рабочие листы . Тема " Сравнение художественных и научно-познавательных текстов" Перспектива, литературное чтение, 3 класс
методическая разработка по чтению (3 класс)

Вислоцкая Елена Александровна

Рабочие листы могут быть использованы для групповой или парной, индивидуальной работы на уроках литературного чтения. рабочий лист содержит в себе текст, задания к тексту, лист самооценки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstovyy_dokument_opendocument.odt49.59 КБ

Предварительный просмотр:

1 отгадай загадку

окраской сероватая, повадкой вороватая,

крикунья хриповатая-известная персона,

кто она?………….

2)прочитай

Ворона — хитрая, ловкая и находчивая птица! Она хорошо приспособилась жить рядом с человеком,  изучила его привычки и характер, даже научилась извлекать для себя пользу из деятельности человека.Вороны великолепно себя чувствуют в больших городах. В Москве зимует почти миллион ворон. Они облюбовали контейнеры для мусора и свалки, где всегда есть чем поживиться, ведь вороны — птицы всеядные.

Это  птица не выделяется яркостью окраски. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы у вороны черные, а все остальное серое.
С наступлением весны  вороны начинают собираться в путь-дорогу. Они улетают из города в рощи и леса и там на деревьях, в густых кустарниках строят большие гнезда, которые внутри устилают пухом, сухими травинками и перьями.
Вороньи яйца, окрашенные в голубоватый и зеленоватый цвет с крапинками, насиживает самка. А самец заботливо кормит маму.

 Через две недели из яиц вылупляются маленькие,  прожорливые воронята. Родители  кормят их, а затем учат летать и находить пропитание.Вороны часто разоряют гнезда других птиц. Могут унести беспомощных птенцов или своровать оставленные без присмотра яйца. Если птица сидит на кладке и не хочет улетать, вороны прибегают к такому трюку: одна из них садится недалеко от гнезда и дразнит птицу, другая сторожит, спрятавшись в ветвях. Едва птица слетит с гнезда, чтобы прогнать надоевшую обидчицу, ворона хватает яйца.
Летом и весной стаи ворон кружатся над заливными лугами, вдоль речных берегов. Здесь воронам раздолье — можно полакомиться лягушками или отнять рыбу у скользящих над водой чаек.
Но и у ворон есть опасный враг. Ночью, когда птицы безмятежно спят в своих гнездах, на них может напасть лесной филин. Не прощают вороны зла. И если найдут убежище филина, налетают на него всей стаей.Вороны не только громко каркают, они умеют подражать, например, собачьему лаю, смеху человека, а обученные птицы даже произносят отдельные слова.Любят вороны подразнить собак: усядется птица неподалеку от собачьей будки на дерево и начинает громко гавкать: «Гав! Гав! Гав!» Собака рвется с цепи, заливается лаем. А ворона до-
вольна.

3) определи стиль текста……………………

4) найди интересные факты

-1-------------------------------------------------------

-2-------------------------------------------------------

-3--------------------------------------------------------

5) восстанови последовательность событий

----окраска птицы

----опасный враг

-----появление потомства

----хитрая и ловкая птица

-----подражание голосам

6) поработай с текстом, вставь пропущенные слова

в Москве зимует почти……………...ворон.

 Можно полакомиться ………. или отнять рыбу у скользящих над водой……….  .

Вороны умеют подражать    …………….

………………………………..               .

7) собери перепутанную  пословицу и обьясни( устно) ее смысл

Узнают  перьях   в  павлиньих и  ворону.

Оцени себя

ступени мастерства

1

умелец  

2

умник(ца)

3

знаток

4

мастер

5

специалист

6

молодец

7

виртуоз

Тема

«Пернатые друзья зимой»

Цели

научиться работать с текстом

повторить имеющиеся знания о зимующих птицах

1)отгадай загадку

Спинкою зеленовата, животиком желтовата,

черненькая шапочка и полоска шарфика…….

2 прочитай

На дворе стояли трескучие морозы.Каждое утро  Я  выбегал ненадолго погулять. Прежде всего я бежал в сад к яблоне, где мы с папой устроили птичью столовую.Ещё месяц назад папа пристроил там дощечку, а я сыпал на неё разные крошки и зёрнышки.Играя дома, я часто подбегал к окну и смотрел, что делается на дворе. Деревья сада стояли седые от инея, а солнце светило тускло.Ах, как холодно было на воле! Птицы почти не показывались, они забились куда-то от пронизывающего ледяного ветра.А один раз утром, выбежав из дому, чтобы отнести птичкам корм, я вдруг увидел, что у забора темнеет какой-то комочек перьев. Я подошёл.Прямо на снегу лежала синичка. Она не двигалась. Глаза у неё были закрыты.Я взял птичку в пригоршни и старался согреть её своим дыханием. «Неужели она совсем замёрзла?» — подумал я.Но тут вдруг синичка открыла чёрные, как бусинки, глаза и сейчас же вновь их закрыла.«Жива, жива!» — обрадовался я и побежал с птичкой в руках домой.Мы с мамой положили синичку в клетку, а клетку поставили поближе к печке. Мама, а как ты думаешь, она оживёт? — спрашивал я.Думаю, отогреется, — отвечала мама.И вдруг птичка будто проснулась. Она открыла глазки, встрепенулась, вскочила на ножки. Потом она начала отряхиваться, прихорашиватьс

Я осторожно поставил ей в клетку чашечку с коноплёй и блюдце воды.Но синица не испугалась моей руки, она только слегка отскочила в другой конец клетки, а когда я убрал руку и запер дверцу, сейчас же вспорхнула на край чашечки и стала клевать коноплю.

Смотри, мама, да она совсем ручная! — радовался я.

Нет, Юра, она не ручная, а очень голодная. Ведь сейчас птицам трудно добывать себе корм.

А почему же они все к нам в столовую не летают? Я же им каждое утро угощение сыплю!

Потому что не все птицы про твою столовую знают.  — ответила мама.

Синичка наелась вволю, попила из блюдечка воды и стала скакать с жёрдочки на жёрдочку.

К обеду пришёл папа. Он посмотрел на синичку и сказал:

Поживёт денька два в клетке, а там можно её и выпустить, пускай себе по комнатам летает.

А если она вылетит в дверь или в форточку и улетит? — забеспокоился я. — Ведь она опять может замёрзнуть!

Нет, теперь уж она от голода и холода не погибнет, — отвечал папа. — Синички — птицы догадливые. Раз уж её тут подкормили, согрели, она всю зиму будет около нашего дома держаться и твою столовую мигом найдёт.

Синичка прожила у нас всю зиму.

Г.Скребицкий

3) определи стиль текста……………………

4) придумай продолжение

--------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------

5) восстанови последовательность событий

----догадливые синицы

----птичья столовая

-----синичка ожила

6) поработай с текстом, вставь пропущенные слова

солнце светило ……..    .

Я взял птичку в ………………….. и старался согреть ее своим …………………     .

Синичка  наелась     ……………., попила из блюдечка воды и стала скакать с ………….

………………………………..               .

7) собери пословицу и обьясни( устно) ее смысл

 чем лучше журавль синица  в руках  небе в.

1)отгадай загадку

Он растрепанный,драчливый.

Непоседливый, крикливый.

На асфальте, под окошком,

хлеба собирает крошки.

Искупается в пыли, или в луже на мели.

Отгадайте поскорей, это птичка………..

2 прочитай

Первая тайна воробьев – это почему их так называют? Попросите ребенка угадать, откуда взялось такое название у воробья: «Вора – бей! Вора – бей!» Ой, так ведь получается «вора бей». Значит, воробушек-то наш воришка! Что же он ворует? Наверное, зернышки. А еще что? Крошки. У кого воробей зерна да крошки ворует? У голубей, собак, кошек и даже у людей (Конечно же, Вы видели с детьми, как проворные воробышки таскают крошки прямо из-под носа неповоротливых медлительных голубей. Да и на птичьей кормушке воробьи не растеряются и без корма не останутся! И из-под носа собаки прямо из ее миски могут крошку ухватить). Получается, что пока другие зазеваются, воробей тут как тут – зернышко утащит. И в этом «вора бей» звучит характер птички – шустрый, проворный, хитрый, драчливый, смелый. Задиристый.

А вот ученые думают иначе. Они считают, что вовсе и не вор наш воробей. Они говорят, что слово «воробей» произошло от древнего «вор». От этого «вор» произошли такие известные нам слова как «забор» или «ворота». Почему же тогда «воро — бей»? Потому что воробей — это птичка, которая на заборе и на воротах сидит, рядом с человеком давно живет.
Есть и другое мнение. Что в основе слова «воробей» слово «ворк» — ворковать, ворчать. И получили свое название воробьи за то, что они беспокойные и все время чирикают.

Воробьи по характеру птицы смелые, даже драчливые. Но несмотря на свой «боевой» характер, воробьи — это очень дружные птички. Они друг другу помогают – если найдет один воробей корм, обязательно всех друзей позовет. Никогда так не бывает, чтобы нашел воробей крошки и все эти крошки сам съел, друзьям не оставил. Вот какая птица – маленькая, а что такое дружба уже знает. И всегда с друзьями делится!

3) определи стиль текста……………………

4) найди интересные факты

-1-------------------------------------------------------

-2-------------------------------------------------------

-3--------------------------------------------------------

5) восстанови последовательность событий

----воришка -воробей

----ворбьиная дружба

----древнее слово «вор»

----другое мнение

6) поработай с текстом, вставь пропущенные слова

Воробышки таскают крошки прямо из под…………  неповоротливых    ……      голубей.

 Это птичка , которая и на……..          и на   ……         сидит, рядом с человеком ……….. .

Они беспокойные и все время ………              .

7) собери пословицу и обьясни( устно) ее смысл

как воробей  упустишь время поймаешь не.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с художественой и научно-познавательной литературой.

Конспект внеклассного занятия "Книга твой друг и помощник". Целью занятия является уточнение представлений детей о художественной и   научно-познавательной литературе и привитию навыков рабо...

Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению «Школа исследователя 1 класс»

Программа «Школа исследователя» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению  в 1-4 классах,  направлена на формирование готовности и способнос...

Разработка урока по литературному чтению 3 класс Тема: К. Паустовский. « Барсучий нос». Текст «Барсук» из справочника. Сравнение художественного и научно-познавательного текстов.

Данный урок по литературному чтению изучается в разделе "Люби всё живое". Учащиеся знакомятся с творчеством К.Паустовского, сравнивают два текста: художественную и научно-познавательную.Методическая р...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа факультатива «В мире слов» (научно-познавательное направление) 1-4 классы

Рабочая программа факультатива «В мире слов» (научно-познавательное направление) 1-4 классы...

Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению "Наши проекты" 4 класс

Программа разработана на основе программы курса "Исследовательская деятельность младших школьников". (Автор авторы –составители Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк), пособия «Проектные задачи в начальной школ...

УМК "Перспектива". Технологическая карта к уроку литературного чтения для 2 класса на тему "Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Н. Рубцов «Про зайца». Текст из энциклопедии «Заяц" "

Цели деятельности учителя : показать сходство и различие научных и художественных текстов на примере  новых произведений; научить сравнить      художественный и научно-по...

конспект урока по литературному чтению "Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Н. Рубцов «Про зайца» (2 кл.)

Конспект урока по литературному чтению Тема: Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Н. Рубцов «Про зайца». Текст из энциклопедии «Заяц»Цели деятельности учи...