Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе
план-конспект урока по чтению (1 класс)
«Знакомство с буквой Гг. Понятие об ударении»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_2_znakomstvo_s_bukvoy_g.docx | 39.32 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
урока обучения грамоте (чтение)
в 1 классе
Дата проведения «___» 2022г.
Учитель: Проказова Я.Е. /______________/
2022
Образовательная программа: «Школа XXI века»
Тема: «Знакомство с буквой Гг. Понятие об ударении»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель – создание условий по ознакомлению с буквой Г, г, понятиями «слог», «ударение», «ударный слог»
Планируемые результаты:
- Предметные результаты:
- знают букву Г, г; умеют находить в словах ударные и безударные гласные звуки, выполнять звуковой анализ слов;
- различать звуки и буквы, соотносить слова (название рисунка) со слогоударной схемой слова.
- Метапредметные результаты - формирование УУД (развивающая задача):
- познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы; составлять ответы на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь;
- регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
- личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
- коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать других; формировать умение строить речевое высказывание; формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами; обогащать словарный запас путём осмысления лексического значения слов и через употребление их в живой речи; формировать умение оформлять свои мысли в устной речи.
- Личностные результаты (воспитывающая задача):
- высказывать своё мнение, подтверждая собственными аргументами.
Оборудование:
- Учебник, печатная тетрадь
- Учебник «Букварь– 1 класс» (Л.Е. Журова и др.)
Демонстрационный материал (на доску)
- Карточки с буквами
- Презентация
- Картинка гнома
- ТСО
- Компьютер, проекционная аппаратура
Ход урока
Этапы | Планируемые результаты | Содержание | Наглядно-иллюстративный материал | Примечание |
I.Организационный момент | Регулятивные УУД: | - Здравствуйте ребята. Я рада всех вас видеть. Ну, теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё в порядке, Ручка, книжка и тетрадки? Все ли правильно сидят? | Слайд №1 | |
II. Постановка темы и цели урока | Регулятивные УУД: 1) Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя Коммуникативные УУД: 1) Взаимодействие с учителем, одноклассниками, высказывание своей точки зрения. |
- Произнеси, выделяя голосом звук (г). Раз в галошу села Лошадь И сказала: «Я – Галошадь, На гитаре, на гармошке Буду делать иго – гошки!» 2) Подведение к формулированию темы. Проблемный вопрос. – Отгадайте слово, если: волк – зубы еж – иголки слон – бивни лось –? (рога) песня – звучит – гимн орел – изображен – герб полотно – развевается –? (флаг) – Измените слово, чтобы оно называло несколько предметов. (Флаги.) – Какие звуки слышите в словах рог-г-га, флаг-г-ги? (Звуки [г], [г’].) – Эти звуки обозначаются одной буквой. | Слайд №2 Слайд №3 - №4 Картинки звуков [г], [г’] Букв «Г» | |
III.Изучение нового материала | Коммуникативные УУД: 1) Взаимодействие с учителем, одноклассниками, высказывание своей точки зрения. Личностные УУД: 1) Умение видеть и признавать свои ошибки. Познавательные УУД: 1) Общеучебные, логические умения. | 1) Звуковой анализ слов «рога», «флаги». – Рассмотрите схемы слов. Выполните звукобуквенный анализ слов. – Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой. (Слово «рога», [г] – твёрдый согласный звук. Слово «флаги», [г’] – мягкий согласный звук.) – Определите, какой буквой можно обозначить эти звуки. (Буквой Г, г.) 2) Знакомство с буквой. – Звуки [г], [г’] обозначают буквой Г, г. – Замените соответствующие фишки в схемах слов буквами. – На что похожа буква? Вот гном (рисунок гнома) … . Букву на плече носил, На лугу траву косил. Е. Тарлапан – Разделите слова на слоги. (ро-га; фла-ги) – Назовите только первый слог в слове «рога». (ро) – Назовите гласную букву в этом слоге. (о) – Назовите второй слог этого слова. Назовите гласную букву в этом слоге. (га, а) – Назовите первый слог слова «флаги». (фла) – Назовите гласный звук в этом слоге. (а) – Чем похожи и чем различаются звукобуквенные