Урок литературного чтения в 3 классе по произведению В.Бианки " Сова".
методическая разработка по чтению (3 класс)

Материал к уроку литературного чтения 3 класс 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа составлена учителем начальных классов ГБОУ СОШ №291 Красносельского района Санкт-Петербурга Закревской Т.А.

Урок по литературному чтению 3 класс

 В. Бианки «Сова»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока: Закрепить знания об особенностях сказок.

Ход урока

1. Организационный момент.  

2. Речевая разминка.

Работа со скороговоркой.

Прорычал медведь в берлоге,

Промолчал сурок в норе.

Прорычали, промолчали -

И проснулись на заре.

- О ком говорится в скороговорке?

3. Проверка домашнего задания.

- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

- Что вы запомнили о В.В.Бианки с прошлого урока?

- Пересказ рассказа В.Бианки «Музыкант».

4. Актуализация знаний.

Что объединяет все произведения В.В.Бианки? Бианки пишет о природе,

изучает её, раскрывает читателям её тайны. Нужно вчитываться в его сказки

и рассказы так же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном увидеть

необычное. В природе все взаимосвязано, никто не имеет права нарушать это

равновесие.

- Эту взаимосвязь природы и человека показал в следующем своем

произведении В.В.Бианки.

Как называется это произведение, вы узнаете, отгадав загадки

«Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот»

5. Сообщение темы и цели урока

Итак, какое произведение вы будете сегодня читать? Кто автор?

Тема нашего урока «В.В.Бианки «Сова».

Какая нам предстоит работа?

Будем читать произведение, отвечать на вопросы к тексту, будем учиться

анализировать текст, высказывать своё отношение к прочитанному, работать

над вдумчивым и осознанным чтением вслух и про себя, пересказывать.

- Ребята, что вы знаете о сове?

-Совы ведут ночной образ жизни: днем спят, ночью охотятся.

- На кого они охотятся? (На мышей, лягушек, полевок, насекомых.)

Что помогает им охотиться?

а) Острый слух.

б) Мягкое, густое оперение (летают бесшумно).

в) Когти (хватать добычу, держать ее).

г) Клюв.

- Какую пользу приносят совы?

«Для любознательных»

С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков

она была священной птицей богини мудрости Афины.

Во многих местностях России к сове относились радушно. В сказках ее звали

«совушкой-вдовушкой», белокурой, разумной головушкой.

В книгах Дж. Роулинг о Гарри Поттере совы используются как средство

связи между волшебниками (совиная почта). Совами также называют людей,

которые привыкли поздно вставать.

6. Подготовка к восприятию нового материала.

Чтение слов (запись на доске):

от-ча-ян-ная – отчаянная;

хо-ро-нишь-ся – хоронишься (прячешься, таишься);

сто-ро-нишь-ся – сторонишься;

рас-сер-ди-лась – рассердилась;

пе-ре-кли-ка-ют-ся – перекликаются;

за-гля-ды-ва-ют – заглядывают;

стар – старик – стариковом.

- Какие слова вам не понятны?

-Как можно заменить слова и выражения?

Утекает-убегает.

Кормовистый клевер -предназначенный для корма скоту.

Цветень-пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки.

Хорониться-прятаться, таиться.

Раздолье- много места.

Как бы худа не вышло-как бы беды не был

Чай белить-добавлять молоко в чай.

Пойло-питательное питьё для скота.

7. Первичное знакомство с текстом.

 Чтение текста учителем и учениками.

- Понравилось ли вам это произведение? С каким настроением вы его

слушали?

- Назовите главных героев.

- Ребята, а почему текст назвали «Сова»?

- Можно ли ему дать другое название? Какое?

Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка».

Постановка проблемного вопроса. Выборочное чтение сказки детьми, анализ

текста.

- Скажите, сказку или рассказ мы читаем?

- К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных.)

- Вы знаете, что бывают народные сказки. А какая это сказка? (Литературная,

авторская.)

Да, это сказка. А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки – несказки».

Как вы думаете, почему? (В ней есть сказочное и не сказочное.)

Вывод: правильно, сказки-несказки рождаются как ответ на детские

«почему?». Отсюда и такие названия произведений: «Отчего у сороки такой

хвост?», «Чьи это ноги?».

Некоторые из них вы видите на выставке.

- Какие вы уже читали?

Все эти книги - из нашей библиотеки. На перемене посмотрите их,

полистайте и, если захотите прочитать, возьмете их в библиотеке.

Давайте уточним, какие сказочные приемы использовал автор? Докажите

примером из текста (выборочное чтение)

Вывод: со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин,

присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то

приключения, но они содержат также массу достоверного и правдивого,

познавательного материала о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь

попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы. Такой

материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию,

называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал

новый вид литературной сказки – познавательную сказку.

8. Закрепление усвоения содержания сказки.

Ответы найти по тексту сказки.

- Почему сова рассердилась на старика? Фраза «Ты от солнца хоронишься,

людей сторонишься» – это сказочное или так и есть в природе? (Так и есть в

природе: сова охотится ночью.)

- Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?

- Что стали делать мыши? («Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут,

землю роют, шмелей ловят».)

- Можно ли это предложение назвать сказочным? (Нет.)

- Что мы узнаем о природе из этого предложения?

- На кого охотятся мыши? (На шмелей.) Как? (Ищут их гнёзда.) Где у шмелей

гнезда? (В земле.)

- Почему шмели нужны лугу? А что познавательного мы узнаём из фразы

«Что от них толку: ни мёду, ни воску, - волдыри только»? (Что шмели не

делают мед, как пчелы, и воску у них нет.) Какую пользу они приносят?

(Цветень с цветка на цветок переносят.)

- Что произошло с клевером на лугу?

- Что же мы с вами еще узнаем полезного, познавательного? Что нужно

корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? (Питательный

клевер.) Какой приём здесь использует Бианки? (Сравнение – травы с кашей).

- Что же пришлось сделать старику?

- Простила старика сова? (Да, ей тоже плохо без его мышей.)

Какая фраза повторяется на протяжении всей сказки? («Хо-хо-хо, Старик!»)

- Как вы думаете, почему Сова говорит именно так? (Похож на крик совы.)

9. Работа над усвоением смысла прочитанного.

На доске:

Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.

Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

Была здорова, стала тощать, стала сбавлять молока .

- Какое из этих предложений можно назвать пословицей?

- Объясните её значение.

- Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью текста?

- Как вы думаете, кто из героев нравится больше самому Бианки и почему:

Сова или Старик? (Сова, она понимает связи в природе, понимает, что они со

Стариком друзья.)

10. Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого

звена в этой цепочке.

- Какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы

учащихся.) На первый взгляд, никакой. Но это только на первый взгляд.

Через сказку В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От

бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и

всего человечества. Попробуем восстановить эту цепочку. Работа по

карточкам в парах.

11. Работа над выразительностью чтения.

Чтение по ролям. Прочитайте диалог старика и совы в начале сказки.

- С какой интонацией будете читать слова старика?

- Найдите 3 предупреждения совы. О чём предупреждает сова? Докажите

словами из текста. (1. Шмели с луга летят. 2. Некому переносить Цветень с

цветка на цветок. 3. Не родится клевер на лугу.)

- Как бы вы прочитали слова совы? Зачитайте, показав голосом: строго, с

мольбой, с насмешкой, с угрозой, с возмущением, с досадой.

12.Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Подготовка к пересказу

сказки по плану. Восстановление деформированного плана.

(Карточки с деформированным планом.)

Рассердилась сова.

Молока у Коровы мало.

Шмели на чужих лугах гуляют.

Простила Сова Старика и полетела на луг мышей ловить.

Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут.

Пошел Старик Сове кланяться.

Взаимопроверка

13. Подведение итогов.

- Над каким произведением работали?

- Какого жанра? Какова главная мысль сказки?

- А как вы, дети, можете помочь природе?

14. Оценка за работу на уроке.

15. Домашнее задание.

Подготовить пересказ сказки от имени деда или совы по выбору.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме: "В. В. Бианки "Первая охота" 1 класс

Урок литературного чтенияпо теме:"В. В. Бианки "Первая охота"...

Аннотация и самоанализ урока литературного чтения по теме В.В. Бианки "Первая охота"

Краткая аннотация и самоанализ урока литературного чтения....

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе В.Бианки "Сова"

Тип урока: изучение нового материала.Цели урока:1.     Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки: познакомить с содержанием текста «Сова»; дать понятие о новом литературном ж...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: В.В. Бианки "Мышонок Пик". 3 класс, УМК "Школа России"

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: В.В. Бианки "Мышонок Пик". 3 класс, УМК "Школа России", ФГОС...

Урок литературного чтения.3 класс. В.В.Бианки "Мышонок Пик" ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ .

Девиз урока:Видеть живое вокруг себя!Все хотят жить!...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе В.Бианки "Сова"

Разработка содержит технологическую карту к уроку литературного чтения во 2 классе. Это второй урок по теме В.Бианки "Сова"...

Открытый урок по литературному чтению 2 класс В. В. Бианки «Сова»

Тема: В. Бианки «Сова»Цели урока:Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки: познакомить с содержанием сказки «Сова»; дать понятие о новом литературном жанре «с...