Разработка урока по литературному чтению для 2 класса. Тема Стихи Плещеева А.Н. о весне
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Богданова Мария Андреевна

Урок открытия новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2a_lit-ra.docx31.7 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение

Класс 2

                

Технологическая карта

Тема урока

Стихи Плещеева А.Н. о весне

Цель

создать условия для ознакомления со стихотворениями А. Плещеева о весне

Задачи.

- Познакомить с творчеством А.Н. Плещеева, со стихотворениями «Весна», «Сельская песенка» расширять, углублять эстетические представлеия о поэзии

азвивать устную речь учащихся, мышление, внимательность, память; Совершенствовать навыки выразительного чтения; обогатить словарный запас детей

-Воспитывать прививать любовь к природе и русской словесности; - воспитывать положительную мотивацию в обучении трудолюбие, дисциплинированность, уважение к труду, непримиримость к безделию учить видеть в стихах выразительные средства языка и определять настроение в стихотворении, учитывать это при выразительном чтении; развивать выразительную речь, память, образное мышление и внимание к слову; прививать любовь к русской поэзии, воспитывать чувство прекрасного.

Планируемые образовательные результаты

(предметные)

обучающиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения читать стихотворения выразительно; представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины, объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

Личностные результаты

установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Универсальные учебные действия

(метапредметные)

  • Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её и принимать, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; оценивать свою работу на уроке.
  • Познавательные: анализировать стихотворение, выделять в нём главную мысль, отвечать на вопросы на основе текста стихотворения.
  • Коммуникативные: обсуждать в паре ответы на вопросы, соблюдая правила общения, уметь доказывать свою точку зрения.

Основное понятия и термины

Лазурь, сени

Методы и формы обучения

Индивидуальная, фронтальная, творческая

Наглядно-демонстрационный материал

Портрет писателя, иллюстрации

Образовательные ресурсы

Литературное чтение, 2 класс 2 часть, Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Москва, “Просвещение”, 2013;

Сценарий урока.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организация

учащихся.

Мотивация

учебной

деятельности.

Здравствуйте, ребята, меня зовут …, и сегодня урок литературного проведу у вас я.

Отдых наш кончается,

Работа начинается.

Усердно будем мы трудиться,

Чтобы чему-то научиться.

-Сядьте правильно, руки на парте, ноги вместе, локти у края, спинка прямая!

Приветствуют учителя.

Проверяют рабочие места.

2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания

- Ребята, давайте вспомним, какое произведение вы изучали на прошлом уроке?

- А кто автор этого произведения?

- О чем это стихотворение?

-  Кого называет поэт гонцами?

- Ребята, давайте теперь выразительно прочтем это стихотворение.

- А кто выучил наизусть это стихотворение?

«5»- прочитал выразительно, не допускал ошибок.

«4» -читал выразительно, но при чтении допустил 1-2 ошибки

«3»- читал не выразительно, допускал ошибки при чтении.

«2»- не выучил стихотворение.

  - Расскажите его

- На прошлом уроке мы изучали стихотворение «Весенние воды»

- Автор этого произведения Ф. Тютчев

- это стихотворение о том, что начинается весна, воды начинают шуметь.

- Поэт называет гонцами весенние воды

3. Постановка

проблемной

ситуации; Выявление места и причины затруднения

- Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, и с помощью отгадки вы узнаете, о чем пойдет речь на уроке.

Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит,

К нам пришла ….

- Так о каком времени года мы будем говорить?

-Ребята, назовите признаки весны.

-Почему с приходом весны говорят, что природа просыпается?

- Верно, а сейчас я предлагаю вам составить фамилию автора из этих разбросанных букв.

- Какая фамилия получилась?

-Верно, это Плещеев Алексей Николаевич.

- Кто может сказать тему урока. С произведениями какого автора будем знакомиться на уроке?

- Какие задачи вы можете перед собой поставить? Чему мы должны научиться?

- Весна

- снег начинает таять, птицы прилетают с юга, появляются первые цветы

- Мы будем говорить о весне

- Плещеев

-Чтение стихотворений А. Плещеева

-Научиться читать эти стихотворения и отвечать на вопросы по этим стихотворениям

4.Построение проекта выхода

из затруднения

  1. Знакомство с автором.

