Статья на тему: Новое – хорошо забытое старое: важность осознанного чтения в познавательной деятельности школьника.
статья по чтению

Статья о важности осознанного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новое – хорошо забытое старое: важность осознанного чтения в познавательной деятельности школьника.

В современном, быстроразвивающемся обществе, педагоги  и  родители всё больше сталкиваются с тем, что дети не читают, читают медленно или неосознанно. Но именно от этого важного навыка зависят успехи каждого ребёнка. Объём информации, с которой ежедневно сталкиваются школьники сегодня резко увеличивается. Научить детей правильному и беглому чтению – важная задача начального образования. Однако необходимо не только наращивать скорость чтения, но и работать над глубиной понимания.

   Бездумное  воспроизведение слов или бессознательное чтение не позволяет максимально  извлекать информацию из прочитанного и понимать ее.  При этом уровень погружения в текст может быть различный, в зависимости от поставленной задачи. Например, найти ответ на конкретный вопрос, запомнить и подробно пересказать, понять замысел автора или просто ознакомиться с содержанием текста. Таким образом, мы должны делать акцент не столько на скорости чтения, сколько на эффективности чтения.

Само по себе чтение – довольно сложный психический процесс, в котором  задействованы  и память, и внимание, и воображение, и мышление.

Эффективное или смысловое чтение – это качество чтения, посредством  которого решаются поставленные задачи и достигается понимание прочитанного произведения.

На помощь учителю в развитии эффективности чтения  и формировании навыка правильности чтения приходят следующие методические приемы:

- упражнения в чтении и анализе художественных произведений должны проводиться систематически на каждом уроке;

- систематическая работа по развитию правильности чтения;

- учет возрастных и психологических особенностей детей при отборе литературных текстов, важно помочь ребенку найти «свою» книгу;

-привитие любви к чтению, желания читать, делиться прочитанным с одноклассниками, высказывать свое мнение;

-ведение читательских дневников;

 - проведение различных  конкурсов, викторин и внеклассных мероприятий книголюбов;

- составление веселых писем и сообщений от лица литературных героев.

Таким образом, следует  отметить, что все эти приемы призваны содействовать не только формированию осознанного чтения, но и развитию речевой активности обучающихся. А также формированию коммуникативных навыков, так необходимых для хорошей успеваемости и социализации в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема самообразования Развитие речи как необходимое условие активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников

Учитель: Рахимова Фарзана ФаритовнаОбразование- среднее специальноеТобольское  педагогическое училищеОбщий стаж работы : 25 летПедагогический стаж : 25 летСтаж работы в городе Пыть-Ях-22 го...

статья по теме « Новые подходы к системе оценивания младших школьников в рамках ФГОС»

эта статья позволяет расширить представление о безотметочном обучении в системе развивающего обучения...

Статья «Проблемная ситуация на уроках русского языка – одна из особенностей активизации познавательной деятельности младших школьников»

Статья  о том,  что  средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная...

Профориентация в школе: новые подходы или хорошо забытое старое?

Дана методическая разработка открытой дискуссии для проведения методического объединения классных руководителей или педсовета...

Статья «Практические упражнения на уроке «Математические представления и конструирование» как средство коррекции познавательной деятельности школьников с ОВЗ»

В статье говорится о роли математики в развитии познавательных способностей, мыслительной деятельности и др. процессах умственного развития детей с ОВЗ. Даны рекомендации по практическим упражнениям н...

Выступление на тему "Активизация познавательной деятельности школьников на уроках литературного чтения в 4 классе"

В статье рассказывается о методах и приёмах, используемых учителем для привития детям интереса к чтению....