Конспект урока. Обучение грамоте в 1классе "Звук [ ж], буква Жж."
методическая разработка по чтению (1 класс)
Данный урок завершает изучение буквы и звука Ж. Урок по чтению проводится в 1 классе с целью закрепить навыки чтения слогов и слов с изученными звуками.
Урок составлен по учебнику «Букварь» Т.М.Андриановой. При организации урока используется мультимедийная презентация, что значительно повышает активность обучающихся. Используются индивидуальная и групповая формы работы.
Данный конспект урока и презентация могут использоваться с внесением небольших изменений согласно уровню обученности учеников, а также на внеклассном мероприятии по чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Звук [ ж], буква Жж.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с непарным твердым согласным звуком [ ж] и буквами Ж,ж, обозначающими этот звук на письме.
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить с новым звуком; учить выделять этот звук в речи, находить буквы в словах, читать слова с новыми
буквами;
Развивающие:
- развивать речь, словесно - логическое и наглядно - образное мышление, умение различать мягкие и твёрдые
согласные;
- развивать умение работать в паре, самостоятельно, делать выводы;
Воспитательные: - воспитывать взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку
зрения, отличную от собственной.
Планируемые результаты:
Предметные:
• учащиеся ознакомятся с новым звуком и буквой Ж ж, научатся читать слова и слоги с изученной буквой;
- научатся различным видам работы с текстом, пословицами, словами;
- научатся группировать слова, отвечающие но вопросы «кто?» «что?»;
Метапредметные:
• познавательные: общеучебные - ознакомление с буквой Жж; использование схем и моделей звукового состава
слова для выполнения звукового анализа слов; структурирование знаний; овладение техникой чтения, приемами
понимания прочитанных и прослушанных произведений.
• регулятивные: корректировать свою деятельность: адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей;
планировать свое действие; Личностные:
• формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
Методы обучения:
• Словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый.
Формы обучения:
- фронтальная работа;
- парная;
- групповая;
- индивидуальная.
Оборудование: учебник «Букварь» Т.М.Андриановой, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, предметные картинки, карточки-модели звуков, карточки с изображением букв, образцы печатных букв «Ж» и «ж».
Технологическая карта урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент. | Звенит звонок, зовет звонок, Пора нам начинать урок. На меня все посмотрели, И за парты тихо сели. (Слайд 1)
Артикуляционная зарядка. 1. Упражнение для губ «Буратино». (Растяните губы в улыбку. Удержите улыбку, а про себя сосчитайте до 10). 2. Упражнения для языка.
| Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Регулятивные: волевая саморегуляция. | |
2. Актуализация знаний. |
У него серьёзный вид, Он усат и деловит: Вместе с солнышком встаёт, Из цветка росинки пьёт, Дом и деток защищает, А когда куда летает — Издаёт жужжащий звук Луговой крылатый…
(Слайд 2) - Посмотрите, что принес Жук с собой. На на экране — карточки, на которых написаны слова пословицы. (Слайд 3)Собери пословицу. «Жизнь дана на добрые дела» - Как вы понимаете эту пословицу? (Слайд 4) - А мы с вами добрые, дружные? - Будем дружно работать на уроке и помогать своим друзьям. Игра «Собери буквы» - Жук принес с собой буквы, но он так спешил, что буквы в его сумке перевернулись. Помогите жуку собрать буквы. - Назовите эти буквы и звуки, которые они обозначают. Проверяем.(Слайд 5) | Отгадывают загадку. - Жук. Дети читают. Дети собирают из карточек пословицу, проверяют и объясняют смысл. - Да. Дети выходят к доске и правильно расставляют буквы (девочки – согласные, мальчики – гласные) Дети называют буквы и звуки. | Познавательные: логические: сравнение, классификация объектов по выделенным признакам. Познавательные: общеучебные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
3. Постановка учебной задачи. | - Сейчас мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко», ваши ответы мы будем сравнивать с ответами Жука.
Спрятался дубочек … (Слайд 6) -Вяжет мама длинный шарф, потому что сын … (Слайд 7) -В тине живет, комаров жует, старуха – баба, бородавчатая … (Слайд 8) -Жу-жу, жу-жу, Я на ветке сижу, Я на ветке сижу, Букву Ж все твержу. Зная твердо букву эту, Я жужжу весной и летом. (Слайд 9) - Произнесите ещё раз эти слова. (Слайд 10) Учитель на доску прикрепляет картинки с изображением жука, жирафа, желудя, жабы.
- Какой вопрос мы можем задать к этим предметам?
- Назовите первые звуки в этих словах. - Сформулируйте тему урока. (Слайд 11)
Знакомство с новой буквой.
Эта буква широка И похожа на жука. И при этом, точно жук, Издает жужжащий звук. Создание проблемной ситуации. - Жук спешит предупредить вас о том, что этот звук непростой. Вам предстоит выяснить, в чем особенность этого звука. (Слайд 12) | - Жёлудь - Жираф.
- Жаба - Жук. Дети произносят слова. Дети объясняют, что эти слова различаются количеством букв и слогов. (Жук — 1 слог, 3 звука; жираф — 2 слога, 5 звуков; жаба — 2 слога, 4 буквы; желудь — 2 слога, 5 звуков). Дети отмечают, что эти слова обозначают названия предметов. Дети называют вопросы (Кто? Что?) Называют первый звук слов-отгадок: [ж]. Формулируют тему урока: звук [ж], буква Ж. Формулируют цели урока: познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж, учиться читать слоги, слова, и предложения с новой буквой. Дети называют букву Ж. Дети строят букву. (Работа в паре). Дети высказывают своё мнение. | Познавательные: общеучебные: самостоятельно выделять и формировать познавательные цели. Регулятивные: целеполагание. |
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания) | - Может, кто-то из вас уже догадался, почему этот звук непростой? - Предположений много, точного ответа мы не знаем, давайте будем решать эту проблему. Составление плана решения проблемы. - Давайте составим план исследования звука. - Что мы должны сказать о звуке? Поиск решения проблемы. «Открытие» нового знания. - Повернитесь друг к другу. Произнесите звук [ж], определите, гласный он или согласный. - Встречает ли воздух преграду? - Если звук согласный, что мы еще должны о нем сказать? - Какой же это звук, звонкий или глухой? - Звук [ж] согласный, звонкий. На каком фоне ленты букв будет жить этот звук, на красном или на синем? - На каком этаже, на верхнем или нижнем? - Произнесите еще раз звук [ж]. Что еще заметили? Какой это звук? - С каким похожим звуком мы знакомились раньше? - Посмотрите на ленту букв. Живут эти звуки рядом. Один выше, другой ниже. - Произнесите эти звуки еще раз. Как называют такие звуки? - Подберите слова со звуком [ж]. - Как слышим звук [ж], твердо или мягко? - Может кто-то придумает слова, где новый звук будет мягким? - Я тоже не смогла придумать такие слова. Какой сделаем вывод? - Вот, о чем хотел предупредить нас Жук. (Слайд 13) Физкультминутка Игра «Гости» - Если в слове услышите новый звук, значит «гость» долгожданный, ему низкий поклон. А если нет – то присядем на корточки. Жучка, солнышко, журавль, желток, жучок, Саша, дружба, плечо, глаза. | Дети высказывают свои версии. Гласный он или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий Дети смотрят друг на друга и произносят звук. При произнесении звука воздух встречает преграду, поэтому этот звук согласный. Звонкий звук или глухой. Дети закрывают уши руками.
- На синем фоне. - На верхнем этаже. Дети произносят звук [ж] - Этот звук шипящий. - Со звуком [ш]. Дети произносят звуки [ж],[ш]. - Эти звуки парные по звонкости-глухости. Дети подбирают слова со звуком [ж]. - Твердо. Дети затрудняются ответить. - Звук [ж] всегда твёрдый. Участвуют в игре. | Познавательные: логические: выдвижение гипотез. Общеучебные: постановка и решение проблемы; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; создание и преобразование модели. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества со сверстниками. Регулятивные: планировать, определять последовательность действий. Познавательные: логические: подведение под понятие, выведение следствия. Коммуникативные: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Планирование учебного сотрудничества с учителем. Личностные: установка на здоровый образ жизни. |
5. Первичное закрепление. | Чтение слогов с новой буквой.(чтение слоговой таблицы) - Прочитайте слоги. - В чём особенность звука [ж]?
Работа по учебнику.