-Ребята, А.Н.Плещеев замечательный русский поэт, писатель и переводчик. Родился 22 ноября (4 декабря н.с.) в Костроме в дворянской семье, принадлежавшей к старинному роду. Детские годы прошли в Нижнем Новгороде. Под руководством матери получил хорошее домашнее образование. В 1839 вместе с матерью переселяется в Петербург, учится в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, затем в университете. В студенческие годы определился его интерес к литературе и театру.

2. Работа с портретом

- Рассмотрите портрет

-Что можно сказать об этом человеке? Какой у него взгляд?

-Современники вспоминали Алексея Николаевича как исключительно мягкого человека, всегда готового прийти на помощь.

3. - Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с 2-мя стихотворениями А.Н. Плещеева «Весна» и «Сельская песенка».

- у него доброжелательный, внимательный взгляд

Физкультминутка

- Ребята, давайте немного отдохнем и выполним упражнения

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко.

Плавно руки вверх подняли,

И кистями помахали.

Руки мы к плечам прижали,

И локтями повращали.

Сделали по пять прыжков.

И к работе класс готов!

Повторяют за учителем.

5. Реализация проекта

выхода из затруднения.

1. Первичное чтение стихотворения с постановкой проблемного вопроса.

Слушание стихотворения (аудио)

-Итак, вы сейчас прослушаете 1-е стихотворение и после ответите на вопрос «почему оно так названо?»

-Почему оно так называется?

2. Повторное чтение текста учащимися с анализом и словарной работой.

- Сейчас мы еще раз прочитаем стихотворения.

-Начинаем читать 1-й столбик.

-Какие признаки весны встретили в четверостишье?

-как понимаете выражение «повеяло весною»?

-О каких птицах говорит поэт?

-Что изменится в лесу?

- А теперь читаем 2-ой столбик

-Ребята, здесь выделено слово «лазурь».

- Как вы думаете, что оно обозначает?

-Из каких источников можно узнать значение слова?

-А если слово выделено в тексте, то его значение можно узнать в конце учебника

-Давайте посмотри, что оно обозначает откройте страницу учебника …(читаю объяснение из учебника)

- Как вы понимаете выражение «чиста небесная лазурь»?

- Что говорится о солнце?

-Как поэт называет в стихотворении зимнюю пору?

-Как вы понимаете значение слова «миновала»?

-Какие картины весны наблюдает поэт?

-Какое настроение вызывает это стихотворение у вас?

Работа со 2-м стихотворением «Сельская песенка»

-Что обозначает слово сельская?

 -Как вы думаете, о чем (о ком) пойдёт речь в стихотворении?

-Теперь послушайте 2-е стихотворение и ответьте на вопрос «Почему автор дал такое название?»

- Внимательно посмотрите на текст стихотворения, какое слово нам поможет сказать о том, что это «Сельская песенка?» (сени).

-А что такое сени?

- Начинаем читать 1-й столбик

- о каких признаках весны говорит поэт?

- Как понимаете выражение «солнышко блестит»?

- Кто прилетел?

-Почему поэт говорит, что ласточка с весною летит?

-Почему ласточка в сени летит?

Читаем 2-й столбик

- Что означают слова поэта « с нею солнце краше и весна милей?

- О чем  просит автор ласточку?

-Как вы понимаете «прощебечь привет»?

Чтение 3-го столбика

- Рады ли жители появлению ласточки?

- Как вы думаете почему?

-Какие слова из стихотворения это доказывают?

- О чем просит ласточку?

- Как вы думаете, радуется ли поэт приходу весны или нет?

- Какие приметы весны присутствуют в стихотворении? Найдите и прочитайте их.

Выразительное чтение стихотворения

- Теперь давайте проведем конкурс чтецов

- Но для начала вам нужно подготовиться

- Сейчас вы будете выразительно читать стихотворения, а затем мы определим, кто лучше прочитал

- Как вы думаете, кто лучше всех читал стихотворения?

