Статья «Практические упражнения на уроке «Математические представления и конструирование» как средство коррекции познавательной деятельности школьников с ОВЗ»
статья по математике (4 класс) по теме

Милова Юлия Валерьевна

В статье говорится о роли математики в развитии познавательных способностей, мыслительной деятельности и др. процессах умственного развития детей с ОВЗ. Даны рекомендации по практическим упражнениям на уроках математики для детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

      школа № 432 Колпинского района г.Санкт-Петербурга

Статья на тему:

«Практические упражнения на уроке «Математические представления и конструирование» как средство коррекции познавательной деятельности школьников с ОВЗ»

                                                                        Выполнила:

воспитатель Милова Ю.В.

                                      2016-2017 уч.г.

     Математика в коррекционной школе решает одну из важных специфических задач обучения школьников с нарушением интеллекта – преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств. Изучение математики направлено на формирование определенного типа мышления, развитие познавательных способностей, формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения и конкретизации; на создание условий для коррекции памяти, внимания и других психических процессов. Но, так как именно эти процессы у обучающихся коррекционных школ развиты слабо, математика, как учебный предмет дается им с большим трудом. Поэтому нужно найти такие методы и приемы, которые смогли бы увлечь детей, сделать процесс обучения интересным.  Уроки математики способствуют коррекции недостатков познавательной деятельности и личности обучающихся школы, их социальной адаптации путем связи обучения математики с жизнью, с профессионально-трудовой подготовкой учащихся.

Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из основных задач учителя. Учитель исходит из того, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач.

Коррекционная работа ведется в следующих направлениях:

а) осуществление индивидуального подхода к детям;

б) предотвращение наступления утомления;

в)  коррекция активизации познавательной деятельности детей;

г) создание ситуации успеха (поощрение успехов детей, помощь каждому  ребёнку);

д) обеспечение обогащения детей математическими знаниями.

В коррекционно-образовательном процессе надо ориентироваться на достижение каждым учеником того уровня образованности, который соответствует его потенциальным возможностям.

       Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоций и рациональности в обучении. Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью учитель должен использовать в своей практике различный, занимательный материал.

      Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики - одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения по данному предмету. Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, убеждаешься, что такие дети нуждаются в особом подходе со стороны учителя.

    Ведущим направлением работы учителя специальной (коррекционной) школы является коррекция нарушений познавательной деятельности детей.

    В  работе  широко используются игровые технологии.

В.А. Сухомлинский писал, что «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

    Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников.

    Игра на уроках– активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация. Игровое состояние, возникающее у школьников в ходе игрового урока – специфическое.

    Игровая деятельность используется на всех этапах урока:

-на этапе повторения (игровые задания ),

-речевая разминка (прыгаем по ступенькам, кто как голос подает…),

-устный счет (помоги ежику собрать грибы, найди пару, найди свой парашют, лото…),

-изучение новой темы,

-закрепление материала.

   Приведем некоторые игры и игровые моменты, способствующие активизации познавательной деятельности детей на уроках математики: «Найди различия», «Сходные предметы», «Что изменилось», «Живой - неживой», «Летает – не летает», «Узнай по звуку, голосу», «Составление разрезной картинки», «На ощупь».

    Для постановки учебного задания можно использовать разные игровые персонажи, с помощью которых создается игровая ситуация. Это могут быть Смешарики, Угадайка, Чип и Дейл, Том и Джерри, Буратино, Знайка, и др.

Таким образом, практические упражнения на уроке «Математические представления и конструирование»оптимальнее всего проводить в виде дидактических игр. Они  коррегируют и развивают мышление, познавательную деятельность, пополняют, углубляют и расширяют знания, являются средством всестороннего развития ребёнка, его творческих способностей, вызывают положительные эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников"

Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников.Климова Ольга Александровнаучитель на...

Конспект открытого урока Математические представления и конструирование 3 «Д» класс

Государственное бюджетное специальное(коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанниковс ограниченными возможностями здоровьяспециальная (коррекционная) общеобразовательная школа...

Конспект урока Математические представления и конструирование на тему: "Геометрические фигуры"

Подробный пошаговый конспект, на тему: Геометрические фигуры, для 2 класса «Особый ребенок» (VIII вид) С презентацией и дидактическим материалом....

Методическая разработка урока математических представлений и конструирования по теме "Путешествие по сказке "Теремок""

Данная методическая разработка урока математических представлений и конструирования ориентирована на обучающихся 7 класса коррекционной школы (8 вид 2 вариант)....

Конспект урока математические представления и конструирование

Знакомство с представлением о ширине предметов, используя приемы наложения и приложения....

Презентация «Применение нетрадиционных технологий и средств коррекции познавательной деятельности на занятиях учителя-дефектолога»

В настоящий момент разработано множество нетрадиционных технологий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.Среди тех, которые применяются в моей работе:игротерап...

КОНСПЕКТ УРОКА «Математические представления и конструирование» ТЕМА УРОКА: Различие монет: 1, 5 копеек; 1, 2, 5 рублей

КОНСПЕКТ УРОКА «Математические представления и конструирование» ТЕМА УРОКА: Различие монет: 1, 5 копеек; 1, 2, 5 рублейКласс: 6 (VIII вид 2 вариант)Тема урока: Различие монет: 1, 5 ко...