План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему "Письма войны"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Денисова Алёна Михайловна

Цель:

         •        познакомить учащихся с произведениями о Великой Отечественной войне, написанными во время и после войны;

         •        поговорить о мыслях и чувствах людей, прошедших через войну;

         •        воспитывать чувство патриотизма;

         •        совершенствовать навык выразительного чтения стихотворений

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Тема урока: «Письма войны»

Предмет: литературное чтение

4 – класс

Базовый учебник: Климанова, Виноградская, Бойкина: Литературное чтение. 4 класс

Цель:

        •        познакомить учащихся с произведениями о Великой Отечественной войне, написанными во время и после войны;

        •        поговорить о мыслях и чувствах людей, прошедших через войну;

        •        воспитывать чувство патриотизма;

        •        совершенствовать навык выразительного чтения стихотворений

Планируемые  результаты:

1. Предметные:

        -формировать умение воспринимать на слух  и анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;

        - прогнозировать содержание произведения;

        - сравнивать произведения разных жанров

2. Метапредметные:

        - анализировать, сравнивать, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

        - оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

        - развивать навыки выразительного чтения;

        - совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся,

        - учиться работать в паре,

        - правильно оценивать себя и других

3. Личностные:

        -воспитывать любовь и уважение к родной истории;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции

Ход урока

 Организационный момент

Я очень рада 
Войти в приветливый наш класс 
И для меня уже награда 
Вниманье ваших умных глаз. 
Я знаю: каждый в классе гений. 
Но без труда талант не впрок. 
Скрестите шпаги ваших мнений 
Мы вместе сочиним урок!

Мотивация

- Рассмотрите «Словарик Настроений», подчеркните то слово, которое соответствует сейчас вашему настроению, попробуйте объяснить, почему.

- Мы вернемся к «Словарику настроений» в конце урока, пока уберите его на край парты.

Актуализация знаний

- Какое произведение вы разбирали на прошлом уроке?

- С какими историческими событиями оно связано?

- Назовите годы ВОВ.

Видеоролик

- что увидели на экране?

ВОВ никогда не будет забыта ни одним гражданином нашей страны. Миллионы смертей бравых отцов, мужей, братьев и несчастных женщин и детей, голод и разруха.

Самоопределение темы и задач урока

- Как бойцы поддерживали связь со своими родными? (письма и фотографии) Слайд 1

Письма, полные надежд и любви. Они поддерживали дух, воскресали надежду и веру, заставляли трудиться и делать невозможное во имя победы и страны. Слайд 2

         Оно «словно кусочек родного дома, с запахом Родины и ароматом маленького ничем незаменимого счастья.» Как же  ждали маленьких треугольничков жены и матери, дети и внуки солдат. К сожалению, не всегда такая весточка, приносила хорошие новости. Но и тогда, письма хранили у сердца, лаская их дрожащей рукой и, смахивая слезинку, так и норовившую размазать строчки...

         В военные годы было трудно с конвертами. А письмо — треугольник — это и письмо и конверт в одном. Наклейки тогда были не нужны, адрес писали на лицевой стороне треугольника.) Слайд 3

 - О чем мы сегодня будем говорить на уроке -  «Письма войны». 

Тема урока: «Письма войны». Слайд 4

-Сегодня мы познакомиться, проанализируем и будем доказывать  - что письма очень важную роль играли во время войны (слайд5)

Работа по теме урока

-  Многие писатели и поэты, художники и музыканты обращались к этой теме. Откройте свой учебник на стр. 83, рассмотрите иллюстрацию «Письмо

с фронта». Автор ее Александр Иванович Лактионов. (слайд6.

          Яркие солнечные лучи озарили дворик полуразрушенного городка. Чистое лазурное небо с белыми кучевыми облаками. На крыльце дома собралась семья, соседи,  солдат, он уже вернулся с войны, с фронта, возможно, он и принес добрую весть. Не раз он бывал в бою, потерта гимнастерка, рука на перевязи, грудь увешена медалями, опирается на трость – наверное, его ранило осколком или шальной пулей. Но он остался жив, гордо, приосанившись, стоит, несмотря на увечье, тепло улыбается. Счастливые улыбки озаряют их лица. Мальчик с усердием читает по слогам, крепко сжав в руках листочек. Все с пониманием и одобрением смотрят на него. Слева на переднем плане, девочка в чьи волосы вплетена алая лента, прислонилась к дверному косяку. Справа русоволосая женщина, в белой рубахе и косынке, облокотившись о стену, она внимательно слушает. Рядом красивая русоволосая девушка, облокотившись на старые деревянные перила, тоже внимательно слушает, одета она ярко, по-весеннему. Смотришь на картину – и тепло становится на душе, искренне радуешься счастью обычных, таких же, как и ты людей.

