Конспект урока по литературному чтению "Суровые законы жизни зимнего леса" (рассказ В. Бианки «По следам»)
методическая разработка по чтению (3 класс)

Конспект урока по литературному чтению "Суровые законы жизни зимнего леса".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Литературное чтение


Тема раздела: «ПОЁТ ЗИМА, АУКАЕТ…»

Тема: Суровые законы жизни зимнего леса (рассказ В. Бианки «По следам»)


Учебник «В одном счастливом детстве» Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева 3 класс, 2 часть.

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством В. Бианки.

Задачи:
Образовательная:
-Познакомить учащихся с творчеством В. Бианки;
-Закрепить умения учащихся работать с художественным произведением (выделять в тексте главное и составлять план);

-Совершенствовать навыки чтения;


Развивающая:

-Развивать память, мышление, воображение;

-Способствовать развитию устной речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, ее выразительности);

Воспитательная:

-Воспитывать читательскую самостоятельность, внимательность.

Оборудование:

Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация «Биография В.Бианки»

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний.

- Здравствуйте, дети! Давайте подготовимся к уроку. Встанем все красиво:

выпрямим спинки, поднимем головки, ручки опустим. Теперь я вижу, что

вы готовы к уроку. Можете садиться!

Проверка домашнего задания.

- Ребята, скажите, что вам было задано на дом? (выучить наизусть стихотворение).

- Кто хочет рассказать стихотворение? Выходи к доске. А остальные внимательно слушают

1. Задания 2, 3 в тетради (с. 38).

2. Выставка иллюстраций к стихотворению Д. Самойлова «Город зимний...».

3. Чтение стихотворений наизусть.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

II. Развитие умений.

- На прошлых занятиях мы читали с вами стихи о зиме в городе. Сегодня на уроке мы отправимся в загадочный, таинственный зимний лес вместе с автором В. Бианки.

Но сначала давайте подробнее остановимся на биографии автора.

Просмотр презентации «Биография В.Бианки»

Подготовительная работа

 - Вы уже немного знакомы с этим писателем. Скажите, пожалуйста, о чем же пишет В. Бианки? (о природе, животных). Какие его произведения вы читали? (ответы детей). Я смотрю, вы хорошо знаете произведения В. Бианки, и вам не составит труда ответить на такой вопрос: «Какой же идеей проникнуты его произведения?» (Знайте и любите свою природу.)

- Верно! В. Бианки обращает наше внимание на то, как живут животные в лесу, что интересного может происходить в природе.

- Ребята, давайте откроем учебники на стр. 66. С каким произведением В. Бианки мы познакомимся сегодня на уроке? Прочитайте название? (По следам)

- Как вы думаете, кто его герои? (дикие животные) А где будут происходить события? (в лесу) Как вы догадались? (потому что в лесу мы можем увидеть следы диких животных) Ребята, а каких диких животных можно увидеть зимой в лесу? (лису, зайца, волка, лося и др.)

-Сейчас мы совершим путешествие по следам. Слушайте внимательно и дополняйте мой рассказ, называя зверей, по чьим следам мы идем.

«Кто не знает, тот говорит, что зимой в лесу пусто и неинтересно. Ну какая же тут пустота? Посмотрите-ка, сколько следов! Только следы надо уметь распознавать, уметь «читать» лесную книгу.

Вот столпились в кучу молодые осинки. Вокруг них много следов. Снег притоптан, кора кое-где обглодана. Кто же тут был? (зайцы).

Идем дальше по белой равнине… Вправо от наезженной дороги на неглубоком снегу видны широкие, большие следы. Это пожаловал… (лось)».

(По В. Алферову)

- Кому понравилась лесная прогулка, поднимите руки? Хорошо.

- А какой след в лесу может оставить человек? Как вы думаете? (Он может оставить след на снег)

- Ребята, сейчас мы узнаем по чьим следам и зачем отправляются герои произведения В. Бианки «По следам». Мы с вами будем читать рассказ, и по ходу чтения озаглавливать части. Так что будьте внимательны!

Анализ текста. 

- Читаем первую часть про себя.

- А теперь ответьте на мой вопрос: «Почему Егорке стало скучно?» (потому что целый день сидит в избушке)

- Где живут Егорка и отец? (В лесу) Почему? (Потому что отец Егорки работает лесником)

- Чем заинтересовал неизвестный зверь мальчика? (следы у этого зверя были интересные) Что он решил? (выследить диковинного зверя)

- Что еще вы узнали о Егорке и его отце7 Какие у них были отношения? (Егорка уважал и любил отца. Отец воспитывал мальчика в строгости, многому его научил: охотиться, понимать следы по снегу, трудиться. Отец очень любит мальчика, беспокоится о его безопасности.)

Физминутка.

Словарная работа.

- Ребята, объясните, как вы понимаете следующие слова:

стадо куропачей (стая куропаток);

сапоги валенные (валенки);

без дела валандался (бездельничал);

охота пуще неволи (очень желать чего-то);

фузея, бердана (ружье, одноствольное)

- Подумайте, какими словами из текста можно озаглавить первую часть? (ответы детей)

- А я озаглавила первую часть так: «Следы таинственного зверя.»

- Читаем вторую часть про себя. (дети готовят вопросы по ходу чтения. Затем перечитывают вслух и задают вопросы).

Возможные вопросы:

-
^ Когда лесник заволновался, что нет дома сына?

- Какие слова выражения доказывают, что отец беспокоится и ждет сына?

- Каким мы видим лес? Созвучно ли настроение героя с картиной природы?

- От чего вздрогнул лесник?

- Почему отец поспешил в лес?

- Ребята, подчеркните в тексте слова-действия отца(Поел, вышел, прислушался, стоит, вздрогнул, екнуло в груди, заскочил в избу, выбежал, вскинул двустволку). Почему в такой последовательности автор использует эти слова? (нарастает напряжение, волнение)

- Ребята, какие слова вам не понятны? (предполагаемые ответы детей)

- Как можно озаглавить вторую часть?

- Посмотрите как озаглавила эту часть я:

- Третью часть читает вслух Катя Царева.

- Продолжает читать Санин Егор.

- О чем говорится в этой части? (Как лесник искал в ночном лесу сына).

- Какие слова повторяются много раз? (тихо, темно). Чем это объясняется?

- В этой части автор использует очень короткие предложения, с разной интонацией. Почему?

- Что вы почувствовали прочитав эту часть? О чем задумались?

- Давайте озаглавим эту часть.

- Четвертую часть начинает читать следующий ученик. Остальные внимательно следят по тексту.

После первого предложения.

- Ребята, как можно сказать по-другому? (начало рассветать) Как вы думаете, почему авторский вариант удачнее? (рассвет мы видим глазами лесника, который не спал ночью, а ждал, чтобы чуть светлее стало в лесу.)

- Настя, продолжай дальше читать.(после первого абзаца)

- Почему так изменился лесник?

- Зачем отправился лесник в лес?

- Почему он мог «читать по снегу, как по книге» ?

- Какие птицы оставляют следы крестиком? Что вы узнали про сорок?

- А у белки какие следы? (Вытянутые, продолговатые следы, а за ним точки)

- Что такое наст?

- Что это за малики?

- Продолжим чтение

- Какие чувства отец испытывает, идя по следу сына? (тревогу, надежду, гордость за сына).

- Повторите путь лесника, по каким следам он шел? (Лыжня сына, следы сорок и мышей, след белки, малики, куропаток, обгорелый пыж)

- Появилась ли уверенность у отца, что сын жив?

- Озаглавьте 4-ю часть.

- Закончился ли путь лесника по следам? Куда они приведут?

- Ребята, сядьте все ровненько. Сейчас я буду читать, а вы внимательно слушайте.

- Какие следы удивили лесника? Расскажите, как они выглядят.

- Что такое подранок? Как вы поняли? (Раненный охотником зверь)

- Почему эта часть кончается словами: «Ходу! Ходу!»?

- Как можно озаглавить 5-ю часть?

 III Итог урока.

- Ребята, произведение какого автора мы только что прочитали? (В. Бианки)

- Как называется его рассказ? (По следам)

- Что вы узнали нового и интересного из прочитанных частей? (кто шел по следам, почему, но еще не узнали, куда приведут следы)

- Это вы узнаете дома.

IVДомашнее задание

Подготовить выразительное чтение части, которая вам понравилась.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

БИАНКИ ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ О жизни и творчестве писателя

Слайд 2

БИАНКИ В.В. (1894–1959) Виталий Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев. Возможно, от них же и увлекающаяся, артистическая натура. От отца — ученого-орнитолога — талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет».