модели этих слов? – Придумайте имя гному. Как вы думаете, на какую букву оно должно начинаться? – Какое у него может быть имя, если оно начинается со звука [г’]? (Гера, Гена и т. д.) На доске записано стихотворение. Гном гулял. Гном играл. Грянул гром. Где гном? – Прочитайте стихотворение. – Выскажите своё мнение, понравилось? Почему? (Предложения начинаются на букву г.) – Гном любит играть – перекликаться, слоги составлять, чтобы потом с ними слова придумывать. Давайте поиграем. Гном скажет а, вы отвечаете «га». Гном скажет я, вы отвечаете «гя». Аналогичная работа проводится с буквами о, у, и, ы, е, ю. – Подберите слова, в которых есть слоги «га», «го, «гу», «ги», «ге». (Галя, горы, город, гусь, гиря, генерал.) – Придумайте движения к этому стихотворению про гнома. | Картинки слов «рога», «флаги» Картинка гнома На доске | |
IV.Физкульт-минутка | Презентация | |||
V.Закрепление знаний, формирование умений | Регулятивные УУД: 1) Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, анализировать свою работу, находить ошибки Познавательные УУД: 1)Общеучебные, логические умения. |
- Откройте свои учебники (Букварь) на стр. 77 - Прочтите слоги, используя пособие-«окошечки». - Здесь даны окошечки с пропущенными буквами. Мы должны с вами эти буквы найти и вставить в окошечко. - Ребята, давайте попробуем вставить слово рога в первое окно. Из каких букв состоит слово Рога? (Р, О, Г, А) - А сколько букв не хватает в первом окошечке? Сколько всего должно быть букв? (всего 4 буквы, не хватает 3) - Ребята, как вы считаете слово рога подходит к первому окошечку? (да) - Теперь приступим ко второму окошечку? Что здесь нарисовано? (флаги) - Ребята, давайте попробуем вставить слово флаги во второе окно. Из каких букв состоит слово флаги? (Ф, Л, А, Г, и) - А сколько букв не хватает во втором окошечке? Сколько всего должно быть букв? (всего 5 буквы, не хватает 5) - Ребята, как вы считает слово флаги подходит ко второму окошечку? (да) – Прочитайте слоги по строкам, столбцам. (га,гя,го,гу,ги и т.д.) – Прочитайте слова. (гул, гам, юн, юная и т.д.)
– Выполните звуковой анализ слова «слива». – Определите, сколько гласных в этом слове. (2 гласных.) – Сколько слогов в слове? (2 слога.) – Произнесите слово «слива» хором, разделяя на слоги. (Сли-ва.) – Рассмотрите модель этого слова на доске. Как показано в модели, что в слове «слива» два слога? (Проведена вертикальная линия, каждый слог выделен дугой.) – Послушайте: какой слог в этом слове произносится громче, протяжно? Назовите этот слог. (Сли-.) – Очень важно: запомните, что в слове один из слогов всегда произносится чуть громче и чуть длиннее, чем другие. Такой слог называется ударным. Над ударным слогом ставится косая черточка – так обозначается ударение. Ударение ставится в схеме над гласным звуком. – Договоримся, что гласный звук, на который падает ударение, и слог, где стоит ударение, будем называть ударным. – Над каким слогом в слове «слива» стоит косая черточка? (Сли-.) – Какая часть слова произносится громче, протяжнее? (Сли-.) – Как называется этот слог? (Ударный слог.) – Выделяя ударный слог, мы как бы ударяем по нему голосом. Не случайно появилось такое стихотворение: Ударный слог, ударный слог, Он назван так недаром. Эй, невидимка-молоток, Отметь его ударом! А. Шибаев – Как определить в слове ударный слог? (Надо произнести слово целиком, но не быстро, а нараспев; или как бы позвать, окликнуть слово.) – Рассмотрите рисунки в учебнике. Произнесите каждое слово. (Ландыш, бабочка, шиповник, стрекоза, мак, пчела.) – Рассмотрите схемы между картинками. Чем отличаются друг от друга первая и вторая схемы? (В первой схеме ударный первый слог, а во второй схеме ударный третий слог.) – Чем отличаются третья, четвёртая, пятая схемы? (Третья схема показывает, что слово состоит из одного слога. Знак ударения в ней отсутствует. В четвёртой схеме ударный слог первый. В пятой схеме ударный слог второй.) – Определите, какое слово какой схеме соответствует? На что надо обратить внимание? (На слоговой состав и на место ударения.) – Если рисунки с изображением бабочки и мака поменять местами, то, как можно было бы назвать все предметы левого столбца? (Растения.) – А правого столбца? (Насекомые.)