- Какие чувства навеяла эта картина, добавьте слова в словарь настроений

         

 Физкультминутка

 - На стр. 82 прочитайте название произведения, с которым нам предстоит познакомиться. «Папе на фронт» Елена Благинина

 - Что мы можем понять из названия?

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово ПАПА? (защита, гордость, сила, веселье)

- При слове Фронт? (война, ужас, кровь, смерть). Мир и война, в самом названии автор противопоставляет два этих явления.

- О чем могли дети писать на фронт?

- Определите  жанр произведения? (стихотворение)

 - Послушайте это произведение (СЛУШАНИЕ).

- Какие чувства вы испытывали во время прослушивания? Попробуйте добавить в «Словарик настроений» слова, Поделитесь своими мыслями, настроениями  Прочитайте в паре и выпишите из текста ключевые слова, отвечая на вопросы. Кто закончил руки вверх.

- От чьего имени ведется повествование? (сын)

   - Найдите обращение к отцу (папка, миленький, голубчик мой, родимый)

 - О чем говорят эти слова? (о любви сына).

 - Докажите, что отец тоже любит сына (поцеловал, я висну на тебе, я одолел в борьбе (папа поддался маленькому сыну)

 - Можно определить, давно ли отец ушел на фронт? (до чего ты прежний был во сне)

 - О чем мечтает мальчик? (найдите, прочитайте)

 - Как вы думаете, для чего Елена Благинина ввела в свое стихотворение этот праздник Новый год (под новый год случаются чудеса, и так хочется надеяться сыну, что в этот раз произойдет чудо и папа вернется)

- Как меняется настроение автора в стихотворении (удивление – радость – страх – обида, одиночество – надежда/любовь). Назвать строчки вывесить таблички

- Кто хочет прочитать стихотворение выразительно.

- На сколько частей можно разделить это стихотворение? (на 2)

 - О чем говорится в 1 части? (сон - мир)

 - О чем во 2-ой? (реальность – война)

И здесь мы видим, что автор противопоставляет мирное время и войну.

Работа в паре (карточка)

- Распределите слова на две группы.

- Какие слова вы записали в 1 столбец? Во второй?

1

Мир

Сон

Реальность

Папка

Тьма

Обида

Радость

Счастье

Страх

Одиночество

Расставание

2

Война

Сон

Папка

Радость

Счастье

Реальность

Тьма

Обида

Страх

Одиночество

Расставание  

- Давайте порассуждаем, для чего Елена Благинина написала это стихотворение, а авторы учебника включили его в программу? (чтобы напомнить, что детей тоже коснулась война, о чем мечтали дети войны, что война и дети несовместимы, что письма занимали очень важную роль в жизни)

 

- ВОВ закончилась 73 года назад. Как вы думаете хранят письма войны? Почему?  (Фронтовые письма – это частичка нашей истории. В них сама жизнь. В письмах с фронта переданы чувства, понятные и близкие каждому, в них звучат темы мужества, патриотизма, верности. Они помогали выжить в нечеловеческих условиях, отвечали на вечные и бесконечные жизненные вопросы, это наша история, это история семьи, это целая палитра чувств )

- Ребята, как вы считаете, отец ответил своему сыну?

- Сейчас я прочту письмо, в котором отец пишет своему сыну?

Рефлексия

Возьмите словарики настроений, посмотрите с каким настроением вы начали урок и как оно изменялось в течение урока. Откройте свои письма – треугольники и напишите с каким настроением вы заканчиваете урок и почему.

ДЗ :Выучить наизусть 1 или 2 часть стихотворения, которая произвела на вас большее впечатление.    

 Оценки 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.Л. Барто "Верёвочка" с применением презентации " А.Л. Барто-детям"

План-конспект урока по литературному чтению по учебнику Л.Ф. Климановой  2 класс. На уроке используется презентация, которая позволяет детям  вспомнить  первые стихи своего детства....

План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе

Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...

План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе "Как хорошо уметь читать!"

Тема урока: Как хорошо уметь читать!Цель: познакомить с произведениями С. Я. Маршака «Ты эти буквы заучи» и В. Д. Берестова «Читалочка»....

План-конспект открытого урока по литературному чтению во 2 кл по теме «Стрекоза и муравей»

План-конспект открытого  урока по литературному чтению во 2 клпо теме «Стрекоза и муравей»...

План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 "Буква э"классе

Тема: Гласный звук [э], буквы Э, э.Задачи:1.     Познакомить со звуком [э], буквами Э, э.2.     Совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать, работать с те...

План-конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс Л.Н.Толстой "Акула"

Конспект урока по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой "Акула" 3 класс "Школа России"...

Урок по литературному чтению, 4 класс. «Война грибов с ягодами». Русская народная сказка в литературной обработке В.И.Даля.

Познакомить с биографией В.И. Даля, его произведением «Война грибов с ягодами», её содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью...