Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Проказова Ярослава Евгеньевна

«Знакомство с буквой Гг. Понятие об ударении»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2_znakomstvo_s_bukvoy_g.docx39.32 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

урока обучения грамоте (чтение)

в 1 классе

                                                                                                                                   Дата проведения «___»                    2022г.                                                

Учитель: Проказова Я.Е. /______________/                                              

2022

Образовательная программа: «Школа XXI века» 

        

Тема: «Знакомство с буквой Гг. Понятие об ударении»

        

Тип урока: изучение нового материала.

Цель – создание условий по ознакомлению с буквой Г, г, понятиями «слог», «ударение», «ударный слог»

 

Планируемые результаты:

  1. Предметные результаты:
  • знают букву Г, г; умеют находить в словах ударные и безударные гласные звуки, выполнять звуковой анализ слов;
  • различать звуки и буквы, соотносить слова (название рисунка) со слогоударной схемой слова.
  1. Метапредметные результаты - формирование УУД (развивающая задача):
  • познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы; составлять ответы на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь;
  • регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
  • личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
  • коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать других; формировать умение строить речевое высказывание; формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами; обогащать словарный запас путём осмысления лексического значения слов и через употребление их в живой речи; формировать умение оформлять свои мысли в устной речи.
  1. Личностные результаты (воспитывающая задача):
  • высказывать своё мнение, подтверждая собственными аргументами.

Оборудование:

  1. Учебник, печатная тетрадь
  • Учебник «Букварь– 1 класс» (Л.Е. Журова и др.)

 Демонстрационный материал (на доску)

  • Карточки с буквами
  • Презентация
  • Картинка гнома
  1. ТСО
  • Компьютер, проекционная аппаратура

Ход урока

Этапы

Планируемые результаты

Содержание

Наглядно-иллюстративный материал

Примечание

I.Организационный момент

Регулятивные УУД:
1) Сформировать умение организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы

- Здравствуйте ребята. Я рада всех вас видеть.

Ну, теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Слайд №1

II.  Постановка темы и цели урока

Регулятивные УУД:

1) Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя 

Коммуникативные УУД:

1) Взаимодействие с учителем, одноклассниками, высказывание

своей точки

 зрения. 

  1. Фонематическая разминка.

- Произнеси, выделяя голосом звук (г).

 Раз в галошу села Лошадь

 И сказала: «Я – Галошадь,

 На гитаре, на гармошке

 Буду делать иго – гошки!»

2) Подведение к формулированию темы.

Проблемный вопрос.

– Отгадайте слово, если:

                волк – зубы

                еж – иголки

                слон – бивни

                лось –? (рога)

                песня – звучит – гимн

                орел – изображен – герб

                полотно – развевается –? (флаг)

– Измените слово, чтобы оно называло несколько предметов. (Флаги.)

– Какие звуки слышите в словах рог-г-га, флаг-г-ги? (Звуки [г], [г’].)

– Эти звуки обозначаются одной буквой.
- Как вы считаете, с какой буквой мы сегодня познакомимся?  (с буквой Г)
– Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с буквой г, и узнаем, что такое ударение.

Слайд №2

Слайд №3 - №4

Картинки звуков [г], [г’]

Букв «Г»

III.Изучение нового материала

Коммуникативные УУД:

1) Взаимодействие с учителем, одноклассниками, высказывание

своей точки

 зрения. 

Личностные УУД:

1) Умение видеть и признавать свои ошибки.

Познавательные УУД:

1) Общеучебные,

логические

 умения.

1) Звуковой анализ слов «рога», «флаги». 

– Рассмотрите схемы слов. Выполните звукобуквенный анализ слов.

– Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой. (Слово «рога», [г] – твёрдый согласный звук. Слово «флаги», [г’] – мягкий согласный звук.)

– Определите, какой буквой можно обозначить эти звуки. (Буквой Г, г.)

2) Знакомство с буквой.

– Звуки [г], [г’] обозначают буквой Г, г.

– Замените соответствующие фишки в схемах слов буквами.

– На что похожа буква? Вот гном (рисунок гнома) … .

Букву на плече носил,

На лугу траву косил.