- Ребята, откройте учебник на стр.79 - Я сейчас вам прочитаю отрывок из рассказа Г. Остера «Одни неприятности» - Вы должны внимательно послушать. После рассказа я задам вам вопросы. – Как называется рассказ? Кто автор? – Что такое неприятность? – Кого искал котёнок во дворе? – Нашёл ли он эти неприятности? (Нашёл. Его чуть не поймала собака.) – Сам котёнок. Гав не считал, что он встретился с неприятностями, почему? (Он ещё маленький, не знает, что такое неприятности. Котёнок не знал, что собаки говорят «гав».) | Слайд №3 | |
VI.Итог урока | Регулятивные УУД: 1) Самоконтроль, самооценка. | -Ребята, наш урок подходит к концу. - Скажите, что нового узнали на уроке? - Чему научились? - Где вам новые знания пригодятся? - Какой звук обозначает буква «Г»? - Дайте характеристику звуку “г”. -Дайте характеристику звуку “г”. - Какими буквами мы обозначаем эти звуки? (гэ) - Вы хорошо потрудились, работали активно и дружно. Посмотрите, ребята, нам удалось прогнать тучку. Солнышко нам благодарно улыбается, расправив лучики. Выберите себе на память об уроке портрет Солнышка, отражающий ваше настроение. - Я желаю вам успехов и хорошего настроения на весь день! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе УМК "Перспектива"
Подробный конспект урока обучения грамоте (УМК "перспектива") по теме: "Звук [Э]. Буквы Ээ." В конспекте представлены разнообразные виды работы на уроке. Предложена работа с электронным приложен...
конспект урока обучения грамоте (чтение), 1 класс УМК "Гармония". Тема: Звуки речи: обощение. Повторение изученного.
Урок рефлексии по технологии деятельностного метода. Повторение и закрепление изученного, формирование способностей к коррекции собственных затруднений на основе алгоритма рефлексивного мышления...
Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе.
Программа: Традиционная начальная школа.Тема: Согласные звуки [т] [т ,]. Буквы Т,т....
Конспект урока обучение грамоте ( чтение) в 1 классе по теме "Звуки [с,т]" и буквы с,т." с использованием игровых технологий.
На уроке ребята практически познакомятся с этимологией слова и понятием "рифма"....
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Согласный звук [ ш ], буква ш, буквосочетание ши. Упражнения в чтении и письме"
Данный материал может быть использован учителями начальных классов, работающим с УМК "школа 2100"...
Конспект урока обучения грамоте (чтение), проведённого в 1 «Б» классе, ГБОУ школы №315 Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Светланой Владимировной 19 декабря 2014 года
УМК. «Школа России» Тема: Россия – Родина моя. Звуки [ й а ] , [ а ]. Буквы Я, я. Двойная роль букв Я, я.Тип урока. Изучение нового материала.Цель. Сформировать уме...
Конспект урока обучения грамоте (чтение), 1 класс, ПНШ, ТЕМА: ЗВУКИ [м], [м’], БУКВЫ М, м
Цели деятельности педагога: создать условия для знакомства с условным обозначением звонких твердого и мягкого звуков [м], [м’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа...