Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса. УМК "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по чтению (4 класс)

Рабочая программа "Литературное чтение "составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_2020g_liter.chtenie.docx81.91 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бурлинская средняя общеобразовательная школа»

Бурлинского района Алтайского края

«Согласовано»

Зам.директора по УР

_________________

 

«Утверждаю»

Директор школы

_________  

Приказ  .

                                                                                                     

Рабочая программа

по литературному чтению

для    4-а  класса

на 2020 – 2021 учебный год

Предметная   область: «Русский язык и литературное чтение»

                                          Составитель:

Горбань Любовь Ивановна,

учитель начальных классов

                                                                                                                 

Бурла, 2020  г.

Пояснительная  записка

         Рабочая программа «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

 

  • Авторская программа по литературному чтению (Л.А. Ефросинина , М.И. Оморокова

Литературное чтение. Программа + CD 1-4 классы. М.: Издательский центр «Вентана-Граф»,2012.)

Рабочая программа ориентирована на УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.

 Пятибальная система оценивания, промежуточная аттестация по четвертям.

       

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

«Литературное чтение»

          Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:  

  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Личностные результаты освоения основной общеобразовательной программы НОО должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной  отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной общеобразовательной программы НОО должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения основной общеобразовательной программы НОО должны отражать:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития;

2) формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении и успешности обучения по всем учебным предметам;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».

 Место литературного чтения в учебном плане.

На литературное чтение в 4 классе отводится 3 ч в неделю, 105 ч в год.  В 2018/19 уч. г. -102ч, т. к. уроки попадают на праздничные дни ( 05.11, 02.05, 9.05). Программа выполнена за счёт уплотнения материала.

Содержание учебного предмета

Виды речевой и читательской деятельности

Восприятие литературного произведения. Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.

Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя.

Умение определять задачу чтения — что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения.

Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении — реальных и фантастических.

Чтение. Осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение молча. Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи). Использование сведений об авторе книги. Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе — не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы).

Работа с текстом. Установление смысловых связей между частями текста. Определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков; сопоставление поступков героев.

Понимание и различение значений слов в тексте; нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы; выделение в тексте эпитетов, сравнений.Составление простого плана к рассказу, сказке; подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану. Составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины).Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.

Круг чтения. Для чтения и обсуждения в классе. Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, потешки, поговорки, пословицы, былины, легенды, сказы. Мифы народов мира. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии.

Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания.

Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).

Для самостоятельного чтения. Художественная книга о жизни детей-сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве. Научно-познавательная книга: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях, по истории. Книги о путешествиях и приключениях.

Жанрово-тематическое разнообразие. Расширение знаний и умений в области жанровых особенностей сказки (народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научнохудожественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам.

Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов(«жили-были», «деньденьской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения(«день и ночь — сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа.

Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра земля», «богатырский конь» и т. д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).

Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.

Рассказы: художественные, научно-популярные. Особенности художественного рассказа: описание поступков героев, интересных случаев из их жизни, эмоционально-образное описание внешнего вида персонажей, возбуждающее воображение читателя. Отношение автора к своим героям.

Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма и средства выразительности.

Научно-художественные рассказы: рассказы о природе, описание образов природы в художественной форме, наличие в них познавательных, реальных знаний, их образного отражения.

Научно-популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, деловой язык, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение.

Очерк — повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.

Библиографические сведения о книге: элементы книги. Каталог. Каталожная катрочка. Периодика.

Литературоведческая пропедевтика.

Ориентировка в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество.

Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф,рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьесасказка, очерк, научно-популярное и научно-художественное произведения.

Тема, идея произведения; литературный герой, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция;

Изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное. 

Творческая деятельность школьников.

Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.

Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку.

Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх-драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.

Чтение: работа с информацией

Работа с информацией, полученной из выходных сведений, аннотации, содержания.

Сбор информации о произведении после чтения

Использование информации из готовых таблиц для характеристики героев. Работа с таблицами, схемами, моделями.

Использование поискового, ознакомительного, изучающего и просмотрового видов чтения для получения информации.

Нахождение информации, применение её для решения учебных задач.

Оценка полученной информации о книге и литературных героях.

Межпредметные связи:

-  с уроками русского языка: устные и письменные рассказы о героях литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй и т. д.);

 - с уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений, о взаимообогащении музыки и литературы;

-с уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал свое понимание прочитанного.

Тематическое планирование

           

№ п/п

   Программная тема

  Кол-во    

  часов

К/р

Итого

1

Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни

8

1

9

2

Басни. Русские баснописцы

5

5

3

Произведения В.А. Жуковского

5

1

6

4

Произведения А.С. Пушкина

3

3

5

Произведения М.Ю. Лермонтова

3

3

6

Произведения П.П. Ершова

3

3

7

Произведения В.М. Гаршина

4

4

8

Произведения русских писателей о детях.

5

5

9

Произведения зарубежных писателей

7

1

8

10

В мире книг.

2

2

11

Произведения Л.Н. Толстого

7

7

12

Стихи А.А. Блока

2

2

13

Стихи К.Д. Бальмонта

4

4

14

Произведения А.И. Куприна

5

1

6

15

Стихи И.А. Бунина

3

3

16

Произведения С.Я. Маршака

8

1

9

17

Стихи Н.А. Заболоцкого

3

3

18

Стихи Н.М. Рубцова

2

2

19

Произведения С.В. Михалкова

1

1

20

Юмористические произведения

2

2

21

Очерки

4

4

22

Путешествия, приключения, фантастика

9

9

23

Резерв

3

3

100

5

105

График контрольных и проверочных работ

Дата

Дата

 по факту

Тема

Кол-во часов

1 четверть

1.

25.09

25.09

Текущая комплексная контрольная работа

1

2.

Итоговая  комплексная контрольная работа за 1 четверть-урок 24

1

2 четверть

3

Текущая комплексная контрольная работа

1

4

Итоговая  комплексная контрольная работа

1

5

Тестовые задания

1

3 четверть

6

Текущая комплексная контрольная работа

1

7

Итоговая  комплексная контрольная работа

1

8

Тестовые задания

1

4 четверть

9

Текущая комплексная контрольная работа

1

10

Комплексная разноуровневая контрольная работа

1

 

 

Календарно – тематическое планирование

 

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

      Дата

План.

Факт.

Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни (9 ч)

1.

Произведения фольклора. Волшебная сказка. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк».

1

2

Произведения фольклора. Волшебная сказка. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк».

1

3

Былина "Волх Всеславович". Дополнительное чтение: Русская народная сказка «Марья Моревна».

1

4

Народные легенды.  "Легенда о граде Китеже", "Легенда о покорении Сибири Ермаком".

1

5

Народные легенды.  "Легенда о граде Китеже", "Легенда о покорении Сибири Ермаком".

1

6

Входная диагностическая работа

1

7

Народные песни. Героическая песня "Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения"

1

8

Обобщение по разделу. Книги с фольклорными произведениями. Дополнительное чтение. Песня-слава "Русская Земля". "Суворов приказывает армии переплыть море"

1

9

Обобщение по разделу. Книги с фольклорными произведениями. Дополнительное чтение. Песня-слава "Русская Земля". "Суворов приказывает армии переплыть море"

1

Басни - 6ч

10

И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"; И.И.Хемницер "Стрекоза"; Л.Н.Толстой "Стрекоза и муравьи".

1

11

И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"; И.И.Хемницер "Стрекоза"; Л.Н.Толстой "Стрекоза и муравьи".

Текущая контрольная работа

1

12

И.И.Хемницер "Друзья". А.Е.Измайлов "Кукушка". Дополнительное чтение: И.А.Крылов "Крестьянин в беде". 

 А Измайлов "Лестница"  

1

13

 И.А.Крылов «Мартышка и очки», «Квартет». Обобщение по разделу.

Дополнительное чтение. И. Крылов "Осёл и Соловей". С.В.Михалков «Слово о Крылове»

1

14

 И.А.Крылов «Мартышка и очки», «Квартет». Обобщение по разделу.

Дополнительное чтение. И. Крылов "Осёл и Соловей". С.В.Михалков «Слово о Крылове»

1

15

Проверка т\ч

И.А.Крылов «Мартышка и очки», «Квартет». Обобщение по разделу.

Дополнительное чтение. И. Крылов "Осёл и Соловей". С.В.Михалков «Слово о Крылове»

1

Произведения В.А. Жуковского (5 ч)

16

В.А.Жуковский «Песня», «Ночь».

Дополнительное чтение В.А. Жуковский. «Вечер», «Загадки»

1

17

В.А.Жуковский «Песня», «Ночь».

Дополнительное чтение В.А. Жуковский. «Вечер», «Загадки».

