Главные вкладки

    Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Согласный звук [ ш ], буква ш, буквосочетание ши. Упражнения в чтении и письме"
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

    Булгакова Ольга Валерьевна

    Данный материал может быть использован учителями начальных классов, работающим с УМК "школа 2100"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_na_konkurs_bulgakova_.doc32.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предмет: интегрированный урок русского языка и литературного чтения в 1 классе (обучение грамоте)                                                                          

    Учитель: Булгакова О.В.

    Тема: Согласный звук [ ш ], буква ш, буквосочетание ши. Упражнения в чтении и письме.

    Цели урока (предметные):

    • познакомить  со звуком [ш] и буквой, которая его обозначает;
    • формировать умение выделять звук [Ш] в речи, умение слышать и слушать;
    • формировать  навык  начертания письменной буквы ш, написания слов  с изученными буквами;

          -    формировать  навык  чтения слогов, слов;

          -    развитие фонематического слуха.

    Метапредметные цели урока ( формирование УУД):

    Личностные:

    - обладать мотивационной основой учебной деятельности;

    Регулятивные:

    - принимать и сохранять учебную задачу;

    - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

    Познавательные:

    - использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;

    Коммуникативные:

    - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

    Оборудование:  учебник «Букварь»  (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина), Пропись «Мои волшебные пальчики» ( О.В. Пронина), мультимедийная презентация, слоговые таблицы,  образцы печатных букв «Ш» и «ш», видеофильм  «Город букв», карточки красного и зеленого цвета для взаимооценивания.

    Ход урока

    1. Организационный момент. Психологический настрой.

    - Здравствуйте ребята!

    - Сегодня  к нам в класс пришли гости, повернитесь к ним, пожалуйста, улыбнитесь и поприветствуйте! (Добрый  день!)

    - А теперь повернитесь друг к другу, улыбнитесь и садитесь!

    Вот звонок нам дал сигнал

    Поработать час настал!

    Так что время не теряем

    И  работать начинаем.

    1. Повторение. Работа в парах: чтение слоговых таблиц, взаимооценивание с помощью жетонов красного  и зеленого цвета.

    - А начнем мы с повторения, прочитаем в парах слоговые таблицы. У кого лежит таблица,  тот будет сегодня читать, а у кого карточки, тот будет оценивать. Кто прочитает и получит карточку-оценку, поднимите ее, чтобы я видела, какая пара  справилась с заданием.

    - Молодцы!

            3. Побуждающий диалог - постановка проблемы. Планирование деятельности.

    - Ребята посмотрите на слайд,  что необычного заметили у схемы-человечка?

    -Ребята, этим знаком схема-человечек хочет вас предупредить, что он представляет особенный, необычный звук, который отличается от других изученных вами звуков. А чтобы узнать, с каким звуком мы познакомимся, мы выполним звуковую разминку.

    -Как шумят листья деревьев в лесу?

    -Вспомните, какой звук издаёт змея?

    - Какой звук издает чайник при кипении?

    -А теперь давайте пошуршим все вместе: Ш-ш-ш.

    Так с каким звуком сегодня будем знакомиться?

    - Откройте букварь на стр. 80 , а пропись на стр. 26, давайте составим план работы на урок.

    -Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он отличается от других звуков?

    - Тогда давайте решать эту проблему.

    4. Характеристика изучаемого звука, работа со схемой.

     - Нам нужно всё узнать про этот звук.

     - Какой это звук гласный или согласный?

     - Раз он согласный, что мы можем про него узнать?

    -Давайте узнаем, какой он, звонкий или глухой?

           Надевают чёрную  шляпу на схему-человечка.

    -Как узнать, бывает ли он твёрдым или мягким? Нужно произнести слова, где есть этот                   звук. И посмотреть, как он произносится, твёрдо или мягко?

    Например, отгадайте загадку:

    Не галстук он, не воротник,

    А шею обнимать привык.

    Но не всегда. А лишь тогда,

    Когда бывают холода. (Шарф)

    В слове шарф звук твердый.

    Закрашивают  башмачок человечка синим цветом ( в прописи).

     - Может быть,  в других словах этот звук произносится мягко?  Давайте проверим: найдите на картинке  слова со звуком  [ш] и давайте послушаем, как он произносится.

    - Сделайте вывод: может ли звук [ш] быть мягким?

    Закрашивают второй башмачок  синим  цветом

    - Посмотрите на схему нашего звука, сравните с другими схемами и скажите, чем же отличается новый звук от других звуков нашего «города» Букваринска?

    - А какой знак используется для обозначения звука  [ш] ?

    - Что напоминает вам эта буква?

    Ах, табуретка хороша!

    Перевернул – и буква Ш

    Шура сено ворошил,

    Вилы в сене позабыл.

    - Проверьте в Букваре, рассмотрев схемы человечков, правильно ли мы сделали? С какими буквами дружит буква Ш? Почему?

    -Решили мы с вами первую задачу, определили, чем этот звук отличается от других? Идем дальше.

    5.Знакомство с буквой ш, анализ  написания  строчной буквы ш.

    -Наша задача – научиться сегодня писать строчную букву ш. Подготовим свои пальчики к письму.

    Пальчиковая гимнастика «Дружба».

     В гости к пальчику большому (выставляются вверх большие пальцы),

    Приходили прямо к дому (соединить под углом кончики пальцев  обеих рук),

    Указательный и средний (поочередно называемые пальцы

    соединяются с большим на двух руках одновременно),

     Сам мизинчик – малышок (вверх выставляются только мизинцы,

     другие пальцы сжаты в кулак),

    Постучался на порог (кулачки стучат друг о друга).

    Вместе пальчики – друзья,

     Друг без друга им нельзя (ритмичное сжатие пальцев на обеих руках).

     А теперь подружите пальцы левой и правой руки., согрейте ладошки.

    - Из каких элементов состоит буква ш строчная? Есть ли новые элементы?

    -Я напишу эту букву под счёт: раз-и, два-и, три-и

    - Попробуйте  написать эту букву в воздухе  под мой счёт

    - Пишем все вместе под счёт. Приготовились: раз-и… .

    - Подчеркните самую красивую букву , похвалитесь соседу.

     6. Организация работы по чтению и анализу слогов.

    - Ваша задача – научиться читать слоги с новой буквой. Подготовьтесь прочитать  слоги.

    -Прочитайте слоги, которые состоят из двух букв и начинаются с гласного звука

    -Прочитайте слоги, которые состоят из двух букв и начинаются с согласного  звука

     Прочитайте слоги, которые состоят из 3 букв и начинаются с гласного звука.

    Физминутка  

    Загадаю вам загадку,

    Становитесь на зарядку. (Ходьба на месте.)

    Раз — листочки поднимаем. (Руки через стороны вверх.)

    Два - листочки загибаем. (Руки за спину.)

    Три - ещё разок свернули, ( Обхватили руками плечи.)

    На четыре - развернули. (Руки в стороны.)

    Буква спряталась внутри.

    (Приседания.)

    Кто догадлив? Назови!

    Покажите буквы: ы, а, о, пэ, эр и гэ,

    А теперь садитесь все.

    7. Написание слогов и слов с буквой ш.

    - Прочитайте и обведите зелёным цветом  в словах только букву ш. Возьмите синюю ручку и соедините ш со следующей буквой и обведите их. Что получилось? (слог).

    -Вы научились писать новую букву? Вы справились с этой задачей? Без ошибок и затруднений? Вам нужна была помощь? Каким смайликом вы себя наградите? Нарисуйте  его в своих тетрадях.

    8. Организация чтения и анализа слов с буквой Ш.

    -Очень много слов на букву Ш в вашем любимом букваре. Давайте их прочитаем хором.

    Выборочное чтение:

    - Прочитайте слово, называющее фрукт

    - Вкусная,  бывает рисовая и манная.

    -Жилище.

    -Слово-перевертыш.

    Имя мальчика.

    Имя девочки.

    -Какая последняя задача  стояла перед нами на уроке?

    -Вы  справились с этой задачей?

    9. Формирование орфографической грамотности.

     Просмотр сказки про жи и ши.

    Вывод: ши с буквой и всегда пиши!

    10. Итог урока Рефлексия.

    - Что нового узнали на уроке?

    - У кого были затруднения? Какие?

    - Дайте эмоциональную оценку своей работе на уроке.

    - Подойдите к шарику такого цвета, какое настроение было у вас на уроке.

    Ну вот и все урок к концу подходит,

    мы славно поработали сейчас!

    Спасибо вам, ребята, за работу,

    Не подвели меня и в этот раз!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока обучения грамоте по теме "Звук ч, буквы Ч, ч"

    Урок обучения грамоте, знакомство с новым звуком и буквами. Проводился в рамках конкурса педагогического мастерства "Учитель года"....

    конспект урока обучения грамоте по теме : «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш, ш»

    коспект урока по обучению грамоте по :Теме: «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш, ш»...

    Конспект урока обучения грамоте по теме: « Звуки [г], [г,],буквы Г, г.»

    Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе. Цель урока познакомить учащихся с новыми звуками и буквами, учить сравнивать произношение и написание слов, закреплять представление об однокорен...

    Конспект урока обучения грамоте по теме : Звук [ ч ]. Буквы Ч ч .1 класс

    Цели урока:Познакомить детей с новым звуком и новой буквой.Учить выделять на слух в словах  звук [ч].Продолжить развитие навыка чтения.Работать над выразительностью речи.Развивать речь и мыслител...

    Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

    Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...

    Конспект урока обучения грамоте по теме: Звук [а]. Буквы А, а.

    Конспект комплексного применения знаний и умений по теме :"Звук а. Буквы Аа. Урок построен в соответствии с ФГОС. На уроке формируется умение выделять звук а из речи, соотносить звук и его букву,...