КОНСПЕКТ урока обучения грамоте.Тема. Звуки [с] и [с ̕].Буква С
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Бурнашева Анастасия Игоревна

Предметные задачи урока:

1.      Добиться запоминания формы буквы с.

2.      Помочь детям выделить звуки буквы С.

3.      Научить читать с буквой с слоги, слова, предложения.

4.      Продолжить развитие фонематического слуха.

5.      Обогатить словарный запас детей.

6.      Расширять кругозор детей.

7. Продолжать работу по развитию речи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

 урока обучения грамоте

Учебник Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина «Моя любимая Азбука» Образовательная система (модель) «Школа 2100»

Тема. Звуки [с] и [с ̕].Буква С

Цель:  познакомить детей с буквой с.

Предметные задачи:

  1. Добиться запоминания формы буквы с.
  2. Помочь детям выделить звуки буквы С.
  3. Научить читать с буквой с слоги, слова, предложения.
  4. Продолжить развитие фонематического слуха.
  5. Обогатить словарный запас детей.
  6. Расширять кругозор детей.
  7. Продолжать работу по развитию речи.

Метапредметные задачи:

  1. Учить детей участвовать в диалоге.
  2. Учить отстаивать свою позицию, приводить доказательства, аргументы.
  3. Формировать умение организовать свое рабочее место.

Тип урока: урок изучения нового материала

Этап обучения: основной (буквенный)

Оборудование.

  • У учителя: карточки, учебник.

  • У учащихся: учебник, листы в клеточку, ручки.

Оформление доски

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный  момент

Давайте вспомним правила поведения на уроке.

Скажите, как должен вести себя ученик на уроке?

Верно, я думаю, что сегодня каждый из вас будет следовать этим правилам и не нарушать их.

А теперь, внимание, посмотрите на меня, выпрямите спинки, сложите аккуратно руки на парту.

Покажите мне, что вы все готовы

При ответе поднимать руку, не выкрикивать, не мешать соседу, слушать внимательно учителя и тд

2. Актуализация знаний. (работа с буквами)

Посмотрите на доску, что мы видим?(«Вредный дымок»)

Дым закрыл буквы

Что мы можем сделать?

Назвать буквы, которые спрятал дым

Кто сможет назвать их?

Гэ,  пэ, тэ, эр, и, эн, ка;

Какая буква лишняя?

и

Докажите

Буква и называет гласный звук, остальные буквы согласных звуков

Посмотрите внимательно на доску. Что это?

Схема

Она заполнена?

Нет

Какое задание мы можем выполнить?

Заполнить пустые квадраты

Про что эта схема?

Про звуки

Какими бывают звуки?

Согласные  и гласные

Приведите примеры

Эн, а

На какие группы можем разделить согласные?

Звонкие и глухие

Приведите примеры

Гэ, ка

Кто сможет прочитать схему?

Наша речь состоит из звуков. Звуки делятся на две большие группы: согласные и гласные. Согласные бывают звонкими и глухими

Для чего мы выполняли это упражнение?

Мы повторяли ранее изученные буквы, чтобы запомнить их

3.Выход на тему урока, формулировка цели  и задач.

На экране картинки салют, стрела, сено, серп

Назовите предметы, изображенные на картинках

Распределите прозвучавшие слова на две группы и сформулируйте тему урока

В первую группу можно отнести слова салют, стрела, потому что они начинаются со звука с. Во вторую группу можно отнести слова сено, серп, потому что они начинаются со звука [с]. Значит тема сегодняшнего урока - "Звуки [с], [ с] и буква, которая их обозначает.

4.Знакомство с новым звуком

На экране иллюстрации лес и лось

Посмотрите на первую иллюстрацию. Что вы видите?

Лес

Что видите под картинкой?

Схему

Это схема слова лес

Сколько слагов в слове лес

Один

Почему?

Один гласный звук

Из каких частей состоит слово?

Слияние ле  и звука вне слияния с

Назовите первый согласный звук

л

Какой звук стоит после звука л ?  

э

Назовите последний согласный звук

Посмотрите на вторую иллюстрацию. Что видите?

Лось

Что видите под картинкой

Схему

Сколько слогов в слове лось?

Один

Почему?

Один гласный звук

Из каких частей состоит

Слияние ло и звука вне слияния с

Из каких звуков состоит слияние?

Согласного л и гласного о

Произнесите последний звук слова лес, лось

с

Свободно ли проходит воздух? Встречают ли преграду во рту

Мешают зубы, язык

Значит,  это какие звуки

Согласные

Закройте уши, произнесите эти звуки и прослушайте их

Услышали голос при произношении?

Нет, это глухие звуки

Расскажите о звуке ( с ). Какой это звук?

Согласный, глухой,твердый

Расскажите о звуке ( с ). Какой это звук?

Согласный, глухой, мягкий

Паравоз вез в вагончиках слова, в которых есть мяг. согл. зв.  и тверд. согл. зв. Вдруг он проехал по кочке, а из вагончиков рассыпались слова. Теперь нам надо собрать их по своим вагончикам.

Осина, стена, оса, нос, косточка, семга, вопрос, десять, сорока, сила

В какой вагончик поместим слово осина? И т.д.

во второй

Какую работу мы сейчас выполняли?

Читали слова и выделяли в них звуки с и с

Сейчас все встанем и проговорим чистоговорки со звуками с и с

Са- Са- Са- в лесу живет лиса.

Со-Со-Со- у Вовы колесо.

Ос- Ос- Ос- на поляне много ос.

Су- Су- Су- было холодно в лесу.

Усь- Усь- Усь- на лугу пасётся гусь.

Какой звук чаще встречался, твердый с или мягкий с?

Твердый с

Физминутка

5.Знакомство с новой буквой

Со звуком мы познакомились. А как же мы этот звук будем отображать на письме?

При помощи буквы

Какую задачу мы можем поставить перед собой?

Познакомится с буквой, которая означает звук с и с

Для обозначения звуков с, с служит буква эс

Это печатная буква с (заглавная) и (строчная). (напечатаны на доске)

Постарайтесь запомнить, как она называется: эс. Давайте хором проговорим 3 раза

Эс, эс, эс

На что похожа буква с?

На полумесяц, на полуовал, подкову

Послушайте стихи.

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

Селы мышка в уголок,

Съела бублика кусок

Как вы думаете, когда мы пишем большую букву эс?

При написании имен, городов и названий рек

Приведите примеры

Света. Ставрополь. Сена

Откроем тетради для печатания на странице 17

Как вы думаете, что мы сейчас будем делать?

Печатать букву с

Взяли ручку синего цвета, сели красиво, спинка прямая. Смотрим как надо печатать.

Взяли в руки ручки, обведите данные буквы

Напечатайте еще столько букв, сколько слогов в слове Севастополь

Что такое Севастополь?

Город

Сколько слогов в этом слове?

4

Как определили?

4 гласных звука, можно это слово «прохлопать»

Сколько букв напечатаем?

4

Для чего мы выполняли это упражнение?

Чтобы уметь печатать букву эс

Чтение

А) слогов

Отложили тетради.

Теперь мы знаем как выглядит буквы эс. И мы можем читать слоги, слова и предложения с этой буквой

Откроем азбуку на странице 60. Что мы видим сверху?

Букву с и не закрашенная схема человечка

Как мы должны его закрасить?

На голове черную шляпу – звук глухой

Один башмачок синим, другой зеленым

Почему именно так?

Шляпа – так как он глухой

Синий –обозначает твердый звук

Зеленый – обозначает мягкий звук

Прочитаем первый столбик слогов справа от звуковичка. Читаем по цепочке.

На, кА, та, СА

Но, ко, то, со,

Ну, ку, ту, су,

Ни, ки, ти,си

В какой строчке находится буква, с которой мы сегодня познакомились?

В нижней

Какой столбик на ваш взгляд является лишним?

Последний?

Почему?

В последнем столбике все согласные мягкие

Дополните слоги так, чтобы получились слова

Нота, нитка, народ, кот, кит, каток, курица…

Попробуйте вспомнить слово, образованное при помощи 2 нот?

Фасоль

Каким бывает каток?

Ледяной, на котором катаются на коньках и машина-каток, которой делают дорогу

Как называется муж курицы?

петух

Читаем второй столбик. Читают девочки

Что вы заметили?

У них есть общая часть ус

Во 2 классе вы узнаете, что такая часть слова называется корень слова. Как вы думаете, почему эту часть так назвали?

От этой части образуются другие слова

Чем отличаются слова ус и усы?

Ус – один предмет, усы – несколько предметов

У кого усики?

У насекомых

Как из слова ус получилось слово усик?

При помощи части ик

Читаем второй столбик. Читают мальчики

Какой звук во всех этих словах обозначает буква эс?

Твердый

Прочитайте третий столбец шепотом.

Что общего есть у этих слов?

Часть слова сто

Что еще одинаково?

Отвечают на вопрос что?

Прочитайте слово, обозначающее слив воды

сток

Прочитайте четвертый столбец про себя

Что такое трос?

Это толстая стальная веревка

Найдите в следующих столбцах короткое слово, обозначающее большой предмет

сыр

Длинное слово, обозначающее маленький предмет

Сынок-сырок

Чему мы сейчас учились?

Читать слоги и слова

Что мы еще не читали?

Предложение

На этой же странице под картинками даны предложения. Прочитаем их. Первое предложения прочитает…

Тут сороки.

Кто такие сороки?

птицы

Ох, уж эта сорока! Как ее только не называют: белобока, болтушка, воровка! А на самом деле: красивая, подвижная, жизнерадостная и полезная птица. Сороки всеядны. Они уничтожают в огромном количестве вредителей леса. Истребляют также грызунов. Сорока очень неравнодушна к незнакомым и блестящим предметам. Поселившись вблизи человека, она может таскать и прятать в укромном месте металлические ложки, кусочки стекла или зеркала, ключи и тому подобное. Но не приучает ли она этим человека к порядку: зачем разбрасывать, где попало свои вещи или мусор? При приближении человека или животного, сорока начинает громко стрекотать. Так что это не просто «сорочья болтовня», а сигнал тревоги для других птиц.

Звуко-буквенный анализ

Сделаем звуко-буквенный анализ слова сорока

С чего начнем?

Обозначаем слово линией

Определим сколько слогов. Прохлопаем это слово. Сколько слогов?

3

Каким будет следующий шаг?

Постановка ударения

Как определим?

Позовем, ну сороооока

На какой слог падает ударение?

На второй

Произнесите первый слог

са

Из каких звуков он состоит?

Твердый согласный с и безударный гласный а

Какими цветами обозначим эти звуки?

Синим, красным

Произнесите второй слог

ро

Из каких звуков состоит?

Твердый согласный р и ударный гласный о

Какими цветами обозначим?

Синим и красным

Произнесите третий слог

ка

Какие звуки?

Твердый согласный к и безударный гласный а

Какими цветами обозначим?

Синим и красным

Проверим нашу схему. Проговорим хором.

ар о ка

Обозначим звуки буквами

сорока

Ребята, буква а уехала в отпуск, вместо нее на письме работает буква о

Получилась у нас схема?

Да

Ребята, подумайте. Что мы еще не прочитали? Слоги чтали, слова и предложение читали.

Текст

В азбуке на этой же странице. В самом низу дан текст. Будем читать по одному предложению.

Сопка - это горы на Дальнем востоке

http://uraloved.ru/images/mesta/chel-obl/aleks-sopka/aleksandr-sopka-11.jpg

Как можно одним словом назвать осины и сосны?

деревья

Осина – это подружка белой березы. Любит яркий солнечный свет. У осины ствол темно-серый. Листья у осины особенные. При ветре они дрожат, колышутся. Осина – очень полезное дерево. Почки и листья собирают для приготовления целебного отвара и мази.

Сосны – деревья стройные, высокие, с красивыми золотистыми стволами. Круглый год: и зимой, и летом сосна остается зеленой. Иголки на ней сменяются не все сразу, а постепенно: одни иголочки опадают, на их месте вырастают новые. Сосны – самые древние деревья на нашей планете.

Что такое ростки?

http://img-fotki.yandex.ru/get/9836/3199755.40/0_984c7_6486e66c_orig.jpg

Почему в тексте говорится, что тут сыро?

Рядом с сопкой течет река

Итог урока

Урок подошел к концу. Подведем итоги урока.

Какой была тема урока?

Буква с и звуки с и с

Что у нас получилось?

Печатать букву, читать слова с новой буквой

Рефлексия

Поднимите руку, кто сегодня много узнал и все понял.Покажите на пальцах оценку, которую вы поставите себе за урок


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

С Марса гость к нам прилетел Азбуку узнать хотел.

Слайд 3

Это не гадкий утёнок–всем ясно, С этой буквой она прекрасна !

Слайд 4

Стульчик этот не простой Дружит с буквой он одной

Слайд 5

Эти буквы так сцепились В цепь златую превратились

Слайд 6

Извивает хобот слон Всем покажет букву он

Слайд 7

г к у о и г п а т

Слайд 8

Звуки

Слайд 11

1 2

Слайд 12

С с

Слайд 13

ступа

Слайд 14

росток

Слайд 15

сопка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте.Тема:СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ш], БУКВА «Ш». СТРОЧНАЯ БУКВА «Ш»

Интегрированный урок №51 согласный Звук [ш], буква «ш». Строчная  буква «ш» («Букварь», с. 82, Прописи№3, с. 26–27)Цели: познакомить с буквой «ш», звуком [ш], с его особенностью, формиро...

Обучение грамоте. Тема урока: Звуки [д], [д]. Буквы "Д,д"

Обучение грамоте. Звуки [д], [д]. Буквы "Д,д"...

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Урок литературного чтения в период обучения грамоте. Тема урока: Звуки [н], [н,] и буквы Н, н.

Урок составлен к учебнику Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева «Азбука»  УМК «Перспектива»...

Урок обучения грамоте. Тема урока: "Звук [и]. БУКВЫ И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И".

Урок-сказка разработан для 1 класса по ФГОС. Программа "Планета Знаний". Конспект урока содержит разнообразный занимательный материал, что повышает познавательный интерес обучающихся к изучаемому мате...

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: "Звуки [й`э], [`э]. Буквы «Е е"

Цель урока:  знакомство учащихся со звуками [й`э], [`э], с печатными буквами Е е; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпическиЗадачи урока:Дидактические:Знакомство обучающихся с ...