1

18

Волшебные сказки. В.А.Жуковский "Спящая царевна"

1

19

Волшебные сказки. В.А.Жуковский "Спящая царевна"

1

20

"Книги В. Жуковского" Обобщение по разделу. "Произведения Жуковского"Дополнительное чтение. В.А.Жуковский "Сказка о царе Берендее…"

1

Произведения А.С. Пушкина  (3ч)

21

  Повторение изученных произведений А.Пушкина.  А.С.Пушкин "Осень". Дополнительное чтение: Г.Н. Волков «Удивительный Александр Сергеевич»

1

22

А.С.Пушкин "И.И.  Пущину", "Зимняя дорога". И.И. Пущин "Записки о Пушкине" (отрывок).

1

23

А.С.Пушкин "И.И.  Пущину", "Зимняя дорога". И.И. Пущин "Записки о Пушкине" (отрывок).

1

2 четверть

                                            Произведения М.Ю. Лермонтова (3 ч)

24

Итоговая  комплексная контрольная работа за 1 четверть

Стихи М.Ю.Лермонтова "Москва, Москва! ", "Парус".

1

25

Стихи  о природе. М.Ю.Лермонтов "Горные вершины…", "Утес…" Дополнительное чтение М.Ю.Лермонтов "Казачья колыбельная песня".

1

26

Стихи  о природе. М.Ю.Лермонтов "Горные вершины…", "Утес…" Дополнительное чтение М.Ю.Лермонтов "Казачья колыбельная песня".

1

Произведения П.П. Ершова (3ч)

27

Литературные (авторские)  сказки. П.П.Ершов "Конек-Горбунок".

1

28

Литературные (авторские)  сказки. П.П.Ершов "Конек-Горбунок".

1

29

П.П.Ершов Стихотворение "Кто он?"

Обобщение по разделу "Проверьте себя"

1

Произведения В.М. Гаршина (4ч)

30

В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница".

1

31

В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница".

1

32

В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе", "Пленница"

1

33

В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе", "Пленница"

1

Произведения русских писателей о детях.  (5ч)

34

Произведения о детях.

Н.Г.Гарин-Михайловский "Старый колодезь» (глава из повести «Детство Темы»).

1

35

Произведения о детях.

Н.Г.Гарин-Михайловский "Старый колодезь» (глава из повести «Детство Темы»).

1

36

Дополнительное чтение К. Станюкович "Максимка"

1

37

Дополнительное чтение К. Станюкович "Максимка"

Текущая комплексная контрольная работа

1

38

Произведения русских писателей о детях. Дополнительное чтение Д.Мамин-Сибиряк "Вертел"

1

39

Произведения о детях. В. Гюго. "Козетта"

1

40

Произведения о детях. В. Гюго. "Козетта"

1

41

М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки).

1

42

М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки).

Тестовые задания

1

43

Сказка Х.К.Андерсена "Дикие лебеди».

Дополнительное чтение: сказка Х.К.Андерсена"Самое невероятное"

1

44

Сказка Х.К.Андерсена "Дикие лебеди».

Дополнительное чтение: сказка Х.К.Андерсена"Самое невероятное".

1

45

Сказка Х.К.Андерсена "Дикие лебеди».

Дополнительное чтение: сказка Х.К.Андерсена"Самое невероятное". Итоговая  комплексная контрольная работа

1

46

Стихотворение Х.К.Андерсена "Дети года".

Дополнительное чтение. Х.К.Андерсен "Девочка со спичками". К.Г.Паустовский "Великий сказочник".

1

  В мире книг (2 ч)

47

Книги Древней Руси. "Деятельность Ярослава. Похвала книгам".

1

48

Первая славянская азбука. Первая печатная книга на Руси.

1

Произведения Л.Н. Толстого (7 ч)

49

Художественные  рассказы.  Л.Н.Толстой "Акула".

Дополнительное чтение "Воспоминание Л. Толстого"

1

50

Художественные  рассказы.  Л.Н.Толстой "Акула".

Дополнительное чтение "Воспоминание Л. Толстого"

1

51

"Два брата" сказка

1

52

Басни Л. Толстого. Басня «Мужик и Водяной».

1

53

Научно-популярные рассказы. Рассказ «Черепаха».

1

54

Познавательные рассказы. «Русак».

1

55

Былина «Святогор-богатырь».

 Дополнительное чтение «Святогор». народная былина

1

Стихи А.А. Блока (2 ч)

56

Стихи для детей. А.А.Блок "Россия","Рождество".

1

57

Стихи для детей. А.А.Блок "Россия","Рождество".

1

Стихи К.Д. Бальмонта (4 ч)

58

  Стихи о Родине, о природе. К.Д.Бальмонт

«Россия» , «К зиме»

1

59

Стихи о природе. К.Д.Бальмонт "Снежинка", "Камыши".

1

60

Сказочные стихи. К.Д.Бальмонт "У чудищ", "Как я пишу стихи".

1

61

Дополнительное чтение: К.Д. Бальмонт «Русский язык», «Золотая рыбка».Техника чтения

1

                Произведения А.И. Куприна (6 ч)

62

А.И.Куприн «Скворцы».

1

63

А.И.Куприн. «Скворцы»

1

64

А.И.Куприн. «Скворцы»  Текущая контрольная работа

1

65

Сказки и легенды русских писателей .

Дополнительное чтение.А.Куприн "Четверо нищих"

1

66

Сказки и легенды русских писателей .

Дополнительное чтение.А.Куприн "Четверо нищих"

1

67

Сказки и легенды русских писателей .

Дополнительное чтение.А.Куприн "Четверо нищих" 

Тестовая работа

1

Стихи И.А. Бунина (3 ч)

68

И.А.Бунин "Гаснет вечер, даль синеет", "Детство".

Дополнительное чтение: "Шире, грудь, распахнись для принятия…"

69

И.А.Бунин "Листопад"(отрывок). Обобщение по разделу

70

И.А.Бунин "Листопад"(отрывок).

Произведения С.Я. Маршака (7ч)

71

С.Я.Маршак. "Словарь". Дополнительное чтение: «Загадки», «Зеленая застава».

1

72

С.Я.Маршак. "Словарь". Дополнительное чтение: «Загадки», «Зеленая застава».

1

73

Пьесы-сказки С. Маршака.

"Двенадцать месяцев" (избранные картины)

1

74

Пьесы-сказки С. Маршака.

"Двенадцать месяцев" (избранные картины)

1

75

Пьесы-сказки С. Маршака.

"Двенадцать месяцев" (избранные картины)

1

76

Пьесы-сказки С. Маршака.

"Двенадцать месяцев" (избранные картины)

1

77

Итоговая  комплексная контрольная работа 

С.Я.Маршак-переводчик. Р.Бернс "В горах мое сердце…"

( Перевод С.Я.Маршака).

1

Стихи Н.А. Заболоцкого (3 ч)

78

Н.А.Заболоцкий "Детство".

1

4 четверть

79

Н.А.Заболоцкий "Детство".

1

80

«Лебедь в зоопарке»

Дополнительное чтение Н.А.Заболоцкий «Весна в лесу».

1

Стихи Н.М. Рубцова 2ч

81

Стихи о родной природе. Н.М.Рубцов "Березы".

1

82

Стихи о родине. Н.М.Рубцов "Тихая моя родина" Дополнительное чтение: сказка-быль А.Т. Платонова «Любовь к Родине, или Путешествие воробья»

1

Произведения С.В. Михалкова (2 ч)

83

Произведения С.В.Михалкова "Школа", "Хижина дяди Тома"

 Басня С.В.Михалкова "Зеркало".

Дополнительное чтение «Как бы жили мы без книг?». "Любитель книг", «Чужая беда».

1

84

Произведения С.В.Михалкова "Школа", "Хижина дяди Тома"

 Басня С.В.Михалкова "Зеркало".

Дополнительное чтение «Как бы жили мы без книг?». "Любитель книг", «Чужая беда».

1

Юмористические произведения (2 ч)

85

Н.Н.Носов "Федина задача".

1

86

Юмористические стихи И.Л..Гамазкова «Страдания». Дополнительное чтение: В. Драгунский «Тайное становится явным», А.М. Горький «Пепе».

1

Очерки (4 ч)

87

И.С.Соколов -Микитов "Родина".

Дополнительное чтение: М.А. Шолохов "Любимая мать-отчизна". 

Текущая контрольная работа

1

88

И.С.Соколов -Микитов "Родина".

 

1

89

И.Куприн «Сказки Пушкина»

 Н.Шер "Картины-сказки" Дополнительное чтение М. Горький «О книгах», «О сказках». Ю.Я. Яковлев. «Право на жизнь»

1

90

И.Куприн «Сказки Пушкина»

 Н.Шер "Картины-сказки" Дополнительное чтение М. Горький «О книгах», «О сказках». Ю.Я. Яковлев. «Право на жизнь»

1

Путешествия, приключения, фантастика (12ч)

91

Н.П.Вагнер "Фея Фантаста" Дополнительное чтение: Н.П. Вагнер «Сказка»

1

92

Н.П.Вагнер "Фея Фантаста" Дополнительное чтение: Н.П. Вагнер «Сказка»

1

93

Н.П.Вагнер "Берёза"

1

94

К. Симонов Сын артиллериста

95

В.Катаев  «Сын полка»

96

Н.П.Вагнер "Берёза"

1

97

Н.П.Вагнер "Берёза"

1

98

Комплексная разноуровневая контрольная работа

1

99

Дж. Свифт "Гулливер в стране лилипутов

1

100

Дж. Свифт "Гулливер в стране лилипутов"

1

101

Дж. Свифт "Гулливер в стране лилипутов"

1

102

Библиотечный урок «В мире книг», «Летнее чтение»

Н. П. Найдёнова "Мой друг"

1

Лист  корректировки рабочей программы

№ урока

Дата проведения по плану

Дата проведения

фактич.

Причина внесения изменений*

Корректирующие мероприятия

Подпись внёсшего изменения

Подпись зам. директора по УВР

 

 

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.

Критерии оценивания.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, та и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по литературному чтению.

Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Это:

       комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки);

       литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности);,

       тексты по изученному произведению, теме, разделу;

       тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами  заданиями на понимание прочитанного;

        диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и читательской деятельности;

        тексты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух (в конце каждого полугодия);

        комплексные разноуровневые  итоговые работы по проверке уровня начитанности и читательских умений (в конце каждого полугодия);

         итоговые тесты (вид комплексных разноуровневых контрольных работ);

         контрольные работы для проверки умений работать с книгой (в конце первого полугодия во 2 классе).

Продвижение учащихся в их начальном литературном образовании и развитии можно определить триадой «знаю, понимаю, могу».

Отметки за выполнение тестовых заданий (если ученик набрал более шести баллов, работа считается выполненной):

«5» - ученик набрал 9-10 баллов;

«4» - ученик набрал 7-8 баллов;

«3» - ученик набрал 5-6 баллов;

«2» - ученик набрал менее 5 баллов.

Для индивидуализации проверки и оценки текущие и контрольные работы даны в трёх вариантах, различающихся тремя уровнями сложности. Первый вариант заданий соответствует обязательному минимуму содержания программы и, следовательно, первому уровню подготовки. Второй и третий варианты включают задания повышенной сложности и соответствуют второму и третьему уровням подготовки.

 Работы с заданиями приблизительно одинаковой сложности можно оценивать по сумме верных ответов:

«5» - если все задания выполнены верно;

«4» - если выполнено не менее ¼ всех заданий;

«3» - если выполнено не менее ½ всех заданий;

«2» - если выполнено менее ½ всех заданий.

Формой проверки литературной эрудиции являются литературные диктанты трёх видов:

  • Лексические диктанты предлагают слова и выражения из словарей, которые сопровождают тексты произведений в учебниках.
  • Литературоведческие диктанты содержат литературоведческие и общекультурные понятия.
  • Информационные диктанты содержат имена, отчества и фамилии писателей, имена героев произведений.

Проверка диктантов проводится учащимися самостоятельно, с использованием учебника и учебной хрестоматии. Учитель может выборочно оценивать диктанты, выставляя отметки:

«5» - если в работе нет ошибок;

«4» - если в работе одна ошибка;

«3» - если в работе две ошибки;

«2» - если в работе более двух ошибок.

Проверяются овладения способом чтения, понимание содержания прочитанного (темп чтения не менее 70 слов в минуту). Время проверки не менее трёх минут. О замере времени учащимся не сообщается.

Отметка «5» - ученик читает целыми словами, отчётливо произносит читаемые слова, темп чтения не менее 90 слов в минуту, соблюдает правильную интонацию в зависимости от знака препинания, даёт полные ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста.

Отметка «4» - ученик читает  более 80 слов в минуту целыми словами, соблюдает нужную интонацию и паузы, верно передаёт содержание прочитанного (частично при помощи вопросов учителя), не допускает грубых речевых ошибок.

Отметка «3» - ученик правильно читает по слогам со скоростью менее 70 слов в минуту; передаёт содержание прочитанного с помощью вопросов учителя.

Отметка «2» - ученик не выполняет требований, установленных для отметки «3».

Понимание слова: включает верное объяснение его прямого и переносного значения, значения в данном предложении, тексте.

Понимание текста: проверяется с помощью ответов на вопросы, пересказа, выразительного чтения (показатель целостного восприятия и осмысления текста).

Ошибки понимания: тон и темп чтения не соответствуют содержанию произведения; интонация не соответствует знакам препинания.

Текущая проверка навыка чтения вслух (фронтальная или индивидуальная) осуществляется на каждом уроке. Учащиеся по очереди читают текст по частям в течение 3-5 минут, учитель по своему экземпляру текста определяет количество слов, прочитываемых каждым учеником за одну минуту. Определяются способ чтения, темп чтения (количество слов), правильность (количество ошибок) и понимание (объяснение слов).

Текущая проверка выразительности чтения включает чтение подготовленного дома текста (отрывка) и выразительное чтение наизусть изученных программных произведений.

Контрольная проверка выразительности чтения проводится в конце четверти, а итоговая – в конце полугодия и года индивидуально для проверки подбирается доступный по лексике и содержанию незнакомый текст.

Проверка навыка чтения молча (полное исключение речедвижения) проводится фронтально, индивидуально или с группой учащихся. По команде учителя дети начинают читать предложенный им текст и через две минуты отмечают слово,  до которого они дочитали.

.

Учебно-методический комплекс

1. Программа: 1-4 классы / Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2016 г

2. Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.   – 4-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2016 год.

3. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 4 класс: рабочая тетрадь №1, 2 для учащихся общеобразовательны учреждений / Л.А. Ефросинина. – 4-е изд., доп.  - М.: Вентана-Граф, 2016 год.

4. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 4 класс: методическое пособие / Л.А. Ефросинина. – 2-е изд., дораб.  - М.: Вентана-Граф, 2014 год.

5.  Ефросинина Л.А.Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты  тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч - М.: Вентана-Граф, 2014 год.

6.Хрестоматия«Литературное чтение» 4 класс. Издательство «Вентана – Граф» 2014

К концу обучения в 4 классе ученик достигнет следующих результатов и научится:

  • проявлять интерес к чтению, использовать чтение как универсальное умение для работы с любым произведением и любым источником информации, для обогащения читательского опыта;
  • воспринимать умение читать как инструмент для своего интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития, способ приобретения знаний и опыта;
  • понимать и оценивать духовные ценности, которые несет в себе художественная литература; объяснять понятия: честность, отзывчивость, ответственность, добро, зло;
  • понимать значение литературы как предмета отечественной и зарубежной литературы, сохраняющего и передающего нравственные ценности, традиции, этические нормы общения;
  • осознавать себя гражданином России, понимать ценности многонациональной литературы своей страны и мира;
  • проявлять доброжелательность и отзывчивость к другим людям, уважительное отношение к литературе других народов;
  • работать с произведениями, книгами, проектами по темам и разделам индивидуально, в парах и группах, пользуясь коммуникативными универсальными умениями (умением слушать одноклассников и учителя, дискутировать с ними о книгах, произведениях, героях и их поступках, грамотно выражая свою позицию и при этом уважая мнение и позицию собеседников;
  • пользоваться регулятивными универсальными учебными действиями по организации своей работы с литературными произведениями (принимать и понимать учебную задачу, составлять алгоритм учебных действий, выполнять учебные действия, контролировать свои действия, оценивать результат работы).

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

  • пользоваться чтением для решения учебных задач и удовлетворения читательского интереса, поиска нужной информации на межпредметном уровне;
  • пользоваться умением читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать и осознавать прочитанное (читать вслух не менее 80 слов в минуту, а молча — не менее 100 слов в соответствии с индивидуальными возможностями);
  • читать выразительно подготовленные или изученные произведения из круга чтения, определяя задачу чтения и алгоритм действий;
  • пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым (выборочным), осознавать и объяснять выбор вида и формы чтения для той или иной работы;
  • различать тексты художественной, научно-популярной, учебной и справочной литературы;
  • ориентироваться в содержании художественного произведения, прослушанного или прочитанного самостоятельно: определять тему, жанр, авторскую принадлежность и главную мысль; устанавливать причинно-следственную связь в развитии событий и их последовательность, отвечать на вопросы по содержанию произведения; задавать вопросы и дополнять ответы одноклассников по сюжету произведения;
  • работать с учебным, научно-популярным и справочным текстами: понимать смысл, определять тему и выделять микро-темы (подтемы), отвечать на вопросы и задавать вопросы по тексту, дополнять ответы и подтверждать их конкретными сведениями, заданными в явном виде;
  • понимать и объяснять поступки героев, высказывать свое мнение них соотносить поступки с нравственными нормами;
  • передавать содержание произведения подробно, кратко или выборочно, рассказывать отдельные эпизоды или о героях произведения;
  • различать тексты стихотворной и прозаической формы, учебные, научно-популярные произведения по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • составлять по образцу краткую аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу;
  • пользоваться разными источниками информации, печатными и электронными справочниками (словари, энциклопедии), соответствующими возрасту;
  • пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно находить нужную книгу в библиотеке.

Ученик получит возможность научиться:

  • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к произведениям, героям и их поступкам;
  • сравнивать художественные и научно-популярные произведения, выделять две-три отличительные особенности;
  • работать с детскими периодическими изданиями (журналы и газеты): находить нужную информацию, знакомиться с современной детской литературой.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

  • различать тексты произведений: стихотворный и прозаический, художественный и научно-популярный;
  • сопоставлять структуры произведений фольклора (сказка, былина, песня, пословица, загадка);
  • использовать в речи литературоведческие понятия: произведение, тема и главная мысль произведения, диалог, монолог, герой произведения, автор произведения, жанр произведения, автор — герой произведения, автор — рассказчик, главный герой, положительные и отрицательные герои произведения;
  • практически находить в тексте произведения эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и объяснять их роль;
  • подбирать к словам из произведений синонимы и антонимы.

Ученик получит возможность научиться:

  • сравнивать и характеризовать тексты, используя литературоведческие понятия (прозаическая и стихотворная форма, фольклорное и авторское произведение);
  • находить и читать диалоги и монологи героев произведений, описания пейзажей и портретов героев, повествования и рассуждения;
  • различать понятия: произведение, книга, периодические издания (газеты, журналы), использовать их в речи и для решения учебных задач.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

  • читать по ролям литературное произведение, инсценировать произведение, моделировать живые картинки к эпизодам произведения или этапам сюжета (вступление, кульминация, заключение);
  • создавать по аналогии произведения разных жанров (загадки, сказки, рассказы, былины), сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам;
  • выполнять индивидуально, в парах или группах тематические проекты, собирать информацию; оформлять материал по проекту в виде рукописных книг, книг-самоделок; представлять результаты работы на конкурсах, предметных неделях, библиотечных уроках, школьных праздниках;
  • писать небольшие сочинения о произведениях; о героях произведений, по иллюстрациям к произведению или репродукциям картин, соответствующих теме изучаемых литературных произведений.

Ученик получит возможность научиться:

  • пересказывать текст произведения от имени героя, от лица автора, от своего имени;
  • пересказывать текст с зачитыванием отдельных эпизодов, читать произведение с рассказыванием и чтением наизусть отдельных эпизодов;
  • писать небольшие сочинения о произведениях, о героях, о своих впечатлениях о книге.

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

  • находить информацию в тексте произведения;
  • прогнозировать содержание книги, исходя из анализа ее структуры (фамилия автора, заглавие, оглавление (содержание), аннотация, титульный лист);
  • работать с моделями, таблицами, схемами: сравнивать, дополнять, составлять; использовать моделирование для решения учебных задач;
  • использовать информацию из текстов произведений для описания пейзажей, портретов героев.

Ученик получит возможность научиться:

  • находить явную и скрытую (контекстуальную) информацию в тексте произведения;
  • находить необходимую информацию о книгах, авторах книг и произведений в справочниках и энциклопедиях;
  • собирать информацию для выполнения проектов по темам и разделам, обобщать, развивая эрудицию и читательский кругозор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 21 века" 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс....

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению "Начальная школа XXI века".

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы ФГОС "Начальная школа XXI  века"...

Рабочая программа по литературному чтению Начальная школа XXI века 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению Начальная школа XXI века 1 класс...

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа 21 века"

Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системеначального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого эмоционального, духовно-нравственного развития м...

Рабочая программа по литературному чтению "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по литературному чтению в соответствии с изменениями, внесёнными в ФГОС НОО Приказом Минобрнауки № 1576 от 31.12.2015г....