Конспект урока обучения грамоте Тема: «Знакомство с буквой А,а»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

В данном конспекте  показана развернутая форма урока по ФГОСам с использованием УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_fgos_m.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Кулакова Валентина Павловна

МБОУ Наримановского района «СОШ №3»

Конспект урока обучения грамоте

Тема: «Знакомство с буквой А,а»

Учебник: Журова Л.Е., Евдокимова А.О. «Букварь», 1 класс, ч. 1, М., «Вентана-Граф», 2011.

Планируемые результаты:

1. Личностные: развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование уважительного отношения к иному мнению.

2. Предметные: познакомить с буквой Аа, учить выполнять звукобуквенный анализ слов «Анюта», «луна». Осуществлять выбор слов со звуком [а] в начале, середине, конце слова, моделировать звуковой состав слова.

3. Метапредметные:

- Познавательные УУД: общеучебные – ознакомление с буквой Аа, со способом чтения прямого слога, словосочетанием; выполнение звукового анализа слов; логические построения понятий «верхняя, нижняя, средняя строка», «левый, правый столбец»; воспроизведение по памяти информации; умение осознанно строить речевые высказывания в устной речи, структурирование знаний.

- Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- Коммуникативные УУД: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими;

- Личностные УУД: высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом,  уважают мнение других.

Тип урока: открытие новых знаний.

Содержание

Вопросы и задания,

направленные на

формирование

универсальных учебных

действий

Формируемые

универсальные учебные

действия

l. Самоопределение к деятельности.

У: Учись читать! Учись читать!

 Важнее нет науки!

Тот, кто сумеет сам читать,

Совсем не знает скуки!

У: Учись читать! Учись читать!

Важнее нет науки!

Тот, кто сумеет сам читать,

Совсем не знает скуки!

уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими;

ll. Постановка учебной задачи.

У: Что надо говорить, когда доктор осматривает горло?

Д: А-а-а.

У: Обратите внимание на форму открытого рта.

У: Звук а можно пропеть.

Отгадайте загадки:

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны.

Д: арбуз

У: Произнесите первый звук.

Солнце жжет мою макушку,

Хочет сделать погремушку.

Д: мак.

У: Произнесите второй звук в слове.

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Д: рябина.

У: Произнесите последний звук в слове.

У: Что надо говорить, когда доктор осматривает горло?

Д: А-а-а.

У: Обратите внимание на форму открытого рта.

У: Звук а можно пропеть.

Отгадайте загадки:

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны.

Д: арбуз

У: Произнесите первый звук.

Солнце жжет мою макушку,

Хочет сделать погремушку.

Д: мак.

У: Произнесите второй звук в слове.

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Д: рябина.

У: Произнесите последний звук в слове.

Коммуникативные:  умение ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Познавательные: постановка проблемы.

Регулятивные: целеполагание.

III. Объяснение нового материала.

 1.Звукобуквенный анализ слов «Анюта» и «луна» с помощью цветных фишек.

- Постройте схему слова.

- «Прочитайте» слово «Анюта», ведя указкой по схеме звукового состава слова.

«Прочитайте» слово «Анюта» так, чтобы отчетливо был слышан первый звук. (Ааанюта)

- Назовите первый звук в слове.

- Какой это звук гласный или согласный? Почему? Обозначьте соответствующей фишкой.

Аналогично проводится работа с другими звуками.

- Прочитайте все слово. Что оно обозначает? (Имя девочки)

-Сколько в слове звуков?

-Сколько в слове звуков А? (два)

- Какие они по счету? (первый и пятый)

- Постройте схему слова.

- «Прочитайте» слово «Анюта», ведя указкой по схеме звукового состава слова.

«Прочитайте» слово «Анюта» так, чтобы отчетливо был слышан первый звук. (Ааанюта)

- Назовите первый звук в слове.

- Какой это звук гласный или согласный? Почему? Обозначьте соответствующей фишкой.

Аналогично проводится работа с другими звуками.

- Прочитайте все слово. Что оно обозначает? (Имя девочки)

-Сколько в слове звуков?

-Сколько в слове звуков А? (два)

Познавательные: выполнение звукового анализа слов.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, делать вывод; планировать своё действие.

2.Определение звука А в словах. Работа по учебнику.

- Из каких элементов состоит буква А?

А – автобус. Четко, кратко.

Здесь – и выход и посадка.

Дети рассматривают образцы печатной буквы.

- Из каких элементов состоит буква А?

А – автобус. Четко, кратко.

Здесь – и выход и посадка.

Дети рассматривают образцы печатной буквы.

Познавательные:

общеучебные - ознакомление с буквой Аа.

Личностные: высказывание своего мнения, подтверждая собственными аргументами

3.Составление предложений с данными словами.

 

– А какой буквой обозначаются звуки [м], [м’]?

- Ребята, давайте найдем  букву М в алфавите и определим её место в «городе букв» (ленте букв).

– На что похожа буква М?

Вот качели – буква М!

Здесь качаться можно всем!

- Давайте попробуем изобразить букву М. (Дети встают парами, берутся за руки)

Взявшись за руки, мы встали

И на М похожи стали.

– Из каких элементов состоит буква М?

Вышел ёжик погулять,

грибов-ягодок собрать,
А за ним ежатки,

малые ребятки.
«Все сюда скорей, я шел

 и вам буковку нашёл».

– Какую букву нашёл ёжик?

Прибежал веселый А,

почитали дети – ма.
Прибежал задорный
О,

 прочитали дети – мо.
Прибежал зазнайка
Я,

прочитали дети – мя.
Прибежал пузатый
Ы,

прочитали дети – мы.
Прибежал игривый
И,

прочитали дети – ми.
Прибежал упрямый
У,

прочитали дети – му.
Прибежал забияка
Ё,

прочитали дети – мё.
Прибежал тихоня
Ю,

прочитали дети – мю.
Прибежал обжора
Э,

прочитали дети – мэ.
Прибежал звонкий
Е,

почитали дети – ме.

ма – мо – мя – мы – ми

     му – мё – мю – мэ – ме

Речевая разминка (чистоговорки).

Ма – ма – ма – подмету сама.

Му – му – му – обучаемся письму.

Мо – мо- мо – написали мы письмо.

Мы – мы – мы – ждём зимы.

Ме – ме – ме – считаю я в уме.

Ми – ми – ми – руку подними.

- Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие; понимать возможность различных позиций других людей,

- Коммуникативные УУД: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими;

- Личностные УУД: высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами;

Познавательные: ознакомление со способом чтения прямого слога.

Физкультминутка.

Дети подпрыгивают и делают хлопки над головой, когда слышат слова со звуком А.

Много слов на букву А:

Ананас, арбуз, автобус,

И простое слово ах,

Абажур, аэробус.

4. Выбор слов со звуком А в начале, середине и в конце слова (по схемам) Работа по учебнику.

- Назовите слова, которые начинаются со звука А.

- Назовите слова, в которых звук А находится в середине слова.

- Назовите слова, в которых звук А находится в конце слова.        

- Объясните, почему слово «карта» было названо дважды.

- Определите,  в каком слове спряталось слово «кран»? (экран)

- Расскажите, как расположены рисунки. (В столбик)

- Назовите, каждый рисунок, который расположен в левом столбце  (в правом столбце, в верхней строке, в средней строке, в нижней строке)

-Найди слово в слове «шарф» (шар)

        

Назовите слова, которые начинаются со звука А.

- Назовите слова, в которых звук А находится в середине слова.

- Назовите слова, в которых звук А находится в конце слова.        

- Объясните, почему слово «карта» было названо дважды.

- Определите,  в каком слове спряталось слово «кран»? (экран)

- Расскажите, как расположены рисунки. (В столбик)

- Назовите, каждый рисунок, который расположен в левом столбце  (в правом столбце, в верхней строке, в средней строке, в нижней строке)

-Найди слово в слове «шарф» (шар)

Регулятивные: умение находить новую букву (зрительное восприятие  буквы А), умение работать самостоятельно; умение контролировать этапы своей работы.

Познавательные УУД: общеучебные – ознакомление с буквой Аа, со способом чтения прямого слога, словосочетанием; выполнение звукового анализа слов; логические построения понятий «верхняя, нижняя, средняя строка», «левый, правый столбец»; воспроизведение по памяти информации.

IV. Первичное закрепление.

1.Дифференцированная  работа по рабочей тетради «Я учусь писать и читать».

1) Задание для нечитающих детей «Закрась. Напиши».

– Закрасьте части рисунка, в которые вписана буква А.

- Какой буквой обозначается звук А после твердых согласных? (буквой А)

Звукобуквенный анализ картинок.

- Как правильно назвать первую картинку – шарик или шар?

- Обозначьте звук а буквой, вписав ее в нужные клеточки.

- После какого звука стоит звук А? (после твердого согласного)

- Повторите правило обозначения звука А, стоящего после твердого согласного. (после твердого согласного звук А записывается буквой А)

2) Задание для читающих детей «Сообрази. Напиши».

– Перед вами две строчки слов.

– Посчитайте, сколько слов написано в первой строчке. (2 слова.)

– Как вы думаете, какие буквы пропущены во всех этих словах? (Каждая буква зашифрована цифрой.)

– Впишите буквы в клеточки и прочитайте получившиеся слова.

1) Задание для нечитающих детей «Закрась. Напиши».

– Закрасьте части рисунка, в которые вписана буква А.

- Какой буквой обозначается звук А после твердых согласных? (буквой А)

Звукобуквенный анализ картинок.

- Как правильно назвать первую картинку – шарик или шар?

- Обозначьте звук а буквой, вписав ее в нужные клеточки.

- После какого звука стоит звук А? (после твердого согласного)

- Повторите правило обозначения звука А, стоящего после твердого согласного. (после твердого согласного звук А записывается буквой А)

2) Задание для читающих детей «Сообрази. Напиши».

– Перед вами две строчки слов.

– Посчитайте, сколько слов написано в первой строчке. (2 слова.)

– Как вы думаете, какие буквы пропущены во всех этих словах? (Каждая буква зашифрована цифрой.)

– Впишите буквы в клеточки и прочитайте получившиеся слова.

Регулятивные: умение находить новую букву (зрительное восприятие  буквы А), умение работать самостоятельно; умение контролировать этапы своей работы.

2. Разгадывание кроссворда.

- Назовите слова со звуком А.

- Что нарисовано на картинке? (арфа)

- Объясните, что обозначает слово «арфа».

- Произнесите слово «арфа» медленно, интонируя каждый звук и соотнося последовательно с соответствующими квадратами звукобуквенной схеме слова. (А…р…ф…а…)

Произнеси слово с пропеванием только звука А.

- На каком месте в слове  находится звук А?

- Покажи с помощью фишек качественную характеристику звука.

(Учитель все демонстрирует на доске. Аналогичная работа проводится со схемами и картинками других слов в кроссворде)

Вывод: буква А обозначает гласный звук А.

- Назовите слова со звуком А.

- Что нарисовано на картинке? (арфа)

- Объясните, что обозначает слово «арфа».

- Произнесите слово «арфа» медленно, интонируя каждый звук и соотнося последовательно с соответствующими квадратами звукобуквенной схеме слова. (А…р…ф…а…)

Произнеси слово с пропеванием только звука А.

- На каком месте в слове  находится звук А?

- Покажи с помощью фишек качественную характеристику звука.

(Учитель все демонстрирует на доске. Аналогичная работа проводится со схемами и картинками других слов в кроссворде)

Вывод: буква А обозначает гласный звук А.

Личностные УУД: высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением;

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие;

V. Рефлексия деятельности.

Вот мраморная арка

Ведет в аллею парка.

Идет аллея до ворот,

А у ворот автобус ждет…

Да вот фруктовый магазин!

Здесь припасли для нас

Антоновку и апельсин,

Арбуз и ананас.

Вот абрикос, а вот айва…

Какие вкусные слова-

И все на букву …(А)

- Назовите слова на букву А.

- Что нового узнали на уроке?

С какой буквой познакомились?

– Какие звуки обозначает буква А?

После какого звука стоит звук А? (после твердого согласного)

- Повторите правило обозначения звука А, стоящего после твердого согласного. (после твердого согласного звук А записывается буквой А)

Вот мраморная арка

Ведет в аллею парка.

Идет аллея до ворот,

А у ворот автобус ждет…

Да вот фруктовый магазин!

Здесь припасли для нас

Антоновку и апельсин,

Арбуз и ананас.

Вот абрикос, а вот айва…

Какие вкусные слова-

И все на букву …(А)

- Назовите слова на букву А.

- Что нового узнали на уроке?

С какой буквой познакомились?

– Какие звуки обозначает буква А?

После какого звука стоит звук А? (после твердого согласного)

- Повторите правило обозначения звука А, стоящего после твердого согласного. (после твердого согласного звук А записывается буквой А)

Познавательные: умение осознанно строить речевые высказывания в устной речи, структурирование знаний.

- Коммуникативные УУД: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучению грамоте.Тема: «Звуки [т], [т´], буква Т».

Данный урок был проведён в 1 классе для детей с нарушением зрения...

Конспект урока обучения грамоте. Тема "Согласные глухие звуки [к], [к,], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы К, к."

Урок обучения грамоте (Перспективная начальная школа)Тема "Согласные глухие звуки [к], [к,], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы К, к." Цели: 1.   познакомить с глух...

Конспект урока обучения грамоте тема: Знакомство с буквой Ж, ж и со звуком ж

организовать работу по ознакомлению с буквой Ж, ж и выяснению (выделению) особенностей звука [ж]; научить выполнять звуковой анализ слов «лыжи», «пирожок», использовать схемы и модели звукового состав...

КОНСПЕКТ урока обучения грамоте.Тема. Звуки [с] и [с ̕].Буква С

Предметные задачи урока:1.      Добиться запоминания формы буквы с.2.      Помочь детям выделить звуки буквы С.3.      Научит...

Конспект урока обучения грамоте, тема: Буквы О,о.

Использованные инновационные технологии:технология обучения на основе схемных и знаковых моделей, технология развития критического мышления технология создания проблемной ситуации. Современных те...

Конспект урока обучения грамоте. Тема Звук (й), буква Й, й

Конспект урока обучения грамоте. Тема: "Звук (й), буква Й, й...

КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Тема: «Звуки [з ][з`], буквы З, з». УМК «Перспективная начальная школа»

КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕТема: «Звуки [з ][з`], буквы З, з» Цели деятельности учителя: знакомство с согласными звуками [з], [з’], буквой З, з.Планируемые ре...