- Я думаю, что стихотворение называется «Весна», потому что в нем отражены признаки весны

- снег тает, ручьи бегут

- повеяло весною, значит запахло весной

-поэт говорит о соловьях

- лес оденется листвою

- я думаю, слово лазурь обозначает цвет

- значение слова можно узнать из орфографического словаря

- это значит, что небо ярко-голубое, без единого облачка

- солнце стало теплей и ярче

-поэт зимнюю пору называет порой злых метелей и бурь

-это стихотворение вызывает у меня радостное настроение, потому что наступает весна

-Находящийся за пределами города, пригородов, не городской. 

- потому что действие происходит в сельской местности

- слово сени поможет нам сказать о том, что это «Сельская песенка»

-Сени – нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с улицей.

- травка зеленеет, солнышко блестит

- это значит, что оно ярко светит

- прилетела ласточка

- автор просит ласточку прощебетать привет

-это значит сказать привет

- жители рады появлению ласточки

-потому что она принесла песню из далеких стран

- автор просит ласточку спеть песню

6. Творческая работа

- Ребята, а какие иллюстрации вы бы нарисовали к стихотворению? Опишите их

- А теперь посмотрите, как я представляю эти стихотворения (показываю изображения)

7. Обобщающая беседа

- Ребята, с каким стихотворениями вы сегодня познакомились?

-Кто их автор?

- Что объединяет произведения А.Н. Плещеева?

- Является ли ласточка весенней птицей?

- Что вы знаете о них?

- А вы знали, что деревенские ласточки возвращаются в мае и селятся под крышами деревянных строений. Гнездо слеплено из грязи, которую ласточка собирает по краям луж и скрепляет слюной, конским волосом и соломинками.

- познакомились со стихотворением весна и сельская песенка

- их автор А.Н. Плещеев

- произведения Плещеева объединяет что, что они о весне

- да, ласточка является весенней птицей

9. Итог урока. Рефлексия.

Домашнее задание

- Какие стихотворения мы читали?

- Кто их автор? 

- А сейчас я проверю, как вы усвоили содержание стихотворений.

Мини – тест.  

1. Автор стихотворений «Весна», «Сельская песенка».

А. Барто, А. Плещеев, Ф. Тютчев.

2. Время года, которое описывает поэт?

Весна, зима, осень.

3. Название птиц из стихотворения «Весна».

Ласточки, воробьи, соловьи.

4. Что является источником творческого вдохновения А.Н. Плещеева?

Природа, солнце, птицы.

Перед вами лестница успеха, оцените свою работу на уроке.

Кто правильно ответил на все вопросы теста отмечает на верхней ступеньке.

Поднимите руку, кто отметил на верхней ступеньке

А сейчас откройте свои дневники и запишите домашнее задание: выучить одно из этих стихотворений наизусть

 - Ребята, урок окончен, встаньте. До свидания!

- мы читали стихотворение «Весна» и «сельская песенка»

- их автор А.Н. Плещеев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по литературному чтению 3 класс

Тема урока.  В. ДРАГУНСКИЙ  «ДРУГ ДЕТСТВА»...

Разработка урока по литературному чтению 4 класс

Метафора,сравнение,рифма,ритм - формирование понятий. Знакомство со стихотворением А.Н.Плещеева "Детство".Развитие выразительной и четкой дикции....

Разработка урока по литературному чтению 3 класс "Басни И.А.Крылова. Обобщение"

Урок по литературному чтению разработан по необходимым требованиям, предъявляемым к конспекту урока: прописаны цели урока, необходимое оборудование, соблюдены этапы урока, использование наглядного и з...

Разработка урока по литературному чтению ( 2 класс). Тема урока: В.В.Бианки «Сова»

Разработка урока по литературному чтению ( 2 класс). Тема урока: В.В.Бианки «Сова»...

Разработка урока по литературному чтению 2 класс. Тема урока: «Полна богатырями Земля Русская».

Цели урока:  Сформировать целостное представление о фольклоре как о культурном наследии народа.   Развивать творческие способности детей. Расширять представления детей о былинах, как о...