Конспект урока обучения грамоте тема: Знакомство с буквой Ж, ж и со звуком ж
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Годлевская Ирина Ивановна

организовать работу по ознакомлению с буквой Ж, ж и выяснению (выделению) особенностей звука [ж]; научить выполнять звуковой анализ слов «лыжи», «пирожок», использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; способствовать формированию навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развитию речи, фонематического слуха, творческого воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_obucheniya_gramote_1.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обучения грамоте 1
тема: ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ
Ж, ж

Цели: организовать работу по ознакомлению с буквой Ж, ж и выяснению (выделению) особенностей звука [ж]; научить выполнять звуковой анализ слов «лыжи», «пирожок», использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; способствовать формированию навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развитию речи, фонематического слуха, творческого воображения.

Планируемые результаты:

Предметные: знают букву Ж, ж и особенности звука [ж]; умеют выполнять звуковой анализ слов, использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; понимают прочитанное и прослушанное произведение Г. Юдина «Поэты».

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – использование схем и моделей звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; структурирование знаний; овладение техникой чтения; логические – словоизменение (замена одной буквы в слове); рассуждения об особенностях звука [ж].

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.

Коммуникативные: уметь формировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные: высказывают своё мнение; оценивают ситуации с точки зрения правил поведения и этики.

Ход урока

I. Мотивация к деятельности.

– Жук, жук, пожужжи,

Где ты прячешься, скажи?

– Жу, жу, жу, жу,

Я на дереве сижу.

– Жук, жук, покажись!

Надо мною покружись!

– Жу, жу, жу, жу,

Я летаю и жужжу.

          Н. Френкель

– Можете себе представить, если бы жук воспроизводил другие звуки? А если бы его жужжание на письме обозначить другой буквой, скажем, «зу-зу-зу»? Что из этого выйдет?

II. Фиксация затруднения в пробном учебном действии.

– Как жужжит жук? (Ж-ж-ж.)

На доске представлен рисунок с изображением жука.

– Закончите фразы.

Как на тоненький ледок        

Выпал беленький ... (снежок).

                  (Из рус. нар. песни.)

Солнце светит очень ярко,        

Бегемоту стало … (жарко).

                             С. Маршак

А слониха, вся дрожа,

Так и села на … (ежа).

А рядом бегемотики

Схватились за … (животики).

         К. Чуковский. Айболит

– Какой одинаковый звук во всех словах? (Звук [ж].)

– Кто догадался, что сегодня будем изучать? (Букву Ж.) Как думаете, какие знания нам нужны о букве ж? Как будем добывать новые знания? (Будем читать слоги, слова и тексты с этой буквой, характеризовать звук [ж].)

III. Открытие нового знания.

Не случайно я начала урок со стихотворения про жука. Рассмотрите букву ж. На что похожа буква?

– Многие поэты заметили сходство буквы с жуком и сочинили такие стихи.

Ученики читают стихотворения.

Посмотри-ка: буква Ж        Это – Ж,

На жука похожа,        А это – К.

Потому что у неё        Целый жук

Шесть жучиных ножек.         И полжука.

                              В. Кожевников                              А. Шибаев

Эта буква широка         Издает жужжащий звук:

И похожа на жука.                          – Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

И при этом, точно жук,                              С. Маршак

1. Звукобуквенный анализ слова «лыжи».

– Отгадайте загадку:

На прогулке бегуны         Одинаковой длины

Через луг к берёзке         Тянут две полоски.

                                         (Лыжи.)

Сколько звуков в слове «лыжи»? (4.)

– Произнесите это слово, ведя по клеточкам в учебнике. Каждый звук должен попасть в клеточку.

– Интонационно выделите первый звук в слове. (Лллыжи.)

– Назовите первый звук. ([л].)

– Интонационно выделите второй звук в слове. (Лыыыжи.)

– Назовите второй звук. ([ы].)

– Интонационно выделите третий звук в слове. (Лыжжжи.)

– Назовите этот звук. ([ж].)

– Интонационно выделите четвёртый звук в слове. (Лыжиии.)

– Назовите звук. ([ы].)

– Который по счёту звук [ж]? (Третий.)

– Дайте характеристику звуку [ж]. (Согласный, звонкий, твёрдый.)

– Составим схему слова «лыжи».

Один ученик работает у доски.

– Замените фишки буквами.

– Разделите слово на слоги.

– На какой слог падает ударение?

2. Звукобуквенный анализ слова «пирожок».

– Назовите предмет, изображённый на 2-й картине. (Пирожок.)

Звукобуквенный разбор проводится аналогично разбору слова «лыжи».

– Произнесите слово «лыжи», выделяя третий звук, слово «пирожок», выделяя пятый звук.

– Сравните звук [ж] в словах «лыжи» и «пирожок». Он мягкий или твёрдый?

Вывод: звук [ж] – всегда твёрдый.

– Замените фишки в схемах слов на букву ж.

3. Подбор слов со звуком [ж], расположенным в начале слова, в середине и в конце.

4. Чтение слогов, слов и загадок.

– Прочитайте слоги.

– Прочитайте слоги, в которых гласные указывают на мягкость согласного.

– Мягко или твёрдо прозвучал звук [ж]? Почему? (Звук [ж] – всегда твёрдый.)

– Прочитайте слова по столбикам, по строчкам.

– Прочитайте слова-названия животных. (Жук, уж, жаба.)

– Прочитайте слова-действия. (Последний столбик.)

На доске записаны предложения.

– Прочитаем скороговорки сначала медленно, потом быстрее.

В живом уголке жили ежи да ужи.

У Жоры – уж, у Розы – ёж.

У ежа – ежата, у ужа – ужата.

– Прочитайте по себя группу слов, данных в учебнике. Подчеркните карандашом слова, которые встретились в скороговорках.

– Хором произнесите слово, которое не подчеркнули. (Ежонок.)

– Сравните число звуков и букв в этом слове. (Букв – 6, а звуков – 7, так как буква е в начале слова обозначает два звука.)

– Отгадайте загадки. (Ёж, снег.)

Хорошо читающие учащиеся помимо загадок из учебника самостоятельно читают загадки, записанные на доске.

Лежала между ёлками         Маленькая собачка,

Подушечка с иголками.        Свернувшись, лежит;

Тихонечко лежала,         Не лает, не кусает,

Потом вдруг убежала. (Ёж.)        А в дом не пускает. (Замок.)

                                         Л. Ульяницкая

Что интересного в этих загадках? (В загадках есть одинаковые слова «лежали» – «лежал», «побежали» – «побежал». Но отгадки совершенно разные.)

IV. Включение в систему знаний.

1. Чтение новых слов.

– Составьте слова со слогом «жа».

– Прочитайте слова, которые начинаются слогом «жа». (Жало, жабо, жаба, жара, жалит.)

Прочитайте слова, в которых слог «жа» последний. (Сажа, кожа, лужа, ложа.)

– Негромко хором прочитаем новые слова, меняя одну букву. (Жара – пара – парк – паук.)

2. Игра «Найди слово в слове».

– Прочитайте первое слово. (Ёжик.)

– Какое слово в нём нашли? (Ёж.)

– Какие буквы лишние? (И, к.)

Закройте эти буквы ладошкой. Прочитаем новое слово.

Аналогичная работа проводится с остальными словами: ёжик, жеребёнок, жаворонок, пожар, этажерка.

3. Чтение рассказа «Жаба и Жук».

– Каким был Жук? А Жаба?

Физкультминутка

На лужайке по ромашкам жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь, низко-низко наклоняюсь.

4. Самостоятельная работа по тетради «Я учусь писать и читать».

– Закрасьте части рисунка, в которые вписана буква ж. (Жук.)

– Прочитайте рассказ, составьте предложения. Подчеркните слоги с буквой ж.

5. Чтение рассказа Г. Юдина «Поэты».

– Прочитайте последнее предложение.

– Вы согласны, что мышонок Мыша много знает? Подтвердите свой ответ.

V. Итог урока. Рефлексия.

На доске записаны слоги.

ЗЁ ВА ТЕ РО ГЫ ДЭ КЯ СЮ ЛУ ЖИ

– Разделите слоги на две группы. (ВА РО ЛУ ГЫ ДЭ; КЯ ЗЁ СЮ ТЕ.)

– Почему слог «жи» не включили ни в какую группу? (Буква и указывает на мягкость предшествующего согласного, но в данном случае этого не происходит, так как звук [ж] всегда  твёрдый.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе.Буквы М, м обозначающие согласные звуки [м], [м\']

Цель: Познакомить с новыми буквами и звукамиЗадачи  урокаОбразовательная:                     ...

Конспект урока обучения грамоте Тема: «Знакомство с буквой А,а»

В данном конспекте  показана развернутая форма урока по ФГОСам с использованием УУД....

Конспект урока обучению грамоте.Тема: «Звуки [т], [т´], буква Т».

Данный урок был проведён в 1 классе для детей с нарушением зрения...

Конспект урока обучения грамоте. Тема "Согласные глухие звуки [к], [к,], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы К, к."

Урок обучения грамоте (Перспективная начальная школа)Тема "Согласные глухие звуки [к], [к,], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы К, к." Цели: 1.   познакомить с глух...

КОНСПЕКТ урока обучения грамоте.Тема. Звуки [с] и [с ̕].Буква С

Предметные задачи урока:1.      Добиться запоминания формы буквы с.2.      Помочь детям выделить звуки буквы С.3.      Научит...

Конспект урока обучения грамоте. Тема Звук (й), буква Й, й

Конспект урока обучения грамоте. Тема: "Звук (й), буква Й, й...

КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Тема: «Звуки [з ][з`], буквы З, з». УМК «Перспективная начальная школа»

КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕТема: «Звуки [з ][з`], буквы З, з» Цели деятельности учителя: знакомство с согласными звуками [з], [з’], буквой З, з.Планируемые ре...