Физкультминутка. Упражнения под музыку. Работа с текстом. - Посмотрим на рисунок . Как вы думаете, о чем пойдет речь в тексте? Учитель читает текст. Проверка первичного восприятия. - О ком этот рассказ? - Кто заполз в комнату Жанны? - Как вы думаете, почему Жанна наклонила банку?
_ Давайте прочитаем рассказ . (Чтение «цепочкой»). | Дети читают слоги. Читают слоги. - Звук [ж] всегда твердый. - Не получилось. Находят слова с тремя слогами. Составляют предложения. Танцуют под музыку. Выдвигают версии. Дети отвечают на вопросы. Чтение текста детьми. (Дети читают по предложениям) | Познавательные: логические: анализ, синтез, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам. Познавательные: общеучебные: формировать смысловое чтение; формировать умение извлекать информацию. Регулятивные: прогнозирование. Коммуникативные: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: логические: установление причинно-следственных связей. Личностные: формирование умения высказывать свое отношение к героям. Выражать свои эмоции. |
6. Включение в систему знаний и повторение. | Работа с вариативной частью учебника.
(Слайд 14) - Проверьте свою работу, используя схему на экране. (Слайд 15)
Работа с иллюстрацией учебника.
| Работа в группах. Выполнение звуковой анализ слов. Дети проверяют правильность выполнения задания. Оценивают правильность выполнения задания. Дети дают ответ. Дети дают объяснение, опираясь на иллюстрацию. | Познавательные: моделирование; логические: анализ, синтез, сравнение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; умение работать в группе; учитывать мнение других. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения от него. Познавательные: оценка процесса и результата деятельности. |
7. Итог урока. | - С какой пословицы мы начали наш урок? (Слайд 16) - Встаньте те, кто считает себя добрым. - Посмотрите на экран. Что хочет спросить у вас мудрый Жук? - Ответьте на вопрос. - В чем же особенность этой буквы? (Слайд 17) |
- С какой буквой мы познакомились на уроке? - С буквой Ж. - Буква Ж обозначает всегда твердый звук [ж]. | Познавательные: ориентироваться в системе полученных знаний |
8. Рефлексия. | - Мудрому Жуку очень понравилось у нас в гостях, но ему пора возвращаться домой. Подарите Жуку зелёные смайлики, если считаете, что у вас на уроке все получилось, а если не совсем довольны своей работой и считаете, что надо еще потрудиться, подарите желтые. - Перед тем, как уйти , Жук оставил для вас подарки. | Дети разворачивают букву «К» и получается буква «Ж». | Регулятивные: оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено. Общеучебные: оценка процесса и результата деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе.Буквы М, м обозначающие согласные звуки [м], [м\']
Цель: Познакомить с новыми буквами и звукамиЗадачи урокаОбразовательная: ...
Конспект урока обучения грамоте Тема: «Знакомство с буквой А,а»
В данном конспекте показана развернутая форма урока по ФГОСам с использованием УУД....
Конспект урока обучение грамоте "Согласный звук [ ж]. Буквы Ж,ж"
Урок обучения грамоте "Согласный звук [ ж]. Буквы Ж,ж" разработан в соответствии с ФГОС...
Конспект урока обучения грамоте ( письмо). "Письмо строчной буквы ё"
Цель урока научить правильному написанию строчной буквы ё. Повторить особенности букв е, ё. Закреплять навык звукобуквенного разбора слов, умения выделять, слышать нужный звук. Развивать фонематически...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/12/picture-147060-1371057561.jpg)
Конспект урока обучения грамоте "Звуки [р],[р`]. Буква Рр"
Разработка урока обучения грамоте для 1-го класса УМК "Перспектива" с презентацией....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/17/picture-381379-1450360357.jpg)
Конспект урока обучение грамоте (письмо). Тема: Письмо букв ч,Ч. 1 класс УМК "Гармония"
Тема урока: Письмо букв ч,Ч.Тип урока: овладение новыми знаниями. Задачи урока: Предметные задачи урока: развитие у учащихся умений: писать строчную и заглавную буквы Ч, ч...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/28/picture-404944-1611824177.jpg)
Конспект урока обучение грамоте Звуки г, гь.Буква Г.
Обучение грамоте1 класс.« Согласные буквы Г г, звуки [ г ], [ г\' ]»,Учебник « Азбука» автор В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин и др.Цель урока: познакомить с новыми звуками и буквой.Задачи урока:Обучающие...