              Е. Тарлапан

– Разделите слова на слоги. (ро-га; фла-ги)

– Назовите только первый слог в слове «рога». (ро)

– Назовите гласную букву в этом слоге. (о)

– Назовите второй слог этого слова. Назовите гласную букву в этом слоге. (га, а)

– Назовите первый слог слова «флаги». (фла)

– Назовите гласный звук в этом слоге. (а)

– Чем похожи и чем различаются звукобуквенные модели этих слов?

– Придумайте имя гному. Как вы думаете, на какую букву оно должно начинаться?

– Какое у него может быть имя, если оно начинается со звука [г’]? (Гера, Гена и т. д.)

На доске записано стихотворение.

Гном гулял. Гном играл.

Грянул гром. Где гном?

– Прочитайте стихотворение.

– Выскажите своё мнение, понравилось? Почему? (Предложения начинаются на букву г.)

– Гном любит играть – перекликаться, слоги составлять, чтобы потом с ними слова придумывать. Давайте поиграем.

Гном скажет а, вы отвечаете «га».

Гном скажет я, вы отвечаете «гя».

Аналогичная работа проводится с буквами о, у, и, ы, е, ю.

– Подберите слова, в которых есть слоги «га», «го, «гу», «ги», «ге».  (Галя, горы, город, гусь, гиря, генерал.)

– Придумайте движения к этому стихотворению про гнома.

 Картинки слов «рога», «флаги»

Картинка гнома

На доске

IV.Физкульт-минутка

Презентация

V.Закрепление знаний, формирование умений

Регулятивные УУД:

1) Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, анализировать свою работу, находить ошибки 

Познавательные УУД:

1)Общеучебные,

логические

 умения. 

  1. Работа по учебнику. Чтение слогов, слов и предложений.

- Откройте свои учебники (Букварь) на стр. 77

- Прочтите слоги, используя пособие-«окошечки».

- Здесь даны окошечки с пропущенными буквами. Мы должны с вами эти буквы найти и вставить в окошечко.
- Посмотрите на рисунок верху окошечек. Что здесь нарисовано?
(Рога, флаги)

- Ребята, давайте попробуем вставить слово рога в первое окно. Из каких букв состоит слово Рога? (Р, О, Г, А)

- А сколько букв не хватает в первом окошечке? Сколько всего должно быть букв? (всего 4 буквы, не хватает 3)

- Ребята, как вы считаете слово рога подходит к первому окошечку? (да)

- Теперь приступим ко второму окошечку? Что здесь нарисовано? (флаги)

- Ребята, давайте попробуем вставить слово флаги во второе окно. Из каких букв состоит слово флаги? (Ф, Л, А, Г, и)

-  А сколько букв не хватает во втором окошечке? Сколько всего должно быть букв? (всего 5 буквы, не хватает 5)

- Ребята, как вы считает слово флаги подходит ко второму окошечку? (да)

– Прочитайте слоги по строкам, столбцам. (га,гя,го,гу,ги и т.д.)

– Прочитайте слова. (гул, гам, юн, юная и т.д.)

  1. Работа по учебнику. Введение понятия «ударение». Соотнесение рисунка и слогоударной схемы слова.

– Выполните звуковой анализ слова «слива».

– Определите, сколько гласных в этом слове. (2 гласных.)

– Сколько слогов в слове? (2 слога.)

– Произнесите слово «слива» хором, разделяя на слоги. (Сли-ва.)

– Рассмотрите модель этого слова на доске. Как показано в модели, что в слове «слива» два слога? (Проведена вертикальная линия, каждый слог выделен дугой.)

– Послушайте: какой слог в этом слове произносится громче, протяжно? Назовите этот слог. (Сли-.)

– Очень важно: запомните, что в слове один из слогов всегда произносится чуть громче и чуть длиннее, чем другие. Такой слог называется ударным. Над ударным слогом ставится косая черточка – так обозначается ударение. Ударение ставится в схеме над гласным звуком.

– Договоримся, что гласный звук, на который падает ударение, и слог, где стоит ударение, будем называть ударным.

– Над каким слогом в слове «слива» стоит косая черточка? (Сли-.)

– Какая часть слова произносится громче, протяжнее? (Сли-.)

– Как называется этот слог? (Ударный слог.)

– Выделяя ударный слог, мы как бы ударяем по нему голосом. Не случайно появилось такое стихотворение:

Ударный слог, ударный слог,

Он назван так недаром.

