7 минут урока. Ценность этих упражнений состоит в том, что дети после первого самостоятельного знакомства с текстом читают его вслух выразительно, уверенно пользуются антиципацией (смысловой догадкой).

Наряду с указанными основными упражнениями в технологии динамического чтения используются такие упражнения, как:

1) Упражнение «Финиш». Методика работы с ним такая же, как и при чтении способом «Спринт», только дети читают до указанного педагогом слова или выражения.

2) Чтение с речевыми помехами, которые создаются самим читающим: текст читается про себя, одновременно при этом напевается знакомая песенка или декламируется наизусть стихотворение.

3) Чтение с простукиванием ритма. Простукивая карандашом по столу заранее выученный ритм, школьники должны читать глазами незнакомый текст, а после чтения ответить на вопросы по содержанию.

4) Чтение со звуковыми помехами, например: при звучании музыки.

4. Моделирование

Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам 4 приема обучения скорочтению. Предлагаю вам разработать собственную модель урока, в котором бы использовались предложенные мной приемы. У Вас есть 3 минуты.

(Группа находится на этапе моделирования фрагмента своего урока.)

(Слушатели демонстрируют фрагменты своих уроков.)

5. Рефлексия

Прежде чем подвести итог нашей встречи, предлагаю вам самим  проверить свою технику чтения.

Учитель – мастер предлагает  небольшие  тексты участникам

 мастер – класса

           Как вы думаете, для чего необходимо изучать динамическое чтение?

            Продолжите фразы:

  • Динамическое чтение развивает ……
  • С помощью скорочтения пополняется  ……..

          Сегодня на занятии  вы увидели не все методы и приемы по обучению скорочтению. Эту творческую мастерскую вы можете пополнить своими видами работы.

            Все эти предложения и пожелания, как вы поняли, направлены только на то, чтобы вы самостоятельно продолжили практику, основы которой вы получили на сегодняшнем занятии.

             Результаты превзойдут все ваши  ожидания. Вы будете:

  • Получать больше информации из прочитанных книг, журналов и газет.
  • Лучше запоминать прочитанное.
  • С одного взгляда на страницу понимать основные идеи текста.
  • За один вечер прочитывать легкий роман.
  • Увеличить словарный запас.
  • Усилить способность к концентрации.
  • Быстро и эффективно справляться с валом поступающей информации.
  • Удвоить или даже утроить скорость чтения.

           

Список использованной литературы

1.Быстрова Н.Л., (Из опыта работы), Белгород, 1995

2.Кларк Л., Изучаем скорочтение.–World Wide Printing, Duncanville USA, 1997

3.Савинова С.В., Гугучкина Е.Е., Нестандартные уроки в начальной школе. Издательство «Учитель», 2003

4.Лазарева В.А., Литературное чтение в современной школе: дополнительные материалы к курсу лекций. – М. Педагогический Университет «Первое сентября», 2005

5.Лазарева В.А., Дополнительные материалы к лекции 4. Анализ лирических произведений.– М. Педагогический Университет «Первое сентября».

6.Уроки скорочтения: Эффективная методика. – М.: Мой Мир ГмбХ, 2006.

                                            Заявка

на участие  в районном конкурсе учебно – методических разработок

 учителей  начальных классов

  1. Фамилия, имя, отчество автора

Бережная Ирина Владимировна

  1. Название конкурсной работы

Мастер - класс

  1. Образовательное учреждение (по Уставу)

МБОУ школа с углубленным изучением

отдельных предметов №1

г. Серафимовича

Волгоградской обл.

  1. Педагогический стаж, квалификационная категория.

26 лет

  1. Контактный телефон, электронная почта

8961-673-05-46

Irina7024@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология обучения и осмысленному чтению в начальной школе

Технология обучения и осмысленному чтению в ...

Преодоление трудностей обучения письму и чтению в начальной школе

Для того, чтобы разобраться в причинах трудностей  необходимо понять, как помочь ученику, а для этого нужно знать, что представляет собой процесс письма...

План -конспект родительского собрания "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе"

ПЛАН - КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ«ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ И ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ».   Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение з...

Родительское собрание на тему : "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе".

К сожалению и педагоги, и родители чаще считают причиной трудностей письма и чтения – «неспособность», «плохую подготовленность» или нежелание ребёнка научиться хорошо читать и писать. Безусловн...

План – конспект родительского собрания по теме « Трудности обучения письму и чтению в начальной школе».

Дата проведения собрания – начало учебного года.Цели и задачи:- ознакомить  родителей учащихся с возможными трудностями при обучении письму и чтению,-  дать характеристику основным трудностя...

Мастер – класс по теме: «Обучение элементам динамического чтения в начальной школе».

Мы живем в непростое время. Объем информации, доступный человеку, растет в геометрической прогрессии. Поскольку уменьшить поток информации мы не в силах, значит, необходимо увеличить скорость восприят...

Мастер - класс для учителей начальных классов «Обучение элементам динамического чтения в начальной школе».

Интерес к чтению возникает в том случае, когда ученик свободно владеет осознанным чтением, и у него развиты учебно - познавательные мотивы чтения.         ...