Литературное чтение в 4 классе
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Блинова Галина Петровна

                              Литературное чтение в 4 классе

                    МБОУ Гимназия № 5, Блинова Галина Петровна

 

Тема: Александр Сергеевич Пушкин –великий русский поэт.

Стихотворение «Няне».

Форма урока: комбинированный урок.

Цели урока:

  1. обучающая: познакомить учащихся с биографией поэта; начать знакомство с творчеством А.С.Пушкина; проанализировать стихотворение «Няне»;
  2. развивающая: развивать речь, логическое мышление, кругозор.
  3. воспитательная: воспитывать интерес к классической литературе; любовь и сострадание к ближнему.

Оборудование: видеопроектор, ноутбук, экран; презентация

Этапы урока1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

 3. Сведения из биографии А.С.Пушкина.

 4. Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Няне»

5. Конкурс «Лучший чтец»

6. Викторина «Узнайте сказку по строчкам»

7. Домашнее задание.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Литературное чтение в 4 классе24.45 КБ

Предварительный просмотр:

                              Литературное чтение в 4 классе

                    МБОУ Гимназия № 5, Блинова Галина Петровна

Тема: Александр Сергеевич Пушкин –великий русский поэт.

Стихотворение «Няне».

Форма урока: комбинированный урок.

Цели урока:

  1. обучающая: познакомить учащихся с биографией поэта; начать знакомство с творчеством А.С.Пушкина; проанализировать стихотворение «Няне»;
  2. развивающая: развивать речь, логическое мышление, кругозор.
  3. воспитательная: воспитывать интерес к классической литературе; любовь и сострадание к ближнему.

Оборудование: видеопроектор, ноутбук, экран; презентация

Этапы урока1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

 3. Сведения из биографии А.С.Пушкина.

 4. Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Няне»

5. Конкурс «Лучший чтец»

6. Викторина «Узнайте сказку по строчкам»

7. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

  1. Проверка домашнего задания.

Учитель: Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с творчеством великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Цель нашего урока – познакомиться с биографией поэта и проанализировать его стихотворение «Няне».

(Запись темы урока в тетради).

(1 слайд)

Имя Александра Сергеевича Пушкина известно каждому в нашей стране с ранних лет. Родился поэт 6 июня 1799 года. Постарайтесь запомнить эту дату. Это Пушкинский день, который ежегодно отмечается в нашей стране. Отец поэта – Сергей Львович Пушкин происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода, а мать – Надежда Осиповна была внучкой любимца Петра1 – арапа Ганнибала.

Ребята, вы должны были дома прочитать статью об Александре Сергеевиче Пушкине.

Беседа по вопросам:

  1. В какой среде воспитывался поэт?
  2. Чем особый уклад семьи Пушкиных повлиял на раннее развитие Пушкина-читателя, Пушкина-поэта?
  3. Когда Пушкин увлекается поэзией?

3. Сведения из биографии А. С. Пушкина.

(3, 4, 7 слайд)

Слово учителя.

С 1811 года Пушкин начал учиться в Царскосельском лицее. Там он обрел многих друзей. В лицее Пушкин начал писать стихи и первое его стихотворение «К другу стихотворцу» было опубликовано в 1814 году. В 1820 году он закончил поэму «Руслан и Людмила» - первое крупное произведение. За свои вольные стихи Пушкин был отправлен в южную, затем в северную ссылки. В 1830 году Пушкин посватался к Наталье Гончаровой. Перед женитьбой он уехал в имение в Болдино, где вынужден был задержаться из-за карантина. Этот период в творчестве Пушкина называют «Болдинской осенью», в течение которой он написал большое количество литературных произведений самых разных жанров. 15 мая 1831 года Пушкин женился на Наталье Гончаровой и переехал в Петербург. 9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля. Так окончил свой земной путь великий русский поэт. Но только земной, потому что душа, выраженная в его стихах, бессмертна.

- Кто ввел Пушкина в мир народной поэзии?( 5 слайд)

Дети: - Няня, Арина Родионовна, сумела стать для великого русского поэта духовно-близким человеком.

Арина Родионовна Яковлева – няня А.С.Пушкина.

Учитель: - Александр Сергеевич Пушкин рос под присмотром своей няни Арины Родионовны Яковлевой, простой крестьянки. Она знала много народных песен и сказок, и маленький Саша часами слушал, как она пела или рассказывала ему сказки.

Учитель: - Прошли годы, Александр Сергеевич стал знаменитым поэтом. За свои смелые стихи А. С. был сослан в село Михайловское, где поэт жил в течение двух лет в большой дружбе со своей няней Ариной Родионовной.

Учитель: - Представим, что мы, пройдя по главной аллее Михайловского парка, подошли к господскому дому Пушкиных.

Учитель: - Рядом с ним слева стоит небольшой деревянный флигелёк, а вернее избушка из двух комнаток. Это домик няни.

Учитель: - Простые деревянные стены, прялка в углу, чисто и опрятно убранный стол, покрытый домотканой скатертью – всё здесь неприхотливо и просто, на всём лежит печать покоя и тихого домашнего тепла.

Учитель: - Легко представить в этой обстановке Арину Родионовну, сидящую за прялкой или со спицами в руках. А возле неё Пушкина. Кажется, что общего может быть между ними? Пушкин – первый поэт России, её гений, один из самых просвещённых людей своего времени. А няня – простая неграмотная женщина, ещё недавно бывшая крепостной семейства Ганнибалов. В год рождения Саши Арина Родионовна получила вольную, т. е. перестала быть крепостной и могла жить, где хотела. Но она не ушла из дома Пушкина, осталась в нём нянькой, и её заботами с детства были окружены будущий поэт и его брат с сестрой. Пушкин любил няню за доброту и ласку, за её умение сказывать сказки и петь песни. Знала она их великое множество, а рассказывала так живо и увлечённо, что, казалось, она сама их сочиняет. Действительно, у Арины Родионовны была богатая фантазия. Как каждая сказительница, она вносила в сказки свою выдумку, свои слова. С удовольствием и наслаждением слушал её Пушкин и рассказывал об этом в письмах своим друзьям, добавляя: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». Когда поэт писал потом свои сказки в стихах, он, конечно, вспоминал то, о чём слышал от няни.

Учитель: - Воспоминания поэта о няне:

Мастерица ведь была

И откуда что брала!

А куды разумны шутки,

Приговорки, прибаутки.

Небылицы, былины

Православной старины…

И вот, спустя полтора месяца по возвращении из ссылки, в 1826 году Пушкин пишет стихотворение «Няне».

(9 слайд)

4. Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Няне»

1.Прослушивание романса «Няне» в исполнении Д. Хворостовского.

2.Выразительное чтение учеником.

Учитель: - Понравилось ли стихотворение? Чем? Всё ли понятно?

3. Словарная работа

(10 слайд)

Светлица – в старину: светлая парадная комната в доме.

Горюешь, будто на часах – т. е. когда у человека плохое настроение, то кажется, что время тянется долго.

Вороты – устар. ворота.

Всечасно – постоянно.

(Значения данных слов записываются в тетради).

Учитель: - Ребята, к какому роду литературы относится произведение А.С.Пушкина «Няне»?

Дети: - К жанру лирика, потому что выражены чувства автора.

Учитель: - А вот какому жанру лирики оно принадлежит, вы узнаете сегодня на уроке.

4. Беседа по вопросам, данным в учебнике:

Учитель: Каким чувством пронизано стихотворение? В каких словах выражено отношение к няне?

Дети: - С первых же строчек стихотворение волнует своей сердечностью. Любовь, нежность, забота выражаются автором щедро и открыто:

«Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!»

(11 слайд)

Учитель: Какими представляются автору стихотворения занятия, заботы и чувства няни?

Дети: Поэт словно бы видит няню внутренним взором, угадывая все её передвижения:

«Давно, давно ты ждёшь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках».

Учитель: - Он уверен, что она помнит его, думает о нём?

Дети: - Няня ждёт поэта:

«Глядишь в забытые вороты

На чёрный отдалённый путь».

А в душе беспокойство о нём:

«Тоска, предчувствие заботы

Теснят твою всечасно грудь…»

Учитель: Можно ли прийти к выводу, что герой остался самым близким человеком для няни? Как он называет её и почему именно так?

Дети: - Мы чувствуем огромную привязанность поэта к няне и её беззаветную любовь к нему. Он называет её «подруга», «голубка». А няня «ждёт», «горюет», «глядит в забытые вороты».

Учитель: - Поэтом создан поразительно верный образ женской любящей души. В чувствах няни так много того, что близко каждой женщине – матери: самоотверженная забота о своих детях и бесконечная любовь к ним, тоска в разлуке с ними, постоянные ожидания, встречи и горе одиночества. Ребята, раз поэт выражает свою любовь к няне, то значит какая это лирика?

Дети: - Любовная лирика.

4. Средства художественной выразительности.

Учитель: - С помощью каких средств художественной выразительности рисуется эта любовь и привязанность поэта к няне?

Дети:

Метафорический эпитет: «дней суровых» показывает, как поэту было трудно в ссылке, но его поддерживала няня (учитель подсказывает правильное название средства художественной выразительности)

Эпитет в форме инверсии: «голубка дряхлая моя» говорит о нежном, любящем отношении поэта к няне.

Эпитет: «одна в глуши лесов сосновых» подчёркивает одиночество няни.

Повторы: «давно, давно ты ждёшь меня» говорят о том, как долго ждёт няня поэта.

Сравнение: «горюешь, будто на часах».

Олицетворение: «медлят поминутно спицы».

Эпитеты: «глядишь в забытые вороты на чёрный отдалённый путь».

Метафоры: «тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь».

Повторы, сравнение, олицетворение, эпитеты, метафора, подчёркивают тоску няни, постоянное ожидание встречи и горе одиночества.

Учитель: - Какие краски вы бы взяли для рисунка к этому стихотворению?

Дети: - тёмные краски, т. к. «дни суровые», «в глуши лесов», «чёрный путь». Лишь окно «светлицы» как светлое пятно на картине.

Учитель: - На что похоже это стихотворение?

Дети: - На письмо.

Учитель: - Верно, жанровая разновидность этого стихотворения – послание,

т. е. стихотворение, адресованное кому-то. В данном случае – няне.

Учитель: - Ребята, каковы ваши впечатления от прочитанного стихотворения?

(Ответы детей)

Учитель: - Прочтите строки из стихотворения Е.Серовой о няне А.С.Пушкина:

Арина Родионовна-

Какое имя-отчество!..

Нам свято всё, что скрасило

Поэта одиночество.

Учитель: - Вы согласны с этими строками?

5. Конкурс «Лучший чтец».

Учитель: - Объявляется конкурс выразительного чтения «Лучший чтец» стихотворения «Зимнее утро».

(Выбирается жюри из 3 человек. У них карточки с оценками: «3, 4, 5»)

6. Викторина «Узнайте сказку по строчкам» (слайд 12)

Учитель:

1. Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче»).

2. Пошел старик к синему морю

(Неспокойно синее море)

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

(«Сказка о рыбаке и рыбке»).

4. «Я ль скажи мне всех милее,

Всех румяней и белее?»

Что зеркальце в ответ?

«Ты прекрасна, спору нет.

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее».

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).

Выставление оценок за урок.

7. Домашнее задание

Выучить наизусть пролог к поэме «Руслан и Людмила». (с. 89-90).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс».

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс»....

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...