Урок чтения в 1 классе. Тема: Загадки – дело серьёзное.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Овчинникова Ольга Анатольевна

Разработка урока по теме "Загадки". История загадок, составление своих загадок, работа над техникой чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_v_1_klasse.docx17.4 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения в 1 классе.

Тема: Загадки – дело серьёзное.

Цель: 1. познакомить учащихся с новым литературным жанром – загадками;

        2. тренировать учащихся в правильном и выразительном чтении;

        3. прививать любовь к чтению.

План урока.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Работа над скороговоркой.

Вступительная беседа.

Упражнения в правильном чтении.

Жужжащее чтение.

Работа над загадками.

Физкультминутка.

Знакомство с загадками (чтение учителем, детьми).

Домашнее задание.

Итог урока.

Кроссворд.

Дополнительный материал.

Оборудование:

Скороговорка.

Упражнения.

Иллюстрации и детские рисунки зимней природы.

Кроссворд

Карточки с заданиями для кроссворда.

Изображение Сфинкса.

Ход урока.

Орг. момент.

- Ребята, произведения на какую тему мы с вами читали на последних уроках? (Устное народное творчество)

- Произведения каких жанров мы с вами уже читали? (Сказки)

    2) Проверка домашнего задания.

Чтение и пересказ текста. (р. н. ск. «Два мороза»).

- Почему Никола-мороз не сумел заморозить мужика?

3) Работа над скороговоркой.

- Чтобы не замёрзнуть на морозе, надо больше двигаться, прыгать, бегать. Ведь не зря говорят: В зимний холод – всякий молод.

4) Вступительная беседа.

- Мы с вами уже познакомились с народными сказками, анекдотами, скороговорками. А сегодня познакомимся с ещё одним жанром народного творчества – загадками.

- Как вы думаете, что такое загадка?

(Учитель выслушивает ответы детей и делает вывод: Загадка – это краткое образное и замысловатое описание какого-либо предмета или явления.)

- Сейчас загадывают загадки детям, а раньше это было занятием взрослых. Жизнь человека могла зависеть от одного удачного отгадывания.

Известна древнегреческая легенда о Сфинксе – чудовище с телом льва и головой женщины.

У всех путников Сфинкс спрашивал одно и то же:

«Что ходит утром на четырёх ногах, в полдень на двух, а вечером на трёх?»

Люди не могли ответить чудовищу, и оно пожирало их. Только один герой Эней сумел догадаться, что речь шла о человеке: в детстве ребёнок ползает, в зрелом возрасте человек свободно ходит, а в старости опирается на палку.

А также известно, что в древности юношу посвящали в мужчину. Сначала смотрели, как он выдержит тяжёлые испытания, чтобы доказать свою силу, мужественность. А ум проверяли загадками.

- А какие вы знаете загадки? (Выслушиваются ответы 2-3 учеников)

5) Упражнения, направленные на выработку безошибочного чтения.

Отгадайте загадку: «Лежал, лежал, а весной в реку побежал». (Снег).

- Как догадались, что это снег?

Прочитайте плавно, без ошибок.

СНЕГ – СНЕЖОК – СНЕЖИНКИ – СНЕГОВИК – СНЕГИРЬ – СНЕЖНЫЙ – СНЕГУРОЧКА – ПОДСНЕЖНИК

«Невидимкой, осторожно он является ко мне,

И рисует, как художник, он узоры на окне».

МОРОЗ – МОРОЗЕЦ – ЗАМОРОЗКИ – МОРОЖЕНОЕ – МОРОЗИТЬ – МОРОЗНЫЙ – МОРОЗИЛЬНИК

«Кто, угадай-ка, седая хозяйка:

Тряхнёт перинки, над миром пушинки?»

ЗИМА – ЗИМУШКА – ЗИМНИЙ – ЗИМОВАТЬ – ЗИМОВЬЕ – ЗИМУЮЩИЙ – ОЗИМЫЙ

6) Жужжащее чтение.

Жужжащее чтение загадок из учебника.

Чтение загадок вслух, разгадывание.

- Кто сможет прочитать без ошибок, выразительно, как артист?

(Ответы сопровождаются показом иллюстраций.)

7) Физкультминутка.

8) Чтение загадок учителем и учениками. (Работа с книжками - коллективками).

9) Итог урока.

- Для чего нужны загадки?

(Загадка побуждает человека к рассуждению, сопоставлению признаков предметов и явлений. Загадки развивают сообразительность.)

10)  Кроссворд.

Загадки для кроссворда дети читают по карточкам.

По горизонтали:

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.  (Снег.)

1

с

н

е

г

н

5

2

ф

е

в

р

а

л

ь

ж

ы

3

з

и

м

а

ж

к

4

и

н

е

й

Снег мешками валит с неба;

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно,

Ну, так, что за месяц это?  (Февраль.)

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима.)

И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт. (Иней.)

По вертикали:

Покружились звёздочки

В воздухе немножко,

Сели и растаяли

На моей ладошке. (Снежинки.)

Две курносые подружки

Не отстали друг от дружки.

Обе по снегу бегут,

Обе песенки поют,

Обе ленты на снегу

Оставляют на бегу! (Лыжи.)

- Кто запомнил слова-отгадки?

(Назвать по памяти. Спросить 2-3 человека.)

11)  Дополнительное задание.

- Попробуйте сочинить свои загадки. Помните, что надо назвать признаки предмета, но сам предмет называть нельзя.

(Спросить несколько человек.)

- Дома надо выучить 2-3 загадки наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения 4 класс Тема «В мире сказок. Волшебные сказки. Медное, серебряное и золотое царство»

Урок чтения 4 классТема «В мире сказок. Волшебные сказки. Медное, серебряное и золотое царство»Цель урока: познакомить детей с волшебными сказками на примере сказки "Медное, серебряное и золотое ...

Урок чтения. 3 класс.Тема: И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек".

Урок по программе "Школа России". Учебник в 2 частях. Часть 2.  Составитель Л.Ф.Климанова....

Урок чтения , 1 класс, тема:"Чтение слов, предложений с буквой Ш"

Презентация по чтению для учащихся 1 класса по теме "Чтение слов, предложений с буквой Ш"....

Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.

- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...

Урок чтения 1 класс Тема урока: Обобщение по разделу : «Апрель, апрель! Звенит капель…»

Здоровье детей в современном обществе является актуальной проблемой. Один из самых важных на сегодняшний день это вопрос о правильном, рациональном питании детей и подростков, соблюдение правил приёма...

урок чтения 3 класс Тема урока. Деление на части по плану рассказ Е.Пермяка « Смородинка».

Цели:-        создать условия для совершенствования  и развития  навыков сознательного, правильного чтения.Задачи: Коррекционно-образовательные:-...

Конспект урока чтения 3 класс Тема урока: И. Соколов-Микитов «Зимняя ночь» школа 8 вида

Урок чтение 3 классТема урока:  И. Соколов-Микитов «Зимняя ночь»     Цель:     формирование навыка осознанного, правильного чтенияЗадачи: ...