Слайд 3

Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук. Квартира хранителя коллекций находилась прямо напротив музея, и дети — трое сыновей — часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Как хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире хранителя расположился небольшой зоопарк.

Слайд 4

Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем.

Слайд 5

Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое ружье ему подарили в 13 лет. А еще он очень любил поэзию. Одно время увлекался футболом, даже входил в гимназическую команду. Разными были интересы, таким же — образование. Вначале — гимназия, затем — факультет естественных наук в университете, позднее — занятия в институте истории искусств. А своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки.

Слайд 6

Бианки никогда не привлекали наблюдения из окна уютного кабинета. Всю жизнь он много путешествовал (правда, не всегда по своей воле). Особенно запомнились походы по Алтаю. Бианки тогда, в начале 20-х годов, жил в Бийске, где преподавал биологию в школе, работал в краеведческом музее.

Слайд 7

Осенью 1922-го Бианки с семьей вернулся в Петроград. В те годы в городе при одной из библиотек существовал интереснейший литературный кружок, где собирались писатели, работавшие для детей. Сюда приходили Чуковский, Житков, Маршак. Маршак и привел однажды с собой Виталия Бианки. Вскоре в журнале «Воробей» был опубликован его рассказ «Путешествие красноголового воробья». В том же, 1923 году, вышла первая книжка («Чей нос лучше»).

Слайд 8

Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты».

Слайд 9

Здесь можно было найти объявление скворцов «Ищем квартиры» или сообщение о первом «ку-ку», прозвучавшем в парке, или отзыв о спектакле, который давали на тихом лесном озере птицы-чомги. Была даже уголовная хроника: беда в лесу не редкость. Книга «выросла» из небольшого журнального отдела. Бианки работал над ней с 1924 года до конца жизни, постоянно внося какие-то изменения.

Слайд 10

С 1928 года она несколько раз переиздавалась, становилась толще, ее переводили на разные языки мира. Рассказы из «Лесной газеты» звучали по радио, печатались, наряду с другими произведениями Бианки, на страницах журналов и газет. Дом в Бийске, в котором Бианки жил в 1921--1922 годах. В этом доме написал свою "Лесную Газету" Виталий Бианки .

Слайд 11

Бианки не только сам постоянно работал над новыми книгами (он автор более трехсот произведений), ему удалось собрать вокруг себя замечательных людей, любивших и знавших зверей и птиц. Он называл их «переводчиками с бессловесного».

Слайд 12

Это были Н.Сладков, С.Сахарнов , Э.Шим . Бианки помогал им в работе над книгами. Вместе они вели одну из интереснейших радиопередач «Вести из леса».

Слайд 13

Тридцать пять лет писал Бианки о лесе. Это слово часто звучало в названиях его книг: «Лесные домишки», «Лесные разведчики». Повести, рассказы, сказки Бианки своеобразно соединили в себе поэзию и точное знание. Последние он даже называл по-особенному: сказки-несказки .

Слайд 14

В них нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там не меньше. О самом неказистом воробье Бианки мог так рассказать, что мы только удивляемся: оказывается, тот совсем не прост. Удалось-таки писателю найти волшебные слова, которые «расколдовали» таинственный лесной мир.

Слайд 15

Читайте книги детских писателей о природе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме В. Бианки "Ёж спаситель".

План урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС. В уроке прослеживается технология продуктивного чтения....

Урок литературного чтения в 3 классе по теме: Суровые законы зимнего леса. Рассказ В. Бианки "По следам"

Цели:развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанн...

Конспект урока по литературному чтению для 2 класса по теме "В. Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка»." (УМК "Перспектива") + презентация

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: В. Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка».Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением В. Бианки «Хит...

Суровые законы жизни зимнего леса. Рассказ В. Бианки «По следам».

Урок по литературному чтению в начальной школе. По произведению В.Бианки "По следам"...

Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Суровые законы жизни зимнего леса"(по рассказу В.Бианки "По следам")

Данный конспект урока литературного чтения в 3 классе составлен по программе "Школа 2100". Целью урока является создание условий для формирования активной читательской позиции, помогающей эм...

Открытый урок по литературному чтению 3 б класс Тема: Суровые законы жизни зимнего леса (по рассказу В.В.Бианки «По следам»).

Цель: создание условий для формирования активной читательской позиции, помогающей эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя, понять основную мысль произведения.Зада...