Эй, невидимка-молоток,

Отметь его ударом!

                     А. Шибаев

– Как определить в слове ударный слог? (Надо произнести слово целиком, но не быстро, а нараспев; или как бы позвать, окликнуть слово.)

– Рассмотрите рисунки в учебнике. Произнесите каждое слово. (Ландыш, бабочка, шиповник, стрекоза, мак, пчела.)

– Рассмотрите схемы между картинками. Чем отличаются друг от друга первая и вторая схемы? (В первой схеме ударный первый слог, а во второй схеме ударный третий слог.)

– Чем отличаются третья, четвёртая, пятая схемы? (Третья схема показывает, что слово состоит из одного слога. Знак ударения в ней отсутствует. В четвёртой схеме ударный слог первый. В пятой схеме ударный слог второй.)

– Определите, какое слово какой схеме соответствует? На что надо обратить внимание? (На слоговой состав и на место ударения.)

– Если рисунки с изображением бабочки и мака поменять местами, то, как можно было бы назвать все предметы левого столбца? (Растения.)

– А правого столбца? (Насекомые.)

  1. Работа по учебнику. Чтение рассказа.

- Ребята, откройте учебник на стр.79

- Я сейчас вам прочитаю отрывок из рассказа Г. Остера «Одни неприятности» 

- Вы должны внимательно послушать. После рассказа я задам вам вопросы.

– Как называется рассказ? Кто автор?

– Что такое неприятность?

– Кого искал котёнок во дворе?

– Нашёл ли он эти неприятности? (Нашёл. Его чуть не поймала собака.)

– Сам котёнок. Гав не считал, что он встретился с неприятностями, почему? (Он ещё маленький, не знает, что такое неприятности. Котёнок не знал, что собаки говорят «гав».)

Слайд №3

VI.Итог урока

Регулятивные УУД:

1) Самоконтроль,

самооценка.

-Ребята, наш урок подходит к концу.

 - Скажите, что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

- Где вам новые знания пригодятся?

- Какой звук обозначает буква «Г»?

- Дайте характеристику звуку “г”.

 -Дайте характеристику звуку “г”.

- Какими буквами мы обозначаем эти звуки? (гэ) 

- Вы хорошо потрудились, работали активно и дружно. Посмотрите, ребята, нам удалось прогнать тучку. Солнышко нам благодарно улыбается, расправив лучики. Выберите себе на память об уроке портрет Солнышка, отражающий ваше настроение.

- Я желаю вам успехов и хорошего настроения на весь день!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе УМК "Перспектива"

Подробный конспект урока обучения грамоте (УМК "перспектива") по теме: "Звук [Э]. Буквы Ээ."  В конспекте представлены разнообразные виды работы на уроке. Предложена работа с электронным приложен...

конспект урока обучения грамоте (чтение), 1 класс УМК "Гармония". Тема: Звуки речи: обощение. Повторение изученного.

Урок рефлексии по технологии деятельностного метода.  Повторение и закрепление изученного, формирование способностей к коррекции собственных затруднений на основе алгоритма рефлексивного мышления...

Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе.

Программа: Традиционная начальная школа.Тема: Согласные звуки [т] [т ,]. Буквы Т,т....

Конспект урока обучение грамоте ( чтение) в 1 классе по теме "Звуки [с,т]" и буквы с,т." с использованием игровых технологий.

На уроке ребята практически познакомятся с этимологией слова и понятием "рифма"....

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Согласный звук [ ш ], буква ш, буквосочетание ши. Упражнения в чтении и письме"

Данный материал может быть использован учителями начальных классов, работающим с УМК "школа 2100"...

Конспект урока обучения грамоте (чтение), проведённого в 1 «Б» классе, ГБОУ школы №315 Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Светланой Владимировной 19 декабря 2014 года

УМК. «Школа России»      Тема: Россия – Родина моя. Звуки [ й а ] ,  [ а ]. Буквы Я, я. Двойная роль букв Я, я.Тип урока. Изучение нового материала.Цель. Сформировать уме...

Конспект урока обучения грамоте (чтение), 1 класс, ПНШ, ТЕМА: ЗВУКИ [м], [м’], БУКВЫ М, м

Цели деятельности педагога: создать условия для знакомства с условным обозначением звонких твердого и мягкого звуков [м], [м’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа...